ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3813/12 от 21.11.2012 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

22 ноября 2012 года Дело № А10-3813/2012

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Раднаевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стаф» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Республиканской службе Государственной жилищной инспекции о признании незаконным предписания от 22.08.2012 №257/12-П,

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 01.06.2011,

от ответчика: ФИО2, руководителя Республиканской службы государственной жилищной инспекции – главного государственного жилищного инспектора Республики Бурятия, ФИО3, представителя по доверенности №3 от 13.03.2012;

третьего лица – гражданина ФИО4,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Стаф» (далее- ООО «Стаф», общество) обратилось с заявлением к Республиканской службе Государственной жилищной инспекции о признании незаконным предписания от 22.08.2012 №257/12-П.

Определением суда от 14.11.2012 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по собственной инициативе привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора гражданина ФИО4

Заявитель уточнил требования, просит признать оспариваемое предписание недействительным.

В обоснование требований заявитель сослался на несоответствие предписания требованиям статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, пункту 9 новых Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Согласно норме Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном способе управления многоквартирным домом каждый собственник жилого помещения самостоятельно заключает договор на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.

Непосредственный способ управления многоквартирным домом исключает посредничество между собственниками жилых помещений и ресурсоснабжающими организациями.

Данная позиция отражена и в пункте 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Пунктом 9 новых Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857, вступивших в силу с 01.09.2012, четко определено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от способа управления многоквартирным домом определяются: в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Оспариваемое предписание также противоречит гражданскому законодательству, предусматривающему принцип свободы договора.

Требование ответчика о включении в договор оказания услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома перечня коммунальных услуг, указания размера платы за коммунальные услуги применимо лишь для договоров управления многоквартирным домом, предусмотренных статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязание общества заключить договор на установку прибора учета тепловой энергии, введение его в эксплуатацию не соответствует пункту 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Данным пунктом предусмотрено право лица (а не обязанность) лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, выступить в роли заказчика по договору об установке приборов учета.

Ответчик требования не признал, сослался на следующее.

Собственниками помещений в многоквартирном доме, находящемуся по адресу: <...>, 30.11.2011 выбран непосредственный способ управления, заключен 12.01.2012 с ООО «Стаф» договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту указанного дома.

Исполнителем коммунальных услуг, согласно пункту 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнитель коммунальных услуг, согласно подпунктам «а» - «г» пункта 49 указанных Правил, действующих в момент проверки, несет ответственность как за предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых объемах, так и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых они предоставляются.

Частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией, предоставление коммунальных услуг производится управляющей организацией, а в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в доме, то есть ООО «Стаф».

Ответчик в обоснование правомерности предписания сослался на часть 1.1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой при непосредственном способе управления многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет свыше 12, содержание и ремонт общего имущества обеспечивает управляющая организация, которая должна оказывать и коммунальные услуги.

Таким образом, ООО «Стаф», обслуживая внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, фактически поставляя коммунальные услуги от наружной стены дома до квартир жителей дома, обязан заключить договор на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией. Согласно порядку оснащения общедомовыми приборами учета, утвержденным приказом Минэнерго Российской Федерации, ресурсоснабжающая организация заключает договор на оснащение именно с управляющей организацией, которая содержит и ремонтирует общедомовые сети.

Третье лицо- ФИО4 считает вынесенное предписание законным и обоснованным. Оказание коммунальных услуг возложено не на ресурсоснабжающие организации, а на управляющую организацию, отвечающую за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. ООО «Стаф», заключив договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, обязано предоставлять и коммунальные услуги.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренной главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, 16.07.2012 Прокуратурой Республики Бурятия в адрес прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ направлено обращение ФИО4 о неправомерном управлении многоквартирным домом по адресу: <...> обществом с ограниченной ответственностью «Стаф».

Прокурором Октябрьского района г. Улан-Удэ 24.07.2012 указанное обращение направлено в адрес Республиканской службы государственной жилищной инспекции для проведения проверки.

Руководителем Республиканской службы государственной жилищной инспекции 08.08.2012 издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Стаф» с целью проверки доводов гражданина ФИО4, проживающего по адресу: <...>. Руководитель общества ФИО5 08.08.2012 ознакомлен с распоряжением.

Проверку поручено провести ФИО6 – консультанту отдела по работе с обращениями граждан, срок проверки 15 дней, с 09.08.2012 по 23.08.2012.

По результатам проверки 22.08.2012 составлен акт проверки. Руководитель общества ФИО5 22.08.2012 ознакомлен с актом проверки, копия акта им получена.

Актом проверки зафиксировано, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>. 3 в соответствии с протоколом заочного голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 30.11.2011 выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. 12.01.2012 между собственниками помещений многоквартирного дома и ООО «Стаф» заключен договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту дома. В нарушение пункта 2, подпунктов «а» - «г» пункта 49 Правил предоставления услуг гражданам, пункта 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, обслуживая внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, общество не заключило договор на предоставление коммунальных услуг. В адрес общества теплоэнергосбыт Бурятский филиал ОАО «ТГК-14» направлен 15.02.2012 проект договора, локальная смета на установку прибора учета тепловой энергии. Договор на установку прибора учета тепловой энергии обществом не подписан, прибор учета в эксплуатацию не принят.

По результатам проверки должностным лицом ответчика ФИО6 с учетом, предоставленных ей пунктом 3.6 Положения о Республиканской службе жилищной инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2006 № 136 полномочий, выдано 22.08.2012 предписание № 257/12-П.

Согласно предписанию общество обязано устранить нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг», Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктом 1 предписано заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг;

Пунктом 2 предписано привести договор оказания услуг по содержанию и текущему ремонту в соответствие Гражданским кодексом Российской Федерации (указать перечь коммунальных услуг, которые представляет управляющая организация, размер платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы);

Пунктом 3 предписано заключить договор на установку прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию.

Общество с указанным предписанием не согласилось и обратилось в суд с заявлением, уточненным, о признании предписания недействительным.

Изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2, 2.1, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела и установлено судом 30.11.2012 собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, в соответствии с протоколом заочного голосования внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом.

12.01.2012 собственниками помещений многоквартирного дома заключен с ООО «Стаф» договор оказания услуг по содержанию и текущему ремонту.

Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20.03.2012 в иске о признании данного решения недействительным отказано. Стороны подтвердили, что решение вступило в законную силу.

Согласно договору управляющая организация ООО «Стаф» обязалась за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в данном доме (приложение №1), и осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей жизнеобеспечения многоквартирного дома.

Приложением № 1 к договору определен состав общего имущества многоквартирного дома. Согласно пункту 2.1.1 договора управляющая организация обязуется осуществлять надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Перечнем услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утвержденным решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома).

В соответствии с частью 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), действующих в период вынесения оспариваемого предписания, предусмотрено при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники жилых помещений заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Таким образом, с момента избрания собственниками помещений непосредственного способа управления многоквартирным домом, каждый собственник, фактически потребляющий коммунальный ресурс вправе напрямую заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на поставку соответствующего коммунального ресурса.

Правилами № 307 в пункте 3 предусмотрено, что исполнителями коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно подпунктов «а - г» пункта 49 Правил № 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

Как разъяснило Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 20.03.2007 № 4989-ск/о «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг может быть:

- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) – только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

Следовательно, лицом, предоставляющим коммунальные услуги (исполнителем) при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме является ресурсоснабжающая организация, обязание общества внести в договор оказания услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома перечня коммунальных услуг, размера платы за коммунальных услуг, порядка внесения такой платы противоречит указанным Правилам.

На основании изложенного требование предписания об обязании ООО «Стаф» заключить договор с ресурсоснабжащими организациями на предоставление коммунальных услуг, включение в договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту перечня предоставляемых коммунальных услуг, размера платы за коммунальные услуги, порядка внесения такой платы не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам № 307.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Министерством энергетики Российской Федерации приказом от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.06.2010 за № 17646).

Согласно пункту 3 указанного Порядка сторонами договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета являются с одной стороны – организация, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета энергетических ресурсов (далее – исполнитель), с другой стороной – собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченные им лица) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Следовательно, ООО «Стаф», как лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме вправе, а не обязано выступить в качестве заказчика.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что в 2011 году, до проведения собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.11.2011, управление данным многоквартирным домом осуществлялось способом управления управляющей организацией.

В октябре 2011 года в адрес «Теплоэнергосбыта Бурятии» филиала открытого акционерного общества «ТГК-14» направлялось письмо о предоставлении договора на установку общедомового прибора учета, в ноябре 2011 года предоставлялись необходимые документы.

Однако, после выбора собственниками помещений непосредственного способа управления дома, заключения 12.01.2012 договора оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, отказались от установки общедомового прибора учета, поскольку обязанности устанавливать прибор не имелось.

Ссылка ответчика на часть 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая, по мнению ответчика, обязывает ООО «Стаф» как лицо, несущее ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, также предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги судом отклоняются, поскольку в указанной норме речь идет о заключении договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом с управляющей организацией и предоставлением этой управляющей организацией коммунальных услуг.

Если собственники помещений в многоквартирном доме избрали способ управления домом посредством управления товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом и данные юридические лица заключили договор с управляющей организацией, то именно управляющая организация оказывает коммунальные услуги. В других случаях (при отсутствии договора с управляющей организацией) указанным собственникам многоквартирного дома коммунальные услуги предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества дома.

Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме избрали непосредственный способ управления, часть 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации к данным правоотношениям применена быть не может.

Суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их взаимосвязи и совокупности, приходит к выводу о недействительности оспариваемого предписания в связи с несоответствием его требованиям законодательства и нарушении предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать предписание Республиканской службы государственной жилищной инспекции от 22.08.2012 № 257/12-П недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Обязать Республиканскую службу государственной жилищной инспекции (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Республиканской службы государственной жилищной инспекции (ОГРН <***>, ИНН <***>), находящейся по адресу: 670034 <...> в пользу общества с ограниченной ответственностью «Стаф» (ОГРН <***>, ИНН <***>), находящегося по адресу: 670013 <...> руб. – судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при подаче заявления.

Выдать исполнительный лист.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/

Судья Н.В. Устинова