АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
10 ноября 2014 года Дело №А10-4420/2014
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Салимзяновой Л.Ф., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 191002, ул. Достоевского, д. 15, г. Санкт-Петербург) в лице Бурятского филиала (670000, ул. Ленина, д. 42, г. Улан-Удэ) к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 672000, ул. Бутина, д. 33, г. Чита, Забайкальский край) о взыскании 87 728 руб. 77 коп.,
установил:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Бурятского филиала обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о взыскании 87 728 руб. 77 коп. – сумму долга за услуги связи за период с января 2012 года по март 2014 года, а также о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
В обоснование иска истец указал, что согласно договору №1025 от 22.08.2006 и дополнительному соглашению от 29.06.2009 оказывает услуги электросвязи Войсковой части 65262.
Истец указал, что согласно сведениям с сайта Федеральной налоговой службы войсковая часть 65262 как юридическое лицо ликвидирована 18.10.2010.
Но при этом в соответствии с договором на обслуживание от 22.01.2011, заключенным между данной войсковой частью и ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия» услуги за 2011 год были полностью оплачены. В соответствии с письмом №2686 от 06.11.2012 Войсковая часть 65262 зачислена на финансовое обеспечение указанного ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия».
В связи с тем, что 20.12.2011 года произошло объединение Управления финансового обеспечения МО РФ по РБ с Управлением финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю, вес права и обязанности по вышеуказанному договору перешли к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю».
Истец указал, что с момента заключения договора № 1025 и по настоящее время услуги связи оказываются в полном объеме. В соответствии с ФЗ « О связи» , Указом Президента РФ от 23.11.1995г № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», письму Министерства связи РФ от 30.11.1995г № 218-у «О недопустимости ограничения или отказа в обеспечении услугами связи воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба» истец не вправе ограничить или прекратить оказание услуг.
За период январь 2012 - март 2014 образовалась задолженность, которая составляет 87 728 руб. 77 коп. При этом в марте 2013 была произведена частичная оплата задолженности в сумме 16 031,63 руб.
Претензия о погашении задолженности оставлена ответчиком без ответа, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.
В качестве правового обоснования истец сослался на статьи 307, 309, 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением от 15.09.2014 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В определении содержится код для доступа к материалам дела в электронном виде на информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" на Интернет-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Истец о принятии иска к производству в упрощенном порядке извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного судебного письма №67000878890463 по юридическому адресу, №67000878890456 по адресу Бурятского филиала.
Ответчик о принятии иска к производству в упрощенном порядке извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении заказного судебного письма №67000878890449 по юридическому адресу.
От истца 06.10.2014 поступило ходатайство от 29.09.2014 №02-02-08 о приобщении к материалам дела доказательств направления в адрес ответчика и в/ч искового заявления, копия письма № 2686 от 06.11.2012г.
От ответчика 06.10.2014 поступили возражения от 01.10.2014 №1/8306 на исковое заявление ОАО «Ростелеком» с приложением документов.
Поступившие документы своевременно размещены судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
В обоснование возражений ответчик указал, что согласно ч. 2 ст. 72, гл. 22 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение войсковой частью договора на неопределенный срок неправомерно. Кроме того, с момента утраты войсковой частью статуса юридического лица в 2010 году, такое юридическое лицо не имеет своего лицевого счета, открытого в органах казначейства и бюджетные ассигнования до него не доводятся. В соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации оплата услуг связи в 2012 году производится централизованным порядком за все воинские части и учреждения Министерства обороны Российской Федерации по государственным контрактам, заключенным Главным управлением Связи Вооруженных Сил Российской Федерации с единым оператором связи (исх. №№ 177/12/689 от ЗОЛ 1.2011 г., 177/12/3789 от 29.08.2012 г.). О данном факте оператор связи был уведомлен письмом ФКУ «УФО МО РФ по Республике Бурятия» № 2686 от 06.11.2012 г., которое он представил в своем исковом заявлении.
Согласно указаниям заместителя Министра обороны (исх. № 184/4/1504 от 09 июня 2012 года, 180/9/7687 от 13 августа 2014 года) запрещается заключать государственные контракты для нужд войсковых частей, а размещение заказов в интересах воинских частей должно осуществляется только в централизованном порядке.
Ответчик указал, что стороной договора № 1025 не является. В соответствии с Положением о ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю». Управление не имеет полномочий на заключение в интересах обслуживаемых воинских частей договоров, и, соответственно, оплату через лицевой счет, открытый Управлению в органах Федерального казначейства. В обоснование довода привел ссылки на письмо Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (исх. № 184/4/3590 от 27.10.2012 г.), письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 02-03-07/5023.
Ответчик считает, что поскольку лицом, получившим услугу от оператора связи, является Министерство обороны в лице созданной им войсковой части, у которой отсутствует статус юридического лица, а также то, что указанная войсковая часть входит в состав Восточного военного округа, являясь структурным подразделением Министерства обороны РФ, требования истца к Управлению не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
В силу части 1 статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 01.04.2011 произошла реорганизация ОАО «Сибирьтелеком» в форме присоединения к ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», что подтверждается свидетельствами о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 78 №008200603 и №008200604, а также соответствующей записью в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком».
В силу универсального правопреемства истец является правопреемником ОАО «Сибирьтелеком».
Между ОАО «Сибирьтелеком» (оператор) и войсковой частью 65262 (абонент) заключен договор возмездного оказания услуг от 22.08.2006 (л.д. 15-17 т.1), дополнительные соглашения №1 и №2 от 22.08.2006, от 29.06.2009.
Предметом договора является возмездное оказание оператором абоненту услуг электросвязи, услуг по предоставлению доступа к сетям электросвязи оператора, иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами электросвязи и направленных на повышение их потребительской ценности, указанных в действующем Прейскуранте оператора (далее – услуги), а также предоставление возможности доступа к услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и иным услугам, оказываемым третьими лицами, согласно дополнительным соглашениям к договору (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 5.1 договора договор вступает в силу с 22.08.2006 и действует неопределенный срок.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Предметом иска является требование об оплате услуг связи, оказанных ха период с с января 2012 года по март 2014 года.
Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении войсковой части 65262 (л.д. 106 т. 2) следует, что указанное юридическое лицо ликвидировано, дата прекращения – 18.10.2010.
В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридическое лицо считается прекратившим существование.
Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В связи с ликвидацией войсковой части 65262 действие договора № 1035 от 22.08.2006г прекращено.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.11.1995г № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», письмом Министерства связи РФ от 30.11.1995г № 218-у «О недопустимости ограничения или отказа в обеспечении услугами связи воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба» ограничение или прекращение оказания услуг связи воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, запрещено.
Факт оказания услуг войсковой части 65262 , являющейся подразделением Министерства обороны РФ, подтвержден расшифровкой услуг период с января 2012 года по март 2014 года (л.д. 1-34 т. 2).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.11.2012г по делу №А10-3451/2012 (указано истцом, как аналогичное дело) удовлетворены требования ОАО «Ростелеком» к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Республике Бурятия» о взыскании 16031 руб. 63 коп. – суммы задолженности за услуги связи за период с марта 2011 по декабрь 2011 года.
Как следует из решения ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Бурятия» признало исковые требования , указав, что согласно приказу заместителя Министра обороны РФ от 01.12.2011 № 41 ДСП ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Бурятия» отвечает по финансовым обязательствам , возникшим перед ОАО «Ростелеком» до 31.12.2011г в соответствии с подписанными актами сверок , в том числе и за войсковую часть 65262.
Суд в соответствии с частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ указал на признание иска и принятие его судом, в связи с чем, иск удовлетворен.
Таким образом, обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для настоящего дела , решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.11.2012г по делу №А10-3451/2012г не установлено.
Рассмотрев доводы ответчика о том, что ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» не является надлежащим ответчиком, суд находит довод обоснованным.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.11.2011 №02-03-07/5023 войсковые части, которым в результате реорганизационных мероприятий в системе Министерства обороны Российской Федерации лицевые счета в органах Федерального казначейства закрыты, и соответственно, лимиты бюджетных обязательств до которых не доведены, не могут принимать бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе путем заключения государственных контрактов. Вместе с тем, в целях бесперебойного финансового обеспечения деятельности войсковых частей, Министерство финансов Российской Федерации считает возможным до 01.01.2012 осуществление органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств ОФО Минобороны России на основании трехсторонних государственных контрактов, в которых ОФО Минобороны России выступают в качестве плательщиков, а Войсковые части – в качестве государственных заказчиков.
Из представленной ответчиком телеграммы в адрес начальника УФО МО Российской Федерации по Забайкальскому краю от 30.11.2011 следует, что в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации оплата услуг связи (местной и междугородней связи) в 2012 году в интересах функционирования вооруженных сил Российской Федерации будет производится централизованно за все воинские части и учреждения МО Российской Федерации по государственным контрактам, заключенным Главным управлением связи вооруженных сил Российской Федерации. Государственный контракт планируется заключить в соответствии с проведенными конкурсными процедурами с единым оператором связи без изменения объемов оказываемых услуг связи воинским частям и учреждениям МО Российской Федерации и с использованием существующих ресурсов операторов местной и междугородней сети связи. В целях качественного завершения текущего финансового года, исключения перерывов местной и междугородней предложено УФО МО Российской Федерации по Забайкальскому краю связи произвести оплату по существующим государственным контрактам (договорам) до окончания текущего года, проинформировать операторов местной сети о планах Министерства обороны Российской Федерации и порядке оказания услуг связи в 2012 году.
Письмом от 29.08.2012 №177/12/3789 Главное управление Связи Вооруженных Сил Российской Федерации уведомляет УФО МО Российской Федерации по Забайкальскому краю о том, что в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации с 16.12.2011 оплата услуг связи в 2012 году в интересах функционирования Вооруженных сил Российской Федерации производится централизованно за все воинские части и учреждения МО Российской Федерации, по государственным контрактам, заключенным Главным управлением Связи Вооруженных сил Российской Федерации. Оплата оказанных услуг связи производится за период, начиная с 01 января 2012г.
Телеграммой от 09.06.2012 № 184/4/1504 Управлениям (отделам) финансового обеспечения Министерства обороны РФ по субъектам РФ указано исключить случаи заключения государственных контрактов для нужд воинских частей, учреждений, организаций Минобороны России.
В телеграмме от 27.10.2012 № 184/4/3590 подчеркнуто, что размещение заказов для нужд воинских частей осуществляется в централизованном порядке либо в исключительных случаях через ФКУ Оперативное стратегическое командование военного округа согласно решениям Министра обороны Российской Федерации от 16 марта и 07 июля 2011 года, указаниями первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20.07.2011. №184/2/661, заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18.05.2011 №184/2/402 и от 08.06.2012 №184/4/1504. Изложено требование о не допущении заключения государственных контрактов для нужд воинских частей, а также о представлении в департамент финансового планирования Минобороны России необходимых документов для отзыва доведенных до Управлений (отделов) финансового обеспечения Минобороны России и не использованных лимитов бюджетных обязательств по контрактуемым расходам в полном объеме на распорядительный счет Минобороны России.
В соответствии с пунктом 29 Положения о ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» Учреждение имеет право от имени Российской Федерации заключать государственные контракты, иные договора, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. Согласно пункту 32 Положения субсидии и бюджетные кредиты Учреждению не предоставляются. Взаимоотношения Учреждения с органами военного управления осуществляется в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
В письме от 13.08.2014 №180/9/7687 заместитель Министра обороны Российской Федерации ФИО1 указывает, что территориальные финансовые органы могут выступать заказчиком и плательщиком только в отношении закупок, производимых в их интересах, а также в целях обеспечения содержания состоящих у них на финансовом обеспечении без открытия лицевых счетов детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, военных образовательных учреждений среднего профессионального образования, а также для обеспечения закупок в интересах состоящих у них на финансовом обеспечении воинских частей и организаций без открытия лицевых счетов по расходам на прием иностранных делегаций, расходам военных прокуратур, связанных с проведением экспертиз (процессуальные издержки), а также по расходам, источником средств для которых являются средства бюджета Союзного государства.
Письмом от 06.11.2012 №2686 (л.д. 46-47) ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия» уведомило истца о том, что в соответствии с Приказом заместителя Министерства обороны Российской Федерации от декабря 2011 года №41 ДСП и на основании актов сверок расчетов за оказанные услуги между воинскими частями и БФ ОАО «Ростелеком» от 3 декабря 2011 года, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия» отвечает по финансовым обязательствам, возникшим перед ОАО «Ростелеком» до 31.12.2011 за воинские части, в том числе за воинскую часть 65262 (л.д. 46-47 т. 2). ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия» указало, что заключение дополнительного соглашения не представляется возможным, в связи с заключением централизованного Государственного контракта за все воинские части МО Российской Федерации на 2012 год, оплата которых будет производиться за период с января 2012г.
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия» не отрицало, что отвечает по финансовым обязательствам, возникшим перед ОАО «Ростелеком» до 31.12.2011, признало соответствующие требования в деле №А10-3451/2012.
Однако вывод истца о том, что данным письмом №2686 от 06.11.2012 на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Бурятия» возложены все денежные обязательства перед ОАО «Ростелеком», не обоснован.
Иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. В связи с чем, в удовлетворении иска суд отказывает.
Истцом государственная пошлина уплачена в сумме 4000 руб. 00 коп. по платежным поручениям №134971 от 29.04.2014 на сумму 2000 руб., №82034 от 18.04.2014 на сумму 2000 руб. (л.д. 10, 14 т. 1).
При сумме иска 87 728 руб. 77 коп. в соответствии с частью 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплате в федеральный бюджет подлежит государственная пошлина в сумме 3 509 руб. 00 коп.
Поскольку в иске отказано полностью, государственная пошлина в сумме 3 509 руб. 00 коп. подлежит отнесению на истца.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 491 руб. 00 коп. согласно части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 191002, ул. Достоевского, д. 15, г. Санкт-Петербург) в лице Бурятского филиала (670000, ул. Ленина, д. 42, г. Улан-Удэ) отказать в полном объеме.
Возвратить Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 191002, ул. Достоевского, д. 15, г. Санкт-Петербург) в лице Бурятского филиала (670000, ул. Ленина, д. 42, г. Улан-Удэ) из федерального бюджета 491 руб. 00 коп. – излишне уплаченную по платежному поручению №134971 от 29 апреля 2014 года государственную пошлину.
Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.
Решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, также может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и только если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в суд вышестоящей инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Л.Ф. Салимзянова