ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3623/11 от 24.10.2011 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ

«25» октября 2011 года Дело № А10-3623/2011

Резолютивная часть судебного акта объявлена 24 октября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2011 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Раднаевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия к Республиканской службе по потребительскому рынку и лицензированию (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными приказа от 14.06.2011г. №01-02-1/355 и выданного на его основании приложения к лицензии №А-05 03 МЕ 000595 от 15.06.2006г. в части пункта 1,

при участии:

от заявителя: ФИО1, удостоверение ТО №095576 от 04.06.2010г.;

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности №003-001338/11-0 от 30.09.2011г.;

от третьего лица- ООО «Наран»: не явился, извещен,

установил:

  Прокурор Республики Бурятия обратился с заявлением к Республиканской службе по потребительскому рынку и лицензированию о признании недействительными приказа от 14.06.2011г. №01-02-1/355 в части предоставления ООО «Наран» право на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении – магазине ООО «Наран», расположенном по адресу: <...> «б» на период с 15.06.2011г. по 15.06.2016г. и выданного на его основании приложения к лицензии №А-05 03 МЕ 000595 от 15.06.2006г. в части пункта 1.

Определением по делу от 28 сентября 2011г. судом на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Наран» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Третье лицо- ООО «Наран» в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением.

Руководствуясь пунктом 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствии третьего лица.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, сослался на следующее.

Приказом руководителя Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию от 14.06.2011г. №01-02-1/335 ООО «Наран» продлен с 15.06.2011г. до 15.06.2016г. срок действия лицензии №А-05 от 15.06.2006г., предоставленной обществу на осуществление розничной продажи алкогольной продукции (в обособленном подразделении – магазине ООО «Наран», расположенном по адресу: <...> «б» на территории, прилегающей к муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Закаменская детская школа искусств» и выданы бланк лицензии 03 МЕ 000595 и приложение к лицензии 0З ПР 001879, в пункте 1 которого указано место нахождения обособленного подразделения ООО «Наран» - адрес магазина «Наран».

Указанные приказ и пункт 1 приложения к лицензии выданы с нарушением действующего законодательства.

Согласно п.п. 2,4 ст. 16 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориям. Прилегающие территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия. 16.03.2010 постановлением главы муниципального образования "Закаменский район" № 16 "Об определении территорий на которых запрещена или ограничена розничная продажа алкогольной продукции" утверждены следующие границы территорий г. Закаменск на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции: на расстоянии менее 40 метров от периметра зданий или границ земельных участков образовательных учреждений, на расстоянии менее 20 метров от периметра заданий или границ земельных участков детских учреждений. При оформлении пакета документов на продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО "Наран" от главы МО ГП "город Закаменск" получена справка от 07.06.2011 о том, что торговый объект "Наран" по адресу: ул. Крупская, 28 Б в г.Закаменск, расположен на территории, на которой допускается розничная продажа алкогольной продукции. Справка была выдана на основании письма, согласно которого расстояние от магазина "Наран" до детской школы искусств, расположенной по адресу: <...>, составляет 57 метров. В ходе проведения проверки в августа 2011 года установлено, что границы прилегающей территории к детской школе искусств были определены согласно Порядка утвержденного Указом Президента РБ от 07.05.2009 № 113, который утратил силу с 01.07.2010. Проведенными 03.08.2011 замерами установлено, что расстояние от входной двери магазина "Наран" по ул. Крупской 28 Б до периметра здания МАОУДОД "Закаменская детская школа искусств" составляет 11 метров.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что оспариваемым приказом срок действия лицензии продлен до 15 июля 2016г. С пакетом документов представлена справка Администрации МО городское поселение «город Закаменск» от 07.06.2011г. №413, согласно которой объект торговли, находящийся по адресу: <...>, расположен на территории, на которой допускается розничная продажа алкогольной продукции. Учитывая вновь открывшиеся обстоятельства, на основании решения суда будет выноситься предписание о необходимости переоформления лицензии.

Представитель третьего лица – ООО «Наран» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве требования прокурора признает, просит суд сохранить действие лицензии до 31.12.2011г., во избежание сокращения штатов четырех продавцов.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, приказом руководителя Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию от 14.06.2011г. №01-02-1/335 ООО «Наран» продлен с 15.06.2011г. до 15.06.2016г. срок действия лицензии №А-05 от 15.06.2006г., предоставленной обществу на осуществление розничной продажи алкогольной продукции (в обособленном подразделении – магазине ООО «Наран», расположенном по адресу: <...> «б» на территории, прилегающей к муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Закаменская детская школа искусств» и выданы бланк лицензии 03 МЕ 000595 и приложение к лицензии 0З ПР 001879, в пункте 1 которого указано место нахождения обособленного подразделения ООО «Наран» - адрес магазина «Наран» - <...> «б».

Согласно статье 18 Федерального закона №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее- Закон №171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.05.2006г. №139 (ред. от 13.05.2011г.) «0 Республиканской службе по потребительскому рынку и лицензированию» Республиканская служба по потребительскому рынку и лицензированию (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере торговли и услуг, осуществляющим лицензирование видов деятельности, отнесенных федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации, функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере производства, оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в пределах полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, а также реализации мер, направленных на предупреждение и пресечение нарушений на потребительском рынке.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона №171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;

в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона №171-ФЗ к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 5 Закона Республики Бурятия от 30.12.2005г. №1442-111 (ред. от 05.05.2011) «О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Республике Бурятия» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Прилегающие территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

В соответствии с пунктами 2-6 Порядка определения территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 16.12.2009г. №477 к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности относятся следующие объекты:

железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, оптовые продовольственные рынки, объекты военного назначения, а также здания, в которых расположены детские, образовательные и медицинские учреждения, организации культуры, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, парки и зоны отдыха, железнодорожные платформы (далее - объекты).

Прилегающие территории к объектам - это территории, непосредственно примыкающие к местам массового скопления граждан, местам нахождения источников повышенной опасности и ограниченные расстояниями, установленными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Порядком.

Границы прилегающих территорий устанавливаются исходя из:

- обеспечения доступности торговых точек и удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории, подведомственной органам местного самоуправления, в указанной продукции;

- возрастных категорий контингента и иных специфических особенностей объектов, от которых исчисляются границы прилегающих территорий;

- уровня повышенной опасности объекта для населения соответствующего муниципального образования;

- возможности влияния розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на безопасное функционирование конкретного объекта.

Прилегающие территории устанавливаются по радиусу, определяемому как кратчайшее расстояние между точками отсчета прилегающих территорий.

Точками отсчета прилегающих территорий являются:

- границы земельных участков (ограждения) мест массового скопления граждан и (или) мест нахождения источников повышенной опасности - при наличии земельного участка (ограждения);

- периметр здания (сооружения), в котором расположено место массового скопления граждан и (или) место нахождения источников повышенной опасности

- при отсутствии земельного участка (ограждения);

- наружная входная дверь для предприятий торговли и общественного питания.

В соответствии с пунктом 7 данного Порядка органы местного самоуправления самостоятельно определяют прилегающую территорию в каждом конкретном случае исходя из исторически сложившихся архитектурных планов застройки, в соответствии с настоящим Порядком.

Постановлением главы муниципального образования «Закаменский район» №91 от 16.03.2010г. «Об определении территорий на которых запрещена или ограничена розничная продажа алкогольной продукции» утверждены следующие границы территорий г.Закаменск Закаменского района РБ на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

- на расстоянии менее 40 метров от периметра зданий или границ земельных участков (ограждений) образовательных учреждений;

- на расстоянии менее 20 метров от периметра зданий или границ земельных участков (ограждений) детских учреждений.

Таким образом, из указанных актов следует, что на расстоянии 40 метров от границы земельного участка или периметра зданий образовательных (учебных) учреждений запрещается розничная продажа алкогольной продукции.

При оформлении пакета документов на продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ООО «Наран» от главы МО городское поселение «город Закаменск» получена справка от 07.06.2011г. о том, что торговый объект «Наран» по адресу: ул. Крупская, 28 Б в г.Закаменск, расположен на территории, на которой допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Указанная справка была выдана на основании письма и.о. начальника Управления по развитию инфраструктуры, имущественных отношений и правовым вопросам МО «Закаменский район» от 26.02.2010г., согласно которого расстояние от магазина «Наран» до детской школы искусств, расположенной по адресу: <...>, составляет 57 метров.

В ходе прокурорской проверки в августе 2011г. установлено, что должностными лицами МУ Управления по развитию инфраструктуры, имущественных отношений и правовым вопросам МО «Закаменский район» в феврале 2010г. границы прилегающей территории к детской школе искусств были определены согласно Порядка определения территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, утвержденного Указом Президента РБ от 07.05.2009г. №113, который утратил силу с 01.07.2010г.

Проведенными 03.08.2011г. по требованию прокуратуры Закаменского района замерами прилегающей территории в соответствии с Порядком определения территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции», утвержденным Постановлением Правительства РБ от 16.12.2009г. №477, установлено, что расстояние от входной двери магазина «Наран» по ул. Крупской 28Б до периметра здания муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Закаменская детская школа искусств» составляет 11 метров, о чем составлен акт от 03.08.2011г.

24.08.2011г. Заместителем прокурора Закаменского района составлена справка о результатах проверки исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних в части соблюдения ограничений при розничной продаже алкогольной продукции, согласно которой расстояние от входной двери магазина «Наран» по ул. Крупской 28Б до периметра здания муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Закаменская детская школа искусств» составляет 11 метров.

Следовательно, в указанном магазине не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Таким образом, приказ руководителя Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию от 14.06.2011г. №01-02-1/335 о продлении срока действия лицензии №А-05 03 МЕ 000595 от 15.06.2006г., предоставленной ООО «Наран» на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении - магазине ООО «Наран», расположенном по адресу: <...> на период с 15.06.2011г. до 15.06.2016г. и приложение к лицензии в части пункта 1 не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы детей, посещающих образовательное учреждение «Закаменская детская школа искусств».

Согласно статье 20 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании недействительными приказа руководителя Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию от 14.06.2011г. №01-02-1/355 о продлении срока действия лицензии №А-05 03 МЕ 00595 от 15.06.2006г., в части предоставляющей ООО «Наран» право на осуществление розничной продажи алкогольной продукции и пункта 1 приложения 03 ПР 001879 к лицензии №А-05 03 МЕ 000595 от 15.06.2006г., выданной ООО «Наран», подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требования заявителя удовлетворить.

2. Признать недействительным приказ руководителя Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию от 14.06.2011г. №01-02- 1/355 о продлении срока действия лицензии №А-05 03 МЕ 000595 от 15.06.2006г., в части предоставляющей Обществу с ограниченной ответственностью «Наран» (ОГРН <***>, ИНН <***>) право на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении - магазине ООО «Наран», расположенном по адресу: <...> на период с 15.06.2011г. до 15.06.2016г.

3. Признать недействительным пункт 1 приложения 03 ПР 001879 к лицензии №А-05 03 МЕ 000595 от 15.06.2006г., выданной Обществу с ограниченной ответственностью «Наран» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

4. Обязать Республиканскую службу по потребительскому рынку и лицензированию (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме),

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.

Судья Н.В. Устинова