Арбитражный суд Республики Бурятия
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ Дело №А10-4157/2008
"27" февраля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2009 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Устиновой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановым Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя Прокурора Республики Бурятия к Управлению по недропользованию по Республике Бурятия о признании недействительным решения №1 от 29.12.04г., свидетельства об установлении факта открытия месторождения №7, лицензий на право пользования недрами УДЭ 0100 ТР и УДЭ 01001 ТР от 14.05.05г.
при участии:
от заявителя: ФИО1 – прокурор, удостоверение №158745
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 28.01.09г.
от третьего лица: ФИО3 – представитель по доверенности от 10.01.09г.
ФИО4 – директор
установил:
Заместитель прокурора Республики Бурятия обратился в суд с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Бурятия о признании недействительным решения №1 от 29.12.04г., о признании факта открытия коренного месторождения поделочного камня (нефрита) на Горлыкгольском участке недр и россыпного месторождения Арахушунжалгинское за обществом с ограниченной ответственностью «Геологическое предприятие «Сибирьгеология», свидетельства №7 об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, лицензий серии УДЭ №01000, серии УДЭ №01001 от 14.05.05г. на право пользования недрами.
Определением от 18.01. 2009г. суд по ходатайству ООО ГП «Сибирьгеология» в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ООО ГП «Сибирьгеология».
В судебном заседании 19.02.09г. третье лицо обратилось с заявлением о пропуске прокурором трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов.
В обоснование своих доводов заявитель сослался на то, что прокуратуре Республики Бурятия было известно о существовании оспариваемых ненормативных правовых актов – решения №1 от 29.12.04г., свидетельства №7 от 29.12.04г., лицензий №УДЭ0100ТР, №УДЭ01001ТР от 14.05.2005г. задолго до обращения в арбитражный суд, в декабре 2008г.
Общество в 2008г. оспаривало приказ Федерального агентства по недропользованию от 20.12.07г. №1766 о проведении аукциона на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи нефрита на Арахушунжаргинском месторождении в Республике Бурятия.
Поскольку фактически организация и проведение аукциона осуществлялась территориальным органом Роснедра – Территориальным агентством по недропользованию по Республике Бурятия, кроме обращения в арбитражный суд предприятие обратилось в Генеральную прокуратуру РФ и непосредственно в прокуратуру Республики Бурятия с заявлением о проверке соблюдения законодательства при издании Федеральным агентством по недропользованию Приказа от 20.12.07г. №1766, проверки соблюдения законодательства при организации и проведении Бурятнедра аукциона на получение права пользования недрами.
В тексте обращения в прокуратуру указывалось на наличие у предприятия свидетельства №7, решения от 29.12.04г., лицензий №УДЭ01000ТР и №УДЭ01001ТР от 14.05.05г.
Прокуратура республики Бурятия на обращение общества направила ответы №7-86-2008 от 07.03.08г. и №7-86-2008 от 21.03.08г., в которых указала об отмене Роснедра приказа №1766 и отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Таким образом прокуратуре РБ было известно о существовании, реквизитах и содержании оспариваемых по настоящему делу ненормативных правовых актов в марте 2008г., соответственно она могла обратиться в арбитражный суд в течение трех месяцев, но не позднее июня 2008г.. С заявлением прокурор обратился 30.12.08г., с пропуском установленного трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд.
Представитель заявителя возражает против доводов третьего лица, просит в удовлетворении требований отказать.
Прокурор пояснил суду, что действительно из Генеральной прокуратуры РФ поступал дубликат обращения общества о незаконной организации и проведении аукциона на получение права пользования недрами на Арахушунжалгинском месторождении.
В письме от 21.03.08г. №7-86-2008 было сообщено о том, что аукцион, объявленный приказом Роснедр №1766 от 20.12.07г. отменен приказом Роснедр №144 от 19.02.08г. и оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается. Законность оспариваемых ненормативных правовых актов проверялась согласно плана работы Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры на II полугодие 2008г.
Пунктом 4 плана была предусмотрена проверка соблюдения природоохранного законодательства недропользователями, осуществляющими добычу нефрита на территории Окинского района РБ. Справка о результатах проверки соблюдения лицензионного законодательства предприятиями, осуществляющими добычу нефрита на территории Окинского района была составлена 24.11.08г., с заявлением в арбитражный суд обратились 30.12.08г., в пределах трехмесячного срока.
Суд, заслушав доводы третьего лица и представителя прокуратуры, не находит оснований для удовлетворения заявления третьего лица.
Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором 11.07.08г. был утвержден план работы межрайонной природоохранной прокуратуры на второе полугодие 2008г.
Согласно плану работы в сентябре-октябре месяце 2008г. запланирована проверка соблюдения природоохранного законодательства недропользователями, осуществляющими добычу нефрита на территории Окинского района.
По результатам проверки 24.11.08г. была составлена справка о результатах проверки.
Материалы проверки соблюдения лицензионного законодательства от 24.11.08г. послужили основанием для обращения 30.12.08г. прокуратуры в арбитражный суд.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен трехмесячный срок на подачу заявления о признании недействительным ненормативного правового акта. Указанный срок исчисляется с момента, когда прокурору стало известно о нарушении ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
Прокурор обратился в суд в пределах установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
Определением суда от 19.02.09г. в удовлетворении заявления общества о пропуске трехмесячного срока на подачу заявления отказано.
В обоснование требований заявитель сослался на следующее.
Оспариваемые решение №1 от 29.12.04г., свидетельство №7, лицензии УДЭ 01000 ТР УДЭ 01001 ТР от 14.05.05г. выданы Бурятнедра с нарушением действующего законодательства, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые на основании конкурса (аукциона) могли получить право пользования участками недр месторождений нефрита и подлежат признанию недействительными.
Оспариваемые ненормативные правовые акты выданы Территориальным агентством по недропользованию по Республике Бурятия с превышением полномочий, поскольку действующим законодательством полномочия по установлению факта открытия месторождений нефрита, а также принятия решения по вопросам лицензирования права пользования месторождений нефрита, отнесены к полномочиям Федерального агентства по недропользованию и последним полномочиям по оформлению и государственной регистрации указанных лицензий Бурятнедра не делегировались, что подтверждается письмом Федерального агентства по недропользованию от 18.11.08г. №В6-06-26/9553.
Кроме того, факт открытия россыпного месторождения нефрита Арахушунжалгинское за ООО ГП «Сибирьгеология» установлен неправомерно, поскольку последним поисковые и оценочные работы проведены только по Урбаамынскому участку, представляющему собой естественное продолжение Арахушунжалгинской россыпи, открытой в 1981 году.
Согласно общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002, введенному в действие постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2002 №503-ст, нефрит (код 145021235) отнесен к полудрагоценным камням.
В Приложении к Временному распределению, утвержденному приказом Роснедра №393 от 15.11.2004г., принятие решений по вопросам лицензирования участков недр содержащих полудрагоценные камни, в т.ч. нефрит, к полномочиям территориальных органов Роснедр не отнесены.
Таким образом, право пользования участками недр россыпного месторождения Арахушунжалгинское для целей разведки и добычи полезных ископаемых должно предоставляться на основании решения конкурсной или аукционной комиссии, согласно пункта 5 статьи 10.1 закона РФ «О недрах». Вышеуказанными действиями по предоставлению права пользования участками недр Арахушунжалгинского месторождения обществу с ограниченной ответственностью ГП «Сибирьгеология» нарушены права неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые на основании конкурса (аукциона) могли получить право пользования участками недр месторождений нефрита.
Ответчик требования признал, сослался на следующее.
Приказом Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) от 15 ноября 2004 г. № 393 утверждено Временное распределение функций между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами в области лицензирования пользования недрами. Из системного анализа пунктов 3 и 4 указанного Временного распределения функций следует, что компетенцию территориальных органов составляет принятие решений по участкам недр, согласно Приложению к настоящему Временному Определению. В частности, в соответствии с пунктом IX Приложения территориальные органы полномочны принимать решения по участкам недр с месторождениями или проявлениями поделочных камней (змеевик, оникс мраморный, офикальцит, яшма и др.). К компетенции Федерального агентства по недропользованию отнесено принятие решений не указанных в настоящем Приложении. Нефрит в данном Приложении не поименован, как поделочный камень не классифицируется и, соответственно, относится к тому виду полезного ископаемого, рассмотрение вопроса о предоставлении права пользования по которому относится к компетенции Роснедра.
Решение Бурятской территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (Бурятская ТКЗ), оформленное протоколом №56 от 24.12.04г., принято с нарушением Временного положения о территориальных комиссиях по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых. В соответствии с перечнем, прилагаемым к указанному Временному положению, проведение государственной экспертизы запасов нефрита и утверждение данных запасов не относится к компетенции Бурятской КТЗ.
Заявка от 28.12.04г. о признании факта открытия месторождения полезных ископаемых, поступившая от ООО ГП «Сибирьгеология», подана не в Роснедра, а в Территориальный орган, не компетентный для принятия решения по вопросу о предоставлении права пользования недрами месторождений нефрита.
К заявке не были приложены заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, краткая справка об истории открытия месторождений, геологическая карта, в нарушение пункта 6 Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, указанное в пункте 14 приложения к заявке свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на 27.12.04г. не выдавалась.
Указанная заявка подана обществом для рассмотрения на заседании Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории РБ, отнесенных к компетенции Территориального агентства по недропользованию РБ.
28.12.04г. проведено заседание комиссии, в качестве повестки указан вопрос о рассмотрении заявки общества на получение права пользования для геологического изучения и добычи поделочного камня (нефрита) на коренном месторождении жилы №8, «Новая», «Гигант» участке Горлыкгольский и россыпного месторождения «Арахушунжалгинское». Заседание Комиссии проведено без рассмотрения заявки о предоставлении права пользования участками недр, поскольку фактически таковая отсутствовала, не поступала в Комиссию. Более того в нарушение приказа Роснедра №395 от 15.11.04г. и №393 от 15.11.04г. в компетенцию Комиссии рассмотрение вынесенного в повестку дня вопроса не входит.
В нарушение пунктов 10, 14, 17 Положения о комиссии по рассмотрению заявок (приложение №4 к приказу Роснедра №395) заседание Комиссии проведено неуполномоченным лицом, на заседании присутствовало менее половины её членов, протокол заседания подписан неуполномоченным лицом.
Принятое по результатам заседания Комиссии решение №1 от 28.12.04г. о подтверждении факта первооткрывательства, выдаче свидетельства об установлении факта открытия месторождения вынесено с нарушением вышеуказанной Инструкции (пунктов 5, 6, 7), установлен факт открытия месторождения – жилы №8, не указанной в заявке от 28.12.04г.
Пунктом 2 протокола от 28.12.04г. принято решение выдать лицензии на право пользования недрами для геологического изучения и добычи поделочного камня (нефрита). Данное решение не соответствует законодательству с учетом вышеизложенных нарушений, а также в связи с несоблюдением требований статьи 29, пункта 4 статьи 10.1 Закона РФ «О недрах», предусматривающих предоставление недр в пользование только после проведения государственной экспертизы запасов и наличие решения комиссии, созданной федеральным органом Управления государственным фондом недр для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
На основании вышеизложенного оспариваемые прокурором ненормативные правовые акты вынесены с превышением полномочий, в нарушение требований законодательства, прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Третье лицо требования не признало, сослалось на следующее.
На Горлыкгольском и Арахушанжалгинском месторождениях ООО ГП Сибирьгеология были разведаны запасы поделочного камня - нефрита в количестве менее 1000 тонн, что было отражено в протоколе Бурятской территориальной комиссии по запасам полезных ископаемым № 56 от 24.12.2004 г.
Согласно Временного распределения функций, утвержденных Приказом № 393 от 15.11.2004 г. территориальные органы (в т.ч. Бурятнедра) были полномочны принимать решения в области лицензирования по участкам недр с месторождениями или проявлениями поделочных камней. При этом ссылка заместителя прокурора Республики Бурятия на Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002, согласно которому нефрит отнесен к полудрагоценным камням подлежит отклонению и не может быть положена в основу вывода о незаконности действий Бурятнедра.
В вышеуказанном классификаторе нефрит указан как полудрагоценный камень. Но нельзя признать незаконными действия ответчика по принятию спорного решения и выдаче спорных лицензий на основе одного лишь несоответствия их классификатору, не являющемуся ни законом, ни подзаконным актом.
Вместе с тем классификатор ОК 032-2002 подлежит применению с учетом нормативно-правовых актов в области недропользования.
Так, нефрит как полезное ископаемое в многочисленных классификациях определяется то поделочным, то ювелирно-поделочным камнем. Это связано с тем, что в природе существуют месторождения как ювелирного нефрита, так и поделочного нефрита.
В соответствии с ТУ 41-07-052-90 «Камни цветные в природе и сырье» (табл. 1) нефрит может быть как ювелирным, так и поделочным. Отнесение к тому или иному наименованию зависит от качества камня (приведено описание).
При наличии нормативно-правовых актов, противоречащих друг другу, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов законодательства должны толковаться в пользу пользователя недр.
В 2008 году общество добывало нефрит на спорных месторождениях, и именно поделочный 2 сорта, что подтверждается прилагаемой формой 5-гр за 2008 г., представленной в Территориальный геологический фонд по республике Бурятия, которая была проверена и принята последним.
Протоколом БурТКЗ № 56, утвержденным руководителем Бурятнедра ФИО5 24.12.2004, были утверждены экспертные заключения в отношении Горлыкгольского и Арахушанжалгинского месторождений и утверждены балансовые запасы нефрита как поделочного камня 2 сорта.
Согласно Временного распределения функций, утвержденных Приказом № 393 от 15.11.2004 г. территориальные органы (в т.ч. Бурятнедра) полномочны принимать решения в области лицензирования по участкам недр с месторождениями или проявлениями поделочных камней, что было также подтверждено решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 03.08.2007 г.
Следовательно, поскольку нефрит Горлыкгольского и Арахушанжалгинского месторождений является поделочным камнем, у Бурятнедра имелись все необходимые полномочия на принятие Решения № 1 о выдаче лицензий Сибирьгеологии в порядке пункта 4 статьи 10.1 ФЗ «О недрах».
Приказ №329 от 28.10.04г., на который ссылается ответчик не может быть применен, поскольку следовало руководствоваться приказом МПР РФ №95 от 09.06.1997г. Согласно данному приказу к полномочиям ГКЗ отнесены месторождения стратегических видов минерального сырья, а все остальное относится к компетенции ТКЗ, т.е. полномочия по проведению государственной экспертизы запасов нефрита предоставлены ТКЗ. Следует отметить, что приказ №329 государственную регистрацию в Минюсте РФ не проходил, официально не был опубликован, применяться не должен.
По результатам государственной экспертизы составлен протокол №56 от 24.12.04г., которым подтвержден факт открытия жил «Новая», «Гигант» Горлыкгольского месторождения и выдано свидетельство №7 от 29.12.04г.
Арахушунжалгинская россыпь работами общества была увеличена за счет Урбааманского участка, запасы были утверждены Бурятской ТКЗ. Полученные данные по Урбааманскому участку являются типовыми для всего Арахушунжалгинского месторождения в целом.
Законность выдачи оспариваемых лицензий уже была предметом судебных разбирательств, поскольку Бурятнедра уже пыталось прекратить действие лицензий, а именно приказом №107 от 29.11.05г. Арбитражный суд своим решением по делу А10-328/07 признал приказ №107 недействительным, приказом Бурятнедра №149 от 05.12.07г. приказ №107 отменен.
Дело рассматривается в порядке предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
Как установлено материалами дела Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Бурятия в ноябре 2008г. была проведена проверка соблюдения законодательства о недрах.
Проверкой выявлено, что решением Территориального агентства по недропользованию по Республике Бурятия №1 от 29 декабря 2004 года за ООО ГП «Сибирьгеология» признан факт открытия коренного месторождения поделочного камня (нефрита) (жилы №8, «Новая», «Гигант») на Горлыкгольском участке недр и россыпного месторождения «Арахушунжалгинское».
Данным решением отделу лицензирования Бурятнедра поручено оформить и выдать ООО ГП «Сибирьгеология» свидетельство об установлении факта открытия месторождений, а также соответствующие лицензии на право пользования недрами для добычи поделочного нефрита.
14 мая 2005 года Бурятнедра выданы и зарегистрированы лицензии на право пользования недрами УДЭ 01000 ТР и УДЭ 01001 ТР, предоставляющие ООО ГП «Сибирьгеология» право пользования недрами для разведки и добычи поделочного камня (нефрита) на Арахушунжалгинском и Горлыкгольском (жилы №8, «Новая», «Гигант») месторождениях в Окинском районе Республики Бурятия.
С указанным решением, свидетельством и лицензиями прокурор не согласился и обратился в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными.
Изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон, суд признает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
B соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. _
Статьей 10.1 Закона установлены основания возникновения права пользования участками недр.
Согласно пункту 4 статьи 10.1 Закона основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004г. №293, Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Согласно пунктам 5.3.4, 5.3.6, 5.3.8 Положения Федеральное агентство по недропользованию осуществляет организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке, выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами.
В целях реализации пункта 4 статьи 10.1 Закона приказом №395 от 15.11.2004г. Федерального агентства по недропользованию образованы Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Бурятия, отнесенных к компетенции Федерального агентства по недропользованию и Территориального агентства по недропользованию по Республике Бурятия.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.11.2004г. №393 утверждено Временное распределение функций между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами в области лицензирования пользования недрами.
В соответствии с пунктом З указанного Временного распределения перечень участков недр с месторождениями или проявлениями полезных ископаемых, а также видов пользования недрами (за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации), по которым принятие решений о переоформлении лицензий, внесении изменений и дополнений в лицензии, прекращении и досрочном прекращении права пользования недрами, предоставлении краткосрочного права пользования недрами, а также об оформлении, государственной регистрации и выдаче лицензий (за исключением лицензий, выдаваемых победителям конкурсов аукционов) осуществляется территориальными органами, приведен в Приложении к настоящему распределению.
Из приложения к Временному распределению (раздел IX) усматривается, что территориальными органами принимаются решения по вопросам лицензирования, пользования недрами в отношении камнецветного, кварцевого и пьезооптического сырья:
Поделочные камни: змеевик, оникс мраморный, офикальцит, яшма и другие. Нефрит в данном списке не поименован.
Согласно общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод ОК J032-2002, введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2002 г. № 503-ст, нефрит (код 145021235) отнесен к полудрагоценным камням. В иных нормативных актах (например, приложение к Приказу Федерального агентства по недропользованию от 22.12.2005 г. №1332 «О территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых», Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за её проведение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69) нефрит классифицирован в качестве ювелирно-поделочного камня.
Таким образом, решение №1 от 29 декабря 2004 года, свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых №7, лицензии УДЭ 01000 ТР и УДЭ 01001 ТР на право пользования недрами для разведки и добычи нефрита на Арахушунжалгинском месторождении и Горлыкгольском месторождении выданы Территориальным агентством по недропользованию по Республике Бурятия с превышением полномочий, поскольку действующим законодательством полномочия по установлению факта открытия месторождений нефрита, а также принятию решения по вопросам лицензирования права пользования месторождений нефрита, отнесены к полномочиям Федерального агентства по недропользованию и последним полномочия по оформлению и государственной регистрации указанных лицензий Бурятнедра не делегировались, что подтверждается письмом Федерального агентства по недропользованию от 18.11.2008г. №В6-06-26/9593.
Кроме того, приказом Роснедра от 15.11.04г. №395 «Об образовании Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Бурятия» утвержден приложением 2 состав Комиссии и установлено приложением 4 Положение о Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр.
Председателем комиссии определен ФИО5 - исполняющий обязанности руководителя Бурятнедра.
Согласно Положению о Комиссии заседание Комиссии ведет её председатель или заместитель по поручению председателя. Председатель согласно Положению возглавляет комиссию, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на неё задач и подписывает протоколы заседаний комиссии.
Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют более половины её членов.
Протокол заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр №1 от 28.12.04г., на основании которого было вынесено оспариваемое решение №1 от 29.12.04г. о признании за ООО ГП «Сибирьгеология» факта открытия коренного месторождения поделочного камня (нефрита) (жилы №8, «Новая», «Гигант») на Горлыкгольском участке недр и Россыпного месторождения Арахушунжалгинское, об оформлении и выдаче свидетельств об установлении факта открытия указанных месторождений, о выдаче лицензий, не соответствует требованиям приложений №2 и №4.
Так, заседание Комиссии проведено не председателем комиссии ФИО5, а неуполномоченным лицом ФИО6 – членом комиссии. Протокол №1 от 28.12.04г. подписан также ФИО6 (Т.1 л.д.8, 9, 10).
В объяснительной ФИО5 указал, что поручений ФИО6 председательствовать на комиссии не давал, никаких приказов о назначении ФИО6 исполняющим обязанности начальника Бурятнедра 28.12.04г., 29.12.04г., 14.05.05г. не было (Т1 л.д.50).
На заседании Комиссии присутствовало менее половины её членов, из 9 членов Комиссии в протоколе значится 4 – ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9
Суд также соглашается с доводами заявителя о неправомерности установления за обществом факта открытия россыпного месторождения нефрита Арахушунжалгинское, поскольку обществом поисковые и оценочные работы проводились только по Урбаамыкскому участку, представляющему собой естественное продолжение Арахушунжалгинской россыпи, выявленной в 1981г. Протоколом ЦКЗ №29/2 от 26.01.83г. и 29р/2 от 30.05.83г. по россыпи утверждены запасы сортового нефрита по категории С2 в количестве 385.2Т. (Т.1 л.д. 58-64, Т.3 л.д. 5, 12).
Таким образом, право пользования участками недр россыпного месторождения Арахушунжалгинское для целей разведки и добычи полезных ископаемых должно предоставляться в соответствии с пунктом 5 статьи 10.1 Закона РФ «О недрах» на основании решения конкурсной комиссии или аукционной комиссии.
Кроме того, заявка общества от 28.12.04г. о признании факта открытия месторождения полезных ископаемых жил «Новая», «Гигант» Гоорлыкгольского месторождения, Арахушунжалгинского россыпного месторождения нефрита, подана в Бурятнедра в нарушение Приказа №393 от 15.11.04г., а также с нарушением пункта 6 Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11.11.04г. №689. К заявке не были приложены заключение государственной экспертизы запасов, краткая справка об истории открытия месторождения, геологическая карта с координатной сеткой и контурами месторождения. Заявка не была зарегистрирована в нарушении пункта 7 Инструкции.
Выдача лицензии УДЭ 01000 ТР и УДЭ 01001 ТР от 14.05.05г. произведена с нарушением требований законодательства.
В соответствии с Приказом Роснедра от 15.11.04г. №393 оформление лицензий на право пользования месторождением нефрита, их государственная регистрация и выдача относится к компетенции Роснедра, при этом по его поручению эти функции могут быть частично возложены на территориальные органы. Роснедра не делегировались Бурятнедра полномочия по оформлению и государственной регистрации указанный лицензий, что подтверждается письмом заместителя руководителя Федерального агентства по недропользованию ФИО10 (Т.1 л.д. 29).
Все оспариваемые ненормативные акты подписаны неуполномоченным лицом ФИО6
Доводы третьего лица о наличии полномочий у Территориального агентства по недропользованию по РБ на принятие решения №1от 29.12.04г., свидетельства №7 и лицензий УДЭ 01000 ТР и УДЭ 01001 ТР от 14.05.05г. не приняты во внимание, поскольку противоречат требованиям Закона РФ «О недрах», Приказу Федерального агентства по недропользованию №393 от 15.11.04г., Приложениям 2, 3, 4 и Приказу Федерального агентства по недропользованию №395 от 15.11.04г., Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11.11.04г. №689.
Оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые на основании конкурса (аукциона) могли получить право пользования участком недр месторождений нефрита.
На основании изложенного требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать решение Территориального агентства по недропользованию по Республике Бурятия №1 от 29 декабря 2004г. о признании факта открытия коренного месторождения поделочного камня (нефрита) (жилы №8, «Новая», «Гигант») на Горлыкгольском участке недр и
россыпного месторождения Арахушунжалгинское за ООО ГП «Сибирьгеология», свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых №7, выданное ООО ГП «Сибирьгеология» на месторождения нефрита жилы №8, «Новая», «Гигант» Горлыкгольского месторождения и Арахушунжалгинское россыпное месторождение, лицензии на право пользования недрами УДЭ 01000 ТР и УДЭ 01001 ТР от 14 мая 2005 года для разведки и добычи поделочного камня (нефрита) на Арахушунжалгинском месторождении и Горлыкгольском месторождении (жилы №8, «Новая», «Гигант» недействительными как несоответствующие Приказу Федерального агентства по недропользованию №393 от 15.11.2004г., приложениям №2, 3, 4 к Приказу Федерального агентства по недропользованию №395 от 15.11.2004г., Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11.11.2004г. №689, Закону РФ «О недрах».
Взыскать с Управления по недропользованию Республики Бурятия в доходы федерального бюджета 2 000 руб. – государственную пошлину.
Выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента вынесения в Четвертый Арбитражный апелляционный суд.
Судья (подпись) Н.В. Устинова