ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4104/10 от 07.02.2011 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ Дело А10-4104/2010

«14» февраля 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2011 года.

Судья Арбитражного суда Республики Бурятия Л. Ю. Рабдаева, при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Гомбоевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению дачного некоммерческого товарищества «Имени Тимирязева» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:24:0:148, обязании восстановить земельный участок с кадастровым номером 03:24:0:148 на кадастровом учете и признании незаконным поставку на учет земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:139 и обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 03:24:021201:139

при участии

от заявителя: ФИО1, председателя дачного некоммерческого товарищества «Имени Тимирязева»; ФИО2, представителя по доверенности 01.03.2010; ФИО3, представителя по доверенности 01.03.2010;

ответчика - Управление Росреестра по РБ: ФИО4, представителя по доверенности от 11.01.2011 №1;

ответчика - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ: ФИО5, представителя по доверенности от 02.12.2010 №577;

третьего лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ: не явился, извещен;

третьего лица - ФИО6: не явился, извещен (расписка к протоколу судебного заседания от 07.02.2011);

установил:

Дачное некоммерческое товарищество «Имени Тимирязева» (далее – ДНТ «Имени Тимирязева») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия ( далее Управление Россреестра по РБ), ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:24:0:148, обязании восстановить земельный участок с кадастровым номером 03:24:0:148 на кадастровом учете и и обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 03:24:021201:139.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленные требования и просит признать, кроме заявленных требований, незаконным и поставку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:139.

Определениями арбитражного суда от 14.01.2011 и 25.01.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (далее – Комитет) и гражданин ФИО6 (далее – гр. ФИО6).

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Руководствуясь частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей третьих лиц.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали предъявленное требование в полном объеме. Пояснили, что 28.03.2008 года в государственный кадастр недвижимости был внесен земельный участок с кадастровым номером 03:24:0:148 площадью 316067 кв.м. для размещения ДНТ им. Тимирязева. С кадастрового учета данный земельный участок был снят ответчиками 20.11.2008. Данные действия были обжалованы в арбитражный суд и решением арбитражного суда от 30 сентября 2009 года по делу №А10-2849/2009 действия Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия по закрытию подраздела на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148 признаны незаконными. Данное решение вступило в законную силу. Судебный пристав-исполнитель на основании данного решения арбитражного суда вынес постановление о прекращении исполнительного производства в связи с его исполнением и заявители посчитали, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148 вновь поставлен на учет. Заявителями 19 августа 2010 года в Управлении Роснедвижимости был получен кадастровый паспорт земельного участка (т.1 л.д. 8). Данный земельный участок простоял на кадастровом учете около месяца, а 17.09.2010 при получении кадастровой выписки о земельном участке (т.1 л.д.7) выяснили, что земельный участок снят с учета повторно. Просят признать данные действия незаконными.

17 сентября 2010 года узнали о том, что частично на месте земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148 поставлен на учет земельный участок с кадастровым номером 03:24:021201:139 площадью 256043 кв.м. для ведения садоводства. Считают, что действиями Управления Росреестра по РБ и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ нарушена статья 7 Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» №66-ФЗ от 15.04.1998.

В 2009 году акт согласования земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:332 действительно подписывал председатель ДНТ, но он предполагал, что это смежный участок и не знал, что данный участок на учет поставлен вместо земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148. Поэтому срок обращения с заявлением в суд о незаконности постановки земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:139 не пропускали. Просят удовлетворить уточненные требования.

Представитель Управления Росреестра по РБ считает, что требования не могут быть удовлетворены, поддержала доводы, изложенные в отзывах (т.1 л.д. 14-15, 67-75). В обоснование своих доводов пояснила, что в соответствии с Решением Арбитражного суда РБ по делу №А10-2849/2009 о признании незаконными действий о закрытии подраздела на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148 был принят Приказ руководителя Управления от 12.08.2010 №190 об отмене решения от 19.11.2008 №273 территориального отдела по г.Улан-Удэ, Тарбагатайскому району Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия о закрытии подраздела на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148.

Вместе с тем решения об открытии данного подраздела и восстановления сведений о земельном участке не принималось. Таким образом, в 2010 году решений о постановке на учет и снятии земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148 на кадастровый учет не принималось.

При рассмотрении требований о восстановлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148 считает, что судом должна быть учтена объективная возможность восстановить земельный участок с учетом норм Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Границы земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148 были определены в рамках исполнения обязательств по договору на выполнение работ по установлению и закреплению на местности границ земельного участка ДНТ «Им. Тимирязева». По результатам работ ИП ФИО7 было подготовлено землеустроительное дело № 2858/ж от 06.03.2008, на основании которого и был земельный участок поставлен на учет. По заявлению членов СНТ «Им.Тимирязева» ФИО8, ФИО9, ФИО10 от 26.03.2008 и по требованию прокуратуры Железнодорожного района г.Улан-Удэ от 27.08.2008 Управление Роснедвижимости по РБ была проведена экспертиза землеустроительной документации по установлению и закреплению на местности земель СНТ «Им.Тимирязева». Экспертной комиссией установлено, что результат выполненных работ не соответствует правоустанавливающим документам, а также границам земельного участка, существующим на местности и закрепленным объектами искусственного происхождения. На указанной территории на оснований решений Комитета о предоставлении в собственность земельных участков гражданам-членам ДНТ «Имени Тимирязева» были поставлены на кадастровый учет 39 земельных участков, при этом около 40 фактически используемых садовых земельных участков, которые были предоставлены для ведения садоводства в период с 1961 по 1965 год, были исключены из общих границ земель СНТ. Установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148 определены не по правоустанавливающим и отводным документам и не по фактически занятой и используемой территории, а по границам указанным заказчиком произвольно на незастроенной территории. Решением Железнодорожного суда г.Улан-Удэ от 26.04.2010 по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ к Комитету, ФИО11 М.Ц.Д., ФИО12, ФИО13, ФИО14 о признании незаконным решений о предоставлении земельных участков, исправление кадастровых ошибок было установлено, что СНТ «Имени Тимирязева», земельные участки для организации коллективного сада рабочих и служащих ПВЗ на основании архивных выписок из протоколов заседаний исполнительного комитета Улан-Удэнского городского совета народных депутатов трудящихся и общая площадь земельных участков составила 19,87га.

Согласно материалам инвентаризации, проведенной Забайкальским АГП Федеральной службы геодезии и картографии России в 1994 году, площадь земель СНТ «Имени Тимирязева» составляет 25,67 га. План инвентаризации согласован в установленном порядке. Управлением Роснедвижимости. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:24:021201:139 были внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном на основании инвентаризационной описи земель СНТ «Имени Тимирязева». Общая площадь земель СНТ согласно правоустанавливающим документам составляет 19,87 га, а фактическая площадь земель СНТ по плану инвентаризации составляет 25,67 га. Поэтому оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:139 не имеет правового обоснования.

Считает, что самостоятельным основанием для отказа в заявленных требованиях является пропуск срока для обжалования действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:139, в 2009 году председателю ДНТ «Имени Тимирязева» ФИО1 было известно о том, что данный земельный участок стоит на кадастровом учете, так как он подписывал акт согласования местоположения границ земельного участка по границам земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:332. Акт подписан 24.09.2009. Просят отказать в удовлетворении требований.

Представитель ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве, и пояснила, что, получив Приказ от 12.08.2010 №190 «Об отмене решения от 19.11.2008г №273 территориального отдела по г.Улан-Удэ, Тарбагатайскому району Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия о закрытии подраздела на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148», специалист отдела ошибочно поставила на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148, хотя решения о постановке на учет не было и, обнаружив техническую ошибку, сняли данный земельный участок с учета.

Земельному участку, занимаемому ДНТ «Имени Тимирязева», присвоен кадастровый номер 03:24:021201:139. В случае восстановления земельного участка земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148 земельный участок будет учтен дважды, что не допустимо при ведении государственного кадастра недвижимости. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:24:021201:139 внесены по основаниям статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости». Снятие земельного участка допускается только в связи с прекращением существования данного земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером 03:24:021201:139 02.12.2009 был разделен и образовался в границах данного земельного участка земельный участок с кадастровым номером 03:24:021201:332, собственником которого является ФИО6 Просит отказать в заявленных требованиях.

Представитель третьего лица Комитета поддержали доводы, изложенные в отзыве (т.2 л.д.61).

Представитель третьего лица ФИО6 в судебном заседании пояснил, что дачный земельный участок был выделен родителям ФИО6 в начале 1960-х годах и с тех пор они имеют в садоводстве им. Тимирязева садовый участок. После постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:139 ФИО6 провел межевание своего земельного участка и после получения решения Комитета выделил земельный участок, которому присвоен кадастровый номер 03:24:021201:332. При изучении дела выяснил, что когда на учете стоял земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148, то земельный участок ФИО6 не входил в границы данного участка. Поэтому считает, что заявителям необходимо отказать в требованиях.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, выяснил следующее.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 06.10.2010 Дачное некоммерческое товарищество «Имени Тимирязева» зарегистрировано УФНС по РБ в качестве юридического лица 03.05.2007, ОГРН <***>.

Как следует из материалов дела, СНТ «Имени Тимирязева» были предоставлены земельные участки для организации коллективного сада рабочих и служащих ПВЗ на основании следующих Архивных выписок из протокола заседания исполнительного комитета Улан-Удэнского городского Совета Депутатов трудящихся:

1. Согласно архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 22 апреля 1948 года №16 Завкому ПСТЗ распределены пахотные земли на 1948 год для дальнейшего развития и улучшения индивидуального, коллективного огородничества 300 га. (т.1 л.д.61-62).

2. Согласно архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 27мая 1957 года №10 отведен земельный участок в Железнодорожном районе по В-Березовской пади общей площадью в 15,0 гектара для организации коллективного сада рабочих и служащих ПВЗ (т.1 л.д.95).

3. Согласно архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 19 августа 1957 года №17 в связи с проведением инструментально-геодезического обхода границы, занимаемого в настоящее время территорией коллективного сада рабочих и служащих ПВЗ, закреплен земельный участок общей площадью 11,5 га., расположенный в Железнодорожном районе (т.1 л.д.96).

4. Согласно архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 27 апреля 1966 года №9 отведен земельный участок для коллектива Улан-Удэнского ордена Ленина локомотиво-ремонтного завода в Железнодорожном районе общей площадью 3,5 га для расширения коллективного сада. (т.1 л.д.97).

5. Согласно архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 29мая 1968 года №8 садоводческому кооперативу работников ЛВРЗ им.Тимирязева отведен дополнительный земельный участок площадью 400 кв.м. в Железнодорожном районе на «В.Березовке» (т.1 л.д.66).

6. Согласно архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 14 августа 1968 года №11 садоводческому кооперативу работников ЛВРЗ им.Тимирязева, расположенному на Верхней Березовке, отведен дополнительный земельный участок площадью 400 кв.м. (т.1 л.д.65).

7. Согласно архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 23 октября 1968 года №16 Правлению садоводческого кооператива им.Тимирязева, расположенного на «Верхней Березовке», предоставлен дополнительный земельный участок площадью 300 кв.м. с западной территории сада (т.1 л.д.64).

8. Согласно архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 08апреля 1970 года №8 отведен садоводческому кооперативу им. Тимирязева дополнительный земельный участок площадью 300кв.м. (т.1 л.д.98).

9. Согласно архивной выписке из протокола заседания исполнительного комитета Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся от 10июня 1970 года №11 отведен земельный участок коллективному саду им.Тимирязева работников ЛВРЗ площадью 1,8 га (т.1 л.д.100).

10. Согласно выписке из решения исполнительного комитета Улан-Удэнского городского совета народных депутатов от 20.06.1979 года №92 согласован отвод Улан-Удэнскому локомотиво-ремонтному заводу земельного участка 3.0 га под расширение коллективного сада им. Тимирязева. (т.1 л.д.99).

11. Согласно выписке из решения исполнительного комитета Улан-Удэнского городского совета народных депутатов от 22.11.1989 года №290 отведен коллективному саду им. Тимирязева земельный участок площадью 400 кв.м.

Для оформления прав на земельный участок в 2007г. было подготовлено землеустроительное дело с целью установления, закрепления на местности границ земельного участка индивидуальным предпринимателем ФИО7 по поручению ДНТ «Имени Тимирязева». Землеустроительное дело было утверждено Управлением Роснедвижимости по РБ, земельному участку СНТ «Имени Тимирязева» общей площадью 31,8 га был присвоен кадастровый номер 03:24:0:148 и данный земельный участок был поставлен на учет.

В судебном заседании представители заявителя пояснили, что границы земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148 при проведении межевых работ ИП ФИО7 были указаны председателем садоводства по застроенной территории и по столбам и колышкам незастроенных участках. Представители заявителя пояснили, что в границы земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148 не вошли садовые участки граждан, которым выделялись земельные участки в 1960-х годах в связи с тем, что Управление Роснедвижимости отказалась утверждать план с имеющими застройками.

После постановки данного земельного участка в Управлении Роснедвижимости по РБ поступило заявление членов СНТ «Им.Тимирязева» ФИО8, ФИО9, ФИО10 (т.1 л.д. 86-87) о том, что данные граждане получили земельные участки для ведения садоводства на заводе ЛВРЗ в период с 1961 по 1965 год и по неизвестным причинам их участки не вошли в границы земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148.

Была проведена прокурором Железнодорожного района прокурорская проверка по обращению членов СНТ Имени Тимирязева и были выявлены нарушения. В адрес индивидуального предпринимателя ФИО7 было вынесено Представление об устранении выявленных нарушения законодательства о государственном кадастре недвижимости (т.1 л.д. 82-83).

По требованию прокуратуры Железнодорожного района г.Улан-Удэ и после поступления заявлений от членов СНТ «Им.Тимирязева» ФИО8, ФИО9, ФИО10 Управление Роснедвижимости по РБ была проведена экспертиза землеустроительной документации по установлению и закреплению на местности земель СНТ «Им.Тимирязева». Экспертной комиссией установлено, что результат выполненных работ не соответствует правоустанавливающим документам, а также границам земельного участка, существующим на местности и закрепленным объектами искусственного происхождения.

19.11.2008 Управлением Роснедвижимости по РБ вынесено решение №273 о закрытии подраздела. Согласно указанного решения на основании письменного обращения ФИО15 за №1795 от 13.11.2008, действующего по доверенности от председателя правления СНТ «Им.Тимирязева» №2/1-3505 от 13.11.2008 ФИО1 закрыть подраздел на земельный участок с кадастровым номером 03:24:0:148.

Действия по снятию земельного участка с кадастровым номером 03:24:0:148 были обжалованы в арбитражный суд и решением Арбитражного суда РБ от 30 сентября 2009 года по делу №А10-2849/2009 (т.1 л.д.23-25) действия Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия по закрытию подраздела на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148 признаны незаконными. Данное решение вступило в законную силу.

Суд, при вынесении решения установил, что был нарушен порядок осуществления кадастрового учета, так как доверенность, выданная председателем СНТ имени Тимирязева гражданину ФИО15, не предусматривала предоставления ему прав обращения в Управление Роснедвижимости с заявлением об осуществлении кадастрового учета, в данном случае закрытия подраздела и снятия земельного участка с учета.

Определение границ земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148 не входило в предмет данного спора.

В соответствии с Решением Арбитражного суда РБ по делу №А10-2849/2009 был принят Приказ от 12.08.2010 года №190 «Об отмене решения от 19.11.2008г №273 территориального отдела по г.Улан-Удэ, Тарбагатайскому району Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия о закрытии подраздела на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148».

Решения об открытии данного подраздела и восстановления сведений о земельном участке не принималось. После обнаружение ошибки земельный участок был снят с учета в сентябре 2010 года без принятия решения.

Согласно техническому отчету по выполнению работ на выдачу государственного акта на право пользования землей, землепользователь Садоводческое товарищество им.Тимирязева Федеральной службой геодезии и картографии России Забайкальское АГП 1994 года составлен План внешних границ земельного участка, предоставляемого в бессрочное (постоянное) пользование землепользователю Садоводческому товариществу им.Тимирязева (т.1 л.д. 79) общей площадью 25,67 га.

02.07.2009 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 03:24:021201:139 для ведения садоводства общей площадью 256043 кв.м., границы которого не установлены в соответствии с требованиями законодательства.

Данный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный земельный участок.

При сопоставлении схемы обследования территории (т.1 л.д.102) и плана инвентаризации земель (т.1 л.д.103) установлено, что произошло частичное наложение земельных участков с кадастровым номером 03:24:021201:139 и 03:24:000000:148 и площадь земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:139 в большей части входит в площадь земельного участка 03:24:000000:148.

Решением Железнодорожного суда г.Улан-Удэ от 26.04.2010 (т.1 л.д.44-46) удовлетворен иск прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ к Комитету, ФИО11 М.Ц.Д., ФИО12, ФИО13, ФИО14 о признании незаконными решений о предоставлении земельных участков, исправление кадастровой ошибки. В решении установлено, что СНТ « Имени Тимирязева» земельные участки для организации коллективного сада рабочих и служащих ПВЗ на основании архивных выписок из протоколов заседаний исполнительного комитета Улан-Удэнского городского совета народных депутатов трудящихся и общая площадь земельных участков составила 19,87га.

Данное решение определением Верховного суда Республики Бурятия от 26 июля 2010 года изменено в части исправления кадастровой ошибки путем снятия земельных участков с учета в Государственном кадастре недвижимости в соответствии с действующим законодательством ( т.1 л.д.47-49).

Граждане, организации и иные лица согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия) (статья 65 Кодекса).

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ( далее - Закон о кадастре) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Согласно статье 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Согласно статье 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются в том числе и техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).

Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня исправления технической ошибки в сведениях или кадастровой ошибки в сведениях представляет документы о таком исправлении в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Форма таких документов и состав сведений, содержащихся в них, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

В пункте 3 данной статьи указано, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В пункте 7 данной статьи указано, что если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.

Суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148 без принятия решения о постановке на учет был поставлен на кадастровый учет в августе 2010 года после получения Приказа от 12.08.2010 №190 «Об отмене решения от 19.11.2008г №273 территориального отдела по г.Улан-Удэ, Тарбагатайскому району Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия о закрытии подраздела на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148 и снят также без решения о снятии с кадастрового учета в связи с технической ошибкой. Таким образом, Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия нарушена статья 23 Федерального закона «О кадастре недвижимости».

Вместе с тем суд не находит нарушений прав и законных интересов заявителя данными действиями ответчика по следующим основаниям.

02.07.2009 Управление Роснедвижимости поставило на кадастровый учет ранее учтенный земельный участок по материалам инвентаризации 1994 года и присвоило земельному участку кадастровый номер 03:24:021201:139. Земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:148 был уже снят с учета.

Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках регламентирован порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участков, по которым в распоряжении органа кадастрового учета имеются документированные сведения, в том числе материалы инвентаризации.

Согласно Письма Роснедвижимости от 13.09.2007 № ВС/1345 «О ранее учтенных земельных участках» ранее учтенные земельные участки считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», по которым вне зависимости от места хранения документов имеются в том, числе сведения в материалах инвентаризации земель.

Пунктом 2.1.2 Порядка ведения реестра земель установлено, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям.

Указания устанавливают технические правила подготовки и оформления территориальными органами Росземкадастра сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре".

Согласно пунктам 2.1 - 2.3, 2.5 Указаний сведения о ранее учтенных земельных участках отражаются на основании документов, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра, а для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках, в том числе поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей. В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются утвержденные материалы инвентаризации земель и сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.

Как установлено судом на основании технического отчета по выполнению работ на выдачу Государственного акта на право пользования землей Садоводческого товарищества «Имени Тимирязева» и схемах инвентаризационной описи учет земельного участка проведен до вступления в силу Федерального закона N 28-ФЗ.

Внесение сведений о спорном земельном участке в инвентаризационную опись как ранее учтенном не оспорено и не признано незаконным.

Суд приходит к выводу о том, что восстановление в государственном земельном кадастре сведений о земельном участке с кадастровым номером 03:24:000000:148 при наличии в нем сведений о земельном участке с кадастровым номером 03:24:021201:139 не приведет к реальному восстановлению прав СНТ Тимирязева. Более того, восстановление в государственном реестре записи о земельном участке с кадастровым номером 03:24:000000:148 приведет к недостоверности данных кадастра.

Суд учитывает, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:148 не были учтены материалы инвентаризации 1994 года.

Снятие с кадастрового учета земельного участка предусмотрено только в случае, если земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и прекращает свое существование.

Согласно части 4 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Таким образом, осуществлен раздел земельного участка 03:24:021201:139 и образование земельного участка.

Согласно дополнительному перечню ранее учтенных земельных участков в границах квартала № 036246021201 по состоянию на 22.07.2009, утвержденное начальником территориального отдела по г.Улан-Удэ, Тарбагатайскому району Управления недвижимости по РБ (т.2 л.д.33-52) ранее учтено189 участков.

Согласно представленному перечню - 247 земельных участков право собственности на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.2 л.д.67-70).

Судом установлено, что предоставление земельных участков СНТ Им.Тимирязева прекращено в 1989 году.

Представители заявителя пояснили, что в настоящее время 90% участников ДНТ приобрели в собственность садовые участки.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания незаконным действий ответчиков по постановке на учет ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:139 и отсутствуют оснований для снятия данного земельного участка с кадастрового учета.

Права и законные интересы заявителя не могут быть нарушены данными действиями и заявителю необходимо уточнить границы земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:139.

Суд не находит обоснованным вывод ответчика о пропуске срока заявителем для обжалования в связи с тем, заявителю не было известно о постановке на учет земельного участка 03:24:021201:139 и председатель ДНТ при согласования межевого дела земельного участка с кадастровым номером 03:24:021201:139 считал, что земельный участок является смежным про отношению к земельному участку 03:24:000000:148 .

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении требований заявителю отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме),

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/

Судья Л.Ю. Рабдаева