ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-427/17 от 05.06.2017 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

13 июня 2017 года                                                                                      Дело № А10-427/2017

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 13 июня 2017 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия  в составе судьи Кушнаревой Н.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Е.Р., рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд» (ОГРН 1027700166890, ИНН 7703332965, адрес (место нахождения): 119019, г. Москва, переулок Филипповский, 13, стр. 1, пом. 12г) к муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования городское поселение «Северомуйское» (ОГРН 1050301351352, ИНН 0317006065, адрес (место нахождение): 671564, Республика Бурятия, Муйский район, пгт. Северомуйск, ул. Ленина, 6А) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении исполнительного листа ФС №010734667 по делу №А10-1612/2016 в полном объеме в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и к исполняющему обязанности главы городского поселения – руководителю Администрации городского поселения «Северомуйское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись городского поселения «Северомуйское» в целях исполнения исполнительного листа ФС №010734667 по делу №А10-1612/2016 в полном объеме и возложении обязанности внести изменения в сводную бюджетную роспись городского поселения «Северомуйское» в целях исполнения исполнительного листа в полном объеме,

Судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Московского округа в составе судьи Левкиной О.В., осуществляющего организацию судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Елисеевой Ю.В.,

при участии в заседании:

в Арбитражном суде Московского округа:

от заявителя: Теваняна А.Р., представителя по доверенности от 22.12.2016;

в Арбитражном суде Республики Бурятия:

от ответчиков:

Администрации городского поселения «Северомуйское»: Исаковой И.В. – представителя по доверенности от 06.04.2017.

Глава городского поселения – руководитель Администрации МО ГП «Северомуйское»- не явился, извещен (почтовые уведомления №67000810876029, №67000810875985 с отметкой органа связи о вручении 25.04.2017);

от третьего лица - Совета депутатов муниципального образования городского поселения «Северомуйское»: представитель не явился, извещен (почтовое уведомление №67000810876036 вручено 24.04.2017);

 установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд» (далее – Общество, ООО «Файерс Гранд») обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования городское поселение «Северомуйское» (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении исполнительного листа ФС №010734667 по делу №А10-1612/2016 в полном объеме в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и к исполняющему обязанности главы городского поселения – руководителю Администрации городского поселения «Северомуйское» (далее – Глава) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись городского поселения «Северомуйское» в целях исполнения исполнительного листа ФС №010734667 по делу №А10-1612/2016 в полном объеме и возложении обязанности внести изменения в сводную бюджетную роспись городского поселения «Северомуйское» в целях исполнения исполнительного листа в полном объеме.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет депутатов муниципального образования городского поселения «Северомуйское».

Глава городского поселения – руководитель Администрации МО ГП «Северомуйское», а также представители Совета депутатов муниципального образования городского поселения «Северомуйское»в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем суд считает необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

В ходе судебного разбирательства представитель Общества уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования городское поселение «Северомуйское», выразившееся в неисполнении исполнительного листа ФС №010734667 по делу №А10-1612/2016 в полном объеме в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а также бездействие главы городского поселения – руководителя Администрации городского поселения «Северомуйское», выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись городского поселения «Северомуйское» в целях исполнения исполнительного листа ФС №010734667 по делу №А10-1612/2016 и возложении обязанности внести изменения в сводную бюджетную роспись городского поселения «Северомуйское» в целях исполнения исполнительного листа ФС №010734667 (т.3, л.д. 2).

С учетом положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований принято судом.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что решением арбитражного суда по делу №А10-1612/2016 в пользу заявителя с муниципального образования городское поселение «Северомуйское» в лице Администрации за счет казны муниципального образования в субсидиарном порядке взысканы денежные средства в размере 10 960 481,94 рублей и государственная пошлина в размере 77 802,41 рублей. 20 сентября 2016 года исполнительный лист, выданный на основании указанного решения, направлен для исполнения в Администрацию в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В октябре 2016 года Общество направило в Совет депутатов и Администрацию муниципального образования требование о планировании расходов на погашение указанной задолженности на 2017 год. Согласно статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Однако в нарушение названных требований решение суда до настоящего времени не исполнено, необходимые изменения в бюджетную роспись не внесены. Бюджет городского поселения на 2017 год является бездефицитным. Действующим законодательством предусмотрена возможность перераспределения финансовым органом муниципального образования денежных средств, предназначенных для исполнения бюджета, без внесения изменений в решение о бюджете. Оспариваемое бездействие нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Иные исполнительные документы, предъявлены Администрации к исполнению в порядке, установленном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в то время как исполнение судебного решения по делу №А10-1612/2016 должно осуществляться в рамках процедуры, определенной статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджет муниципального образования за 2016 год исполнен с профицитом более чем на 3 миллиона рублей. Доказательства невозможности внесения изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения решения суда (в том числе частичного) Администрацией не представлены. Письмо Администрации от 30 мая 2017 года не свидетельствует о невозможности перераспределения бюджетных средств в рамках раздела 01 бюджетной классификации (Общегосударственные расходы), поскольку допускается изменение цели конкретных ассигнований в рамках раздела без изменения общего объема бюджетных расходов, что не приведет к изменению основных параметров бюджета.

Представитель Администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что с 2014 года Администрацией не исполнены исполнительные документы на общую сумму более 16 миллионов рублей в связи с отсутствием необходимых средств. Собственные доходы муниципального образования (около 5 миллионов рублей) несоизмеримы с задолженностью по исполнительным документам.  В проект бюджета муниципального образования на 2017 года были включены расходы на погашении задолженности перед Обществом, однако, по заключению контрольно-счетной палаты муниципального образования дефицит бюджета превышает ограничения, установленные статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому он не мог быть принят. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись невозможно, поскольку будут нарушены основные параметры бюджета.

Из материалов дела следует, что 16 апреля 2002 года общество с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд»  зарегистрировано в качестве юридического лица (т.1, л.д.47-57).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июня 2016 года по делу №А10-1612/2016 в пользу ООО «Файерс Гранд» с муниципального образования городское поселение "Северомуйское" в лице муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования городское поселение "Северомуйское" за счет казны муниципального образования городское поселение «Северомуйское» в порядке субсидиарной ответственности взысканы денежные средства в размере 10 960 481,94 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 77 802,41 рублей (т.1, л.д.16-19).

28 июля 2016 года для исполнения указанного решения выдан исполнительный лист ФС №010734667 (т.1, л.д.20-23).

07 сентября 2016 года исполнительный лист Обществом направлен в Администрацию для исполнения и получен ею 20 сентября 2016 года (т.1, л.д.24-26).

Полагая, что Администрацией и ее Главой допущено бездействие, связанное с неисполнением решения суда, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства,  суд считает необходимым заявление удовлетворить частично.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого бездействия незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: несоответствие его закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

В силу статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В пункте 3 постановления от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Как видно из материалов дела, решением суда с муниципального образования за счет средств его казны в пользу заявителя взысканы денежные средства. Названное решение не является судебным актом о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета. Следовательно, его исполнение должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения «Северомуйское» от 04 сентября 2012 года утвержден устав названного муниципального образования (т.1, л.д.29-36).

В соответствии со статьей 25 указанного Устава глава городского поселения является главой муниципального образования городское поселение «Северомуйское» и возглавляет Администрацию городского поселения.

Статьей 28 Устава определено, что Администрация городского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статьям 30, 46, 47 Устава Администрация под руководством Главы обеспечивает формирование и исполнение бюджета поселения.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под финансовыми органами понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

В силу пункта 47 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городское поселение «Северомуйское», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения «Северомуйское» от 30 марта 2013 года №217, исполнение местного бюджета обеспечивается Администрацией, организация исполнения бюджета возлагается на ведущего специалиста по финансово-бюджетным вопросам Администрации (т.1, л.д.37-40).

Таким образом, в муниципальном образовании отсутствует отдельный финансовый орган, наделенный статусом юридического лица. Полномочия финансового органа осуществляет Администрация.

07 сентября 2016 года Обществом в Администрацию направлены исполнительный лист, копия судебного решения по делу №А10-1612/2016 и заявление с указанием банковских реквизитов взыскателя (т.1, л.д. 24-25).

Названные документы получены Администрацией 20 сентября 2016 года, что ею не отрицается (т.1, л.д. 26).

С учетом требований статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд полагает, что названное судебное решение должно было быть исполнено Администрацией в течение 3 месяцев со дня поступления исполнительного листа (т.е. до 21 декабря 2016 года).

До настоящего времени решение суда Администрацией не исполнено. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются. Следовательно, Администрация должна представить доказательства того, что она предприняла все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, в рамках имеющихся полномочий, предоставленных в том числе, статьями 83, 171 и 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Из решения Совета депутатов муниципального образования городского поселения «Северомуйское» от 29 декабря 2015 года №451 «О бюджете муниципального образования городского поселения «Северомуйское» на 2016 год» следует, что в 2016 году запланированы расходы муниципального образования на исполнение судебных актов и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений в размере 200 000 рублей (т.2, л.д.21-44). Бюджет утвержден как бездефицитный, общий объем расходов бюджета составил 11 035,16 тыс. рублей.

Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения «Северомуйское» от 19 февраля 2017 года №11 утвержден бюджет муниципального образования на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (т.2, л.д.45-66). На указанные выше цели на 2017 год также запланированы расходы в размере 200 000 рублей. Бюджетный утвержден как бездефицитный, общий объем расходов бюджета составил 11 612,17 тыс. рублей.

Согласно информации, представленной Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия Министерству финансов Республике Бурятия 10 апреля 2017 года, на исполнении находятся 10 исполнительных документов о взыскании с Администрации муниципального образования городское поселение «Северомуйское» денежных средств (т.2, л.д.76-77).

При этом 09 июня 2015 года с Администрации в пользу гражданки Некрасовой А.А. взысканы денежные средства в размере 2 713 368 рублей (т.1, л.д.114-118), 15 ноября 2016 года в пользу гражданки Перцевой Т.С. – в размере 1 195 668 рублей (т.1, л.д.119-120)  и т.д.

Таким образом, в 2016-2017 годах для исполнения муниципальным образованием решений судов выделено недостаточно бюджетных средств.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 октября 2009 года №1312-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб обществ с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" и "Юридическая фирма "Пионер" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца пятого пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" отмечено, что законоположения главы 24.1 БК РФ направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами БК РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац 9 статьи 69 БК РФ). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ).

В силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.

Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац 10 статьи 6, абзац 1 пункта 3 статьи 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

Таким образом, положения пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.

Согласно статье 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

функционирование Президента Российской Федерации;

функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

судебная система;

обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

обеспечение проведения выборов и референдумов;

международные отношения и международное сотрудничество;

государственный материальный резерв;

фундаментальные исследования;

резервные фонды;

прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

другие общегосударственные вопросы.

В соответствии с разделом 3.2 Правил отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, раздел 0100 "Общегосударственные вопросы" аккумулирует расходы на общегосударственные вопросы, специфика которых не позволяет отнести их на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов, в том числе расходы на обеспечение деятельности главы государства - Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и главы муниципального образования, расходы на обеспечение соответствующих органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, обеспечивающих деятельность указанных должностных лиц и органов.

Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года N 1312-О-О, расходы того же рода, за счет которых можно вносить изменения в сводную бюджетную роспись, отражаются в разделе бюджетной классификации, а не в подразделе.

Таким образом, расходы на исполнение судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования подлежат отнесению на раздел 01 бюджетной классификации «Общегосударственные расходы».

В сводной бюджетной росписи муниципального образования на 2016 год в рамках целевой статьи расходов 01 13 99 9 03 82900 (виды расходов 111, 831 и 880), связанной с исполнением судебных актов, определены расходы в размере 390 824,3 рублей (т.1, л.д.121-128).

Всего по разделу 01 в сводной бюджетной росписи предусмотрены средства в размере 9 467 116,45 рублей (1 666 989,28+6 770 127,17+1 030 00) (коды ГРБС 940, 944, 950, раздел 01).

Таким образом, по разделу 01 бюджетной классификации «Общегосударственные вопросы» в 2016 году в сводной бюджетной росписи предусматривались средства в меньшем размере, чем взыскано в пользу Общества.

В сводной бюджетной росписи муниципального образования на 2017 год в рамках целевой статьи расходов 01 13 99 9 03 82900 (виды расходов 831 и 880), связанной с исполнением судебных актов, определены расходы в размере 423 000 рублей (т.3. л.д. 38-43).

Всего по разделу 01 в сводной бюджетной росписи предусмотрены средства в размере 6 613 385,87 рублей (2 018 200+423 000+3 292 185,87+880 000) (коды ГРБС 940, 944, 950), что значительно меньше взысканной суммы в пользу Общества (т.3, л.д. 38-43).

Следовательно, исполнить судебное решение путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись на основании решения руководителя Администрации без внесения изменений в закон (решение) о бюджете невозможно, поскольку это повлекло бы существенное изменение основных параметров бюджета муниципального образования, поскольку перераспределены расходы могут быть внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.) с учетом одинаковой их цели, а по разделу 01 бюджетных средств недостаточно.

Например, в рассматриваемом случае невозможно направить бюджетные средства, предназначенные на коммунальное хозяйство, для исполнения указанного решения суда.

По мнению суда, перераспределение средств с целью исполнения решения суда путем внесения изменения в сводную бюджетную роспись привело бы к фактическому прекращению деятельности органов местного самоуправления, задержкам выплаты заработной платы их работникам, а также нарушению баланса публичных интересов. В сводных бюджетных росписях подавляющий объем расходов по разделу 01 составляет оплата труда.

В связи с чем требования заявителя в части признания незаконным бездействия главы городского поселения – руководителя Администрации городского поселения «Северомуйское», выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись городского поселения «Северомуйское» в целях исполнения исполнительного листа ФС №010734667 по делу №А10-1612/2016 и возложении обязанности внести изменения в сводную бюджетную роспись городского поселения «Северомуйское», не подлежат удовлетворению.

В то же время согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Администрация ссылается на недостаточность бюджетных средств для исполнения решения суда. Однако данное обстоятельство не является основанием для неисполнения судебного решения. Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие правовые акты не содержат норм, позволяющих не исполнять решения суда при отсутствии достаточных бюджетных средств.

По мнению суда, Администрацией не приняты все возможные меры, направленные на исполнение решения суда.

При невозможности внесения изменений в сводную бюджетную роспись Администрация обязана обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом, а именно, составить проект бюджета на следующий финансовый год или проект изменений в бюджет муниципального образования и направить его на рассмотрение в представительный орган муниципального образования.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой местных администраций муниципальных образований. Следовательно, при составлении проекта бюджета на 2017 года Администрация обязана была учесть расходы на исполнение решения суда в пользу Общества. Вместе с тем на цели исполнения решений судов включены расходы только в сумме 200 000 рублей, что с учетом иных исполнительных документов явно недостаточно.

Администрация сослалась на то, что в проект бюджета на 2017 год были включены расходы на погашение задолженности перед ООО «Файерс Гранд», однако по заключению Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Муйский район» в таком случае дефицит бюджета превысил бы ограничения установленные статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с чем данные расходы были исключены при принятии бюджета.

В материалах дела имеется проект решения о бюджете муниципального образования на 2017 года, согласно которому общий объем расходов бюджета составил 27 631,40933 тыс. рублей, а дефицит бюджета – 16 680,14174 тыс. рублей (т.2, л.д.67-72).

По заключению Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Муйский район» по проекту бюджета муниципального образования городского поселения «Северомуйское» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов данный проект разработан с нарушениями бюджетного законодательства, дефицит бюджета многократно превышает установленные статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничения. Планируемый бюджет необходимо привести в соответствие с действующим законодательством (т.1, л.д.72-76).

В итоге бюджет муниципального образования на 2017 год принят как бездефицитный.

Вместе с тем, представленный проект решения о бюджете не содержит сведений о распределении бюджетных ассигнований по целевым статьям, видам расходов, ведомствам, разделам и подразделам классификации расходов бюджета муниципального образования, из которых можно было бы установить сумму бюджетных средств, предназначенных на исполнение решений суда. Не содержит таких сведений и заключение контрольно-счетной палаты.

Статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Таким образом, бюджет муниципального образования может быть дефицитным, и сумма его расходов может превышать сумму доходов.

Соответственно, Администрация как лицо, составляющее проект бюджета, имело возможность в пределах допустимого предела бюджетного дефицита включить в проект дополнительные расходы на исполнение решений судов. Доказательства иного суду не представлены.

Кроме того, согласно указанному выше определению Конституционного Суда Российской Федерации при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.

Исходя из этого, Администрация должна уведомить представительный орган муниципального образования о недостаточности бюджетных средств для исполнения решения суда, а также принять меры к внесению соответствующих изменений в решение о бюджете либо включить соответствующие ассигнования в проект бюджета на новый финансовый год.

Вместе с тем указанная обязанность Администрацией своевременно не исполнена, доказательства этому в материалах дела отсутствуют.

Не опровергает выводов суда представленное Администрацией письмо от 27 мая 2017 года в адрес представительного органа муниципального образования, согласно которому Администрация в связи с просроченной задолженностью по исполнительным листам на сумму 28 862 290 рублей просит предусмотреть указанную сумму в расходы муниципального образования (т.3, л.д. 72).

Данное письмо направлено в ходе рассмотрения настоящего дела, спустя 3 месяца после обращения заявителя в суд. Факт формального обращения Администрации в представительный орган с указанным письмом сам по себе не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер к исполнению решения суда и выделению соответствующих бюджетных средств.

Суд считает несостоятельными ссылки Администрации на принятие мер к исполнению решения суда путем обращения в Министерство финансов Республики Бурятия, к Председателю Правительства Республики Бурятия о выделении средств (т.3. л.д. 33-37).

Данные обращения датированы 2014 годом (т.е. до предъявления исполнительного листа по делу №А10-1612/2016)  и в предоставлении денежных средств было отказано.

Кроме того, суд отмечает, что бюджет муниципального образования за 2016 год исполнен с профицитом на сумму более 3 миллионов рублей, что подтверждено представителем Администрации в пояснениях от 29 мая 2017 года, адресованных суду.

Вместе с тем суду не представлены доказательства невозможности направления суммы профицита бюджета на исполнение решения суда.

С учетом этого, суд считает, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер к исполнению решения суда в установленный законом 3 месячный срок. Данное бездействие противоречит приведенным выше нормам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает его возможности своевременно получить взысканные денежные средства. Таким образом, в указанной части требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. К судебным расходам относится государственная пошлина.

При этом суд, взыскивая со стороны уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на сторону обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм равных понесенным им судебным расходам.

То обстоятельство, что ответчиком является Администрация, т.е  орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ заявителю в возмещении его судебных расходов.

На основании части 3 статьи 110 АПК РФ Администрации в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы по государственной пошлине в размере 3 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным как противоречащее Бюджетному кодексу Российской Федерации бездействие муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования городское поселение «Северомуйское», выразившееся в неисполнении исполнительного листа ФС №010734667 по делу №А10-1612/2016.

Возложить на муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования городское поселение «Северомуйское» обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с бюджетным законодательством.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать.

Взыскать смуниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования городское поселение «Северомуйское» (ОГРН 1050301351352, ИНН 0317006065, адрес (место нахождение): 671564, Республика Бурятия, Муйский район, пгт. Северомуйск, ул. Ленина, 6А) в пользу в пользу общества с ограниченной ответственностью «Файерс Гранд» (ОГРН 1027700166890, ИНН 7703332965, адрес (место нахождения): 119019, г. Москва, переулок Филипповский, 13, стр. 1, пом. 12г) 3000 рублей - расходов по уплате государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                Н.П.Кушнарева