ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-424/09 от 19.03.2009 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, д. 52,

670001, e-mail: asrb@burnet.ru

web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Улан-Удэ

26 марта 2009 года Дело №А10-424/2009

Резолютивная часть судебного акта объявлена 19 марта 2009 года

В полном объеме решение изготовлено 26 марта 2009 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ботоевой В.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логиновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» к Министерству финансов Республики Бурятия о признании незаконным приказа от 20.01.2009 №2

при участии в судебном заседании:

заявителя- ФИО1, представителя по доверенности от 25.03.2008 №339

ответчика- -ФИО2, представителя по доверенности от 03.02.2009 №01-01/23-10

ФИО3, представителя по доверенности от 19.03.2009 №01-01/23-14

ФИО4, представителя по доверенности от 19.03.2009 №01-01/23-13

установил:

Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» (далее- Администрация) обратилась с заявлением о признании незаконным приказа Министерства финансов Республики Бурятия (далее- Министерство) о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключение субвенций) из республиканского бюджета в связи с несоблюдением условий их предоставления от 20.01.2009 №2.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал. Пояснил, что Администрация не согласна с приказом Министерства «О сокращении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «Северо-Байкальский район» в связи с несоблюдением условий их предоставления» от 26.12.2007 №231. Указанным приказом отказано в предоставлении субвенций из республиканского бюджета бюджету муниципального образования в 2009 году в сумме 15587047,31 руб. Законом Республики Бурятия от 17.10.2006 №1916-Ш «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2006 год» (далее- Закон) предусмотрено выделение средств бюджета на осуществление мер по проведению отопительного сезона. Главным распорядителем бюджетных средств- Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства перечислены средства республиканского бюджета финансовому управлению Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район». На совещании, проводимом министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, принято решение о направлении средств бюджета предприятиям жилищно-коммунального хозяйства для погашения задолженности перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов. Решением Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 31.10.2006 №345 также было принято решение направить поступившие средства предприятиям ЖКХ МУП «Ново-Уоянские РЭС» и МП «Коммунальщик» для погашения последними задолженности за топливно-энергетические ресурсы в целях обеспечения отопительного сезона. Субсидию на осуществление мер по проведению отопительного сезона, в соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 31.10.2006 №345, Администрация использовала на погашение задолженности предприятий ЖКХ района перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов ОАО «Бурятэнергосбыт», «Энергосбыт ОАО РЖД». Средства бюджета не были направлены непосредственно предприятиям ЖКХ, поскольку у предприятий имелась задолженность по обязательным платежам и на их счетах была открыта картотека 2. При перечислении средств на счета предприятий фактически произошло бы их списание в счет уплаты обязательных платежей, а задолженность за полученные энергетические ресурсы осталась бы непогашенной. Перечисление средств непосредственно предприятиям ЖКХ района привело бы к срыву отопительного сезона, то есть не достижению цели финансирования. Неправильное указание кода бюджетной классификации при перечислении денежных средств не свидетельствует об их нецелевом использовании. Указание при перечислении средств кода бюджетной классификации 223, указанного в акте проверки в качестве правильного, свидетельствовало бы о перечислении средств в счет уплаты задолженности за потребленные самой Администрацией коммунальные услуги. Администрация не могла указать данный код, поскольку это свидетельствовало бы о нецелевом использовании бюджетных средств. Администрация не оплачивала коммунальные услуги, поступившие средства были перечислены в счет погашения задолженности МУП «Ново-Уоянские РЭС» и МП «Коммунальщик» перед ОАО «Бурятэнергосбыт», «Энергосбыт ОАО РЖД». Оснований для вынесения оспариваемого решения не имелось.

Представитель ответчика заявленные требования не признал. Пояснил, что Администрация использовала бюджетные средства в нарушение условий их предоставления, определенных законом и решением. Условием предоставления средств бюджета было направление их на осуществление мер по проведению отопительного сезона, а именно направление их предприятиям жилищно-коммунального хозяйства для погашения ими задолженности перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов. Главный распорядитель бюджетных средств- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства перечислило средства республиканского бюджета финансовому управлению Администрации МО «Северобайкальский район». Согласно условиям предоставления средств финансовое управление Администрации должно было перечислить полученные средства МУП «Ново-Уоянские РЭС» и МП «Коммунальщик». Фактически средства были перечислены на счет бюджетного учреждения Администрация МО «Северобайкальский район», которое впоследствии перечислило их ОАО «Бурятэнергосбыт», «Энергосбыт ОАО «РЖД». Администрация, как бюджетное учреждение, не имела право получать и расходовать указанные средства бюджета. Поскольку финансовое управление входит в состав Администрации ответственность за нецелевое использование бюджетных средств несет Администрация МО «Северо-Байкальский район». Проверка проводилась в отношении бюджетного учреждения, поэтому достаточным основанием нецелевого использования являлось получение и использование учреждением средств бюджета. Управлением финансово-бюджетного надзора не устанавливалась цель использования средств бюджета, полномочий на проведение встречных проверок не имелось. Факт нецелевого использования средств бюджета подтверждается актом и материалами ревизии, оснований для признания незаконным приказа Министерства, вынесенного на основании указанного акта, не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Управлением финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Бурятия проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» за период с 01.01.2002 года по 31.12.2006.

Проверкой установлено, что в нарушение Закона Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики «О республиканском бюджете на 2006 год» от 17.10.2006 №1916-Ш, решения Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 31.10.2006 №345

- платежным поручением №336 от 09.11.2006 перечислена субсидия на осуществление мер по проведению отопительного сезона Северобайкальскому межрайонному отделению ОАО «Бурятэнергосбыт» в 5499288,32 руб. по коду экономической классификации расходов для оплаты за электрическую энергию за МУП «Ново-Уоянские РЭС», оплата должна производиться по коду 223 (согласно решению Совета депутатов получателем субсидии является МУП «Ново-Уоянские РЭС»);

-платежным поручением №327 от 03.11.2006 перечислена субсидия на осуществление мер по проведению отопительного сезона Таксимовскому линейному подразделению «Энергосбыт» ОАО «РЖД» в 9653047,31 руб. по коду экономической классификации расходов для оплаты за электрическую энергию за МУП «Ново-Уоянские РЭС», оплата должна производиться по коду 223 (согласно решению Совета депутатов получателем субсидии является МУП «Ново-Уоянские РЭС»);

-платежным поручением №335 от 09.11.2006 перечислена субсидия на осуществление мер по проведению отопительного сезона Северо-Байкальскому межрайонному отделению ОАО «Бурятэнергосбыт» в 434712,68 руб. по коду 225 для оплаты за электрическую энергию за МП «Коммунальщик», оплата должна производиться по коду 223 (согласно решению Совета депутатов получателем субсидии является МП «Коммунальщик»).

Согласно решению Совета депутатов получателем субсидии является МП «Коммунальщик».

Произведенные расходы в 15587047,31 руб. не соответствуют условиям получения и согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- Кодекс) являются нецелевым использованием бюджетных средств.

О чем составлен акт проверки от 29.09.2007 и 20.01.2009 Министром финансов Республики Бурятия издан приказ «О сокращении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «Северо-Байкальский район» в связи с несоблюдением условий их предоставления» со ссылкой на приказ Министерства финансов Республики Бурятия от 26.12.2007 №231 «Об утверждении порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из республиканского бюджета в случае несоблюдения органами местного самоуправления в Республике Бурятия условий их предоставления» о сокращении в 2009 году в 15587047,31 руб. межбюджетных трансфертов в связи с выявлением фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Последним утвержден Порядок приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из республиканского бюджета в случае несоблюдения органами местного самоуправления в Республике Бурятия условий их предоставления (далее- Порядок).

Пунктами 2,3,4 Порядка предусмотрено, что в случае выявления фактов несоблюдения органами местного самоуправления в Республике Бурятия условий предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации Министерство финансов Республики Бурятия вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления средств из республиканского бюджета бюджету соответствующего муниципального образования в Республике Бурятия, предусмотренных

-по разделу 11 "Межбюджетные трансферты",

-подразделам 01 "Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований",

-02 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)",

-04 "Иные межбюджетные трансферты" классификации расходов бюджетов (далее - средства республиканского бюджета).

Решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджету муниципального образования в Республике Бурятия принимается Министерством финансов Республики Бурятия на основании информации о выявленных нарушениях органами местного самоуправления в Республике Бурятия условий предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, поступающей от Комитета финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Бурятия. Решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджету муниципального образования в Республике Бурятия принимается в форме приказа Министерства финансов Республики Бурятия согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Порядку.

Согласно статье 38 Кодекса принцип гласности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статья 289 Кодекса предусматривает, что нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении их на цели, не соответствующие условиям указанных средств, определенным бюджетом.

Исходя из смысла названных статей в их взаимосвязи, использование бюджетных средств не по целевому назначению означает совокупность двух условий- это направление бюджетных средств и использование их на цели не соответствующие условиям получения, определенных утвержденным бюджетом указанных средств.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Ответчик не доказал, что полученные денежные средства в 15587047,31 руб. Администрацией использованы не на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

Президент Республики Бурятия Указом №339 от 13 июня 2006 года «О мерах по недопущению срыва отопительного сезона 2006/2007 года» на глав муниципальных образований возложил персональную ответственность за работу муниципальных предприятий в части своевременных расчетов с поставщиками электрической энергии, топливно-энергетических ресурсов и бесперебойного теплоснабжения. Этим же Указом предложил направить в целях недопущения срыва отопительного сезона не менее 70% дотаций из республиканского бюджета на поддержку мер, в том числе и на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы и финансирование работ по подготовке к отопительному сезону 2006/2007 года.

Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2006 год» в редакции, принятым Народным Хуралом Республики Бурятия 17.10.2006, Северо-Байкальскому муниципальному району предусмотрел субсидию на осуществление мер по проведению отопительного сезона в 22550,1 тыс. руб. (Приложение 16.10).

Во исполнение данного Закона главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, Министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия утвержден протокол «О мерах по сокращению кредиторской задолженности за топливно-энергетические ресурсы предприятий ЖКХ г.Северобайкальска, Северо-Байкальского и Муйского районов Республики Бурятия», составленных с участием в том числе и Главы Муниципального образования «Северо-Байкальский район», в котором указано о перечислении 16434 млн. руб. Северо-Байкальскому району Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия в целях сокращения кредиторской задолженности за топливно-энергетические ресурсы, полученные от ОАО «Бурятэнергосбыт», «ВСЖД» ОАО «РЖД», ОАО «СУЭК» и во исполнение Закона Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2006 год».

Вышеуказанные муниципальные образования, в том числе Северо-Байкальский район, погашают задолженность за топливно-энергетические ресурсы «ВСЖД» ОАО «РЖД»-10,5 млн. руб.; ОАО «Бурятэнергосбыт»- 5,934 млн. руб.

Платежными поручениями №471 от 26.09.2006 и №511 от 27.10.2006 Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия перечислено Финансовому управлению МО «Северо-Байкальский район» на осуществление мер по проведению отопительного сезона соответственно 6106000 руб. и 16444100 руб.

Выделенная сумма, решением №345 от 31.10.2006 Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район» распределена МУП «Ново-Уоянские РЭС» для оплаты «Энергосбыт» ОАО «РЖД» 9653077,31 руб., МУП «Ново-Уоянские РЭС» для оплаты ОАО «Бурятэнергосбыт» 5499287,32 руб., ФИО5 «Коммунальщик» для оплаты ОАО «Бурятэнергосбыт» 434712,68 руб. и направлена платежным поручением №327 от 03.11.2006 в 9653047,31 руб. «Энергосбыт» ОАО «РЖД» с указанием назначения платежа по коду экономической классификации расходов 82005023510000411225 субсидия для МУП «Ново-Уоянские РЭС» для оплаты за электроэнергию коммунальных объектов ОАО «Бурятэнергосбыт», платежным поручением №336 от 09.11.2006 в 5499287,32 руб. Северо-Байкальскому Межрайонному отделению ОАО «Бурятэнергосбыт» с указанием назначения платежа по коду экономической классификации расходов 82005023510000197241 субсидия для МУП «Ново-Уоянские РЭС» для оплаты за электроэнергию коммунальных объектов ОАО «Бурятэнергосбыт», платежным поручением №335 от 09.11.2006 Северо-Байкальскому Межрайонному отделению ОАО «Бурятэнергосбыт» с указанием кода назначения платежа по коду экономической классификации расходов 8200502351411225 субсидия для МП «Коммунальщик» для оплаты ОАО «Бурятэнергосбыт».

Таким образом, фактически денежные средства, определенные Законом Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2006 год» направлены на осуществление мер по проведению отопительного сезона.

Довод ответчика о том, что денежные средства направлены непосредственно «Энергосбыт» ОАО «РЖД» и ОАО «Бурятэнергосбыт» на погашение задолженности, минуя МУП «Ново-Уоянские РЭС», ФИО6 «Коммунальщик» с указанием несоответствующего кода и в этом заключается нецелевое использование, не обоснован.

Согласно выписке из сводной бюджетной росписи по состоянию на 01.11.2006, кодам, указанным в платежных поручениях №№327, 336, 225, уведомлению об уточнении кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым выплатам от 29.12.2006 года, назначение денежных средств указано по экономической классификации расходов 82005023510000197241.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина РФ от 21.12.05 №152Н, подстатья 241 именуется как безвозмездное и безвозвратное перечисление государственным и муниципальным организациям.

На данную подстатью относятся расходы за счет средств бюджетов на предоставление субсидий и субвенций государственным и муниципальным организациям, в том числе на: возмещение убытков, выпадающих доходов (по жилищно-коммунальному хозяйству, транспортным организациям и др.), другие цели.

На подстатью 223, указанную в акте проверки, согласно Указаниям, относятся расходы учреждения по оплате договоров на оказание коммунальных услуг в целях обеспечения собственных нужд. Поэтому денежные средства, направленные Администрацией на погашение кредиторской задолженности предприятий района, нельзя отнести к подстатье 223.

Более того, цель, для решения которой выделялись средства из республиканского бюджета, достигнута.

Задолженность МУП «Ново-Уоянские РЭС», ФИО5 «Коммунальщик» перечислена Администрацией Таксимовскому линейному подразделению «Энергосбыт» ОАО «РЖД», Северобайкальскому межрайонному отделению ОАО «Бурятэнергосбыт», согласно соглашениям об условиях перечисления субсидий на погашение задолженностей от 2 и 9 ноября 2006 года.

Задолженность за потребленную энергию МУП «Ново-Уоянские РЭС» и ФИО5 «Коммунальщик» перед вышеназванными организациями подтверждается актом сверки по состоянию на 31.10.2006 с ФИО5 «Коммунальщик», решениями арбитражного суда по делам №№А10-2914/06, А10-880/07, А10-1113/07, письмом ОАО «Бурятэнергосбыт» от 26.02.2007.

Доказательств в подтверждение обратного, Министерством не представлено. При проверке встречные проверки с МУП «Ново-Уоянские РЭС», ФИО5 «Коммунальщик», «Энергосбыт» ОАО «РЖД», ОАО «Бурятэнергосбыт» на предмет исследования отсутствия или наличия задолженности за потребленную электроэнергию не проводились.

Согласно разделу 4 Порядка проведения контрольно-надзорной работы Министерства финансов Республики Бурятия, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 22.01.2007 №4, в акте проверки должна соблюдаться объективность и обоснованность, четкость, лаконичность и системность изложения.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию: статьи и пункты каких законодательных, других нормативных актов или их отдельных положений нарушены, кем, за какой период и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

Результаты проверки излагаются в акте на основе конкретных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в проверяемых организациях документами, результатами встречных проверок, другими контрольно-надзорными действиями, заключениями специалистов и экспертов, объяснениями должностных лиц. В акте не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок.

Акт проверки не содержит ссылок на статьи и пункты Закона, не раскрывает понятие экономических кодов расходов, и какое значение имеют указанные в платежных поручениях коды. Вывод о несоответствии произведенных расходов в 15587047,31 руб. условиям их получения документально не обоснован.

Таким образом, Администрация распорядилась субсидией в соответствии с ее целевым назначением.

Следовательно, оснований для сокращения средств из республиканского бюджета в 2009 году и издания приказа не имелось.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Признать приказ №2 от 20 января 2009 года Министертства финансов Республики

Бурятия «О сокращении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «Северо-Байкальский район» в связи с несоблюдением условий их предоставления» незаконным, как несоответствующий статье 289, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Возвратить Администрации МО «Северо-Байкальский район» из федерального

бюджета 2000 руб.- уплаченную государственную пошлину.

3. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья В.И.Ботоева