ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4494/16 от 28.10.2016 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

31 октября 2016 года Дело № А10-4494/2016

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 31 октября 2016 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгировой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Тункинская типография» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой, документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства от 06.07.2016 №Р/1279,

при участии в заседании:

ответчика- ФИО1, представителя по доверенности от 25.07.2016,

установил:

Закрытое акционерное общество «Тункинская типография» (далее- общество, заявитель) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее- Управление) о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой, документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства от 06.07.2016 №Р/1279.

13.09.2016 общество в порядке статьи 49 АПК РФ обратилось с заявлением об увеличении исковых требований, просило:

- признать незаконными действия должностных лиц ФИО2, заместителя начальника Тункинского отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия, ФИО3 и.о. руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, ФИО4, главного государственного инспектора Тункинского и Окинского районов по использованию и охране земель, выразившиеся в вынесении предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 15.09.2015, предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 11.08.2016, распоряжения о проведении внеплановой, документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя от 16.07.2016 №Р/1279, составлении акта проверки от 05.08.2016, протокола об административном правонарушении от 26.08.2016;

- признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 15.09.2015;

- признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 11.08.2016;

- признать незаконным и отменить акт проверки от 05.08.2016;

- признать незаконным и отменить протокол об административном правонарушении от 26.08.2016 №55/2012/П/2016/23;

- взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 12 000 руб.

С учетом положений части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих невозможность одновременного изменения истцом предмета и основания иска, суд в принятии уточнения, увеличения исковых требований в судебном заседании от 13.09.2016 отказал.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно уведомил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании требование не признал, указал на отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя ввиду отмены предписания от 05.08.2016, вынесенного по результатам проверки, проведенной на основании оспариваемого распоряжения. Кроме того, сослался на отсутствие оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения о проведении внеплановой, документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства, поскольку предписание от 15.09.2015, неисполнение которого явилось основанием для его вынесения, является действующим. В судебном порядке указанное предписание от 15.09.2016 не оспорено, с заявлением о его отмене общество в адрес Управления не обращалось.

Выслушав пояснения ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующее.

15.09.2015 заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Тункинскому и Окинскому районам, заместителем начальника Тункинского отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от 28.08.2015 №Р/1777 (л.д. 25, т.1) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении закрытого акционерного общества «Тункинская типография».

В результате проверки установлено самовольной занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <...> с кадастровым номером 03:20:110211:3, в связи с чем в отношении общества выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Согласно указанному предписанию от 15.09.2015 (л.д. 29, т.1) на общество возложена обязанность в срок до 01.03.2016 устранить выявленное нарушение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Определением от 29.02.2016 срок исполнения данного предписания продлен до 01.07.2016 (л.д. 104).

06.07.2016 и.о. руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия ФИО5 вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении ЗАО «Тункинская типография» в целях проверки выполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 15.09.2015 (л.д. 25, т.1).

Общество, полагая, что распоряжение Управления о проведении внеплановой, документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства от 06.07.2016 №Р/1279 незаконно и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Под государственным земельным надзором в силу положений пункта 1 статьи 71 Земельного кодекса РФ понимается деятельность федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. №457, функции по осуществлению государственного земельного контроля возложены на Росреестр и его территориальные органы.

Согласно Положению об Управлении, утвержденному Приказом Росреестра от 19.04.2010 г. № П/152 (п. 7.1.18), Управление осуществляет функции по государственному земельному контролю.

Полномочия в области государственного земельного надзора Росреестра и его территориальных органов определены Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. № 1 (далее - Положение о земельном надзоре).

Подпунктом З пункта 3 Положения о земельном надзоре предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Должностные лица органов, уполномоченных на осуществление земельного надзора, имеют право проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 11 Положения о земельном надзоре внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Случаи проведения внеплановых проверок определены пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, в том числе право проведения внеплановой проверки в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Одним из таких случаев является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Пунктом 12 Положения о земельном надзоре предусмотрено, что сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".

Пунктом 67 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 (далее - Административный регламент) предусмотрено, что решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении внеплановой проверки.

В распоряжении о проведении внеплановой проверки указываются сведения, предусмотренные пунктом 40 Административного регламента (пункт 67 Административного регламента).

Согласно пункту 40 Административного регламента в распоряжении указываются:

- наименование органа государственного надзора;

- фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии), должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

- наименование юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления или фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина, проверка которых проводится, места нахождения юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или место жительства гражданина, индивидуального предпринимателя и места фактического осуществления ими деятельности;

- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

- перечень административных регламентов по осуществлению государственного надзора;

- перечень документов, представление которых юридическим лицом, органом государственной власти, органом местного самоуправления, индивидуальным предпринимателем, гражданином необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

- даты начала и окончания проведения проверки.

Как следует из оспариваемого распоряжения задачами проверки является проверка соблюдения земельного законодательства, целью- выполнение предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 15.09.2015, срок исполнения которого истек 01.07.2016.

Следовательно, правовым основанием проведения проверки явились пункт 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Учитывая положения пункта 67 Административного регламента, предусматривающего возможность вынесения распоряжения о проведении внеплановой проверки руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа), суд признает, что распоряжение вынесено уполномоченным лицом и.о. руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия ФИО5.

Пунктом 7 оспариваемого распоряжения установлен срок проведения проверки не более 20 рабочий дней с 12.07.2016 по 05.08.2016, что соответствует сроку, определенному пунктом 24 Административного регламента.

Таким образом, оспариваемое распоряжение соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. № 1, Административному регламенту Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486.

Доводы заявителя об отсутствии оснований для вынесения оспариваемого распоряжения ввиду того, что отменено постановление о назначении административного наказания от 13.11.2015 №55/2012/П/2015/8 (л.д. 35-38, т.1), вынесенное по статье 7.1 КоАП РФ за самовольной занятие земельного участка или части земельного участка, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02.03.2016 по делу №А10-7420/2015 (л.д. 39-41, т.1), вступившим в законную силу, судом не может быть принят во внимание, поскольку указанное не свидетельствует о признании предписания от 15.09.2015 незаконным или о его отмене, таких доказательств суду не представлено.

Кроме того, в данном случае суд считает необходимым отметить следующее.

Как следует из материалов дела, на основании оспариваемого распоряжения от 06.07.2016 Управлением проведена внеплановая документарная проверка общества.

Проверкой установлено нарушение, выразившееся в невыполнении предписания от 15.09.2015 в срок до 01.07.2016. о чем составлен акт проверки от 05.08.2016 (л.д. 121-124, т.1).

По результатам проверки Управлением вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 05.08.2016 (л.д. 139-140, т.1), возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства.

26.08.2016 главным государственным инспектором Тункинского и Окинского районов по использованию и охране земель ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении от 26.08.2016 №55/2012/п/2016/23 (л.д. 134-135, т.1).

30.08.2016 Общество обратилось в Управление с заявлением об отмене предписаний об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 15.09.2015 и от 05.08.2016 (л.д. 125-128, т.1).

Решением Управления от 12.09.2016 предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 05.08.2016 отменено (л.д. 142, т.1).

Кроме того, в материалы дела представлено определение мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия о возврате протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Тункинская типография» начальнику Тункинского отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия для устранения недостатков (л.д. 25-26, т.2); служебная записка заместителя начальника отдела от 26.10.2016 №12-1365 об отсутствии оснований для повторного направления на рассмотрение мировому судье протокола об административном правонарушении от 26.08.2016 (л.д. 27, т.2); постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении №55/2012/п/2016/23 от 28.10.2016, вынесенное Главным государственным инспектором по использованию и охране земель по Тункинскому и Окинскому районам в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 28-29, т.2).

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела результат проверки, проведенной на основании оспариваемого распоряжения, отменен.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

  Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Возвратить закрытому акционерному обществу «Тункинская типография» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 12 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 09.09.2016 №121.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья Н.А.Логинова