ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3713/18 от 20.02.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru 

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ  26 февраля 2020 года Дело № А10-3713/2018 

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2020 года. 

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Путинцевой Н.Г. при ведении  протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Батодамбаевой А.Б., рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по иску акционерного общества «Читаэнергосбыт»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

к товариществу собственников недвижимости «Заря» (ОГРН <***>, ИНН  <***>) 

о взыскании 17 556,38 руб.,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования  относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «КраМЗ- Телеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 

при участии в заседании

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 31.12.2019   № 52/ТП; 

от ответчика: ФИО2 – председатель на основании приказа от 14.04.2019   № 8, предъявлен паспорт; 

от третьего лица: не явился, извещен,
установил:

Акционерное общество «Читаэнергосбыт» обратилось в суд с исковым заявлением к  товариществу собственников недвижимости «Заря» о взыскании с учетом уточнения 17 556  руб. 38 коп., в том числе 16 548 руб. 78 коп. – задолженности за потребленную  электрическую энергию за период с 01.09.2017 по 31.12.2017, 1 007 руб. 60 коп. – пени за  период с 16.11.2017 по 21.06.2018 с последующим начислением по день фактической оплаты. 


Определением от 19.11.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, общество с  ограниченной ответственностью «КраМЗ-Телеком». 

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, согласно которому ТСН «Заря»  оплату за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период  01.09.2017 по 31.12.2017 не собирала. Собственники на общем собрании приняли решения,  договор с АО «Читаэнергосбыт» не заключать. Судами разных инстанций установлено, что  общедомовые приборы учета не могут быть использованы для расчетов за потребленную  электрическую энергию на общедомовые нужды. 

Третье лицо представило отзыв на исковое заявление.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, заявил  ходатайство об уточнении исковых требований, просит суд взыскать с ответчика сумму  задолженности за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период  с 01.09.2017 по 31.12.2017 в размере 16 548,78 руб., пени за просрочку платежа за период с  16.11.2017 по 21.06.2018 в размере 967,30 руб., пени с 22.06.2018 по день фактической  оплаты суммы задолженности. 

Суд на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации принимает уточнение исковых требований. 

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о  времени и месте проведения судебного заседания. 

Суд на основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим  образом извещенного третьего лица. 

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства,  арбитражный суд приходит к следующим выводам. 

Материально-правовым требованием является требование истца о взыскании долга за  фактически потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды и пени за  просрочку платежа. 

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.05.2014 № 252 истцу  присвоен статус гарантирующего поставщика в пределах территории Республики Бурятия с  01 июня 2014 года. 

Истец, имеющий статус гарантирующего поставщика, поставлял ответчику  электрическую энергию в отсутствие заключенного договора. 


Однако отсутствие подписанного сторонами договора энергоснабжения (купли- продажи) не освобождает ответчиков как потребителей от обязанности производить оплату  за потребленную электрическую энергию. 

Ответчик является управляющей организацией в многоквартирном доме,  расположенном по адресу: Республика Бурятия, <...>. Данный факт подтверждается протоколом общего  собрания собственников от 29.04.2015. 

Ответчик в ходе рассмотрения дела подтвердил факт управления указанным  многоквартирным домом. 

Истцом представлены:

- акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической  возможности установки общедомового прибора учета от 16.09.2014, согласно которому  отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета на границе  балансовой принадлежности ввиду слабого уровня сигнала от GSM модуля прибора учета до  устройства сбора и передачи данных (УСПД) по результатам произведенных замеров из  подвальных помещений МКД в месте размещения ВРУ-0,4 кВ; избыточная влажность  подвального помещения жилого дома; невозможность обеспечения беспрепятственного  доступа для обслуживания прибора учета; 

- акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической  возможности установки общедомового прибора учета от 06.05.2019, согласно которому  отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета на границе  балансовой принадлежности ввиду отсутствия сигнала от GSM модуля прибора учета до  устройства сбора и передачи данных (УСПД) по результатам произведенных замеров в месте  размещения ВРУ-0,4 кВ МКД; ненадлежащее техническое состояние ВРУ-0,4 кВ МКД;  невозможность беспрепятственного доступа для обслуживания прибора учета; при установке  ОДПУ во ВРУ-0,4 кВ МКД не будут соблюдены обязательные технические требования по  монтажу системы учета АИИС КУЭ. Акт составлен в присутствии председателя ТСН "Заря"  ФИО2, отказавшейся от подписи в акте без указания мотивов. Акт составлен  представителями сетевой организации в присутствии представителя муниципального  образования городского поседения "Каменское" руководителя МКУ ЦХТО ФИО3 

ФИО4 прибор учета РИМ 489.05 с заводским номером 372427 установлен и  допущен к коммерческому учету 16.12.2014, соответствующий акт составлен в  комиссионном порядке, в том числе в присутствии представителя предшествующей  управляющей организации. Прибор учета установлен с трансформаторами тока по трем  фазам. Согласно техническому паспорту на прибор учета межповерочный интервал на сам 


прибор учета составляет 16 лет (пункт 5.2 паспорта), то есть считается поверенным до 2029  года. На трансформаторы тока межповерочный интервал составляет 8 лет, соответственно,  поверены до 2021 года. 

Расчет начислений ОДН по показаниям ОДПУ в доме № 4 ответчику был произведен с  учетом потерь, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до  дома, представленных сетевой организацией. 

В период с 01.09.2017 по 31.12.2017 истец заявил о поставке электрическую энергию на  общедомовые нужды ответчику в количестве 6 014 кВт/час на сумму 16 548,78 руб. 

В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены:

- акт снятия показаний с общедомового прибора учета за спорный период,  представленный сетевой организацией ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ"; 

- ведомости начислений по многоквартирному дому за спорный период, которые  содержат сведения о показаниях индивидуальных приборов учета. 

Стоимость потребленной ответчиком электрической энергии определена истцом в  соответствии с приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от  23.12.2016 № 1/45. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации  гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и  иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и  не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла  гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. 

Из пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по  договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту  (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать  принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления,  обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и  исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением  энергии. 

В статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата  энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии  с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами  или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными  правовыми актами или соглашением сторон. 

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых  коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - 


исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами  государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской  Федерации). 

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление  многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия  проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме,  решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление  коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской  Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению  многоквартирными домами. 

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов  управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление  товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным  специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей  организацией. 

Товарищество собственников жилья, выбранное в качестве организации, управляющей  домом в соответствии с вышеназванной нормой, является исполнителем коммунальных  услуг, обязано приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам  помещений в жилом доме, а следовательно, признается абонентом по договору с  ресурсоснабжающей организацией. 

Принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные  услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не влияет на статус исполнителя  коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по  оплате всего объема потребляемых энергоресурсов, остается Товарищество. 

Между сторонами сложились фактические договорные отношения по  энергоснабжению многоквартирного дома. Отсутствие письменного договора между  ресурсоснабжающей организацией и ТСН "Заря" в данном конкретном случае не  освобождает последнего от оплаты поставленных коммунальных ресурсов. 

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354)  установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах  отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом 


(нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе  использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на  общедомовые нужды) (пункт 40). 

В соответствии с пунктом 44 указанных Правил размер платы за коммунальную услугу,  предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном  коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по  отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим  Правилам. 

Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной  на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной  услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги,  предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием  собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке,  принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения  объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного  исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом,  рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на  общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально  размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. 

Факт поставки истцом на объект, находящийся в управлении ответчика, электрической  энергии в спорный период подтвержден документально и ответчиком не опровергнут  надлежащими и бесспорными доказательствами. 

Пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков  электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской  Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442) предусмотрено, что  приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов  электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка -  потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках,  сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее -  смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии  с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской  Федерации требований к местам установки приборов учета. 

Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и  правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг  и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в 


многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими  установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей электроснабжения,  входящих в состав общего имущества МКД, если иное не установлено законодательством  Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД. 

Соответственно, по общему правилу приборы учета должны быть установлены на  указанной выше границе. 

Вместе с тем, пункт 144 Основных положений № 442 допускает при отсутствии  технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности  объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов  розничного рынка установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе  балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. 

Таким образом, возможность использования ОДПУ электроэнергии, установленных за  пределами МКД, в качестве общедомовых зависит от разрешения вопроса о том, имеется ли  техническая возможность установки прибора учета электрической энергии на внешней  границе стены МКД. 

При рассмотрении спора ответчик не согласился со сведениями по объему  электрической энергии, определенному с использованием приборов учета, установленных не  на границе балансовой принадлежности. 

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011   № 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Постановления Правительства  Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов",  утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки  индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета  (далее - Критерии). Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве  юстиции Российской Федерации 23.04.2012, регистрационный № 23933, официально  опубликован в "Российской газете" 16.05.2012. 

Пунктом 2 этого Приказа определено, что техническая возможность установки прибора  учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за  исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5  настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя  бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида  по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения)  невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых 


инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых  внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); в) в месте, в  котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить  соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об  обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований  к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для  его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или)  режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования),  температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и  (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего  вида, его обслуживания, замены. Результаты обследования указываются в акте, форма и  порядок заполнения которого также регламентированы данным Приказом. 

В подтверждение отсутствия возможности установки ОДПУ на границе балансовой  принадлежности истцом были представлены акты обследования от 16.09.2014, 06.05.2019. 

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об  энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые,  потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением  приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных  домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона,  обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а  также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими  данной обязанности, согласно части 12 статьи Закона № 261-ФЗ, действия по оснащению  домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в  последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых  энергоресурсов. 

Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не доказан  факт невозможности установки ОДПУ на границе балансовой принадлежности, в связи со  следующим. 

В пункте 81 Правил № 354 установлено, что критерии наличия (отсутствия)  технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на  предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов  учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития  Российской Федерации. 


Согласно пункту 2 Приложения № 1 к приказу Министерства регионального развития  Российской Федерации от 29.12.2011 № 627, техническая возможность установки прибора  учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за  исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5  7 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие  хотя бы одного из нижеуказанных критериев: 

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам  многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции,  капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем  (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных  систем (внутриквартирного оборудования); 

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить  соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета  соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в  соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства  измерений и о техническом регулировании; 

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида,  невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством  Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании  обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида,  которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за  технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем  (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных  помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний  прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены. 

Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в  многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного  дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется,  если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета  соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3  настоящего документа (пункт 4). 

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета  соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия  (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного),  коллективного (общедомового) приборов учета (пункт 6). 


Согласно пункту 8 Порядка заполнения акта обследования на предмет установления  наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего  (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденного Приказом N  627, в случае выявления факта отсутствия технической возможности установки прибора  учета соответствующего вида, необходимо указать конкретные выявленные в ходе  обследования критерии отсутствия технической возможности установки прибора учета. 

В соответствии с приложением № 3 к Приказу № 627 в акте обследования указываются  полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные  индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также фамилия, имя,  отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, включая  представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за  содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с  указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия данного лица на  проведение обследования), а также наименование такого юридического лица, собственника  (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана  заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета. 

В актах в качестве основания отсутствия технической возможности установки прибора  учета на границе МКД указано на следующие обстоятельства:  

отсутствие сигнала от GSM модуля прибора учета до устройства сбора и передачи  данных (УСПД); 

ненадлежащее техническое состояние ВРУ-0,4 кВ МКД; 

невозможность обеспечения беспрепятственного доступа для обслуживания прибора  учета, при установке ОДПУ не будут соблюдены технические требования по монтажу  системы учета АИИС КУЭ. 

Требования к установке приборов учета утверждены приказом Минэнерго России от 8  июля 2002 года № 204 в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ) Седьмое издание  (далее ПУЭ). 

Слабый уровень сигнала GSM модуля прибора учета до устройства сбора не указан в  Правилах устройства электроустановок в качестве требования к установке прибора учета. 

Из акта обследования невозможно установить, в чем именно заключается  невозможность обеспечения беспрепятственного доступа для обслуживания прибора учета. 

Акт не содержит подробного описания причин невозможности установки прибора  учета, при этом само по себе перечисление указанных в пункте "в" условий,  свидетельствующих об отсутствии технических условий установки прибора учета, не могут  являться доказательством установления соответствующих обстоятельств. 


В этой связи, представленный в материалы дела акт обследования технической  возможности установки прибора учета, признается судом ненадлежащим доказательством,  поскольку не может свидетельствовать о техническом состоянии обследуемых помещений. 

Кроме того, истцом в материалы дела не представлены доказательства согласования с  собственниками МКД возможности установки прибора учета не на границах балансовой  принадлежности МКД. 

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы  за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных  услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из  нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых  коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов  Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

Учитывая изложенное, являются обоснованными доводы ответчика о том, что объем  ресурса, потребленного в спорный период в отношениях между сетевой организацией и  гарантирующим поставщиком в спорный период по вышеуказанным МКД должен  определяться исходя из нормативов потребления. 

При таких обстоятельствах, с учетом расчета объема ресурса, потребленного в спорный  период по вышеуказанному МКД исходя из нормативов потребления, требование истца о  взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды  за период с 01.09.2017 по 31.12.2017 подлежит удовлетворению в размере 9 058,08 руб. 

Доводы ответчика об отсутствии задолженности по причине переплаты электроэнергии  на ОДН непосредственно собственниками указанных домов суд отклоняет, поскольку истец  представил суду доказательства (финансово лицевые счета потребителей), из которых  усматривается произведенный истцом перерасчет в виде возврата на лицевые счета  потребителей уплаченной ранее электроэнергии на ОДН. 

Рассмотрев требование истца о взыскании пени, суд установил следующее.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой  (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма,  которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. 

Истец на основании статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об  электроэнергетике» начислил и предъявил к взысканию пени в сумме 967,30 руб. за период с  16.11.2017 по 21.06.2018 с последующим начислением по день фактической уплаты долга. 

Согласно абзацу 9 части 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике товарищества  собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные 


потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в  жилье, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных  услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии  уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки  рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день  фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с  тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по  день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня  наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней  после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата  не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления  установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере  одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,  действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день  просрочки. 

Периоды для начисления пени определены истцом верно с учетом сроков оплаты  стоимость объема потребленного ресурса за месяц, предусмотренных пунктом 81 Основных  положений № 442. 

В связи с тем, что исковые требования в части взыскания суммы долга за  потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды удовлетворены в части,  расчет пени подлежит корректировке с учетом удовлетворенных требований. 

Требование истца о взыскании пени за период с 16.11.2017 по 21.06.2018 подлежит  удовлетворению в размере 577,98 руб. 

Требование истца об уплате пени по день фактической уплаты долга также заявлено  правомерно в силу закона и подлежат удовлетворению. 

Расчёт суммы пени, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в  процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях,  установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами  казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и  гражданами. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в  частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета пени. 

С 22.06.2018 по день фактической оплаты задолженности пени подлежат начислению  по 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. 

День фактической уплаты долга (полной или частичной) подлежит включению в  периоды начисления пени. При расчёте пени до дня вынесения резолютивной части решения 


по настоящему делу включительно пени подлежат начислению по фиксированной ставке  рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 7 %, а со следующего дня  после вынесения резолютивной части решения необходимо учитывать колебания и  изменения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. 

В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие  судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по  вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника. 

Расходы истца по оплате государственной пошлины суд на основании статьи 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на стороны  пропорционально размеру удовлетворенных требований. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Заря» (ОГРН <***>,  ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Читаэнергосбыт» (ОГРН  <***>, ИНН <***>) 10 736 руб. 06 коп., из которых: 9 058 руб. 08 коп. –  задолженность за электроэнергию на общедомовые нужды за период с 01.09.2017 по  31.12.2017, 577 руб. 98 коп. – неустойка с 16.11.2017 по 21.06.2018, подлежащая начислению  с 22.06.2018 по день фактической оплаты долга, 1 100 руб. – судебные расходы по  государственной пошлине. 

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока  со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной  жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня  принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд  Республики Бурятия. 

Судья Н.Г. Путинцева