ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3947/2011 от 17.02.2012 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело № А10-3947/2011

27 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2012 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Муравьевой Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шобоевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Городские маршруты»

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,

к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное учреждение «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия, Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ»

о взыскании 18 961 317, 16 рублей

при участии в заседании:

от истца: Сергеева Е.В., представитель по доверенности № 20 от 18.04.2011; Плишкинова А.А., представитель по доверенности № 39 от 11.11.2011;

от ответчиков:

от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Клишина С.Г., представитель по доверенности от 30.09.2011;

от Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия: Сорокина И.А., представитель по доверенности № 01-01-12/2 от 10.01.2012; Ланцева И.А., представитель по доверенности № 01-01-12/1 от 10.01.2012;

от третьих лиц:

от МУ «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ: Басаева А.В., представитель по доверенности от 02.11.2011;

от Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия: Синицына А.В., представитель по доверенности от 10.01.2012;

от МО «Городской округ «Город Улан-Удэ»: Басаева А.В., представитель по доверенности № 2 от 14.01.2011

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Городские маршруты» (далее – МУП «Городские маршруты», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее – ответчики) о взыскании убытков в размере 50 000 рублей.

В предварительном судебном заседании 14.11.2011 истец увеличил размер исковых требований до 54 061 986 рублей.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличение размера исковых требований судом принято.

Определением от 14.11.2011 суд по ходатайству истца исключил Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия из числа ответчиков по делу.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в отношении ответчика Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия. В обоснование заявленных требований пояснил, что МУП «Городские маршруты» выполняет публичные обязательства по перевозке пассажиров во исполнение гражданско-правовых договоров о предоставлении субсидий № 2 от 25.01.2011 и № 5 от 22.04.2011, заключенных с МУ «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ. Субсидии предоставлены предприятию в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров городским автомобильным транспортом общего пользования по установленным тарифам по регулярным маршрутам городского округа «Город Улан-Удэ». Вместе с тем, выделенных из муниципального бюджета денежных средств на покрытие транспортных расходов не достаточно. Предельный (максимальный) тариф на перевозку одного пассажира в городском автомобильном транспорте с 01.01.2010 установлен в размере 12 рублей. Комитетом экономического развития Администрации г. Улан-Удэ рассчитан экономически обоснованный тариф на перевозку городским автомобильным общественным транспортом (автобусами большой и средней вместимости) в городском сообщении на территории г. Улан-Удэ на 2010 год в размере 22,47 рублей, на 2011 год – в размере 18,03 рубля.

Истец пояснил, что согласно закону Республики Бурятия № 262-II«Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны компенсировать перевозчикам недостающие доходы, если перевозки нерентабельны из-за регулирования тарифа. Бездействие со стороны Республики Бурятия в области регулирования тарифов в области транспорта выражается в том, что на сегодняшний день отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по компенсации расходов по перевозке не только малообеспеченных слоев населения, но и всех других категорий населения.

Истец заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 18 961 317 рублей 16 копеек, что составляет неполученные доходы, образовавшиеся в связи с разностью между экономически обоснованным и утвержденным тарифами на проезд городским автомобильным транспортом общего пользования за 2010 и 2011 годы (в том числе в 2010 году – 18 442 241 рубль 76 копеек, в 2011 году – 519 075 рублей 40 копеек).

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшение размера исковых требований судом принято.

Дополнительно МУП «Городские маршруты» пояснило, что бездействие Республики Бурятия выражается в не наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по заключению государственного (муниципального) контракта, в не определении и не передаче из бюджета Республики Бурятия денежных средств на компенсацию межтарифной разницы, отсутствии методики формирования расчетных тарифов перевозчика, утвержденной законом Республики Бурятия.

Закон Республики Бурятия от 14.03.2008 № 79-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта)» наделил МО «Городской округ «Город Улан-Удэ» полномочиями регулировать тариф на проезд в городском транспорте. Вместе с тем данным законом не предусмотрен такой вид полномочий муниципального образования, как заключение муниципальных контрактов с убыточными перевозчиками и, соответственно, возмещение межтарифной разницы.

В качестве правового основания заявленных требований истец сослался на статью 132 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закон Республики Бурятия от 14.03.2008 № 79-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта)», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 468 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок» и др.

Ответчик, Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, исковые требования не признал. В обоснование заявленных возражений пояснил, что инициатором перевозок является Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ», Администрация г. Улан-Удэ наделена соответствующими полномочиями для разрешения вопросов местного значения. Вопрос регулирования тарифов является вопросом местного значения, а также правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации. Республика Бурятия может осуществлять финансовую поддержку. Никаких соглашений по данному вопросу между Республикой Бурятия и Администрацией г. Улан-Удэ подписано не было. Полномочия по предоставлению субсидий для компенсации выпадающих доходов возложены на Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ», в связи с чем обязанности покрывать недостающие средства на оказание транспортных услуг у Республики Бурятия нет.

На основании изложенного, представитель Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия считает, что надлежащим ответчиком по заявленному требованию является Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ».

По мнению ответчика, истцом не доказана совокупность всех элементов, необходимых для взыскания убытков. Не представлены доказательства того, что Республика Бурятия осуществляла незаконные действия (бездействие), не представлен нормативно-правовой акт, возлагающий на Республику Бурятию обязанность по возмещению выпадающего дохода по перевозкам на городском транспорте предприятиям, учредителем которых является орган местного самоуправления. Отсутствует признак вины в действиях ответчика

Ответчик считает, что возмещение межтарифной разницы является обязательством того публично-правового образования, которое осуществляет регулирование тарифа в области городских перевозок, и чьим правовым актом было принято решение об установлении тарифа ниже экономически обоснованного – т.е. органом местного самоуправления.

Ответчик, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, исковые требования не признал. В обоснование заявленных возражений пояснил, что указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, включая метрополитен, и в пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации производится самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, а в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансируется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами.

Правительство Российской Федерации реализовало свои полномочия по установлению порядка государственного регулирования цен (тарифов) на перевозку пассажиров, приняв постановление № 239 от 07.03.1995 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Истец по существу заявленных требований выражает свое несогласие с действующим в Республике Бурятия порядком ценообразования тарифов в сфере пассажирских перевозок и регулирования данных тарифов органами исполнительной власти Республики Бурятия. Нормативно-правовой акт, устанавливающий тариф на перевозку одного пассажира в городском электрическом транспорте, установлен решением Улан-Удэнского городского совета депутатов. Данный тариф истцом не оспорен.

Ответчик считает, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере пассажирских перевозок, следовательно, субъектом, обязанным возместить расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

Следовательно, убытки должны быть взысканы за счет средств казны муниципального образования «Городской округ «Город Улан-Удэ».

Третье лицо, Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ», считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению. Представитель пояснил, что в соответствии с пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установление подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 239 от 07.03.1995 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, включая метрополитен, и в пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Республики Бурятия от 14.03.2008 № 79-IV органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия наделены отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта). Согласно статье 7 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, создаваемого в составе республиканского бюджета. Полномочия по компенсации межтарифной разницы организациям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров, органам местного самоуправления переданы не были. В данной ситуации имеет место бездействие со стороны государственных органов власти в части нормативного регулирования существующей проблемы, в результате чего МУП «Городские маршруты» несет убытки, оказывая населению услуги по тарифам, установленным на уровне ниже экономически обоснованных.

Третье лицо, МУ «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ, с исковыми требованиями согласен, поддержал доводы, изложенные представителем Муниципального образования «Городской округ «Город Улан-Удэ».

Третье лицо, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия, исковые требования не признало. Считает, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия и Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия являются ненадлежащими ответчиками по данному делу. Ответчиком по иску должно выступать Муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ». Истцом понесены убытки вследствие принятия Администрацией г. Улан-Удэ нормативно-правового акта по установлению предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), а также вследствие бездействия Администрации г. Улан-Удэ, выразившемся в отсутствии компенсации разницы в тарифах.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, нормативные документы, регулирующие возникшие правоотношения сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Пунктом 7 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения, в том числе относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Статья 17 данного закона уполномочивает органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных предприятий и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

08.05.2007 по решению Улан-Удэнского городского Совета депутатов № 624-63 принят устав Городского округа «Город Улан-Удэ».

К вопросам местного значения отнесено, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (пункт 7 статьи 5 устава).

В соответствии со статьей 18 устава к компетенции городского Совета отнесен вопрос по определению порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

МУП «Городские маршруты» создано на основании Постановления Администрации г. Улан-Удэ № 2 от 06.01.1999.

Согласно уставу (т. 1 л.д. 129) предприятие является коммерческой организацией, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В разделе 2 устава указано, что предприятие осуществляет пассажирские перевозки, а также оказание услуг, связанных с коммерческой деятельностью по эксплуатации зданий, помещений транспорта, находящихся в муниципальной собственности, и получение прибыли.

Согласно уставу основными видами деятельности МУП «Городские маршруты» являются:

- автотранспортные услуги;

- городские и пригородные пассажирские перевозки;

- перевозка грузов автомобильным транспортом;

- международные перевозки;

- медицинские услуги;

- другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом от 25.09.2007 № АСС 03 006355 выдана Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на срок до 30.09.2012.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 26.11.2009 № 200-14 установлен предельный (максимальный) тариф МУП «Городские маршруты» на перевозку одного пассажира и одного места багажа городским автомобильным общественным транспортом в размере 12 рублей.

Согласно заключению Комитета экономического развития по результатам проверки экономического обоснования стоимости перевозки пассажиров и багажа городским автомобильным общественным транспортом (автобусами большой и средней вместимости) на территории г. Улан-Удэ, тариф на 2010 год составил 22,47 руб., на 2011 год – в размере 18,03 руб. В 2011 году образовался дефицит денежных средств, складывающийся из межтарифной разницы: 22,47 руб. – 12 руб. = 10,47 руб. и 18,03 руб. – 12 руб. = 6,03 руб. на одного пассажира. Показатели 10,47 руб. и 6,03 руб. являются разницей между экономически обоснованным и фактически установленным для МУП «Городские маршруты» тарифом.

Из материалов дела, пояснений сторон установлено, что МУП «Городские маршруты» строило взаимоотношения с Администрацией г. Улан-Удэ в лице Муниципального учреждения «Управление транспорта и связи» на основании договоров № 7 от 09.04.2010, № 1 от 11.01.2010, № 2 от 25.01.2011, № 5 от 22.04.2011 о предоставлении субсидий (т. 1 л.д. 14, т. 1 л.д. 67, т. 2 л.д. 50, т. 2 л.д. 60).

Из разделов I названных договоров следует, что предметом взаимоотношений сторон является предоставление субсидии в целях возмещения затрат, связанных с оказанием МУП «Городские маршруты» услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским автомобильным транспортом общего пользования по установленным в соответствии с законодательством тарифам по регулярным маршрутам городского округа «Город Улан-Удэ».

МУП «Городские маршруты» (исполнитель) приняло на себя обязательство по осуществлению пассажирских перевозок по регулярным маршрутам, МУ «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ (заказчик) приняло на себя обязательство по организации транспортного обслуживания, контролю за соблюдением исполнителем правил перевозки и предоставлению исполнителю субсидий за счет средств бюджета городского округа «Город Улан-Удэ», в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на 2011 год.

В течение 2010, 2011 годов стороны подписали значительное количество дополнительных соглашений к договорам, связанных, в том числе с увеличением размера субсидий за счет средств бюджета городского округа «Город Улан-Удэ» (т. 1).

Полагая, что выделенные городским округом «Город Улан-Удэ» средства не покрывают расходов МУП «Городские маршруты» по перевозке пассажиров общественным транспортом, считая, что Республика Бурятия также должна нести расходы по возмещению затрат, связанных с оказанием населению города транспортных услуг, усматривая бездействие Российской Федерации и Республики Бурятия, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском по взысканию убытков.

Вину Республики Бурятия в виде бездействия истец усматривает в том, что в бюджете Республики Бурятия на соответствующий финансовый год не предусмотрено выделение субсидий на осуществление полномочий по регулированию тарифов на услуги по перевозке пассажиров.

Кроме этого, по мнению истца, бездействие Республики Бурятия выражается в отсутствии нормативно-правовых актов в решении вопроса организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом по регулируемому тарифу, отсутствие государственного контроля в области регулирования тарифов, не передаче полномочий по установлению тарифов в органы исполнительной власти с финансовым обеспечением выпадающих доходов.

В обоснование размера убытков истец привел следующих расчет: за 2010 год убытки составили 18 442 241 руб. 76 коп. из расчета:

24,68 руб. – 12 руб. = 12,68 руб. х 3 300 232 (количество пассажиров в год) = 41 846 941 руб. 76 коп.; 41 846 941 руб. 76 коп. – 23 404 700 руб. (выделенные городом субсидии) = 18 442 241 руб. 76 коп.

за 2011 год убытки составили 519 075 руб. 40 коп. из расчета:

22,30 руб. – 12 руб. = 10,30 руб. х 3 855 118 (количество пассажиров в год) = 39 707 715 руб. 40 коп.; 39 707 715 руб. 40 коп. – 39 188 640 руб. (субсидии города) = 519 075 руб. 40 коп.

Данные выводы истца поддержаны представителем МО «Городской округ «Город Улан-Удэ», МУ «Управление транспорта и связи» Администрации г. Улан-Удэ.

Суд считает ошибочными данные выводы участников, исходя из следующего.

Глава 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Из статьи 19 закона следует, что наделение органов местного самоуправления такими полномочиями осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, то на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

14.03.2008 Президентом Республики Бурятия подписан закон № 79-IV, в соответствии с которым органы местного самоуправления на неограниченный срок были наделены государственными полномочиями по регулированию тарифа на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Статьями 5, 6, 7 названного закона установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе:

1) разрабатывать и принимать в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для осуществления переданных им государственных полномочий;

2) запрашивать и получать в установленном порядке от организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности информацию, необходимую для осуществления государственных полномочий;

3) использовать дополнительно собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны:

1) представлять в исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, наделенный соответствующими полномочиями Правительством Республики Бурятия (далее - уполномоченный орган исполнительной власти), информацию, документы и отчеты, связанные с осуществлением государственных полномочий;

2) представлять проекты тарифов на согласование в уполномоченный орган исполнительной власти;

3) не допускать нецелевое использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных для осуществления государственных полномочий;

4) возвратить в случае прекращения осуществления государственных полномочий неиспользованные финансовые средства и материальные ресурсы, предоставленные для осуществления государственных полномочий;

5) исполнять выданные в пределах компетенции письменные предписания органов государственной власти Республики Бурятия об устранении нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;

6) определить должностных лиц органа местного самоуправления, ответственных за выполнение переданных государственных полномочий.

Органы государственной власти Республики Бурятия при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:

1) издавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий и осуществлять контроль за их исполнением;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;

3) оказывать методическую и консультативную помощь по вопросам осуществления государственных полномочий.

Органы государственной власти Республики Бурятия при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны осуществлять:

1) финансовое и материальное обеспечение деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий;

2) контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий, а также за использованием предоставленных для осуществления указанной деятельности материальных ресурсов и финансовых средств.

Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, создаваемого в составе республиканского бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Распределение субвенций из республиканского фонда компенсаций утверждается законом Республики Бурятия о республиканском бюджете по каждому муниципальному образованию в Республике Бурятия, указанному в статье 2 настоящего Закона.

Расчет определения общего объема предоставляемых субвенций осуществляется в соответствии с Методикой согласно приложению к настоящему Закону.

В соответствии со статьей 12 настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования и вводится в действие ежегодно законом Республики Бурятия о республиканском бюджете при условии, если закон Республики Бурятия о республиканском бюджете предусматривает предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Приложением к данному закону Республики Бурятия является Методика расчета для определения общего объема субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Согласно указанной Методике в расчет объема субвенции включается:

- размер необходимых субвенций в целом по республике (в рублях);

- годовой фонд оплаты труда главного специалиста с начислением (в рублях);

- годовой норматив затрат на материально-техническое обеспечение работника;

- количество рабочего времени в году;

- количество рабочего времени на выполнение государственных полномочий по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.

Таким образом, законом от 14.03.2008 № 79-IV Республика Бурятия наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки и приняла на себя обязательство по финансовому обеспечению осуществления органами местного самоуправления названного государственного полномочия в соответствии с Методикой согласно приложению к настоящему закону.

Из положений утвержденной методики расчета субвенций следует, что средства из республиканского бюджета выделяются только на материально-техническое обеспечение исполнения полномочий и на оплату труда специалистов (исходя из 30 рабочих дней в году), выполняющих государственные полномочия по расчету тарифа.

По пояснению участников (истца, ответчика Республики Бурятия, третьего лица), Республика Бурятия выполнила данные расходные обязательства.

В соответствии с расходными расписаниями № 802/02 от 01.02.2011 денежные средства на администрирование указанных действий в полном объеме были перечислены.

На основании утвержденной Методики расчета субвенций из республиканского бюджета на исполнение государственных полномочий муниципальному образованию «Городской округ «Город Улан-Удэ» были выделены субсидии:

- в 2010 году – 1 800 руб.;

- в 2011 году – 2 100 руб.

Анализ приведенных норм законов свидетельствует о том, что Республика Бурятия не принимала на себя расходные обязательства по возмещению муниципальному образованию образовавшейся межтарифной разницы, а приняла обязательства о включении в бюджет года и выплате муниципальному образованию субвенции, связанной с администрированием действий по выполнению специалистом полномочия по расчету тарифа. Возлагая на орган местного самоуправления государственного полномочия по регулированию тарифа, возмещение затрат предполагалось за счет средств местного бюджета.

Полномочия по предоставлению субсидий для компенсации выпадающих доходов возложены на муниципальное образование «Городской округ «Город Улан-Удэ».

Данный вывод также следует из решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 09.12.2010 № 363-28 «О бюджете городского округа «Город Улан-Удэ на 2011 год и плановый период 2012, 2013 годов», постановления Администрации г. Улан-Удэ от 31.12.2008 № 645 «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (за исключением государственных и муниципальных учреждений), осуществляющим перевозку населения городским пассажирским транспортом общего пользования по регулярным, в том числе сезонным, маршрутам городского округа «Город Улан-Удэ», согласно которым установлены категории и критерии отбора перевозчиков, имеющих право на получение субсидий.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2.1 названного постановления право на получение субсидий имеют перевозчики, осуществляющие перевозки по тарифу на проезд пассажиров и провоз багажа, установленному органом местного самоуправления ниже экономически обоснованного тарифа в соответствии с заключением МУ «Комитет экономического развития».

Предприятиям для получения субсидии необходимо предоставить в орган местного самоуправления в соответствии с подпунктом «д» пункта 3.1 постановления справку – расчет суммы субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования по регулируемым, в том числе сезонным, маршрутам городского округа «Город Улан-Удэ» по тарифам, установленным в соответствии с законодательством на перевозку пассажиров, согласованную с Комитетом экономического развития Администрации г. Улан-Удэ.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.08.2011 № 465-35 «Об утверждении порядка принятия решений об установлении цен (тарифов), регулируемых органами местного самоуправления г. Улан-Удэ» предусмотрено, что органом, осуществляющим регулирование цен (тарифов) является Улан-Удэнский городской Совет депутатов и Администрация г. Улан-Удэ.

Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Из смысла указанной нормы следует, что обязанность возмещать потери муниципального предприятия в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городского округа в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.

Соответственно, без наделения органов местного самоуправления городских округов такими государственными полномочиями субъекты Российской Федерации не вправе предоставлять местным бюджетам межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов, поскольку это означало бы по сути возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий в нарушение установленного федеральным законодательством порядка.

Поскольку субъектом Республикой Бурятия не передавались МО «Городской округ «Город Улан-Удэ» данные государственные полномочия, поэтому Республика Бурятия не имеет правовых оснований предоставлять местному бюджету межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов.

Субъектом, обязанным возместить муниципальному предприятию расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение. В данном случае тариф был установлен МО «Городской округ «Город Улан-Удэ».

В судебном заседании истец отказался привлекать городской округ «Город Улан-Удэ» к участию в процессе в качестве ответчика по делу.

Анализ пояснений истца свидетельствует о том, что МУП «Городские маршруты» фактически не согласно с действующим в Республике Бурятия порядком ценообразования тарифов в сфере пассажирских перевозок и порядком регулирования тарифов, однако истцом не представлены доказательства принятия мер по обжалованию решений Улан-Удэнского городского Совета депутатов, и в частности решения от 26.11.2009 № 200-14, установившего предельный (максимальный) тариф в размере 12 рублей для МУП «Городские маршруты» на перевозку одного пассажира и одного места багажа городским автомобильным транспортом.

Таким образом, порядок ценообразования, размер тарифа, его правовое регулирование не оспаривалось истцом в установленном законом порядке, указанное решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 26.11.2009 № 200-14 незаконным не признано.

Статьей 6 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления.

Истцом не предъявлены в суд доказательства обращения в представительные органы местного самоуправления о необходимости выступления с законодательной инициативой по устранению возникшей правовой проблемы. Отсутствуют доказательства обращения МУП «Городские маршруты» в соответствующие органы местного самоуправления для решения вопроса о своевременном включении и последующем возмещении расходов по межтарифной разнице в бюджет Республики Бурятия на 2010, 2011 годы. Ссылка на бездействие возможна в том случае, если само заинтересованное лицо предпринимало к этому достаточные меры.

Обращение МО «Городской округ «Город Улан-Удэ» к первому заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия не принято судом во внимание, поскольку данное действие имело место непосредственно перед обращением истца в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.

Переписка, представленная истцом, (т. 4 л.д. 44-103) свидетельствует о попытках МУП «Городские маршруты» привлечь дополнительные средства из республиканского бюджета. Указанные документы не подтверждают обстоятельства, связанные с принятием истцом непосредственных мер по решению вопроса о возмещении именно межтарифной разницы.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о бездействии Республики Бурятия в виде непринятия мер по нормативному регулированию разницы в тарифах, а также отсутствуют основания для привлечения данного субъекта к ответственности в виде убытков.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Для применения к Республике Бурятия положений статей 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде взыскания убытков необходимо наличие одновременно следующих условий:

- вина причинителя вреда;

- противоправность поведения причинителя вреда;

- причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями;

- доказанность размера вреда.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение данной нормы права МУП «Городские маршруты» не доказало вину, противоправность поведения ответчика, а также причинно-следственную связь и размер вреда, т.е. не доказало наличия совокупности признаков, необходимых для привлечения указанного субъекта к ответственности.

Отсутствие совокупности признаков, необходимых для привлечения к ответственности, является основанием для отказа в иске.

Суд считает ошибочной ссылку истца на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-п о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой Муниципального образования «Городской округ «Город Чита». По данному делу решение об установлении тарифа на производимую тепловую энергию для населения принималось исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. По настоящему делу тариф установило МО «Городской округ «Город Улан-Удэ». Из данного постановления Конституционного суда Российской Федерации следует, что субъектом, обязанным возместить расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее решение.

Из приведенных обстоятельств по делу следует, что спорный тариф был установлен не уполномоченным органом Республики Бурятия, а по решению Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 26.11.2009 № 200-14, которое, как уже указывалось выше, заинтересованными лицами не обжаловалось, данный акт не признан недействующим, не изменен, не отменен. Экономическая обоснованность утвержденного тарифа не оспорена.

Из анализа материалов дела, пояснений сторон установлено, что городской округ «Город Улан-Удэ» не заявлял к Республике Бурятия требований о компенсации затрат в связи с предоставлением МУП «Городские маршруты» субсидий с целью возмещения межтарифной разницы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности доводов истца, что Республика Бурятия обязана была выделять субсидии на погашение межтарифной разницы, что субъект Российской Федерации – Республика Бурятия допустила неправомерное бездействие, выразившееся в виде непредоставления МО «Городской округ «Город Улан-Удэ» достаточных денежных средств для обеспечения реализации соответствующих государственных функций в сфере регулирования тарифа на перевозки пассажиров, с покрытием всех образовавшихся убытков у МУП «Городские маршруты».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего иска возлагаются на истца.

Учитывая материальное положение МУП «Городские маршруты», подтвержденное документально, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины, подлежащей уплате в доход федерального бюджета, до 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Муниципальному унитарному предприятию «Городские маршруты» (ОГРН 1020300982052, ИНН 0323107142) отказать.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Городские маршруты» (ОГРН 1020300982052, ИНН 0323107142) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подаётся в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Е.Г. Муравьева