ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
06 октября 2021 года Дело № А10-4248/2021
Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 06 октября 2021 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хулугуровой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «РЭМ» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия о признании незаконным решения по результатам рассмотрения жалобы участника закупки №003/06/33-449/2021 от 18.05.2021,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - ФИО1, представителя по доверенности от 30.11.2020 № 06-82/4139, диплом о высшем юридическом образовании от 14.06.2001,
от третьего лица государственного казенного учреждения «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» - ФИО2, представителя по доверенности от 10.09.2021, диплом о высшем юридическом образовании от 23.10.2009 № 7852,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «РЭМ» (далее – ООО УК «РЭМ», заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – УФАС по РБ, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения по результатам рассмотрения жалобы участника закупки №003/06/33-449/2021 от 18.05.2021.
Определением суда от 23 августа 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» (далее – ГКУ «Бурятрегионавтодор», заказчик).
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением №67000862899670. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Из заявления ООО УК «РЭМ» об оспаривании решения антимонопольного органа следует, что заказчиком - ГКУ «Бурятрегионавтодор» размещено извещение ( реестровый номер 0102200001621001451) о проведении аукциона на выполнение работ по объекту - "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них в Муйском и Северо-Байкальском районах Республики Бурятия на 2021-2024 гг". Согласно перечню автомобильных дорог, указанных в приложении № 3 документации, в качестве места выполнения работ указаны следующие автомобильные дороги: Северобайкальск- Новый Уоян-Таксимо Муйского района Республики Бурятия, идентификационный номер дороги 81-ОП-РЗ-81К-041; Таксимо-Бодайбо Муйского района Республики Бурятия, идентификационный номер дороги 81-ОП-РЗ-81К-027; Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян Северо-Байкальского района Республики Бурятия, идентификационный номер дороги 81-ОП-РЗ-81К-001; Северобайкальск-Новый Уоян-Таксимо Северо-Байкальского района Республики Бурятия, идентификационный номер дороги 81-ОП-РЗ-81К-041; Северобайкальск-Даван Северо-Байкальского района Республики Бурятия, идентификационный номер дороги 81-ОП-РЗ-81К-030. Таким образом, фактически в лоте содержится 5 объектов работ на самостоятельных объектах - автомобильных дорогах, имеющих самостоятельное наименование и идентификационные номера. Данные объекты не связаны между собой по технологии выполнения работ, находятся на значительном удалении друг от друга, кроме того, находятся в разных районах Республики Бурятия. Заказчик не обосновал наличие технологической и функциональной связи между проводимыми работами, установил размеры обеспечения заявки и контракта исходя из начальной цены необоснованно укрупненного лота. Вследствие необоснованно укрупненного лота предъявлены повышенные требования к наличию опыта производства работ с точки зрения их стоимости (не менее 20% от начальной цены контракта), а также к обеспечению заявки, составляющей 10% от начальной цены контракта, что составляет 21 731 033 рублей, что влечет необоснованное ограничение числа участников закупок. В связи с указанным заявителем подана жалоба в Бурятское УФАС России на действия заказчика и положения документации о закупке. Решением от 18 мая 2021 года Бурятское УФАС России в удовлетворении жалобы отказало. В указанном решении доводы жалобы антимонопольным органом в полном объеме по существу не рассмотрены. Кроме того, пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Представитель антимонопольного органа при рассмотрении дела возражал против заявленного требования. Со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пояснил, что объект закупки сформирован с учетом потребности заказчика, территориального и географического расположения указанных дорог. Согласно разделу 2 Письма ФАС России от 24.04.2020 №ИА/35241/20, при осуществлении закупки на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъекта Российской Федерации, находящегося во 2 климатической зоне Российской Федерации, НМЦК не должна превышать 1 миллиард рублей, а срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев. Предметом рассматриваемой закупки является содержание автомобильных дорог. При этом НМЦК в данном случае составляет 223 324 933,00 рублей, то есть не превышает 1 миллиард рублей, а согласно пункту 3.2. проекта контракта срок исполнения обязательств по государственному контракту, заключенному по итогам осуществления рассматриваемой закупки, составляет более 6 месяцев. Следовательно, предусмотренные разделом 2 Письма ФАС России критерии по формированию предмета закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог заказчиком соблюдены. Последующие действия государственного заказчика по установлению в Документации дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренных пунктом 17 Информационной карты аукционной документации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №15, а также установлению в размерах, предусмотренных положениями статей 44 и 96 Закона о контрактной системе, величин обеспечения заявки (11 166 246.65 рублей (пункт 2 Информационной карты аукционной документации) и контракта (22 332 493,30 рублей (пункт 3 Информационной карты аукционной документации) непосредственным образом обусловлены размером НМЦК настоящей закупки. Также пояснил, что подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, при исполнении государственного контракта в силу требований части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе и пункта 12.1 Информационной карты аукционной документации, извещения о проведении настоящего электронного аукциона, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем такого привлечения составляет 40 % от цены контракта (пункт 4.1.45 проекта государственного контракта). Таким образом, хозяйствующие субъекты, не способные участвовать в рассматриваемой закупке в силу невозможности освоения ее предмета или выполнения требований об обеспечении заявки и контракта, лицом, исполняющим государственный контракт, могут быть привлечены к его исполнению в качестве субподрядных организаций. При формировании предмета закупки в части объединения в предмет одной закупки работ в отношении автомобильных дорог, расположенных на территориях двух муниципальных районов Республики Бурятия, государственным заказчиком не было совершено действий, приводящих к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Представитель ГКУ «Бурятрегионавтодор» в ходе рассмотрения дела возражал против заявленного требования. Пояснил, что объектом закупки является одна дорога протяженностью 420,1 км., остальные дороги примыкают к ней, протяженность иных дорог в 2-х районах составляет 157,8 км. Тот факт, что автомобильные дороги расположены в разных муниципальных образованиях (районах Республики Бурятия), не имеет значения, поскольку все автомобильные дороги общего пользования регионального значения, проходящие в границах муниципальных образований, закреплены на праве оперативного управления за ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ». Административно-территориальное деление имеет цели эффективного управления муниципальными образованиями, но при этом никак не влияет на единство и взаимосвязь между собой автомобильных дорог общего пользования регионального значения. При формировании лота, заказчик не объединял между собой несколько объектов, предметом торгов являлся единый объект - содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности дорожного движения, все дороги относятся к одной категории и финансируются из одного источника (республиканский бюджет), выполняются одни и те же виды работ. Из системного толкования статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара (работ, услуг) заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару (работе, услуге). Разделение объекта закупки по районам также не позволит избежать дополнительных требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. №99 поскольку Муйский район НМЦК - 76 303 393,0 руб. - 15 260 678,60 руб., Северо-Байкальский район НМЦК - 147 021 540,0 руб. - 29 404 308,0 руб. Деление объекта на 5 участков будет расцениваться как искусственное дробление объекта закупки. При формировании объекта закупки заказчик руководствовался требованиями ОДМ 218.2.018-2012 «Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектов содержания автомобильных дорог», наличием карьеров и производственных баз, с учетом того, что населенные пункты в Северобайкальском и Муйском районах расположены на значительном расстоянии друг от друга. Также пояснил, что при формировании предмета закупки заказчик, помимо эффективного расходования бюджетных средств и единства объекта закупки, исходил из своих потребностей, обусловленных необходимостью контроля за выполнением обязательств по содержанию автомобильных дорог (уровень содержания автомобильной дороги на всем ее протяжении должен быть единым и соответствовать нормативным требованиям), недопущением транспортных коллапсов, в связи с чем, разделение автомобильной дороги на отдельные участки, может привести к несогласованным действиям разных подрядных организаций и, как следствие, сказаться на качестве выполнения работ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
16 апреля 2021 года Республиканским агентством по государственным закупкам во исполнение Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.08.20006 №269 «Об утверждении Положения о Республиканском агентстве по государственным закупкам и порядка его взаимодействия с заказчиками Республики Бурятия» на основании заявки №1452/21-3 от 13.04.2021 ГКУ «Бурятрегионавтодор» вынесен Приказ о проведении электронного аукциона (л.д. 80).
27 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.qov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них в Муйском и Северобайкальском районах Республики Бурятия на 2021-2024гг.,
Согласно извещению, объектом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них в Муйском и Северобайкальском районах Республики Бурятия на 2021 -2024 годы, начальная максимальная цена контракта 223 324 933,00 руб., срок выполнения работ установлен до 30.06.2024 (л.д.37-37-78).
Требования к объему и качеству выполняемых работ, содержатся в приложениях к документации об электронном аукционе (техническое задание, перечень автомобильных дорог, приказ Министерства транспорта РФ от 16.11.2012г. №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», единичные расценки на содержание автомобильных дорог (север, юг).
Заданием (приложение №1 к Контракту) предусмотрена цель работ - Обеспечение круглосуточного, бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения на период действия государственного контракта.
В Приложении №3 к проекту государственного контракта указан перечень автомобильных дорог, согласно которому общая протяженность автомобильной дороги Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо - 420,1 км: по Муйскому району - 163,2 км., по Северобайкальскому району - 256,9 км. Протяженность остальных дорог (которые примыкают к автодороге Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо) в Муйском районе: Таксимо - Бодайбо - 39,9 км.; в Северобайкальском районе - Северобайкальск - Даван - 51 км; Улан-Удэ -Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян км 672 - км 738,9 - 66 км. Протяженность иных дорог в 2-х районах составляет 157,8 км.
11 мая 2021 года в антимонопольный орган поступила жалоба ООО УК «РЭМ» на действия заказчика, положения документации о закупке при проведении закупки - реестровый номер 0102200001621001451. В жалобе указано, что заказчик неправомерно объединил в одну закупку содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений в двух районах республики: Муйском и Северобайкальском, что приводит к укрупнению закупки и ведет к значительному повышению требований к наличию опыта производства работ с точки зрения их стоимости и повышению размера обеспечения заявки, следовательно, к ограничению количества участников торгов (л.д. 31).
Уведомлением от 12 мая 2021 года Управление известило ГКУ «Бурятрегионавтодор» и Республиканское агентство по государственным закупкам о рассмотрении жалобы. В Уведомлении от 12.05.2021 Управление указало о необходимости приостановления определения исполнителя (на стадии заключения контракта) до рассмотрения жалобы ООО УК «РЭМ», представления документов необходимых для рассмотрения жалобы (л.д.35).
13 мая 2021 года Республиканское агентство по государственным закупкам направило в адрес УФАС по РБ запрашиваемые документы (л.д.79).
По результатам рассмотрения жалобы ООО УК «РЭМ» комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок Решением от 18 мая 2021 года признала ее необоснованной (л.д. 96).
ООО УК «РЭМ» посчитав незаконным и необоснованным вынесенное решение, в части признания действий заказчика по объединению в один лот выполнение работ по содержанию нескольких автомобильных дорог соответствующими действующему законодательству обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе, последняя направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявитель, оспаривая решение антимонопольного органа, указывает, что фактически в лоте содержится 5 самостоятельных объектов работ на самостоятельных объектах – автомобильных дорогах, имеющих самостоятельное наименование и идентификационные номера. Размеры обеспечения заявки и контракта определены исходя из начальной цены необоснованно укрупненного лота. Вследствие укрупнения лота заказчиком предъявлены повышенные требования к наличию опыта производства работ с точки зрения их стоимости, а также к обеспечению заявки, что в свою очередь влечет необоснованное ограничение числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В пункте 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) содержится запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации вводить ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности, а также необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации объекта закупки, установлены частями 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и не содержат ограничений по объему лота.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Из указанного следует, что заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару (услугам).
Системное толкование указанных норм позволяет суду прийти к выводу, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару (услуге).
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 №11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
При проведении аукциона и установлении соответствующих параметров заказчик должен исходить из предмета и целей регулирования размещения заказов, направленных на эффективное использование бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Из материалов дела следует, что предметом вышеуказанного аукциона является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них в Муйском и Северо-Байкальском районах Республики Бурятия на 2021-2024 годы.
В Приложении №1 к проекту государственного контракта установлены требования заказчика.
В Приложении №3 к проекту государственного контракта указан перечень автомобильных дорог, согласно которому общая протяженность автомобильной дороги Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо - 420,1 км: по Муйскому району - 163,2 км., по Северобайкальскому району - 256,9 км. Протяженность остальных дорог (которые примыкают к автодороге Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо) в Муйском районе: Таксимо - Бодайбо - 39,9 км.; в Северобайкальском районе - Северобайкальск - Даван - 51 км; Улан-Удэ -Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян км 672 - км 738,9 - 66 км. Протяженность иных дорог в 2-х районах составляет 157,8 км.
Согласно пояснениям ГКУ «Бурятрегионавтодор», при формировании предмета закупки Заказчик, помимо эффективного расходования бюджетных средств и единства объекта закупки, исходил из своих потребностей, обусловленных необходимостью контроля за выполнением обязательств по содержанию автомобильных дорог, недопущением транспортных коллапсов, поскольку дороги, указанные в Перечне (приложение №3), связаны между собой, уровень их содержания на всем ее протяжении должен быть единым и соответствовать нормативным требованиям. Разделение автомобильной дороги на отдельные участки, может привести к несогласованным действиям разных подрядных организаций и как следствие сказаться на качестве выполнения работ.
Таким образом, объект закупки сформирован заказчиком правомерно, требования к объемам оказываемых услуг, содержащиеся в приложении №1 к документации об электронном аукционе, являются необходимыми и значимыми для обеспечения деятельности ГКУ «Бурятрегионавтодор» как лица, ответственного за состояние региональных автомобильных дорог.
Формирование именно такого объекта закупки способствует централизованному, скоординированному выполнению работ.
При этом, объявляя закупку в отношении содержания объектов автомобильных дорог, заказчик действовал в пределах своих полномочий и обязанностей, предусмотренных, в том числе, Законом о безопасности дорожного движения.
Расположение автомобильных дорог в различных районах (Муйском и Северобайкальском), не влияет на определение объекта аукциона, не влияет на единство улично-дорожной сети и взаимосвязанность автомобильных дорог между собой, с учетом того, что все автомобильные дороги общего пользования регионального значения, проходящие в границах муниципальных образований, закреплены на праве оперативного управления за ГКУ "Бурятрегионавтодор".
Осуществляя формирование лота, ГКУ "Бурятрегионавтодор" не объединяло между собой несколько объектов, предметом торгов являлся единый объект - содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Описание объекта закупки соответствует не только требованиям законодательства, но и специфических особенностей климата Республики Бурятия, позволяющего выполнять определенные виды работ в течение коротких благоприятных погодных периодов, что требует быстроты и точности, а также учитывает минимизацию риска некачественного выполнения работ в случае привлечения различных подрядчиков, способствование сохранению финансовой устойчивости подрядчиков, снижению затрат бюджета на организацию торгов.
При таких обстоятельствах суд признает, что документация об электронном аукционе соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере закупок, а действия заказчика соответствуют положениям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
По доводу заявителя об ограничении допуска к торгам малых хозяйствующих субъектов антимонопольный орган указал, что подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, при исполнении государственного контракта в силу требований части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе и пункта 12.1 Информационной карты аукционной документации, извещения о проведении настоящего электронного аукциона, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем такого привлечения составляет 40 % от цены контракта (пункт 4.1.45 проекта государственного контракта). Таким образом, хозяйствующие субъекты, не способные участвовать в рассматриваемой закупке в силу невозможности освоения ее предмета или выполнения требований об обеспечении заявки и контракта, лицом, исполняющим государственный контракт, могут быть привлечены к его исполнению в качестве субподрядных организаций.
Кроме того, как следует из пояснений ГКУ «Бурятрегионавтодор» пунктом 17 информационной карты аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства ПФ от 04.02.2015 №99 о наличии опыта выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная максимальная цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд -5 млн. руб. Опыт подтверждается наличием за последние пять лет (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 % НМЦК на право заключить который проводится закупка, в данном случае это 44 664 986,60 руб.
Разделение объекта закупки по районам, также не позволит избежать дополнительных требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. №99: Муйский район НМЦК - 76 303 393,0 руб. - 15 260 678,60 руб.; Северо-Байкальский район НМЦК - 147 021 540,0 руб. - 29 404 308,0 руб.
Деление объекта на 5 участков будет расцениваться как искусственное дробление объекта закупки.
При таких обстоятельствах, выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении от 18.05.2021, в том числе, о том, что заказчиком не было совершено действий приводящих к необоснованному ограничению количества участников закупки являются верными.
Таким образом, требование заявителя о признании незаконным решения по результатам рассмотрения жалобы участника закупки №003/06/33-449/2021 от 18.05.2021 не подлежит удовлетворению.
Довод заявителя о не рассмотрении антимонопольным органом жалобы заявителя в полном объеме судом отклоняются как не подтвержденные материалами дела.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Н.А. Логинова