ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4429/13 от 17.02.2014 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

21 февраля 2014 года                                                                                 Дело № А10-4429/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2014 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаталовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ  о признании незаконным решения от 18 июля 2013 года №О-1113 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, признании недействительным решения от 24 мая 2013 года об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24 для строительства автосервиса,

при участии в судебном заседании:

заявителя: ФИО2, представителя по доверенности от 05.12.2013, ФИО3, представителя по доверенности от 05.12.2013;

ответчика: ФИО4, представителя по доверенности от 13.09.2013 № 83 (до перерыва), ФИО5, представителя по доверенности от 23.08.2013 № 3798;

ответчика – Комитета по архитектуре: ФИО4, представителя по доверенности от 23.08.2013 № 445 (до перерыва), ФИО5, представителя по доверенности от 23.08.2013 № 444;

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (далее – Комитет по управлению имуществом), Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (далее – Комитет по архитектуре) о признании незаконным решения от 18 июля 2013 года №О-1113 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, возложении обязанности предоставить земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24 для строительства автосервиса.

В судебном заседании заявитель сформулировал требования к Комитету по архитектуре и просил суд признать недействительным решение от 24 мая 2013 года об отказе в предоставлении земельного участка для строительства автосервиса в связи с обременением его правами третьих лиц и необходимостью целевого назначения участка для определения санитарных зон предприятия.

Данные уточнения с учетом требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом приняты.

Заявитель и его представитель в судебном заседании уточненные требования поддержали и пояснили, что 29 апреля 2013 года предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:022710:24 для строительства автосервиса. В августе 2013 года заявителем получено решение Комитета по управлению имуществом от 18 июля 2013 года №О-1113 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с наложением испрашиваемого земельного участка на земельный участок с названным кадастровым номером и невозможностью определения санитарных зон предприятия. Данное решение, а также решение Комитета по архитектуре от 24 мая 2013 года противоречат требованиям пунктов 4, 6 и 10 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку испрашиваемый земельный участок не был закреплен за конкретным лицом. Доводы, послужившие основанием для принятия оспариваемых решений, являются незаконными и необоснованными. При этом должностными лицами указанных Комитетов заявителю не был разъяснен порядок и условия предоставления испрашиваемого земельного участка. Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта предпринимателем было оформлено ошибочно. Заявитель испрашивал земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24, а не по акту выбора.

Представитель Комитета по управлению имуществом и Комитета по архитектуре заявленные требования не признал и пояснил, что предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с процедурой с предварительным согласованием места размещения объекта, установленной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Решением Комитета по управлению имуществом от 18 июля 2013 года №О-1113 ИП ФИО1 отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с наложением испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24. В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации сформированные, но не закрепленные за конкретным лицом земельные участки могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов. Поскольку заявитель претендовал на земельный участок по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, который налагается на сформированный земельный участок, у Комитета по управлению имуществом отсутствовали основания для предоставления земельного участка предпринимателю.

Из материалов дела следует, что 26 февраля 2013 года ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.12).

29 апреля 2013 года предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением о выборе земельного участка, ориентировочной площадью 3000 кв.м., расположенного за домом №22 по ул. Королева г. Улан-Удэ, для строительства автосервиса. К заявлению приложен ситуационный план испрашиваемого земельного участка (л.д.86).

Письмом от 24 мая 2013 года №20451732, адресованном Комитету по управлению имуществом, Комитет по архитектуре отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства автосервиса в связи с обременением участка правами третьих лиц (кадастровый номер 03:24:022710:24) и необходимостью целевого назначения участка для определения санитарных зон предприятия (л.д.85).

Решением Комитета по управлению имуществом от 18 июля 2013 года №О-1113 предпринимателю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства автосервиса вблизи дома №22 по ул. Королева в связи с наложением испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24, а также невозможностью определения санитарных зон предприятия (л.д.9).

Не согласившись с решением Комитета по управлению имуществом от 18 июля 2013 года №О-1113 и решением Комитета по архитектуре от 24 мая 2013 года, предприниматель оспорил их в суде.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении требования о признании незаконным решения от 18 июля 2013 года №О-1113 отказать, а в оставшейся части производство по делу прекратить.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решения незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: несоответствие его закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".

В силу пункта 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ при наличии определенных оснований принимает решения об отказе в размещении объекта по процедуре предварительного согласования.

С учетом этого, суд считает, что решение от 18 июля 2013 года №О-1113 принято уполномоченным на то лицом.

Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Таким образом, земельное законодательство предусматривает две различные процедуры предоставления земельных участков для строительства.

Подпунктами 1, 3-4 части 4 названной статьи определено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Кроме того, частью 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с пунктами 3 и 4 части 4 указанной статьи (по результатам торгов либо без их проведения в случае, если имеется только одна заявка).

Частями 2, 5-6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка ориентировочной площадью 3 000 кв.м. сроком на три года для строительства автосервиса, т.е. в рамках процедуры, связанной с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Решением Комитета по управлению имуществом от 18 июля 2013 года №О-1113 предпринимателю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства автосервиса вблизи дома №22 по ул. Королева в связи с наложением испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24, а также невозможностью определения санитарных зон.

Выводы Комитета по управлению имуществом о невозможности предварительного согласования места размещения объекта в связи с наложением испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24 суд считает правильными, соответствующими действующему законодательству.

26 сентября 2007 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, площадью 3000 кв.м. с кадастровым номером 03:24:022710:24, расположенный в 99 м от дома по ул. Королева 22 г. Улан-Удэ, с видом разрешенного использования – для строительства автосервиса (л.д.29).

Названный земельный участок не закреплен за конкретным лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.27).

Из приложенного предпринимателем к заявлению о выборе земельного участка ситуационного плана видно, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24 (л.д.77).

Данное обстоятельство ИП ФИО1 не оспаривается. 

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 26 мая 2009 года №2081/09 сформулирована правовая позиция, согласно которой сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 части 4 статьи 30 Земельного кодекса могут быть предоставлены для  строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24 не закреплен за физическим или юридическим лицом, при этом испрашиваемый заявителем земельный участок налагается на участок с названным кадастровым номером и в связи с этим, не может быть предоставлен по процедуре, связанной с предварительным согласованием места размещения объекта и без проведения торгов.

Суд отмечает, что в заявлении о выборе земельного участка предпринимателем указан примерный размер земельного участка, а также предполагаемое место размещения объекта, а не конкретный кадастровый номер земельного участка. Фактически же заявителем по процедуре, связанной с предварительным согласованием места размещения объекта, испрашивался земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24, что в силу названной правовой позиции является невозможным.

В то же время, Комитетом по управлению имуществом не представлены доказательства обоснованности выводов о невозможности определения санитарных зон предприятия, препятствующих выбору земельного участка. При этом не указано наименование предприятия и причины невозможности определения названных зон.

Однако, данные обстоятельства с учетом правильности выводов Комитета по управлению имуществом о невозможности предварительного согласования места размещения объекта в связи с наложением испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24 не свидетельствуют о незаконности решения от 18 июля 2013 года №О-1113.

При таких обстоятельствах суд считает, что решение от 18 июля 2013 года №О-1113 не противоречит требованиям статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что должностные лица Комитетов обязаны были разъяснить порядок и условия получения земельного участка с указанным кадастровым номером не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения. Земельный кодекс Российской Федерации, регламентирующий порядок и условия предоставления земельных участков, опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке. Заявитель имел реальную возможность подать заявление о предоставлении земельного участка с указанием конкретного кадастрового номера непосредственно с торгов.

Суд также учитывает, что 25 ноября 2013 года ИП ФИО1 обратился в Комитет по управлению имуществом с просьбой выставить земельный участок с кадастровым номером 03:24:022710:24 на торги (л.д.83). 11 февраля 2014 года заявителю дан ответ о направлении запросов в ресурсоснабжающие организации и последующим выставлении участка на торги.

Таким образом, предприниматель в настоящее время не лишен возможности приобрести указанный участок в аренду с торгов в соответствии с установленной процедурой, определенной статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Дополнительно суд отмечает, что признание незаконным оспариваемого решения не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя, поскольку в силу вышеприведенных норм Комитет не сможет принять решение о согласовании предварительного места размещения объекта и последующего предоставления земельного участка в аренду. При этом предоставление спорного земельного участка возможно только с торгов, в то время как в случае утверждения акта о выборе земельного участка, земельный участок предоставляется заинтересованному лицу без проведения торгов.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

В силу пункта 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обеспечивает выбор земельного участка в следующем порядке:

- Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в двухдневный срок со дня регистрации заявления направляет копию заявления в Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ.

- Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ в десятидневный срок со дня поступления заявления определяет возможность предоставления земельного участка и направляет заключение о возможности или невозможности размещения объекта в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в соответствии с возможным вариантом его выбора.

- В случае невозможности размещения объекта Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в пятидневный срок со дня поступления заключения от Управления архитектуры градостроительства г. Улан-Удэ принимает решение об отказе в размещении объекта. Решение об отказе в размещении объекта по процедуре предварительного согласования выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Заявителем оспаривается решение Комитета по архитектуре от 24 мая 2013 года о невозможности размещения объекта и предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю. По своей правовой сути данное решение является заключением о невозможности размещения объекта, которое не относится к ненормативным правовым актам, подлежащим рассмотрению в арбитражном суде. Суд исходит из того, что данное заключение заявителю не адресовано и непосредственно не порождает у него каких-либо прав и не возлагает на него каких-либо обязанностей. Названное заключение положено в основу решения Комитета по управлению имуществом от 18 июля 2013 года №О-1113 и не может быть предметом отдельного судебного рассмотрения.

Изложенные обстоятельства в силу статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для прекращения производства по делу в части обжалования решение (заключения) Комитета по архитектуре от 24 мая 2013 года.

Руководствуясь статьями  150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                       РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании недействительным решения от 18 июля 2013 года №О-1113 отказать.

2.Прекратить производство по делу № А10-4429/2013 в части требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействительным решения и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Улан-Удэ от 24 мая 2013 года №20451732.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Решение может быть  обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                  Н.ФИО6