ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-3959/18 от 26.11.2018 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

29 ноября 2018 года                                                                        Дело № А10-3959/2018

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия  в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушевич К.Ю., рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения «Центр информационных технологий Республики Бурятия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству финансов Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления №7 от 12.04.2018,

при участии в заседании:

заявителя - ФИО1, представителя по доверенности от 20.11.2017;

ответчика - ФИО2, представителя по доверенности от 14.05.2018 №04-01-12, ФИО3, представителя по доверенности от 07.08.2018 № 01-01-12/26;

третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия – ФИО4, представителя по доверенности от 18.05.2016 №04-08-38-и-3009/16,

установил:

Государственное бюджетное учреждение «Центр информационных технологий Республики Бурятия» (далее- заявитель, учреждение) обратилось с заявлением к Министерству финансов Республики Бурятия (далее- ответчик, Минфин РБ) о признании недействительным представления №7 от 12.04 .2018.

Определением суда от 13.08.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Министерство внутренних дел Российской Федерации по Республике Бурятия, УФПС РБ- филиал ФГУП "Почта России", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.

Представители третьих лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Бурятия, УФПС РБ – филиал ФГУП «Почта России», в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела пояснил следующее. Минфином РБ в период с 19.03.2018 по 30.03.2018 в отношении Учреждения проведена внеплановая выездная проверка. В результате проведенного контрольного мероприятия 12.04.2018 вынесено оспариваемое представление об устранении причин и условий выявленных нарушений. Основанием его вынесения послужили выводы о нарушении Учреждением положений статьи 6, части 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившимся в заключении 09.01.2017 соглашения о взаимодействии по сопровождению и обслуживанию систем автоматической фиксации нарушений дорожного движения с МВД по РБ, предусматривающего, в том числе направление иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, а также предпочтовую обработку почтовых отправлений, связанных с рассылкой копий постановлений об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото видеофиксации нарушений правил дорожного движения, в отсутствие предусмотренных уставом Учреждения полномочий, что повлекло за 2017 год и текущий период 2018 года неправомерную оплату за оказанные услуги по направлению иной заказной корреспонденции, а также предпочтовой обработке почтовых отправлений в сумме 2 783 225 руб. 91 коп. Вместе с тем, Минфином РБ не учтено следующее. Соглашение о взаимодействии от 09.01.2017 заключено с учетом полномочий Учреждения, предусмотренных пунктом 2.3.6 Устава, в целях реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Республики Бурятия «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2013 №179. Кроме того, указанное соглашение является безвозмездным и не устанавливает расходных обязательств перед МВД по РБ. В силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196 «О безопасности дорожного движения» к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения. Направление гражданам копий постановлений об административном правонарушении, зафиксированном с помощью средств фото-видеофиксации, также является информированием граждан по соблюдению правил дорожного движения и требований КоАП РФ, по выполнению требований об исполнении правового акта уполномоченного лица по своевременному исполнению обязанности по уплате штрафа. То есть, тем самым обеспечивается реализация полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами, а также рекомендациями, изложенными в протоколе заседания Правительственной комиссии по профилактике нарушений от 28.12.2011 №4, Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.12.2010 №554 «О государственном бюджетном учреждении Центр Информационных технологий Республики Бурятия» на Учреждение, в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации по информированию граждан о правилах и требованиях в области безопасности дорожного движения, возложено проведение указанных мероприятий, в том числе почтовые отправления, связанные с рассылкой постановлений об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения. Таким образом, соглашение о взаимодействии от 09.01.2017 заключено Учреждением в соответствии с уставной деятельностью и в целях реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Республики Бурятия от 09.04.2013 №179, которая в свою очередь и является нормативным актом, предусматривающим (расходное обязательство) финансирование ее мероприятий в соответствии со статьей 85 БК РФ. Предпочтовая обработка почтовых отправлений, связанных с рассылкой копий постановлений об административных правонарушениях, является частью единого неразрывного производственно-технологического процесса по направлению почтовых отправлений, реализуется в рамках мероприятий по информированию граждан. Об этом также свидетельствует и то, что, при формировании экономического обоснования ресурсной обеспеченности реализации государственной программы Республики Бурятия от 09.04.2013 №179, в расчет стоимости одного почтового отправления включалась прогнозная стоимость предпочтовой обработки.  

Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела с заявленным требованием не согласился. Пояснил, что в соответствии с совместным обращением Минфина России и МВД России от 22.12.2014 №10-08-05/66539, от 24.12.2014 №1/11902 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было рекомендовано осуществлять финансирование почтовых расходов, связанных с рассылкой копий постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме за счет средств субъектов Российской Федерации в рамках реализации положений статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и части 2 статьи 47 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции». Вместе с тем, соответствующий нормативный правовой акт, договор или соглашение, обуславливающие осуществление расходных обязательств Республики Бурятия в части осуществления полномочий по делам об административных правонарушениях, связанных с рассылкой копий постановлений об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, Правительством Республики Бурятия не был принят (подписан). Несмотря на это, Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, как ответственным исполнителем, на реализацию мероприятий, предусмотренных Государственной программой Республики Бурятия «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2013 №179, в 2017 году включены расходы в сумме 17 191 600 руб., связанные с направлением гражданам, нарушившим правила дорожного движения, почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения и иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, смс-оповещения граждан об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения. 30.12.2016 Министерством имущественных и земельных отношений Республики Бурятия с  Учреждением заключено соглашение №52 о порядке и условиях предоставления целевых субсидий, связанных с мероприятиями, проводимыми в рамках Государственной программы «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2013 №179. С учетом дополнительных соглашений к указанному соглашению от 30.12.2016 №52 в 2017 году на реализацию мероприятий программы, утвержденных приложением №14 к программе №179, а именно направление гражданам, нарушившим правила дорожного движения, почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения и иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, смс-оповещения граждан об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения, фактически выделено 17 191 564, 33 руб., что составляет 99,9% от предусмотренной суммы. 09.01.2017 Учреждением с МВД по РБ заключено соглашение о взаимодействии по сопровождению и обслуживанию систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. Предметом указанного соглашения от 09.01.2017 являются действия сторон, направленные на обеспечение реализации, предусмотренных федеральным законодательством полномочий в сфере безопасности дорожного движения посредством содержания, обслуживания и развития систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории г.Улан-Удэ и Республики Бурятия, а также направление гражданам нарушившим правила дорожного движения, почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения и иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, смс-оповещения граждан об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения.  Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.3.6 Устава к основным видам деятельности Учреждения относится проведение мероприятий по информированию граждан о правилах и требованиях в области безопасности дорожного движения (почтовые отправления, связанные с рассылкой копий постановлений по делам об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения.). Следовательно, Учреждение в отсутствие соответствующих полномочий, заключило с МВД по РБ соглашение от 09.01.2017 в части, предусматривающей направление иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, а также предпочтовой обработке почтовых отправлений, связанных с рассылкой копий постановлений об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Всего за 2017 год и текущий период 2018 года Учреждением по заключенным договорам с ФГУП «Почта России» оплачено за отправку иной заказной корреспонденции ГИБДД МВД РБ в сумме 667 043,38 руб., за предпочтовую обработку почтовых отправлений, связанных с рассылкой копий постановлений об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в сумме 2 116 182, 53 руб. Установленные в ходе проверки обстоятельства и постановленные с учетом действующего правового регулирования в сфере бюджетных правоотношений выводы Минфина РБ явились основанием для вынесения оспариваемого представления, предусматривающего необходимость принятия мер по устранению причин и условий выявленных нарушений. Кроме того, о неправомерности оплаты расходов на предпочтовую обработку почтовых отправлений, связанных с рассылкой копий постановлений об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, также свидетельствует и то обстоятельство, что предпочтовая обработка иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, оплачивается МВД по РБ самостоятельно.

Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в ходе рассмотрения дела поддержал позицию заявителя. Дополнительно указал, что направление гражданам копий постановлений об административном правонарушении, зафиксированном с помощью специальных технических средств фото- и видео фиксации, также является информированием граждан по соблюдению правил дорожного движения и требований КоАП (по соблюдению скоростного режима, правил проезда перекрестков, представления преимущества пешеходам и т.п. и установленной законодателем ответственности за их нарушения), а также по выполнению требования об исполнении правового акта уполномоченного органа (должностного лица) по своевременному исполнению обязанности по уплате штрафа. Указанная деятельность способствует снижению уровня дорожно-транспортных происшествий, травматизма и гибели людей, тем самым, направлена на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. То есть, таким образом, обеспечивается реализация полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Соответствующее полномочие по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения уставом Учреждения предусмотрено. Выводы Минфина по РБ о том, что Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, как ответственным исполнителем, на реализацию мероприятий, предусмотренных Государственной программой Республики Бурятия «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2013 №179, в 2017 году необоснованно включены расходы в сумме 17 191 600 руб., связанные с направлением гражданам, нарушившим правила дорожного движения, указанных ранее почтовых отправлений, считает необоснованным. Государственной программой Республики Бурятия «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2013 №179, в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также во исполнение рекомендаций, содержащихся в протоколе заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 28.12.2011 №4 (п.4.3.3), в совместных обращениях Минфина России и МВД России от 12.10.2016 №10-05-05/56111, от 20.10.2017 №1/13006, от 25.10.2018 №1/12118, предусмотрено финансирование программных мероприятий, в том числе мероприятий по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.  Ранее данное мероприятие, также предусматривалось Государственной программой Республики Бурятия «Совершенствование государственного управления», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.04.2013 №180 (на 2013-2014 годы), а с 2018 года включено в Государственную программу «Безопасность жизнедеятельности» (Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.08.2017 №412 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия»). Обеспечение реализации указанных полномочий относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, финансирование мероприятий, связанных с рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возможно, в том числе в соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и части 2 статьи 47 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции». Расходное обязательство, для исполнения которого предусматривались средства республиканского бюджета, в том числе по обеспечению заключения договоров с организацией, оказывающей услуги по подготовке и обработке почтовой корреспонденции, а также по предпочтовой подготовке почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами, вытекает из требований указанных ранее федеральных законов и предусмотрено Государственной программой Республики Бурятия, утвержденной нормативным правовым актом Республики Бурятия. Соглашение, заключенное Учреждением с МВД по РБ, направлено на обеспечение реализации, предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и распределяет обязанности сторон в целях реализации мероприятий государственной программы. Данное соглашение не противоречит нормам Бюджетного законодательства и не устанавливает расходных обязательств Республики Бурятия по предоставлению физическому лицу или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средств из республиканского бюджета. Следовательно, доводы Минфина по РБ о неправомерной оплате за оказание почтовых услуг по договорам, заключенным с ФГУП «Почта России» на оказание комплексных услуг по приему, предпочтовой подготовке, обработке, пересылке и доставке регистрируемых почтовых отправлений (заказных), не могут быть признаны обоснованными. Кроме того, о необоснованности доводов Минфина по РБ свидетельствует и то, что в отсутствие каких либо правовых оснований, финансовый орган в рамках реализации мероприятий по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения расходы на предпочтовую обработку почтовых отправлений рассматривает как расходное обязательство федеральных органов, а их пересылку (доставку) до адресатов как расходное обязательство органов государственной власти Республики Бурятия.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

 На основании распоряжения председателя Комитета государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Бурятия (далее – Комитет) от 13.03.2018 №46 (л.д.2-3, т.2), в отношении ГБУ «Центр информационных технологий Республики Бурятия» проведена внеплановая выездная проверка по темам:

- проверка бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения за проверяемый период 2017 год и истекший период 2018 года (по фактам, изложенным в информационном письме заместителя Председателя Правительства по экономическому развитию ФИО5 от 02.02.2018 №01.20-06-и44/18),

- соблюдение законодательства в сфере закупок для обеспечения республиканских нужд в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за проверяемый период: 2017 год и истекций период 2018 года (по фактам, изложенным в информационном письме заместителя Председателя Правительства по экономическому развитию ФИО5 от 02.02.2018 №01.20-06-и44/18).

Указанная внеплановая выездная проверка в соответствии с удостоверением от 13.03.2018 №32 (л.д.4, т.2) проведена заместителем начальника отдела внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений Комитета государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Бурятия ФИО3.

По результатам проверки, в том числе установлено нарушение пункта 2.3.6 устава ГБУ «ЦИТ РБ», утвержденного распоряжением Минимущества РБ от 25.03.2013 №04-01-04238/13, совместного обращения Минфина России и МВД России №10-08-05/66539 от 22.12.2014 и №1/11902 от 24.12.2014, выразившееся в заключении ГБУ «ЦИТ РБ» в отсутствие правовых оснований соглашения с МВД по РБ от 09.01.2017 о взаимодействии по сопровождению и обслуживанию систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения в части направления иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, а также предпочтовой обработке почтовых отправлений, связанных с рассылкой копий постановлений об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, что повлекло неправомерную оплату по заключенным договорам с ФГУП «Почта России» за 2017 год и текущий период 2018 года в общей сумме 2 783 225, 91 руб.,

о чем составлен акт внеплановой выездной проверки от 30.03.2018 №32 (л.д.58-84, т.1).

12.04.2018 по результатам рассмотрения акта проверки и иных материалов контрольного мероприятия председателем Комитета в адрес ГБУ «Центр информационных технологий Республики Бурятия» выдано представление №7 (л.д. 13-14, т.1) которым Комитет потребовал принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений, о результатах рассмотрения представления проинформировать Минфин РБ в срок до 04.06.2018. При этом, как следует из представления, основанием его выдачи явилось нарушение Учреждением статьи 6, части 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

04.05.2018 Учреждение, не согласившись с представлением №7 от 12.04.2018, обратилось в Министерство финансов Республики Бурятия с жалобой (л.д.15-16, т.1).

23.05.2018 Министр финансов Республики Бурятия по результатам рассмотрения жалобы Учреждения на представление от 12.04.2018 №7 вынес решение о признании действий должностного лица, принявшего решение о направлении указанного представления, соответствующими Административному регламенту Министерства финансов Республики Бурятия по исполнению государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 05.10.2016 №327 (л.д. 17—18, т.1).  

            Несогласие с представлением №7 от 12.04.2018 явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

В соответствии  частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

 Применительно к рассматриваемому случаю требования Учреждения могут быть удовлетворены  в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

-  несоответствие оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым представлением.

Согласно части 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля), в том числе являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; государственные (муниципальные) учреждения.

Из части 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии и обследования;

направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (часть 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций (часть 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

 Согласно пункту 3.2 Положения о Министерстве финансов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.04.2008 №188 Министерство является органом, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль, а также функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. К полномочиям Министерства по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, в том числе относится контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Правила осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю Министерством финансов Республики Бурятия определены «Порядком осуществления Министерством финансов Республики Бурятия полномочий по внутреннему государственному финансовому контроля», утвержденным Постановлением

Правительства Республики Бурятия от 16.12.2013 N 664.

   В соответствии с пунктом 62 Порядка руководитель, осуществляющий полномочия по госфинконтролю, рассматривает акт и иные материалы камеральной проверки, по результатам которых не позднее 30 рабочих дней со дня подписания акта принимает одно из следующих решений:

а) о направлении предписания и (или) представления, уведомления о применении бюджетных мер принуждения объекту контроля;

б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

в) о проведении внепланового контрольного мероприятия.

Анализ указанных норм позволяет суду прийти к выводу, что Министерство обладало полномочиями:

- на проведение контрольных мероприятий в отношении Учреждения на предмет использования им средств республиканского бюджета с соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения за проверяемый период 2017 год и истекший период 2018 года,

- на направление в адрес Учреждения представления о принятии мер по устранению причин и условий выявленных по результатам проверки нарушений.

В соответствии со статьей 6 БК РФ под расходным обязательством понимается обусловленная законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанность публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; под бюджетным обязательством - расходное обязательство, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В силу части 6 статьи 85 БК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).

Как следует из оспариваемого представления, основанием его выдачи явился вывод о заключении Учреждением 09.01.2017 с МВД РБ соглашения о взаимодействии по сопровождению и обслуживанию систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, в части предусматривающей обязательства по направлению иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, а также обязательства по предпочтовой обработке почтовых отправлений, связанных с рассылкой копий постановлений об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото- и видео фиксации нарушений правил дорожного движения, в отсутствие полномочий, предусмотренных уставом, утвержденным распоряжением Министерства имущества и земельных отношений Республики Бурятия от 25.03.2013 №04-01-04238/13, что повлекло в 2017 год и текущий период 2018 года неправомерную оплату за оказание вышеназванных услуг по заключенным договорам с ФГУП «Почта России» в общей сумме 2 783 225,91 руб.

Как следует из материалов дела, 09.01.2017 между Учреждением и МВД РБ заключено соглашение о взаимодействии по сопровождению и обслуживанию систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения (л.д. 178-181, т.2) в целях реализации государственной программы Республики Бурятия «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2013 №179.

Предметом соглашения от 09.01.2017 являются действия сторон, направленные на обеспечение реализации предусмотренных федеральным законодательством полномочий в сфере безопасности дорожного движения посредством содержания, обслуживания и развития систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории г.Улан-Удэ и Республики Бурятия, а также направление гражданам, нарушившим правила дорожного движения, почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото- и видео фиксации административных правонарушений в области дорожного движения и иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, смс- оповещения граждан об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами (пункт 1.1).

Обязанностями учреждения по указанному соглашению, в том числе являются: обеспечить заключение договора с организацией, оказывающей услуги по подготовке и обработке заказной и простой почтовой корреспонденции, в том числе предпочтовой подготовки почтовых отправлений содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами при наличии финансовых средств на эти цели (пункт 2.3.8); обеспечить заключение договора с организацией, оказывающей услуги по доставке вынесенных постановлений об административных правонарушениях в области правил дорожного движения, при наличии финансовых средств на эти цели (пункт 2.3.9); осуществлять оплату указанных в настоящем соглашении услуг в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов.       

Таким образом, Учреждение, заключив указанное соглашение от 09.01.2017, приняло на себя обязательство заключить договор с организацией, оказывающей услуги по подготовке и обработке заказной и простой почтовой корреспонденции, и осуществлять в ее адрес оплату за оказанные услуги, в том числе по направлению гражданам, нарушившим правила дорожного движения, иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях; по предпочтовой подготовке почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами.

Вместе с тем, согласно уставу Учреждения (http://gbucitrb.ru/), к основным видам его деятельности, в том числе относится проведение мероприятий по информированию граждан о правилах и требованиях обеспечения безопасности дорожного движения (почтовые отправления, связанные с рассылкой постановлений об административных    правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото- и видеофиксации административных правонарушений дорожного движения) (пункт 2.3.6).

То есть, уставом Учреждения не предусмотрено осуществление им деятельности по направлению гражданам, нарушившим правила дорожного движения, иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях; по предпочтовой подготовке почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами.

 Доводы Учреждения и третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия о том, что указанная деятельность Учреждения  относится к проведению мероприятий по информированию граждан о правилах и требованиях обеспечения безопасности дорожного движения в рамках реализации  государственной программы Республики Бурятия «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2013 №179, судом проверен и не может быть принят во внимание в силу следующего.

Согласно уставу Учреждения, учредителем и собственником имущества ГБУ «Центр информационных технологий Республики Бурятия» является Республика Бурятия (пункт 1.4). Функции и полномочия Учредителя Учреждения от имени Республики Бурятия и полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом Учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (пункт 1.5). Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституционными и федеральными законами, Конституцией и законами Республики Бурятия, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, решениями Учредителя, настоящим Уставом (пункт 1.7). Для достижения целей своей деятельности Учреждение может от своего имени совершать гражданско-правовые сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1.8). Учреждение несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия за результаты своей уставной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед Учредителем, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами (пункт 1.9). Учреждение вправе осуществлять виды деятельности, указанные в настоящем Уставе (пункт 1.12). Основной целью Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия полномочий Учредителя и государственной власти Республики Бурятия в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 2.1).

В материалы дела представлено соглашение от 30.12.2016 №52 (л.д. 165-179, т.2), заключенное между Учреждением и его учредителем (Министерством имущественных и земельных отношений РБ), о порядке и условиях предоставления Учреждению в 2017 году субсидии на иные цели, связанные с мероприятиями, проводимыми в рамках Государственной программы «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2013 №179, в размере 83 355 011, 57 руб.

Согласно указанной Государственной программе от 09.04.2013 №179, подпрограммой 6 «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Бурятия в 2014-2020 годах» в целях реализации исполнителями Минимуществом Республики Бурятия, ГБУ «Центр информационных технологий Республики Бурятия» основного мероприятия 1 «Развитие системы безопасного поведения участников дорожного движения» предусмотрено направление расходов- Мероприятия по информированию граждан о правилах и требованиях в области безопасности дорожного движения (1.1.4) предусматривающее: размещение информации о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе о работе систем видеонаблюдения за движением автомобильного транспорта на дорогах РБ, в средствах массовой информации; установку на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения информационных щитов (баннеров и т.п.) о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе о работе систем видеонаблюдения; направление гражданам, нарушившим правила дорожного движения, почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото- и видеофиксации административных нарушений в области дорожного движения, и иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, смс- оповещения граждан об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения, в том числе за счет республиканского бюджета в 2017 году в размере 17 191,6 тыс. руб. (л.д.23-32, т.3).

Всего, в 2017 году на реализацию мероприятий программы, утвержденных приложением №14 к Государственной программе №179: направление гражданам, нарушившим правила дорожного движения, почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото- и видеофиксации административных нарушений в области дорожного движения, и иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, смс- оповещения граждан об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения, выделено 17 191 564, 33 руб.

Вместе с тем, в перечне оказываемых Учреждением государственных услуг (выполняемых работ), предусмотренных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.12.2010 №554 (пункт 2.2.6) предусмотрена такая услуга, как проведение мероприятий по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (почтовые отправления, связанные с рассылкой постановлений об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото- и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения).

Таким образом, предоставление Учреждением такой услуги, как направление гражданам, нарушившим правила дорожного движения, иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.12.2010 №554 не предусмотрено, что свидетельствует о невозможности реализации учреждением мероприятий, предусмотренных Государственной программой №179 в указанной части.

Кроме того, Государственной программой №179 реализация такого мероприятия, как предпочтовая обработка почтовых отправлений, не предусмотрена.

Доводы заявителя о том, что прием, обработка, перевозка, доставка (вручение) почтовых отправлений представляет собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, и, следовательно, предоставление такой услуги как направление гражданам, нарушившим правила дорожного движения, почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото- и видеофиксации административных нарушений в области дорожного движения, и иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, не возможно без предпочтовой обработки таких отправлений, судом не принимается в силу следующего.

Согласно статье 2  Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» услугами почтовой связи являются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; почтовые отправления - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Таким образом, услуги почтовой связи включают в себя этапы оформления, обработки и направления всех видов почтовых отправлений.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручения) почтовых отправлений включены в Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи.

Вместе с тем, для оказания услуг по печати, упаковке и предпочтовой подготовке отправлений лицензия на оказание услуг в области почтовой связи не требуется.

Таким образом, с учетом буквального прочтения предусмотренных Государственной программой №179 мероприятий, возможности осуществления услуг предпочтовой обработки лицом, не имеющим лицензии на оказание услуг почтовой связи, суд признает, что Государственной программой №179 реализация такого мероприятия, как предпочтовая обработка почтовых отправлений, не предусмотрена. 

Об указанном, также свидетельствует и то, что оплата услуг по предпочтовой обработке иной заказной корреспонденции необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, фактически осуществляется МВД по РБ самостоятельно, что установлено в ходе проведенной проверки и лицами, участвующими в деле не оспорено.

Иные доводы заявителя, в том числе о том, что в расчет расходов на проведение указанных мероприятий включались, в том числе расходы на предпочтовую обработку, и указанные расчеты направлялись Учреждением в адрес учредителя- Министерства имущественных и земельных отношений, который в свою очередь представлял расчеты в обоснование расходных обязательств по Государственной программе №179, не опровергают выводов суда, изложенных ранее.

Следовательно, соглашение от 09.01.2017,предусматривающее обязательство Учреждения заключить договор с организацией, оказывающей услуги по подготовке и обработке заказной и простой почтовой корреспонденции, и осуществлять в ее адрес оплату за оказанные услуги, в том числе по направлению гражданам, нарушившим правила дорожного движения, иной заказной корреспонденции, необходимой при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях; по предпочтовой подготовке почтовых отправлений, содержащих постановления об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами, заключено Учреждением с МВД по РБ в отсутствие соответствующих полномочий, в нарушение положений Устава Учреждения, Постановления Правительства Республики Бурятия от 17.12.2010 №554, условий Государственной программы №179.

Дополнительно суд отмечает, что отнесение расходных обязательств, связанных с рассылкой копий постановлений по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, к полномочиям по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения, не может быть признано обоснованным.

Действительно, в совместных письмах Минфина России и МВД РФ от 22.12.2014 №10-08-05/66539 и от 24.12.2014 №1/11902 субъектам Российской Федерации рекомендовано осуществлять  финансирование почтовых расходов, связанных с рассылкой копий постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме, в рамках реализации положений статьи 26.3-1 Федерального закона №184-ФЗ и части 2 статьи 47 Федерального закона «О полиции».

Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктами 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на указанные цели осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку федеральными законами полномочия субъекта Российской Федерации, связанные с рассылкой копий постановлений об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными системами фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, не предусмотрены, и такие полномочия в установленном порядке Республике Бурятия не переданы, осуществление таких расходных обязательств Республикой Бурятия в рамках реализации Учреждением полномочий по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения, является неверным.

На основании изложенного, суд признает, что оспариваемое представление №7 от 12.04.2018 соответствует действующему законодательству в сфере бюджетных правоотношений, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

        Судья                                                                                                      Н.А. Логинова