Арбитражный суд Республики Бурятия
670001 г.Улан-Удэ, ул.Коммунистическая,52
e-mail: asrb@burnet.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ Дело № А10-4012/2008
14 января 2009г.
Резолютивная часть решения вынесена 13 января 2009г.
Полный текст решения изготовлен 14 января 2009г.
Судья Арбитражного суда Республики Бурятия Мархаева Г.Д-С .
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Войсковой части 26292 к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по делу № 02-183/2008от 03.12.2008,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 17.12.2008 № 849, ФИО3, по доверенности от 12.01.2008г.,
от ответчика: ФИО4 – по доверенности от 14.01.2008 № 02-09-09-21\35,
установил:
Войсковая часть 26292 (далее - войсковая часть, заявитель) обратилась в суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее - территориальное управление, административный орган) об оспаривании постановления № 02-183/2008 от 03.12.2008 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В судебном заседании представитель Войсковой части требования поддержал и считает, что оспариваемое постановление является незаконным, так как финансовое нарушение допущено в условиях крайней необходимости. В связи с приказом Главнокомандующего военно-воздушных сил об увольнении с военной службы ФИО5 22.12.2007г. командиром части издан приказ об его исключении из списков личного состава и выплате всех необходимых расчетов. Выплата пособия по увольнению произведена за счет средств, предусмотренных по статье бюджетной классификации 211 «Заработная плата», так как средства на счете Войсковой части по статье бюджетной классификации 269 «Пособия по социальной помощи населения» отсутствовали. В связи с окончанием финансового года предъявление каких–либо заявок с учетом действующей процедуры и исполнение ее до истечения года невозможно.
Выплаты произведены ввиду крайней необходимости, поскольку невыплата денежного довольствия уволенному военнослужащему могло повлечь неблагоприятные последствия для заявителя в связи с несоблюдением законодательства о статусе военнослужащего, выплате излишней заработной платы до времени окончательного расчета военнослужащего в новом финансовом году. Предварительную заявку на выделение дополнительного финансирования по этой статье представить было невозможно в связи отсутствием основания – приказа Главнокомандующего об увольнении. Приказ Главнокомандующего от 29.11.2007г. поступил в Войсковую часть 19-20 декабря 2007г. Причиненный вред является меньшим, чем предотвращенный.
Кроме того, Войсковая часть не является юридическим лицом, на этом основании не может являться субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия с доводами заявителя не согласилось, представило письменный отзыв.
В обоснование возражений Территориальное управление указало, что 21.12.2007 денежные средства в сумме 118 460руб., предусмотренные на выплату денежного довольствия по коду бюджетной классификации «Заработная плата» Войсковой частью использованы на выплату единовременного пособия по увольнению (расходный кассовый ордер от 21.12.2007 № 1213, расчетно-платежная ведомость от 21.12.2007г. №517). Данные выплаты денежных средств должны производиться за счет средств, предусмотренных по коду бюджетной классификации «Пособия по социальной помощи населению». Войсковая часть не исключена из единого государственного реестра юридических лиц, поэтому обладает статусом юридического лица.
Оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным, порядок его принятия соответствует закону, основания для привлечения заявителя к административной ответственности имелись.
Представитель Территориального управления в судебном заседании просил суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Территориальным управлением проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Войсковой части за период с 01.01.2007 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт №212 от 17.10.2008.
Актом в деятельности Войсковой части установлены финансовые нарушения в виде нецелевого использования средств федерального бюджета по КБК ГЛ 187 РП 0201 ЦС 2020000 ВР 239 ЭКР 211 «Заработная плата» - денежных средств, полученных на выплату денежного довольствия военнослужащим, в том числе на сумму 160 340руб., которые были использованы на выплату единовременного пособия по увольнению. Эти расходы должны производиться из средств, предусмотренных по КБК ГЛ 187 РП 0201 ЦС 2020000 ВР 239 ЭКР 262 «Пособия по социальной помощи населению».
20.12.2007 Войсковой частью получены денежные средства в сумме 3 411 011,16руб. на выплату денежного довольствия по коду бюджетной классификации «Заработная плата» 21.12.2007 денежные средства на сумму 118 460руб. выплачены ФИО5 в виде единовременного пособия по увольнению по расходному кассовому ордеру №1213 и расчетно-платежной ведомости от 21.12.2007 №517.
На основании приказа Главнокомандующего военно-воздушными силами от 29.11.2007 №0612 подполковник ФИО5, заместитель командира войсковой части 26292, уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе») (л.д.22).
На основании данного приказа командиром Войсковой части издан приказ №329 от 22.12.2007 об исключении ФИО5 из списка личного состава Войсковой части и выплате, в том числе, единовременного пособия при увольнении в размере 20 окладов денежного содержания в сумме 118 460руб. (л.д.21).
По факту нарушения требований ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении Войсковой части должностным лицом Территориального управления 17.10.2008 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в присутствии законного представителя Войсковой части – командира ФИО6 Из протокола от 17.10.2008 следует, что командиру разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данный факт подтверждается подписью ФИО6 в протоколе. Командиром представлено объяснение, а также 17.10.2008 вручена копия протокола, о чем в протоколе имеется подпись ФИО6
Постановлением Территориального управления от 03.12.2008 № 02-183/2008 Войсковая часть привлечена к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановление о назначении административного наказания от 03.12.2008 вынесено в присутствии представителей Войсковой части, законный представитель о времени и месте рассмотрения административного правонарушения был извещен надлежащим образом. При вынесении данного постановления представителям Войсковой части разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, копия постановления направлена в адрес заявителя, которая получена им 17.12.2008.
Войсковая часть, не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, обжаловала его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 08.12.2006. N 168н (раздел VI), действовавшими в период расходования Войсковой частью средств, расходы бюджетных учреждений по оплате труда на основе договоров (контрактов) относятся на подстатью 211 «Заработная плата», расходы на оплату выходных пособий при увольнении сотрудников - на подстатью 262 «Пособия по социальной помощи населению».
Таким образом, выплата единовременного пособия при увольнении уволенному военнослужащему ФИО5 должна была производиться Войсковой частью из средств, выделенных по коду бюджетной классификации «Пособия по социальной помощи населению».
Заявитель, не отрицая факта финансового нарушения, считает, что Войсковой частью допущено финансовое нарушение при условиях крайней необходимости для недопущения нарушения прав военнослужащего и предотвращения выплат денежных средств из федерального бюджета в случае задержки установленных законом выплат в более значительном объеме.
В соответствии пунктами 3, 4 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 23 данного Закона военнослужащим – гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе выплачивается единовременное пособие.
В силу пункта 11 статьи 38 вышеуказанного Закона окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
На основании пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 №1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.
Из анализа приведенных норм следует, что увольняемый военнослужащий на день исключения из списка личного состава имеет право на обеспечение гарантиями, установленными законодательством, а Войсковая часть обязана произвести военнослужащему все установленные законом выплаты.
Как следует из акта №212 от 17.10.2008, финансирование Войсковой части согласно лимитам бюджетных обязательств по КБК ГЛ 187 РП 0201 ЦС 2020000 ВР 239 ЭКР 262 «Пособия по социальной помощи населению» за проверяемый период 2007 год составило 115 000руб., кассовое исполнение – 115 000руб., расходы учреждения – 275 340руб.
Выплата единовременного пособия по увольнению военнослужащему ФИО5 в сумме 118 460руб. произведены 21 декабря 2007года на основании приказа от 22 декабря 2007года.
Исходя из положений статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, операции по исполнению федерального бюджета завершаются 31 декабря текущего финансового года.
Заявителем в обоснование заявленных требований приведен довод, что Войсковая часть не имела реальной возможности произвести выплату единовременного пособия увольняемому военнослужащему по коду бюджетной классификации «Пособия по социальной помощи населению» в связи отсутствием средств по данной статье расходов и невозможности поступления бюджетных ассигнований в конце финансового года.
Судом принимаются доводы заявителя. Они подтверждаются актом проверки и фактическими обстоятельствами совершенного финансового нарушения.
Военнослужащий ФИО5 уволен приказом Главнокомандующего военно-воздушными силами 29 ноября 2007года. Документ доставлен в Войсковую часть фельдегерской почтой в декабре. Приказ об исключении ФИО5 из списка личного состава Войсковой части и осуществлении выплат, причитающихся при увольнении, издан 22 декабря 2007 года.
Выплата единовременного пособия при увольнении военнослужащего с военной службы является одной из мер социальной защиты военнослужащих, гарантируется государством и обеспечивается путем реализации Федерального закона «О статусе военнослужащих». Исходя из пункта 4 статьи 3 данного Закона, реализация мер социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законам интересов общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Исходя из фактических обстоятельств и норм вышеприведенного законодательства, судом делается вывод о наличии события правонарушения, вменяемого заявителю. Нецелевое использование бюджетных средств подтверждается доказательствами по делу, исследованными судом.
Вместе с тем суд не усматривает в действиях Войсковой части состава правонарушения.
При наличии приказа Главнокомандующего военно-воздушными силами от 29.11.2007г. об увольнении с военной службы военнослужащего ФИО5 Войсковая часть обязана исключить его из списка личного состава и произвести необходимые выплаты, о чем и был издан приказ командиром части от 22.12.2007. Для соблюдения гарантированных законом прав увольняемого военнослужащего выплата единовременного пособия по увольнению и других причитающихся ему выплат произведены Войсковой частью 21.12.2007г.
При этом в связи с отсутствием финансовых средств по статье «Пособия по социальной помощи населению» Войсковой частью произведена выплата единовременного пособия по увольнению за счет средств по статье «Заработная плата». Данные обстоятельства нашли подтверждение при рассмотрении дела.
Суд принял доводы заявителя, что правонарушение совершено при условиях крайней необходимости для соблюдения прав военнослужащего и предотвращения более значительных выплат из федерального бюджета в случае несвоевременного исполнения обязательств перед военнослужащим.
В силу статьи 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости. Несвоевременная выплата единовременного пособия существенно бы нарушила права военнослужащего, имеющего стаж военной службы 27 лет, а также могла повлечь дополнительные расходы из федерального бюджета в связи с указанной задержкой. Суд усматривает в действиях Войсковой части признаки и условия крайней необходимости, по этим основаниям считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, отсутствует.
Кроме этого по мнению суда Территориальное управление не доказало вину Войсковой части в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ с учетом установленных фактических обстоятельств его совершения и наличии в ее действиях признаков крайней необходимости.
Не принимается довод Территориального управления о том, что финансовые средства по коду бюджетной классификации «Пособия по социальной помощи населению» могли быть запланированы Войсковой частью заранее. Главным распорядителем бюджетных ассигнований является Министерство обороны Российской Федерации, вышестоящим распорядителем второго порядка – войсковая часть 71592, г.Новосибирск – 17.
Согласно пояснениям заявителя военнослужащий достиг предельного возраста пребывания до 2007года, в связи неопределенностью даты получения им жилищного сертификата, невозможно было определить дату его увольнения с военной службы. Как следует из объяснений заявителя, жилищный сертификат был получен ФИО5 в октябре 2007 г.
Министерство обороны выделяет средства лишь при наличии приказа об увольнении, который поступил в данном случае в конце финансового года.
Из положений пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. Военнослужащим – гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации по желанию военнослужащего – гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации.
Приведенные нормы подтверждают, что издание приказа об увольнении военнослужащего должно происходить после получения им жилищного сертификата. Следовательно, увольнение военнослужащего обусловлено достижением им предельного возраста, а также обеспечением жилищным сертификатом. Лишь при наличии данных обстоятельствах издается приказ об увольнении.
Таким образом, суд считает обоснованным довод заявителя о том, что запланировать в начале финансового года увольнение военнослужащего невозможно в связи с неопределенностью времени получения жилищного сертификата.
Административным органом не дана оценка данным фактическим обстоятельствам, соответственно наличию вины заявителя в соответствии с требованиями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд считает, что Территориальное управление не доказало вину заявителя в нецелевом использовании бюджетных средств.
В силу изложенного суд считает, что у территориального управления отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности Войсковой части по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом не принят довод заявителя, что Войсковая часть не может быть субъектом административных правоотношений, так как она не является юридическим лицом в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24.11.2008 по делу №А10-1288/2008 решение налогового органа о государственной регистрации Войсковой части в качестве юридического лица признано недействительным. Протокол и постановление по административному делу составлены соответственно 03.12.2008 и 17.12.2008, т.е. в период когда решение не вступило в законную силу. В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 12.01.2009 Войсковая часть не исключена из реестра.
В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, в период спорных административных правоотношений Войсковая часть обладала статусом юридического лица.
При наличии в действиях Войсковой части признаков, указанных в статье 2.7 КоАП РФ, а также недоказанности вины в совершении административного правонарушения суд делает вывод о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения и исключает возможность привлечения его к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что отсутствуют основания для привлечения лица к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия от 03 декабря 2008 года по делу об административном правонарушении № 02-183/2008 в отношении Войсковой части 26292 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Г.Д-С.Мархаева