ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3725/18 от 07.10.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                                     

14 октября 2019 года                                                                         Дело №А10-3725/2018

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2019 года

В полном объеме решение суда изготовлено 14 октября 2019 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борголовой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Новосёловой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

акционерного общества «Читаэнергосбыт» в лице территориального подразделения «Энергосбыт Бурятии» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Содружество» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества «Улан-Удэ Энерго» (ОГРН <***>,
ИНН <***>)

о взыскании с учетом уточнения 220 368 рублей 22 копеек – долга за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01.01.2018 по 31.03.2018,
63 496 рублей 77 копеек – пени за период с 16.02.2018 по 07.10.2019 с последующим начислением по день фактической уплаты долга,

при участии в заседании

от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 29.12.2018 № 118/ТП;

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 09.01.2019 б/н;

от третьих лиц: представители не явились,

установил:

акционерное общество «Читаэнергосбыт в лице территориального подразделения «Энергосбыт Бурятии»(далее по тексту – истец, АО «Чиатэнергосбыт», гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании
50 000 рублей – долга за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в период с января по март 2018 года, с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Содружество»(далее по тексту – ответчик, ООО «УК Содружество»).

 Дело принято к производству суда с рассмотрением в порядке упрощённого производства.

03 сентября 2018 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в связи с поступившими от ответчика возражениями по существу иска.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлеченоАО «Улан-Удэ Энерго» (определение от 02.10.2018).

В соответствии с окончательными уточненными требованиями, принятыми судом к рассмотрению 07.10.2019 по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец просит взыскать 220 368 рублей 22 копейки – долг за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в период с января по март 2018 года, а также 63 496 рублей 77 копеек – законной неустойки за просрочку платежа за период с 16.02.2018 по 07.10.2018 с последующим начислением по день фактической уплаты долга.

В обоснование исковых требований истец указал на то, что в отсутствие заключенного договора, как гарантирующий поставщик, осуществлял продажу электрической энергии в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <...>, 36, 38, 40, 42, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 67А, 69, 71, 73А, улица ФИО4, дома 3, 7, 9, улица Жуковского, дома 21, 23, 25, улица ФИО6, дома 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 19, 21, 23, 24, 24П, улица Лысогорская, дома 85, 87А, улица Путейская, дома 1, 2, 3, 4, 5, 6, 16, улица ФИО7, дома 12, 12П, 14, 16, 33, 33П, улица Революции 1905 года, дом 96, улица ФИО5, дом 2, улица Шульца, дома 2, 4, 6, улица Юного Коммунара, дома 2, 4, 6, 8, 10, управляющей организацией в которых являлся ООО «УК «Содружество».

В период с январь по март 2018 года электрическая энергия в указанные дома отпущена на общедомовые нужды  в объеме 178 880,60 кВт/час на общую сумму
492 279 рублей 43 копейки, в том числе в январе 2018 года в объеме 71 835,97 кВт/час на сумму 197 692 рубля 60 копеек, в феврале 2018 года в объеме 43 750,48 кВт/час на сумму
147 921 рубль 32 копейки, в марте 2018 года в объеме 53 294,15 кВт/час на сумму
146 665 рублей 51 копейку.

Объем электроэнергии на общедомовые нужды определен как разница между показаниями общедомовых приборов учета и совокупных индивидуальных приборов учета. По многоквартирным домам по улице Путейская, 2, 4 объем электроэнергии на общедомовые нужды определен по нормативу.

С учетом частичной оплаты, произведенной ответчиком на сумму 271 911 рублей
21 копейки, задолженность ответчика составила 220 368 рублей 21 копейка.

За ненадлежащее исполнение обязательств истец начислил и просил взыскать законную неустойку в сумме 63 496 рублей 77 копеек за период с 16.02.2018 по 07.10.2019 с последующим начислением по день фактической уплаты долга.

Ответчик исковые требования не признал, изложив свои возражения в письменном отзыве и в дополнении к нему.

Ответчик указал на то, что договор энергоснабжения между сторонами от 01.01.2017 № 821-00055 не заключен, возникшие разногласия урегулированы в судебном порядке в рамках дела №А10-856/2018, судебный акт вступил в законную силу 07.02.2019.

Ответчик считает, что истец выполняет функции исполнителя коммунальных услуг путем конклюдентных действий, поскольку договоры энергоснабжения заключены собственниками с гарантирующим поставщиком.

Требования истца направлены на взыскание с ответчика коммунальных ресурсов в объеме большем, чем его должны оплатить в совокупности конечные потребители. Ответчик считает, что его обязательства должны быть не больше установленного норматива, в том числе по многоквартирным домам, где установлены общедомовые приборы учета.  Кроме того, ответчик считает, что межповерочные интервалы измерительных комплексов истекли до спорного периода, так как истекли межповерочные интервалы трансформаторов тока. Оплата произведена в объеме собранных денежных средств с собственников помещений.

Представитель третьего лица явку не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом, как по почте, так и по электронной почте.

Сведения о движении дела опубликованы на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/).

Дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.

Претензионный порядок истцом соблюден, вручена ответчику претензия 19.04.2018 с указанием о погашении задолженности за 1 квартал 2018 года.

Неисполнение обязательств послужило основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании долга за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца полностью.

Материально-правовым требованием является требование истца о взыскании долга за фактически потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, основанием – неисполнение обязательств, установленных законом.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.05.2014 №252  истцу присвоен статус гарантирующего поставщика в пределах территории Республики Бурятия с 01 июня 2014 года.

Как следует из материалов дела, истец, имеющий статус гарантирующего поставщика, поставлял ответчику электрическую энергию в отсутствие заключенного договора.

Договор энергоснабжения между сторонами от 01.01.2017 № 821-00055 заключен в судебном порядке, поскольку возникли разногласия, которые не были урегулированы во внесудебном порядке. Судебный акт по делу №А10-856/2018 вступил в законную силу 07.02.2019, которым урегулированы разногласия по договору, после спорного периода по данному делу.

Вместе с тем, в спорный период правоотношения между истцом и ответчиком подлежат квалификации, как фактически сложившиеся правоотношения и, подпадающие регулированию по нормам договора энергоснабжения параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отсутствие подписанного сторонами договора энергоснабжения (купли-продажи) не освобождает ответчика как потребителя от обязанности производить оплату за потреблённую электрическую энергию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 №14).

В соответствии со статьёй 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав платы за содержание жилого помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Управляющие организации на основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.

Согласно пункту 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с Основными положениями № 442 и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124.

В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011
№ 354 (далее по тексту – Правила № 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил
№ 354, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к указанным Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения № 2 к Правилам № 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Согласно пункту 184 Основных положений № 442 определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

Порядок определения объемов коммунального ресурса определяется в соответствии пунктом 21 (1) Правил № 124, несмотря на то, что к спорному моменту договор с ресурсоснабжающей организацией, заключенный в судебном порядке, вступил в силу позднее(№А10-856/2018). По многоквартирным домам по улице Путейская, 2, 4 истец рассчитал объем электроэнергии на общедомовые нужды по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5. По остальным многоквартирным домам объем электроэнергии на общедомовые нужды определен как разница показаний общедомовых приборов учета и совокупных индивидуальных приборов учета.

Ответчик является управляющей организацией в заявленных истцом многоквартирных домах, что подтверждается протоколами общих собраний собственников и не оспариванием ответчиком данного факта. Протоколы общих собраний представлены истцом через систему «Мой арбитр» к иску.

Таким образом, обязанность по уплате потребленной электроэнергии в спорный период на общедомовые нужды должен исполнить ответчик, поскольку такая обязанность законодателем возложена на исполнителя коммунальных услуг.

Истец представил в дело сведения о показаниях общедомовых приборов учета по всем домам, которые отражены в ведомостях электропотребления, также показания общедомовых приборов учета передает ответчик на электронную почту истца и сетевая компания. Показания индивидуальных приборов учета предоставляет ответчик. Все доказательства предоставлены истцом через систему «Мой арбитр» к иску. Кроме того, предоставлены доказательства технологического присоединения к сетям сетевой организации, факт технологического присоединения не оспаривается ответчиком. Акты допуска приборов учета к коммерческому учету по каждому дому. Все акты подписаны  директором ООО УК «Содружество» ФИО3

По многоквартирным домам по улице ФИО9, 32П, 36, 40, 42, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, ФИО4, 3,7, Лысогорская, 85, ФИО5, 2,  ФИО6, 10, 18, 19, 24,  ФИО7, 33, 33П, Путейская, 1, 3, 6, Юного Коммунара, 2, 4, 6, 8, 10, в период с 13.05.2019 по 22.05.2019 проведены проверки работы приборов учета и состояния измерений электрической энергии, соответствующие акты подписаны главным инженером ООО УК «Содружество»
ФИО8 без замечаний. Суд считает, что указанные акты можно применить ретроспективно к спорному периоду исходя из того, что в момент проверки все приборы учета признаны расчетными, следовательно, в спорный период также были расчетными.

По многоквартирным домам по улице ФИО6, 7, 9 ,11, 13, 21, Путейская, 16 также проведены проверки в этот же период, по результатам которых установлено, что общедомовые приборы учета установлены на фасаде дома на уровне второго этажа. В дело представлены акты приема-передачи узла учета(л.д.110-114), согласно которым установлены автоматические приборы учета типа Меркурий 233 ART-03 с трансформаторами тока совместно сетевой организацией АО «Улан-Удэ Энерго» и подрядной организацией в 2013 году.  Также ответчик заявил об истечении межповерочных интервалов, но первичные доказательства не представил, из которых можно было проверить начало срока поверки и его истечение.

По многоквартирным домам по улице ФИО4, 9,  ФИО7, 5, 12, 12П, 14, 16, Жуковского, 21, 23,  25,  ФИО9, 30, 32, 34, 38, 71, 61, 63, 64, 67А, 69, 73А, Циалковского, 2А,  Лысогорская, 87А, ФИО6, 12, 14, 23, 24П, Шульца, 2, 4, 6, Революции 1905 года, 96, в дело представлены на диске(л.д.78) акты проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии за период от 13.05.2019 по 22.05.2019, из которых следует истечение межповерочных интервалов трансформаторов тока, которые являются одним из доводов ответчика в качестве возражений против иска.

Довод ответчика отклоняется, как необоснованный, поскольку техническое обслуживание и проверка приборов учета входят в обязанности управляющей организации согласно положениям части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

Согласно  частям  1,  2  статьи  13  Федерального  закона  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы  должны  осуществляться  на  основании  данных  о  количественном  значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи  приборов  учета  используемых  энергетических  ресурсов.  Данная  позиция подтверждается  судебной  практикой  Верховного  Суда  Российской  Федерации. 

Как указывает Верховный Суд Российской Федерации в определении от 27 ноября 2017 года №305-ЭС17-10970  по  делу  №А40-170280/13,  учетный  способ  определения  объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, безусловно, является  приоритетным  (статья  19  Федерального  закона  №190-ФЗ  от  27.07.10  «О теплоснабжении»,  статья  13  Федерального  закона  №  261-ФЗ  от  23.11.09  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»).  Расчетный  способ определения  объема  потребленного  ресурса  допускается  как  исключение  из  общего правила  при  отсутствии  в  точках  поставки  приборов  учета,  неисправности  данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний.

Истец представил в дело акты допуска в эксплуатацию приборов учета (через систему «Мой арбитр»), подписанные ответчиком, поэтому  в связи с наличием приборов учета и актов снятия показаний, в том числе самим ответчиком оснований для применения расчетного способа определения объема оказанных услуг не имеется.

В данном случае, ответчик, заявляя возражения со ссылкой на истечение сроков межповерочного интервала трансформаторов тока, свидетельствует о недобросовестности его собственного поведения при исполнении обязанностей исполнителя коммунальных услуг. Ответчик не представил в дело доказательства объективных сомнений в достоверности показаний установленных приборов учета, нет доказательств, опровергающих некорректную работу приборов учета. Интерес лица, выполняющего функции по управлению объектами жилищного фонда, прежде всего, должен заключаться в обеспечении надлежащей эксплуатации установленного общедомового прибора учета и поддержанию в исправном, годном для расчетов состоянии; либо в предоставлении возможности при неисполнении (несвоевременном исполнении) обязанности по представлению средств измерения на поверку, опровергнуть презумпцию неисправности (годности) приборов учета.

Довод ответчика о том, что отсутствуют технические паспорта на приборы учета, судом отклоняется, как необоснованный и, не снимающей обязанности по своевременной поверке приборов учета. Осмотр приборов учета, выявление фактов, касающихся работы приборов учета и их годности и т.п., является прямой обязанностью, возложенной законом, управляющих организаций. Все приборы учета находятся в пределах границ эксплуатационной обязанности и балансовой принадлежности ответчика, установлены в ВРУ.

Обязанность оплачивать электроэнергию на общедомовые нужды установлена законом; отсутствие договора или его незаключенность не освобождает ответчика от обязанностей оплачивать электроэнергию на общедомовые нужды по указанным судом нормативно-правовом обосновании; оплачивать сверхнормативное потребление электроэнергии  обязаны управляющие организации при отсутствии решения собрания собственников жилых и нежилых помещений о перераспределении сверхнормативного потребления между ними пропорционально занимаемым ими помещениям.

Возложение законодателем такой обязанности на управляющие организации направлено на эффективное управление многоквартирными домами, следовательно, неисполнение прямых обязанностей свидетельствует о недобросовестном поведении таких управляющих компаний. Кроме того, исполнители коммунальных услуг обязаны минимизировать сверхнормативное потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды, соответственно, определение таковых возможно только по приборам учета. Закон об энергосбережении имеет своей целью повышения энергетической эффективности и создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения. Поэтому является приоритетным расчет по прибору и оснащение ими, в том числе многоквартирные дома является обязанностью соответствующих субъектов.

Решения собственников о перераспределении сверхнормативного потребления электроэнергии в деле нет.

Все общедомовые приборы учета автоматические АИИС КУЭ установлены на границе балансовой принадлежности во внутридомовых распределительных устройствах(ВРУ).

Таким образом, истец правомерно определяет объем электроэнергии на общедомовые нужды по приборам учета. В этой связи не принимается судом контррасчеты ответчика.

В феврале 2018 года истцом произведено доначисление по юридическому лицу в многоквартирном доме по улице ФИО9, 32, по договору энергоснабжения
№ 807-00102, в объеме 3 340,97 кВт/ч на сумму 9 194 рубля 34 копейки(л.д.111-117, том 1). Данное обстоятельство ответчик не отрицал. 

Объем электроэнергии по многоквартирным домам по улице Путейская, 2, 4 определен по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5, что расценивается судом правомерным исходя из установленного законом такого положения.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 22 Правил № 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

Согласно акту комиссионного обследования от 15.09.2014 ООО «УК Содружество» установлено, что подъезд многоквартирного жилого дома по улице Путейская, 4 с 1 по 18 квартиры включительно подключены через общедомовой прибор учета по улице Путейская, 2. Анализ указанного акта позволяет суду прийти к выводу о том, что имеется общедомовый прибор учета. Ответчик самостоятельно выявил незаконное подключение к электросетям юридических лиц и осуществил ревизию внутридомовых сетей. Наличие общедомового прибора учета свидетельствует о том, что имеется техническая возможность установки общедомового прибора учета, но ответчик не осуществил и не заявил в сетевую компанию разделение учета по этим домам, в связи, с чем расчет произведен по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5.

Таким образом, правомерно истец применил повышающий коэффициент и установленный Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17.02.2015 № 5/1(в ред. от 07.06.2017) норматив 0,28 кВт/ч/мес/кв.м.  С 2014 года ответчик не предпринял никакие меры для разделения учета электроэнергии.

Доводы ответчика о том, что после замены измерительных трансформаторов тока по многоквартирным домам по улицам ФИО4, 3, 7, ФИО6, 10, 19, 24, Путейская,1, 3 ,6, ФИО7, 33П, ФИО10, 2, 4, 6, 8, 10 акты допуска этих трансформаторов тока не составлялись, отклоняются, поскольку эта обязанность ответчика.

Также отклоняется довод со ссылкой на письмо Минстроя России от 29.12.2015
№ 42868-ОД/04, не являющееся нормативно-правовым актом, приказ Минземстроя России от 04.08.1998 № 37, постановление Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 о том, что истец неправильно использует площади мест общего пользования. Указанные нормативные и поднормативные акты к спорным правоотношениям неприменимы, поскольку статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрены места общего пользования. По юридической силе закон выше, чем заявляемые ответчиком поднормативные акты, регламентирующие учет жилищного фонда, задачей которого является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

 Неправильно ответчиком применяется материальный закон.

Не опровергнуты ответчиком отсутствие инженерных сетей в местах общего пользования.

Стоимость потреблённой ответчиком электрической энергии определена истцом в соответствии с приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от
22.12.2017 №1/29.

Обязанность по оплате за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды у ответчика возникает согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Срок оплаты электрической энергии для исполнителей коммунальных услуг императивно установлен пунктом 81 Основных № 442 установлен до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Истец представил в дело доказательства частичной оплаты ответчиком(платежные поручения – л.д. 57-59, том 1), которые истцом учтены в счет оплаты согласно назначению платежей, указанных в платежных поручениях.

С учетом частичной оплаты долг составляет 220 368 рублей 22 копейки.

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании долга за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды  в период с январь по март 2018 года подлежит удовлетворению полностью.

Рассмотрев требование истца о взыскании пени, суд установил следующее.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Истец на основании абзаца 10 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ
«Об электроэнергетике» начислил и предъявил к взысканию пени в сумме 63 496 рублей
77 копеек за период с 16.02.2018 по 07.10.2019 с последующим начислением по день фактической уплаты долга. Требования уплаты пеней по день фактической уплаты долга заявлены правомерно как по праву, так и по закону.

Расчет проверен, признается правильным, возражения по нему ответчик не заявлял.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Истец понес расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей и недостающей суммы государственной пошлины с увеличенной суммы иска в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить полностью.

Взыскать 220 368 рублей 22 копеек – долг за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01.01.2018 по 31.03.2018, 63 496 рублей 77 копеек – пени за период с 16.02.2018 по 07.10.2019 с последующим начислением по день фактической уплаты долга, 2 000 рублей – судебные расходы истца по уплате государственной пошлины, всего 285 864 рубля 99 копеек с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Содружество» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированного по адресу: 670024, <...>, в пользу акционерного общества «Читаэнергосбыт» в лице территориального подразделения «Энергосбыт Бурятии» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Взыскать 6 677 рублей – государственную пошлину с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Содружество» (ОГРН <***>,
ИНН <***>), зарегистрированного по адресу: 670024, <...>,  в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд, принявший решение.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                    Г. В. Борголова