ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4232/20 от 22.01.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

28 января 2021 года                                                                                 Дело № А10-4232/2020

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 28 января 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хулугуровой К.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Болотовой Лилии Анциферовны (ОГРНИП 304032322500076, ИНН 032500535543) к территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (ОГРН 1060326020523, ИНН 0326031149) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 26 от 11.08.2020,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя –  Бурлова Н.А., представителя по доверенности от 27.08.2020, диплом о высшем юридическом образовании от 23.06.1999 № 531,

от ответчика –  Цыремпилова А.А., представителя по доверенности от 24.08.2020, диплом о высшем юридическом образовании от 26.07.1999 № 368,

установил:

индивидуальный предприниматель Болотова Лилия Анциферовна (далее – заявитель, ИП Болотова Л.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (далее – ответчик, ТО Росздравнадзора по РБ, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 26 от 11.08.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 15 сентября 2020 года заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства.

02 ноября 2020 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела пояснил, что постановление по делу об административном правонарушении от 11 августа 2020 года№ 26 вынесено незаконно с нарушением процессуальных норм и без полного исследования материалов дела. Почтовое отправление, содержащее дату рассмотрения дела об административном правонарушении, поступило в почтовое отделение 11 августа 2020 года, в день на который назначено рассмотрение дела об административном правонарушении, и было получено заявителем лишь 1 сентября 2020 года. Протокол об административном правонарушении №30 составлен 03.08.2020 в отсутствие предпринимателя. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении вручено адресату только 27.08.2020. По пункту 1 предписания пояснил следующее. У предпринимателя отсутствовала необходимость отображать информацию в соответствующем журнале, поскольку с момента проведения внеплановой проверки и вынесения соответствующего предписания ИП Болотовой Л.А. не поступали препараты, оборот которых требуется отражать в «Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения», а материалы проверки МВД по РБ не являются доказательством реализации указанных препаратов в спорный период. По пункту 2 предписания пояснил, что ИП Болотовой Л.А. предписывалось разработать и внедрить указанные в нем документы. Письмом от 10.07.2020 заявитель представила в ТУ Росздравнадзора разработанные документы и сообщила об их внедрении. Недостаток в содержании разработанных документов не является объектом административного правонарушения. По пункту 3 предписания указал, что в целях исполнения предписания ИП Болотовой Л.А. производился поиск организаций осуществляющих обращение с отходами в целях зак лючения договора на утилизацию лекарственных препаратов. ИП Болотовой Л.А. направлялись запросы в ТО Росздравнадзора по РБ и ТУ Росприроднадзора по РБ об оказании содействия в поиске организации, с которой можно заключить договор на уничтожение ЛП. ТО Росздравнадзора по РБ, Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не смогли указать на наличие данных организаций на территории Республики Бурятия и близлежащих регионов. ИП Болотова Л.А. обратилась к ИП Тонконогову Д.С. для заключения договора, который предоставил лицензию №(03)-4031-СТОУБ от 2б.07.2017, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и пояснил, что с ним работают большинство аптечных учреждений Республики Бурятия, указал на спорные моменты законодательства об обращении с отходами. Заявитель заключил с ИП Тонконоговым Д.С. договор на оказание услуг №578/2020 от 10.06.2020. ИП Болотова Л.А. с момента выдачи предписания утилизацию (уничтожение) лекарственных препаратов не осуществляла, соответственно положений указанных правил не нарушала.

Представитель ТО Росздравнадзора по РБ в ходе рассмотрения дела возражал против заявленного требования. Пояснил, что постановление по делу об административном правонарушении № 26 вынесенное 11 августа 2020 года  является законным и обоснованным. По пункту 1 предписания пояснил, что в ходе проверки была предоставлена копия журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения. В журнале отсутствовали записи об обращении лекарственного препарата «Тропикамид» в 2020 году, в том числе нулевые остатки на начало и конец месяца, предусмотренные формой журнала как обязательные, что является нарушением пункта 7 приказа МЗ РФ от 17.06.2013г. № 378н «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных   с   обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных   средств для медицинского применения». По пункту 2 предписания пояснил, что в нарушение пунктов 3, 4 приказа Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" заявителем не доработан комплекс мероприятий, направленных на соблюдение требований Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, поскольку в соответствии с Руководством по качеству, утвержденным 12.03.2020, документация, которая оформлена в письменной форме согласована, утверждена и имеет подписи об ознакомлении, при этом в самом Руководстве по качеству отсутствуют подписи об ознакомлении с указанным документом. В нарушение требований установленных Руководством СОПы не согласовываются, а только утверждаются руководством организации. Расхождение в требованиях Руководства и СОП свидетельствует о том, что комплекс мероприятий, направленных на соблюдение требований Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения не доработан, имеет расхождения в собственной структуре. Кроме того, при анализе СОП отмечается, что в листе ознакомления с каждым из 17 предоставленных СОПов имеется подпись Чмелевой Н.И. При этом вместо листа ознакомления, он оформлен как список лиц прошедших инструктаж. Вместе с тем, СОПы распространяются как на фармацевта аптечной организации, так и на уполномоченного по качеству и заведующего аптечным пунктом, подпись об ознакомлении указанных должностных лиц не предоставлена. Таким образом, система менеджмента качества не исполняется, поскольку внедрённые самой же организацией требования ИП Болотова Л.А. не выполняет. Наличие в СОПах ссылок на недействующую документацию, свидетельствует о том, что в нарушение пунктов 3 и 4 приказа Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" розничная торговля товарами аптечного ассортимента по прежнему осуществляется в отсутствие реализации комплекса мероприятий, направленных на соблюдение требований системы качества, включающих в том числе, документы, описывающие порядок предоставления субъектом розничной торговли фармацевтических услуг. По пункту 3 предписания пояснил, что в реестре лицензий на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) информация о наличии у ИП Тонконгова лицензии на уничтожение медицинских отходов класса «Г» отсутствует.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

ИП Болотова Л.А. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей лиц 12.08.2004 за основным государственным регистрационным номером 304032322500076. Основным видом деятельности является торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

Министерством здравоохранения Республики Бурятия предпринимателю выдана лицензия на фармацевтическую деятельность ЛО-03-02-001852 от 17.06.2015, срок действия бессрочно.

ТО Росздравнадзора по РБ на основании приказа руководителя ТО Росздравнадзора по РБ от 20.02.2020 № 51 в период с 26.02.2020 по 12.03.2020 в отношении ИП Болотовой Л.А. проведена внеплановая выездная проверка. По итогам проверки предпринимателю выдано предписание от 12.03.2020 № 42, срок исполнения - до 12.06.2020 (л.д. 52).

На основании приказа руководителя ТО Росздравнадзора по РБ от 16.06.2020 № 212 в период с 22.06.2020 по 21.07.2020 в отношении ИП Болотовой Л.А. проведена документарно-выездная проверка с целью контроля исполнения предписания от 12.03.2020 №42 (л.д. 50).

В  ходе проверки установлено невыполнение пунктов предписания от 12.03.2020 № 42, выданного ТО Росздравнадзора по РБ:

- неисполнение пункта 1 предписания  -  в журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения отсутствуют записи по обороту лекарственного препарата «Тропикамид»;

- неисполнение пункта 2 предписания – недоработан комплекс мероприятий, направленных на соблюдение требований Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, а именно руководство по качеству, документы, описывающие порядок предоставления субъектом розничной торговли фармацевтических услуг (далее - СОПы), документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими не актуализированы в рамках действующего законодательства;

- неисполнение пункта 3 предписания - договор с организацией, имеющей лицензию по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности не заключен.

21 июля 2020 года по результатам проверки составлен акт от № 212 (л.д.54).

Уведомлением от 24.07.2020 № 30 предприниматель извещена о необходимости явки 03.08.2020 для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено ИП Болотовой Л.А. посредством почтовой связи 29.07.2020 (л.д.60)

03 августа 2020 года заместителем начальника отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия, в отсутствии представителя ИП Болотовой Л.А., составлен протокол об административном правонарушении №30 по части 21 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 62-67). Копия протокола направлена предпринимателю посредством почтовой связи – 03.08.2020 (л.д.69).

Определением от 06.08.2020 № 26 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 14 часов 00 минут 11.08.2020 (л.д.73). Определение направлено заказным письмом №80084051538527 (л.д.72-75).

11 августа 2020 года в отсутствии ИП Болотовой Л.А., ее представителей состоялось рассмотрение протокола и материалов  дела об административном правонарушении.

Постановлением от 11.08.2020 № 26 ИП Болотова Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Копия постановления направлена заказным письмом (л.д. 86).

Не согласившись с постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 26 от 11.08.2020.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Из статьи 23.81 КоАП РФ следует, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.28, частями 1, 2 и 3 статьи 6.29, статьями 6.30, 6.32, 6.34, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, и предоставляемых ими услуг), 14.4.2 (за исключением обращения лекарственных средств для ветеринарного применения), частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44, 14.46, частями 1 - 4 статьи 14.46.2, частью 5 статьи 19.4, частью 21 статьи 19.5, статьей 19.7.8 настоящего Кодекса (пункт 1).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, их заместители (пункт 2).

 Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 323, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 10.10.2005 № 2220-Пр/05 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В управлениях Росздравнадзора по субъектам РФ к их числу отнесены заместитель начальника отдела, а также должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 03.08.2020 № 30 составленный заместителем начальника отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения ТО Росздравнадзора по РБ, и постановление вынесенное заместителем руководителя  ТО Росздравнадзора по РБ, составлены и вынесены уполномоченными лицами.

Из оспариваемого постановления следует, что ИП Болотова Л.А. привлечена к административной ответственности предусмотренной частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.

 Диспозиция части 21 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.

Субъектом ответственности являются лица, в адрес которых выданы предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.

Объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения регулирующие здравоохранение.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения состоит в бездействии субъекта ответственности и невыполнении требований предписания в установленный в предписании срок.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса (пункт 1).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (пункт 2).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (пункт 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (пункт 4).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (пункт 4.1).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (пункт 5).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (пункт 6).

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Таким образом, закон требует известить привлекаемое к ответственности лицо о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и допускает осуществление административным органом соответствующих процессуальных действий в отсутствие лица только при наличии у него информации о получении адресатом данного уведомления.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 17) обращено внимание на то, что положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, регламентирующие порядок производства по делу об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе (постановлении) отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).

Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение указанных положений, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения.

По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта совершения административным органом процессуального действия в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Таким образом, отсутствие доказательств надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.

Фактическое отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении влечет невозможность реализации требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела административным органом (статья 24.1 КоАП РФ).

Исходя из положений статей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях цель извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении состоит в том, что такое лицо должно иметь точное представление о времени и месте его составления (рассмотрения) и о факте допущенного нарушения.

Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по результатам рассмотрения дела входит в задачу административного органа.

При этом важно различать такие самостоятельные факты объективной действительности, как направление и получение того документа, в котором говорится о совершении соответствующего процессуального действия в определенном месте и в определенное время.

Возможное или предполагаемое наличие у административного органа доказательств направления такого уведомления не свидетельствует о соблюдении процессуальных требований.

В пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что Кодекс не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия, такое извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 03 августа 2020 года №30 составлен в отсутствие привлекаемого лица и его представителя - ИП Болотовой Л.А.

В качестве доказательства извещения предпринимателя административным органом представлено уведомление от 24 июля 2020 года №30, из которого следует, что предпринимателю необходимо явиться для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, 03.08.2020 в 16 часов 00 минут (л.д. 61).

Указанное уведомление направлено ИП Болотовой Л.А. 29 июля 2020 года заказным письмом № 80081350866634, по адресу аптеки «Ирма» заказным письмом №80081350866641.

Согласно сведениям сайта Почта России, заказное письмо с уведомлением № 80081350866634 прибыло в место вручения – 01.08.2020, вручено адресату – 27.08.2020, заказное письмо с уведомлением №80081350866641 прибыло в место вручения – 31.07.2020, 03.08.2020 - была неудачная попытка вручения, 05.09.2020 - письмо возвращено отправителю.

Отчеты об отслеживании почтовых отправлений, полученные с официального сайта Почты России являются надлежащими доказательствами извещения, используемые административным органом при проверке сведений о надлежащем извещении лица о месте и времени производства по делу об административном правонарушении. Информация о движении почтовых отправлений отображается для пользователей интернета-сервиса официального сайта Почты России.

Таким образом, о составлении протокола об административном правонарушении предприниматель получил уведомление – 27.08.2020.

Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен 03 августа 2020 года, представленное уведомление нельзя признать надлежащим извещением лица, привлекаемого к административной ответственности.

При этом согласно пункту 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.

Согласно пункту 34 названных Правил, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.

Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.

С учетом того, что заказные письма №80081350866641, №80081350866634 с Уведомлением прибыли в место вручения - 31.07.2020, 01.08.2020, срок их хранения истекал – 07.08.2020, 08.08.2020 (7 рабочих дней).

В данном случае заявитель по состоянию на дату совершения процессуального действия, являющегося необходимым для производства по делу об административном правонарушении, не обладал информацией о получении почтовой корреспонденции предпринимателем и данные сайта "Почты России" указывали на то, что срок хранения рассматриваемой корреспонденции не истек.

При этом, ИП Болотова Л.А. при составлении 03.08.2020 рассматриваемого протокола не могла быть признана применительно к разъяснениям, изложенным в пункте 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10, отказавшимся от получения направленных материалов или не явившимся за их получением, несмотря на почтовое извещение.

Названные обстоятельства должны были быть приняты во внимание при решении вопроса о том, являлось ли извещение надлежащим, а также вопроса о наличии оснований для составления протокола об административном правонарушении в отсутствие ИП Болотовой Л.А.

Доказательств извещения ответчика о месте, дате, времени составления протокола об административном правонарушении иными способами (телеграмма, электронная почта, иные средства связи), которые согласно статье 25.15 КоАП РФ, разъяснениям, данным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, допускаются в рамках производства по административному делу, административным органом не представлено.

Кроме того, постановление  по делу об административном правонарушении от 11.08.2020 №26 также вынесено административным органом в отсутствие ИП Болотовой Л.А. (л.д.76).

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела (11.08.2020, 14 часов 00 минут) направлено предпринимателю 06.08.2020 заказным письмом №80081350866849, по адресу аптеки «Ирма» №80081350866832.

 Согласно сведениям сайта Почта России, почтовое отправление №80081350866849 прибыло в место вручения – 07.08.2020, вручено адресату – 01.09.2020, почтовое отправление №80081350866832 прибыло в место вручения – 07.08.2020, 07.09.2020 - возвращено отправителю.

 Таким образом, о месте  и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ИП Болотова Л.А. также не была извещена.

В данном случае действия заявителя лишили ответчика гарантий защиты его прав, возможности воспользоваться в полном объеме своими процессуальными правами при рассмотрении административного дела, создали неустранимые препятствия для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Суд отмечает, что установленный законом порядок производства по делу об административном правонарушении является обязательным для административных органов и их должностных лиц.

Административным органом нарушена процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Допущенное процессуальное нарушение является существенным, возможность его устранения в ходе рассмотрения настоящего заявления отсутствует.

При этом, суд указывает на недопустимость установления арбитражным судом события и состава административного правонарушения в том случае, когда административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

На необходимость неукоснительного соблюдения приведенного конституционного требования указано в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

При этом разъяснено, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

Положения части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации получили развитие в отраслевом законодательстве.

Так, согласно части 3 статьи 64 АПК Российской Федерации не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Частью 3 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации также установлено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 597-О, судья осуществляет правосудие по делам об административных правонарушениях с учетом необходимости решения всех стоящих перед производством по данным делам задач, что само по себе предполагает возможность принятия им необходимых и достаточных мер, обеспечивающих достоверность исследуемых доказательств.

С учетом изложенного составленный с нарушением положений статьи 28.2 КоАП Российской Федерации протокол об административном правонарушении от 03 августа 2020 года №30 не может быть признан допустимым доказательством по делу.

Как уже было указано, согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене, поскольку нарушает права и законные интересы предпринимателя, а заявленное требование ИП Болотовой Л.А. подлежит удовлетворению в связи с имеющимися существенными нарушениями административного процессуального законодательства.

Руководствуясь статьями 167-170, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И Л:

Заявленное требование удовлетворить.

Постановление  от 11 августа 2020 года №26 о назначении административного наказания вынесенное территориальным органом Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия в отношении индивидуального предпринимателя Болотовой Лилии Анциферовны признать незаконным и отменить полностью.  

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд, вынесший решение.

Судья                                                                                                  Н.А. Логинова