АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
«21» апреля 2022 года Дело №А10-3650/2021
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Гиргушкиной Н.А. при ведении протокола секретарем Цоктоевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-5» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными решение от 14.01.2021 №20 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 14.01.2021 №1 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость заявленной к возмещению в размере 329 339 руб., об обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 12.10.2021, диплом;
от ответчика: ФИО2 представитель по доверенности №56 от 02.06.2020, диплом;
установил:
02.07.2021 общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление-5» (далее – ООО «СУ-5», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Бурятия о признании недействительными решения от 14.01.2021 №20 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 14.01.2021 №1 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 329 339 рублей, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Определением суда от 25.11.2021 по делу произведена замена ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Бурятия на правопреемника – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (далее - ответчик, налоговый орган).
В обоснование заявленных требований общество указало, что 30.09.2019 представило уточненную налоговую декларацию №2 по НДС за 3 квартал 2016 года (регистрационный номер 856822622, корректировка 2). По результатам проверки составлен акт налоговой проверки №253 от 21.01.2020. Налоговым органом вынесены решения:
- №20 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2021;
- №1 от 14.01.2021 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 329 339 рублей;
- №6 от 14.01.2021 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 1 232 030 рублей.
Основанием для уменьшения суммы НДС, заявленного к возмещению за 3 квартал 2016 года в размере 329 339 рублей, послужил вывод налогового органа о занижении налоговой базы по НДС в размере 2 540 000 рублей, с которой подлежит исчислению НДС в размере 387 458 рублей, по договору соинвестирования строительства нежилого здания от 13.07.2016 №СИ-59, заключенного с ФИО3 ФИО4 орган посчитал, что правоотношения сторон по договору соинвестирования строительства нежилого здания подлежат квалификации как договор купли-продажи будущей недвижимой вещи, в связи с чем указанные операции не освобождены от уплаты НДС.
Налогоплательщик с указанным выводом налогового органа не согласен, указывает, что осуществлял строительство объекта «Этнокультурного центра коренных народов Севера «Арун» в качестве основного инвестора и заказчика-застройщика, привлекая для финансирования объекта собственные, заемные средства и средства третьих лиц, в том числе ФИО3, по договорам соинвестирования.
В уточненной налоговой декларации №2 по НДС за 3 квартал 2016 года налогоплательщик ошибочно включил в налогооблагаемую базу по НДС поступление от соинвестора ФИО3 в сумме 3 000 000 рублей. Остальная сумма поступлений 2 540 000 рублей в налогооблагаемую базу включена не была.
Впоследствии налогоплательщик представил уточненную декларацию №3 за тот же период, полностью исключив поступившие от ФИО3 суммы из налогооблагаемой базы по НДС. Принятое налоговым органом решение по указанной уточненной декларации №3 является предметом отдельного судебного разбирательства.
По мнению налогоплательщика, у налогового органа отсутствовали основания для переквалификации правоотношений по договору соинвестирования с ФИО3, поскольку поступление денежных средств от соинвестора носило инвестиционный характер, что в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров, работ, услуг.
Заявитель указывает, что отношения сторон по договору соинвестирования соответствуют признакам инвестиционной деятельности, предусмотренным нормами Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ). Целью заключения договора являлось получение соинвестором по результатам его исполнения коммерческого помещения для предпринимательской деятельности. Объект капитальных вложений на момент заключения договора соинвестирования не имел характеристик законченного и готового к эксплуатации, не обладал потребительской ценностью для соинвестора, помещения не были оформлены как самостоятельные объекты права. В указанных отношениях ООО «СУ-5» выступало в качестве заказчика-застройщика (инвестора), соинвестором являлось физическое лицо. Правоотношения сторон были оформлены в письменном виде в форме договора соинвестирования. Денежные средства, поступавшие по договору соинвестирования, имели целевой характер: на финансирование строительства, в том числе на погашение кредитов и займов, направленных на строительство объекта.
ООО «СУ-5» ссылается на нарушение принципа правомерных ожиданий налогоплательщика в связи с тем, что на протяжении длительного периода у налогового органа отсутствовали претензии по аналогичным операциям, отраженным в представленных декларациях по НДС, в том числе по которым приняты решения о возмещении НДС за 2013-2016 годы.
В заявлении налогоплательщик не согласен с толкованием условий договора соинвестирования налоговым органом как договора купли-продажи будущей недвижимой вещи. По его мнению, договор соинвестирования представляет собой смешанный договор простого товарищества с элементами посреднического договора.
В связи с чем налоговые обязательства заявителя по НДС должны определяться исходя из суммы вознаграждения заказчика-застройщика, полученной от соинвестора, а не от всего поступившего инвестиционного взноса.
Заявитель считает, что разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума ВАС РФ №54 от 11.07.2011 «О некоторых вопросах разрешения споров, вытекающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем», не подлежат применению, поскольку не содержат разъяснений норм налогового законодательства.
ООО «СУ-5» указывает, что налогооблагаемая база по НДС в спорном случае должна быть определена с учетом положений статьи 155 Налогового кодекса РФ как разница между стоимостью реализации имущественных прав и расходами на их приобретение.
В судебном заседании представитель ООО «СУ-5» поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к нему.
ФИО4 орган в письменном отзыве с заявленным требованием не согласился.
Ответчик указал, что исходя из установленных в ходе налоговой проверки обстоятельств и анализа условий договора соинвестирования строительства нежилого здания от 13.07.2016 № си-59, инспекция правомерно пришла к выводу о том, что фактически заключенный ООО «СУ-5» договор соинвестирования является договором купли-продажи будущей вещи на основании следующего:
- соинвесторы, перечислившие суммы оплаты за помещения в объекте, не наделены правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое недвижимое имущество;
- объект договора соинвестирования был фактически построен на момент заключения спорного договора;
- общество изначально зарегистрировано право собственности на объект за собой, а потом передало по договорам-купли продажи соинвесторам;
- право собственности на помещения в объекте возникает у лиц, заключивших договоры соинвестирования, с момента государственной регистрации права за покупателем;
- при заключении договоров соинвестирования осуществлена индивидуализация предметов договоров путем указания сведений, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору (местонахождение возводимой недвижимости, площадь будущего помещения, иные характеристики, свойства недвижимости, определенные, в частности, в соответствии с проектной документацией). Заключенными договорами определена цена передаваемого имущества. Стороны договора идентифицировали предмет договора (номер нежилого помещения и расположение на отметке (этаж), площадь нежилого помещения в кв.м., в здании по адресу <...>) и сумму финансирования из расчета за один кв. м.
В связи с тем, что договор от 13.07.2016 № си-59 соинвестирования строительства нежилого здания квалифицирован инспекцией как договор купли-продажи будущей недвижимой вещи с условием о предварительной оплате, то данная сделка как операция по реализации имущества подлежит налогообложению НДС согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и пункта 1 статьи 154 НК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы письменного отзыва и дополнений к нему.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
ООО «СУ-5» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.11.2008 и с даты постановки на учет в налоговом органе применяет общий режим налогообложения.
Налогоплательщиком представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость УНД (корр.№2) по НДС за 3 квартал 2016 года с заявленной к возмещению из бюджета суммой НДС в размере 4 213 064 руб.
По указанной налоговой декларации налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой установлено занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, завышение суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета, о чем составлены акт налоговой проверки от 21.01.2020 №253, дополнение к акту налоговой проверки №2 от 21.08.2020 (л.д.118-129, 130-139 т.1), вынесены решения (л.д.77-115 т.1):
- №20 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2021, которым уменьшена сумма налога на добавленную стоимость, излишне заявленная к возмещению в сумме 329 339 рублей;
- №1 от 14.01.2021 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 329 339 рублей;
- №6 от 14.01.2021 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 1 232 030 рублей.
Несогласие налогоплательщика с указанными решениями инспекции №№1, 20 от 14.01.2021, явилось основанием для обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Республике Бурятия от 31.03.2021 №15-14/04227 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Несогласие налогоплательщика с решениями №20 от 14.01.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, №1 от 14.01.2021 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 329 339 рублей, вынесенными Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Бурятия, явилось основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестициями являются денежные средства, иное имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Как следует из статьи 4 Закона N 39-ФЗ, субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторами являются лица, осуществляющие капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств, то есть лица, финансирующее строительство объекта. Заказчиком выступает уполномоченное инвестором лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта.
Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
На основании договора от 12.12.2011 купли-продажи недвижимого имущества между ООО «СУ-5» и Местной национально-культурной автономией эвенков г.Улан-Удэ» налогоплательщиком приобретено незавершенное строительством здание Этнокультурного центра коренных народов Севера Бурятии «Арун», площадью 1 681,3 кв.м., степенью готовности 31%, по адресу: <...>.
29.12.2011 на указанное незавершенное строительством здание зарегистрировано право собственности ООО «СУ-5».
Земельные участки для ведения строительства предоставлены ООО «СУ-5» на основании договоров аренды от 15.06.2015 №89, от 22.10.2015 №164 от 18.01.2016 №8.
ООО «СУ-5» привлекло для строительства объекта для выполнения общестроительных работ ООО «Дарханстрой» по договору подряда от 01.01.2012 (л.д.48 т.2).
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами налогоплательщика об определении его статуса как заказчика-застройщика, не осуществляющего самостоятельно функций подрядчика.
В пункте 1 статьи 8 закона №39-ФЗ указано, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право сторон на заключение договора, как предусмотренного, так и не предусмотренного законом или иными правовыми актами. При этом в заключаемом договоре могут содержаться элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 54 от 11.07.2011 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" (далее - Постановление N 54), при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Кодекса и т.д.
Если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи. Право собственности на объекты недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (включая случаи, когда на такого рода договоры распространяется законодательство об инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть с момента государственной регистрации в ЕГРП этого права за покупателем.
Основанием для вынесения оспариваемых решений и для уменьшения суммы НДС, заявленного к возмещению за 3 квартал 2016 года в размере 329 339 рублей, послужил вывод налогового органа о занижении налоговой базы по НДС в размере 2 540 000 рублей, суммы НДС 387 458 рублей по операциям соинвестирования ФИО3 строительства нежилого здания Этнокультурный центр коренных народов Севера Бурятии «Арун».
Из материалов дела следует, что в целях строительства указанного Этнокультурного центра ООО «СУ-5» привлекал денежные средства соинвесторов по договорам соинвестирования идентичного содержания.
Так, между ООО «СУ-5» и ФИО5 заключен договор №си-54 от 15.03.2016 соинвестирования строительства нежилого здания, предметом которого является передача инвестором соинвестору правомочий по инвестированию строительства части нежилого здания по адресу: <...>, с правом получения по окончании строительства в собственность: нежилого помещения №13 общей площадью 20,40 кв.м., расположенного на отметке -13,800 нежилого здания (нежилое здание Этнокультурный центр коренных народов Севера Бурятии «АРУН») по адресу: Россия, <...> (л.д.57-60 т.2).
Схема расположения указанного нежилого помещения приводится в приложении к настоящему договору.
Характеристики нежилого помещения:
Нежилое помещение №13 сдается с выполнением следующих работ:
- установка витражей – алюминиевый профиль со стеклопакетами без отделки откосов и установки подоконников;
- установка входной двери;
- монтаж системы отопления, установка приборов отопления;
- установка приборов учета потребления электроэнергии. Сдача приборов ресурсоснабжающим организациям осуществляется соинвестором самостоятельно;
- монтаж вентиляции;
- подводка холодного водоснабжения и водоотведения.
Не выполняются следующие работы и не устанавливается следующее оборудование:
- оштукатуривание стен и потолков, оконных откосов и дверных проемов;
- выравнивающая стяжка полов;
- чистовая отделка помещений, включая устройство стяжек полов с теплозвукоизоляцией, шпаклевка, окраска стен и потолков;
- внутренняя разводка в помещениях силовой и осветительной электрической сети (в т.ч. установка розеток и выключателей);
- установка межкомнатных дверей, сантехприборов и санфаянса, приборов освещения;
- телефонизация, радиофикация;
- устройство внутренних перегородок помещений объекта, за исключением конструкций каркаса;
- установка приборов учета тепловой энергии.
Окончание строительства объекта и сдача его в эксплуатацию должны быть осуществлены во втором полугодии 2016 года, но не позднее 21.12.2016.
Право собственности на нежилые помещения возникает у соинвестора с момента государственной регистрации указанного права в установленном действующим законодательством порядке в Управлении Росреестра по Республике Бурятия.
Общая сумма осуществляемого соинвестором финансирования определена по соглашению сторон и составляет 1 632 000 рублей, без налога НДС.
Общая сумма осуществляемого соинвестором финансирования настоящего договора определяется как произведение размера общей площади нежилого помещения, подлежащего передаче соинвестору согласно пункту 3.1 настоящего договора, на стоимость 1 кв.м. общей площади подлежащей передаче объекта инвестирования. Цена одного квадратного метра нежилого помещения составляет 80 000 рублей без налога НДС. В течение срока действия настоящего договора цена договора является окончательной и пересмотру не подлежит.
Указанная в пункте 5.1 договора сумма осуществляемого соинвестором финансирования включает в себя возмещение затрат на строительство (создание) объекта строительства, в том числе возмещение затрат на создание коммуникаций и других инженерных сооружений, благоустройства прилегающих территорий, стоимость природоохранных и иных необходимых работ и услуг, предусмотренных проектной документацией и разрешением на строительство, а также на оплату услуг инвестора.
Полученные денежные средства в рамках данного договора направляются инвестором на финансирование объекта строительства, в том числе на погашение кредитов, займов и иных заимствований, а также процентов и иных платежей по ним, направленных на строительство объекта, указанного в пункте 1.2 настоящего договора.
Стоимость услуг инвестора, оказываемых в соответствии с пунктами 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.6 настоящего договора включены в общую сумму финансирования и составляет 15% общей суммы осуществляемого соинвестором финансирования, указанного в пункте 5.1 настоящего договора. Общая сумма услуг составляет 244800 рублей, включая НДС 18%. Услуги инвестора определяются на момент передачи объекта согласно акту приема-передачи.
Соинвестор осуществляет финансирование строительства путем перечисления на расчетный счет (оплаты в кассу) инвестора суммы, указанной в пункте 5.1 настоящего договора, в следующие сроки: - 1 305 600 рублей в течение трех дней с момента заключения договора; - в сумме 326 400 рублей в течение трех месяцев с даты подписания договора.
27.07.2016 ФИО5 перечислила ООО «СУ-5» 326 400 рублей (л.д.73 т.3).
Между ООО «СУ-5» и ФИО3 заключен договор №си-59 от 13.07.2016 соинвестирования строительства нежилого здания, предметом которого является передача инвестором соинвестору правомочий по инвестированию строительства части нежилого здания по адресу: <...>, с правом получения по окончании строительства в собственность: нежилых помещений №21, 22 общей площадью соответственно 28,79 кв.м., 29,21 кв.м., расположенных на отметке -13,800 нежилого здания (нежилое здание Этнокультурный центр коренных народов Севера Бурятии «АРУН») по адресу: Россия, <...> (л.д.61-64 т.2).
Схема расположения указанных нежилых помещений приводится в приложении к настоящему договору.
Характеристики нежилого помещения:
Нежилые помещения №21, 22 сдаются с выполнением следующих работ:
- установка окон – металлопластиковый профиль со стеклопакетами без отделки откосов и установки подоконников;
- установка входной двери;
- монтаж системы отопления, установка приборов отопления;
- установка приборов учета потребления электроэнергии. Сдача приборов ресурсоснабжающим организациям осуществляется соинвестором самостоятельно;
- монтаж вентиляции;
- подводка холодного водоснабжения и водоотведения.
Не выполняются следующие работы и не устанавливается следующее оборудование:
- оштукатуривание стен и потолков, оконных откосов и дверных проемов;
- выравнивающая стяжка полов;
- чистовая отделка помещений, включая устройство стяжек полов с теплозвукоизоляцией, шпаклевка, окраска стен и потолков;
- внутренняя разводка в помещениях силовой и осветительной электрической сети (в т.ч. установка розеток и выключателей);
- установка межкомнатных дверей, сантехприборов и санфаянса, приборов освещения;
- телефонизация, радиофикация;
- устройство внутренних перегородок помещений объекта, за исключением конструкций каркаса;
- установка приборов учета тепловой энергии.
Окончание строительства объекта и сдача его в эксплуатацию должны быть осуществлены во втором полугодии 2016 года, но не позднее 21.12.2016.
Право собственности на нежилые помещения возникает у соинвестора с момента государственной регистрации указанного права в установленном действующим законодательством порядке в Управлении Росреестра по Республике Бурятия.
Общая сумма осуществляемого соинвестором финансирования определена по соглашению сторон и составляет 5 800 000 рублей, без налога НДС.
Общая сумма осуществляемого соинвестором финансирования настоящего договора определяется как произведение размера общей площади нежилого помещения, подлежащего передаче соинвестору согласно пункту 3.1 настоящего договора, на стоимость 1 кв.м. общей площади подлежащей передаче объекта инвестирования. Цена одного квадратного метра нежилого помещения составляет 100 000 рублей без налога НДС. В течение срока действия настоящего договора цена договора является окончательной и пересмотру не подлежит.
Указанная в пункте 5.1 договора сумма осуществляемого соинвестором финансирования включает в себя возмещение затрат на строительство (создание) объекта строительства, в том числе возмещение затрат на создание коммуникаций и других инженерных сооружений, благоустройства прилегающих территорий, стоимость природоохранных и иных необходимых работ и услуг, предусмотренных проектной документацией и разрешением на строительство, а также на оплату услуг инвестора.
Полученные денежные средства в рамках данного договора направляются инвестором на финансирование объекта строительства, в том числе на погашение кредитов, займов и иных заимствований, а также процентов и иных платежей по ним, направленных на строительство объекта, указанного в пункте 1.2 настоящего договора.
Стоимость услуг инвестора, оказываемых в соответствии с пунктами 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.6 настоящего договора включены в общую сумму финансирования и составляет 15% общей суммы осуществляемого соинвестором финансирования, указанного в пункте 5.1 настоящего договора. Общая сумма услуг составляет 870 000 рублей, включая НДС 18%. Услуги инвестора определяются на момент передачи объекта согласно акту приема-передачи.
Соинвестор осуществляет финансирование строительства путем перечисления на расчетный счет (оплаты в кассу) инвестора суммы, указанной в пункте 5.1 настоящего договора, в следующие сроки: - 3 000 000 рублей в течение трех дней с момента заключения договора; - в сумме 2 540 000 рублей оплачивается до 31.07.2016, 260 000 рублей – оплачивается до 01.12.2016.
Ранее между сторонами были заключены договоры соинвестирования строительства нежилого здания №си-36 от 30.12.2014, №си-32 от 08.10.2014.
По квитанции №21 от 17.10.2014 ФИО3 внесла 2 040 000 рублей по договору №си-32 от 08.10.2014, по квитанции №25 от 30.12.2014 – 500 000 рублей по договору №си-36 от 30.12.2014 (л.д.13 т.4).
Соглашением от 12.07.2016 (л.д.22 т.4) ООО «СУ-5» и ФИО3 расторгли ранее заключенный договор соинвестирования строительства нежилого здания №си-32 от 08.10.2014. Указанным соглашением ООО «СУ-5» обязалось возвратить соинвестору уплаченные по договору 2 040 000 рублей.
Соглашением от 12.07.2016 (л.д.18 т.3) ООО «СУ-5» и ФИО3 расторгли ранее заключенный договор соинвестирования строительства нежилого здания №си-36 от 30.12.2014. Указанным соглашением ООО «СУ-5» обязалось возвратить соинвестору уплаченные по договору 500 000 рублей.
Соглашением от 13.07.2016 (л.д.20 т.3) между сторонами произведен зачет сумм, подлежащих возврату соинвестору в связи с расторжением договоров №си-36 и си32, в счет договора №си-59.
14.07.2016 ФИО3 перечислила ООО «СУ-5» 3 000 000 рублей (л.д.73 т.3).
В уточненной налоговой декларации по НДС №1 (УНД №1) за 3 квартал 2016 года налогоплательщиком в качестве налоговой базы по НДС были учтены операции по договорам соинвестирования в сумме 498 960 рублей, составляющих 15% от поступивших на расчетный счет от соинвесторов денежных средств, принятых обществом в качестве вознаграждения инвестора.
В уточненной налоговой декларации по НДС №2 (УНД №2) за 3 квартал 2016 года, являвшейся предметом проверки в настоящем случае, налогоплательщиком в качестве налоговой базы по НДС были учтены операции по договорам соинвестирования в сумме 3 326 400 рублей – сумма поступивших от ФИО3 и ФИО5 на расчетный счет денежных средств.
При этом сумма произведенного с ФИО3 зачета по соглашению от 13.07.2016 2 540 000 рублей учтена не была, с указанной суммы НДС исчислен не был.
По мнению налогоплательщика, в состав налоговой базы по НДС должна быть включена только сумма вознаграждения, составляющая 15% от уплаченных сумм, поскольку иные денежные средства подпадают под подпункт 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ.
По правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Действительно, условия договора имеют ссылку на законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность.
Однако, протоколом опроса свидетеля ФИО3 №311 от 20.06.2017 (л.д.15-17 т.4) подтверждается, что целью заключения договора соинвестирования являлось намерение приобрести недвижимость для размещения пошивочной мастерской, форма договора соинвестирования была представлена застройщиком, в чем отличие от договора купли-продажи не знает.
Протоколом допроса свидетеля ФИО5 от 08.07.2017 (л.д.31 т.4) подтверждается, что выбор вида договора соинвестирования был объяснен застройщиком тем, что объект не введен в эксплуатацию, после завершения строительства можно будет оформить собственность.
Таким образом, в ходе налоговой проверки подтверждены обстоятельства, что воля соинвесторов не была направлена на вступление в правоотношения по инвестированию объекта строительства, а на приобретение конкретных помещений для использования в собственных целях, которое должно быть построено застройщиком.
Согласованная стоимость помещения в пункте 5.1 договора соинвестирования соответствует правилам определения стоимости недвижимости, изложенным в пункте 3 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из стоимости квадратного метра. В договорах соинвестирования, иных документах, представленных соинвестору, отсутствуют сведения и расчеты, приведенные заявителем в ходе рассмотрения дела, о себестоимости строительства, необходимом объеме инвестиционных взносов, целевом расходовании денежных средств.
Как следует из материалов дела, на нежилые помещения №03:24:011206:3321, 03:24:011206:3322 25.06.2019 зарегистрировано право собственности за ООО «СУ-5». Более того, в отношении данных объектов была зарегистрирована ипотека в пользу ПАО «Сбербанк России» в обеспечение обязательств налогоплательщика по кредитному договору.
Помещения переданы ФИО3 по актам приема-передачи от 22.07.2020, в настоящее время право собственности ФИО3 на нежилые помещения зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таким образом, суд исходит из того, что реализацией признается передача права собственности, что имело место в настоящем случае.
В пункте 5.3 договора соинвестирования сторонами согласовано, что услуги инвестора определяются на момент передачи объекта согласно акту приема-передачи.
Пунктом 5.6 договора предусмотрено, что в случае, если при окончании строительства объекта в соответствии с условиями договора в распоряжении инвестора останутся излишние и/или неиспользованные средства осуществляемого соинвестором финансирования, указанного в пункте 5.1 настоящего договора (экономия застройщика), они считаются его дополнительным вознаграждением.
Пунктом 7.3 также предусмотрено составление акта приема-передачи с указанием сумм исполненного.
Данные условия в совокупности свидетельствуют о том, что услуги инвестора (их стоимость, наличие/отсутствие дополнительного вознаграждения) должны быть определены сторонами при окончании исполнения договора, а именно – в акте приема-передачи.
Акты приема-передачи от 22.07.2020 перечисленных сведений не содержат, содержат сведения только о передаче нежилых помещений.
Изложенные обстоятельства подтверждают выводы налогового органа о вступлении сторон по договору №си-59 в правоотношения по договору купли-продажи вещи без цели инвестирования на условиях предварительной оплаты.
При этом суд критически оценивает представленную обществом налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2020 года и приложенные к ней документы (поступили в эл.виде 01.02.2022) как доказательства учета помимо вознаграждения застройщика в сумме 15% также и экономии застройщика (дополнительного вознаграждения) при расчете себестоимости строительства помещений, переданных ФИО3, поскольку данные документы были составлены после ознакомления с позицией налогового органа, изложенной в акте проверки от 21.01.2020 №253. Представленная счет-фактура №19 от 22.07.2020 не подписана уполномоченными лицами, не сопровождается доказательствами принятия ее ФИО3
Учетная политика ООО «СУ-5» не определяет порядок определения учета сумм, поступающих от инвесторов, сумм вычетов, приходящихся на себя и соинвесторов. ООО «СУ-5» не определяет собственную долю инвестиций и долю инвестиций, в части которой соинвесторы имеют право на вычет сумм налога, предъявленных застройщику подрядными организациями и поставщиками товаров, и которая определяется расчетным методом исходя из доли инвестора в сумме инвестиций на строительство объекта (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.05.2018 № 301-КГ17-22967).
Судом отклоняются доводы о неготовности нежилых помещений при сдаче объекта в эксплуатацию.
По заключению № 28-рз от 02.09.2016, выданному Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора установлено, что объект капитального строительства «Этнокультурный центр коренных народов Севера «Арун», расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Советский район, ул.Советская, 23А. завершен строительством.
Начало строительства объекта капитального строительства: май 2008 года.
Окончание строительства объекта капитального строительства: август 2016 года.
13.09.2016 ООО «СУ-5» выдано разрешение на ввод объекта Этнокультурного центра в эксплуатацию №04-302000-46-2016 (поступило в эл.виде 01.09.2021).
Согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
19.12.2016 за ООО «СУ-5» зарегистрировано право собственности на нежилые помещения 5 этажа Этнокультурного центра.
Следовательно, указанные документы в совокупности подтверждают соответствие объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
Условия заключенного договора №си-59 свидетельствуют о согласовании срока передачи помещений соинвестору в течение 90 дней после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 7.3). По пункту 7.1 сроком готовности к передаче инвестируемой части объекта является дата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Просрочка застройщика в передаче нежилых помещений соинвестору не свидетельствует сама по себе о необходимости ведения дополнительной инвестиционной деятельности, в том числе по перепланировке нежилых помещений.
Кадастровые паспорта и технические планы помещений (поступили в эл.виде 01.09.2021), представленные при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, действительно подтверждают доводы налогоплательщика об отсутствии на указанную дату перегородок между помещениями 5 этажа.
Однако расположение, конфигурация, нумерация и иные параметры помещений, подлежавших передаче ФИО3, указанные в приложении к договору соинвестирования в соответствии с проектной документацией по состоянию на 2016 год и в проекте перепланировки, составленном ООО «Проект-Мастер» (поступило в эл.виде 21.09.2021), идентичны друг другу.
Таким образом, доводы о перепланировке подлежащих передаче помещений не нашли своего подтверждения. Письма Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ по вопросу перепланировки (поступили в эл.виде 21.09.2021) не имеют отношения к делу, поскольку не касаются спорных помещений, переданных ФИО3
Следовательно, возведение перегородок и оформление требуемой документации (кадастрового паспорта нежилого помещения) не подтверждают невозможность передачи объекта в сроки, оговоренные договоров, то есть в течение 90 дней со дня ввода объекта в эксплуатацию. Параметры нежилых помещений, в том числе условия о степени его отделки и оборудования, сторонами не изменялись, соответствующие доказательства отсутствуют.
Решения о возмещении сумм НДС за 2016-2020 годы (поступили в эл.виде 21.09.2021) не свидетельствуют о нарушении налоговым органом принципа правомерных ожиданий налогоплательщика. Указанные решения не сопровождаются соответствующими декларациями и иными необходимыми документами, необходимыми для проверки каждой учтенной хозяйственной операции.
Нормы законодательства о налогах и сборах не содержат запрета для налогового органа в отношении самостоятельной проверки уточненных налоговых деклараций в порядке статьи 88 НК РФ, даже в том случае, если при проведении первичных деклараций нарушений не выявлено. Не выявление налоговым органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля в отношении первичной декларации фактов нарушения налогового законодательства не является обстоятельством, исключающим необходимость проведения мероприятий налогового контроля в отношении уточненной налоговой декларации, что в свою очередь не исключает ответственность налогоплательщика за выявленные в ходе проведения налоговой проверки в отношении уточненной налоговой декларации налоговые правонарушения.
Таким образом, в связи с тем, что договоры соинвестирования квалифицируются как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи с условием о предварительной оплате, то в рассматриваемой ситуации налоговая база не может определяться по пункту 3 статьи 155 НК РФ, который применятся при передаче имущественных прав на жилые и нежилые помещения.
В настоящем случае исполнение по договору соинвестирования нельзя квалифицировать как передачу имущественных прав, поскольку ООО «СУ-5» передал во исполнение договора соинвестирования нежилые помещения, на которые первоначально зарегистрировал право собственности за собой, что свидетельствует о передаче имущества.
Изложенное подтверждает правомерность выводов налогового органа.
Как следует из материалов дела, по представленным документам (книги покупок за 4 квартал 2014 года, книги продаж за 4 квартал 2014 года) отражена реализация на сумму 1 006 461,27 руб., в т.ч. НДС 153 528 руб., в т.ч. в адрес ФИО3 по следующим счетам-фактурам от 17.10.2014 № 6 на сумму 306 000 руб., в т.ч. НДС 46 677,97 руб., от 30.12.2014 №10 на сумму 75 000 руб., в т.ч. НДС 11 440,68 руб. Исчисление НДС в 4 квартале 2014 года налогоплательщиком произведено с 15% (вознаграждение инвестора) от суммы, поступившей от ФИО3
Вычеты по указанным операциям налогоплательщиком не предъявлялись.
В связи с чем сумма подлежащего исчислению по результатам проверки НДС уменьшена при принятии решения до 329 339 рублей.
На основании изложенного налоговый орган пришел к правомерному выводу об определении суммы налога, подлежащей возмещению, в размере 3 883 725 рублей, с учетом налога, возмещенного на основании решения налогового органа №893 от 24.08.2017 в сумме 2 651 695 рублей, в размере 1 232 030 рублей.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Гиргушкина Н.А.