ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4543/19 от 18.11.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

20 ноября 2019 года                                                                        Дело № А10-4543/2019

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Семерки» (ОГРН 1110327008494, ИНН 0326499674) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании:

от заявителя: Назарук А.Н. – представителя по доверенности от 01.07.2019 б/н;

от ответчика: генерального директора Брылева А.А. (личность установлена по паспорту);

установил:

Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее – Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Семерки» (далее – ООО «Семерки», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований представитель Министерства указала, что в рамках проведения мероприятий регионального государственного контроля (надзора) в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия, в соответствии с заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в ходе проведения наблюдения за исполнением обязательных требований в сфере оборота алкогольной продукции 14 мая 2019 года главными специалистами-экспертами отдела лицензирования и главным специалистом Министерства выявлено нарушение лицензионных требований ООО «Семерки» в торговом объекте по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ставропольская, 1 «а», павильон 9, алкомаркет «Градус», выразившееся в хранении и розничной реализации алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии). В ходе проведения контрольных мероприятий в алкомаркете «Градус», деятельность в котором осуществляет ООО «Семерки», в присутствии продавца Кожевниковой Е.В. установлено, что у торгового павильона имеется наружная реклама с предложением алкогольной продукции (чача, виски, коньяк, вино, самогон и т.д.). В торговом павильоне слева от входа на барной стойке размещено меню с предложением к покупке «сувенирной» алкогольной продукции с указанием наименования и цены за 0,5 л. При покупке спичек и бутылки негазированной воды покупателю под видом «сувенирной продукции» выдается подарок согласно прайсу: вино, кагор, коньяк, чача, самогон объемом 0,5л в полимерной таре. За барной стойкой установлено устройство для розлива пива и пивной продукции. Факт реализации продавцом Кожевниковой Е.В. белого вина «Совиньон» в объеме 0,50 мл по цене 50 руб. зафиксирован фото и видеосъемкой посредством мобильного телефона SAMSUNGA5 (IMEI 354021080893777). Информация о том, что алкогольная продукция не продается, отсутствовала. Со слов продавца Кожевниковой Е.В. алкогольная продукция (белое вино «Совиньон») привозится на объект в тетрапакетах объемом 10 л, продавцы собственноручно разливают алкогольную продукцию в полимерную тару объемом 0,5 л для последующей реализации. Сопроводительная документация на алкогольную продукцию отсутствует. Сотрудниками Министерства произведен арест алкогольной продукции в количестве 1 бутылки (белое вино «Совиньон» объемом 0,5 л). Идентифицировать юридическое лицо представилось возможным по документам, предоставленным продавцом Кожевниковой Е.В., а именно: справка о производителях к документу, расходная накладная от 10.05.2019 №ТУПН01357, в которой покупателем является ООО «Семерки», счет на оплату аренды от 14.05.2019 №1, где поставщиком является ИП Пронькин М.Б., покупателем – ООО «Семерки». В отношении ООО «Семерки» 14.05.2019 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №188/2019. На основании указанных обстоятельств, Министерство просило привлечь ООО «Семерки» к административной ответственности.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала, пояснила, что до настоящего времени ООО «Семерки» не представлены в суд документы (согласие собственника на заключение договора субаренды, доверенности представителей ООО «Евромир» на заключение договора субаренды), запрошенные судом определением от 30 сентября 2019 года. В акте приема-передачи нежилого помещения по договору субаренды нежилого помещения от 07.05.2019 отсутствует подпись Петуховой Т.Н., печать ООО «Евромир». Как пояснила представитель Министерства, ответчиком не представлено доказательств в подтверждение доводов о том, что 22.04.2019 ООО «Семерки» передано только 31 кв.м (из 50 кв.м) помещения павильона, а также, что через 2 месяца работы ИП Пронькин М.Б. передал оставшиеся 19 кв.м площади павильона. Кроме того, при проведении проверки Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия, не установлено осуществление деятельности ООО «Евромир» в указанном торговом помещении.

Представитель ООО «Семерки» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что в предоставленном ему торговом павильоне также осуществляло торговую деятельность ООО «Евромир». После проведения проверки Министерством, он потребовал от ООО «Евромир» представления документов. В связи с непредставлением документов, договор субаренды с ООО «Евромир» был расторгнут. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении уведомлен был, явился на составление протокола, однако протокол отказался подписывать, поскольку он был составлен только в отношении ООО «Семерки».

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Семерки» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1110327008494. Основным видом деятельности является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

14 мая 2019 года главными специалистами-экспертами отдела лицензирования Министерства и главным специалистом Министерства в рамках проведения мероприятий регионального государственного контроля (надзора) в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия, в соответствии с заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме систематического наблюдения за исполнением указанными лицами обязательных, в том числе лицензионных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции от 13.05.2019 № 2, проведено мероприятие по контролю за исполнением обязательных требований в сфере оборота алкогольной продукции в торговом объекте по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ставропольская, 1 «а», павильон 9, алкомаркет «Градус», деятельность в котором осуществляет ООО «Семерки».

Согласно протоколу осмотра от 14.05.2019 №188/2019осм сотрудниками Министерства выявлено нарушение ООО «Семерки» лицензионных требований, выразившееся в хранении и розничной реализации алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии). Так, согласно протоколу, в торговом павильоне (алкомаркет «Градус») имеется наружная реклама с предложением алкогольной продукции, в том числе чача, виски, коньяк, вино и т.п. В торговом помещении слева от входа на барной стойке размещено меню с предложением к покупке «сувенирной» алкогольной продукции с указанием наименования и цены за 0,5 л. В рамках административного расследования продавец ООО «Семерки» Кожевникова Е.В. реализовала 50 мл белого вина «Совиньон» по цене 50 рублей.

На алкогольную продукцию вино «Савиньон» белое в пластиковой бутылке емкостью 0,5 л в количестве 1 бутылка должностным лицом наложен арест согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 14.05.2019 №188/2019ар.

Согласно протоколу испытаний от 5 июня 2019 года № 763, составленному Аккредитованной испытательной лабораторией ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Бурятия», объем доли этилового спирта в данной продукции составляет 10.3±0,1 мг/дм3.

В ходе проведения осмотра документы, подтверждающие качество и легальность розничного оборота указанной алкогольной продукции, не представлены.

Идентифицировать юридическое лицо представилось возможным по документам, предоставленным продавцом Кожевниковой Е.В., а именно: справка о производителях к документу, расходная накладная от 10.05.2019 №ТУПН01357, в которой покупателем является ООО «Семерки», счет на оплату аренды от 14.05.2019 №1, где поставщиком является ИП Пронькин М.Б., покупателем – ООО «Семерки».

Собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ставропольская, 1 «а», павильон № 9, является индивидуальный предприниматель Пронькин Максим Борисович.

В соответствии с договором аренды торгового павильона № 9 от 22.04.2019, подписанным между ИП Пронькиным М.Б. (Арендодатель) и ООО «Семерки» (Арендатор), торговое помещение, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ставропольская, 1 «а», павильон № 9, передано в аренду ООО «Семерки» на срок с 22.04.2019 по 22.03.2020.

14 мая 2019 года главным специалистом-экспертом отдела лицензирования Министерства в отношении ООО «Семерки» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №188/2019.

Уведомлением от 14.05.2019 заявитель известил ООО «Семерки» о необходимости явки  13 июня 2019 года в 10 час. 00 мин. в Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.17 КоАП РФ. Уведомление вручено продавцу Кожевниковой Е.В.

13 июня 2019 года главным специалистом-экспертом отдела лицензирования Министерства в присутствии генерального директора Брылева А.А. составлен протокол об административном правонарушении № 188/2019 в отношении ООО «Семерки» по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, Министерство обратилось в суд с заявлением о привлечении ООО «Семерки» к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Во исполнение указа Президента Республики Бурятия от 22.07.2011 № 186 путем реорганизации в форме слияния Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий и Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию создано Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2011 № 492, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, реализующим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и функции по нормативно-правовому регулированию в пределах установленной компетенции.

Согласно пунктам 3.9.11, 3.9.13 названного Положения Министерство осуществляет полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, ведет государственную регистрацию выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции, составляет  протоколы  об  административных   правонарушениях, рассматривает дела об административных  правонарушениях,  связанные  с нарушением обязательных требований, и принимает меры по предотвращению нарушения обязательных требований.

Приказом Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия от 30.09.2014 №88 утвержден Перечень должностных лиц отдела лицензирования Министерства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять, в том числе, главный специалист-эксперт отдела.

Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Семерки» от 13.06.2019 №188/2019 составлен главным специалистом-экспертом отдела Министерства, то есть уполномоченным лицом.

В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное прав о нарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года №17-П, от 23 мая 2013 года №11-П и от 30 марта 2016 года №9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный Закон № 171-ФЗ).

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, за несоблюдение которых организации (их должностные лица) и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности, в том числе административной и уголовной (пункт 3 статьи 26 Федерального Закона № 171-ФЗ).

По пункту 4 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ под спиртосодержащей пищевой продукцией понимается пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Лицензии выдаются на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Согласно пунктам 9 и 10 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий (пункт 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона

Таким образом, оборот (хранение, розничная продажа) спиртосодержащей продукции возможны только при наличии соответствующей лицензии.

Как следует из материалов дела, ООО «Семерки» лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции не выдавалась.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно ч. 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела следует, что сотрудниками Министерства выявлено нарушение ООО «Семерки» лицензионных требований, выразившееся в хранении и розничной реализации алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии).

Согласно протоколу осмотра от 14.05.2019 №188/2019осм в торговом павильоне (алкомаркет «Градус») имеется наружная реклама с предложением алкогольной продукции, в том числе чача, виски, коньяк, вино и т.п. В торговом помещении слева от входа на барной стойке размещено меню с предложением к покупке «сувенирной» алкогольной продукции с указанием наименования и цены за 0,5л.

В рамках административного расследования продавец ООО «Семерки» Кожевникова Е.В. реализовала 0,50 мл белого вина «Совиньон» по цене 50 рублей.

Факт реализации продавцом Кожевниковой Е.В. белого вина «Совиньон» в объеме 0,50 мл по цене 50 руб. зафиксирован фото и видеосъемкой посредством мобильного телефона SAMSUNGA5 (IMEI 354021080893777).

При проведении административного расследования продавец Кожевникова Екатерина Викторовна 14.05.2019 пояснила, что реализовала сувенирную продукцию «Савиньон» 0,50 мл по цене 50 рублей в алкомаркете «Градус» по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ставропольская, 1а, павильон № 9.

Также при проведении административного расследования сотрудниками Министерства установлено, что при покупке спичек и бутылки негазированной воды покупателю под видом «сувенирной продукции» выдается подарок на выбор согласно прайсу: вино, кагор, коньяк, чача, самогон объемом 0,5 л в полимерной таре, за барной стойкой установлено устройство для розлива пива и пивной продукции.

Сотрудниками Министерства произведен арест алкогольной продукции, которую продавец Кожевникова Е.В. разлила в полимерную тару объемом 0,5л для реализации (вино «Совиньон» белое в количестве 1 бутылки). Со слов продавца Кожевниковой Е.В. алкогольная продукция (белое вино «Совиньон») привозится на объект в тетрапакетах объемом 10 л, продавцы собственноручно разливают алкогольную продукцию в полимерную тару объемом 0,5 л для последующей реализации.

Сопроводительная документация на алкогольную продукцию у ООО «Семерки» отсутствует.

Арестованная алкогольная продукция передана на ответственное хранение в Министерство промышленности и торговли по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, д.35.

В соответствии с проведенным испытанием ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Бурятия» в представленном на исследовании образце установлен объем доли этилового спирта 10,3±0,1 мг/куб.дм (протокол испытаний от 05.06.2019 №763).

Идентифицировать юридическое лицо представилось возможным по документам, предоставленным продавцом Кожевниковой Е.В., а именно: справка о производителях к документу, расходная накладная от 10.05.2019 №ТУПН01357, в которой покупателем является ООО «Семерки», счет на оплату аренды от 14.05.2019 №1, где поставщиком является ИП Пронькин М.Б., покупателем – ООО «Семерки».

При рассмотрении дела генеральным директором ООО «Семерки» Брылевым А.А. заявлены возражения, в частности указано на осуществление торговой деятельности в указанном павильоне иным юридическим лицом – ООО «Евромир», которому было передано 30 кв.м по договору субаренды. В обоснование заявленных доводов генеральным директором ООО «Семерки» Брылевым А.А. представлен договор субаренды нежилого помещения от 07.05.2019, подписанный между ООО «Семерки» (Арендатор) и ООО «Евромир» (Субарендатор). В соответствии с пунктами 1.1. и 1.2 договора субаренды арендатором передано субарендатору нежилое помещение площадью 30 кв.м, расположенное по адресу: ул. Сатвропольская, 1а, пав.9 на период с 07.05.2019 по 07.05.2020.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд считает доводы генерального директора ООО «Семерки» Брылева А.А. необоснованными с учетом следующих обстоятельств.

Собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ставропольская, 1»а», является индивидуальный предприниматель Пронькин Максим Борисович.

22 апреля 2019 года между ИП Пронькиным М.Б. (Арендодатель) и ООО «Семерки» (Арендатор) подписан договор аренды торгового павильона №9, в соответствии с которым помещение общей площадью 50 кв.м, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ставропольская, 1»а», павильон №9, передано во временное владение и пользование ООО «Семерки» на срок с 22.04.2019 по 22.03.2020. В акте приема-передачи указано на передаваемую площадь 31 кв.м.

Согласно пункту 2.4 договора аренды торгового павильона №9 от 22.04.2019 Арендодатель обязуется не заключать без письменного согласия Арендодателя договоры и не вступать в сделки, следствием которых может являться какое-либо обременение предоставленных Арендодателю по договору имущественных прав, в частности, переход к иному лицу (договоры залога, договора субаренды, внесение прав на аренду помещения в уставный капитал предприятия и пр.).

Дополнительным соглашением от 22 апреля 2019 года  пункт 2.4 договора аренды   изложен в новой редакции: «С письменного согласия Арендодателя Арендатор вправе заключать договоры субаренды  торгового павильона».

Таким образом, для заключения ООО «Семерки» (Арендатор) и ООО «Евромир» (Субарендатор) договора субаренды нежилого помещения от 07.05.2019 требовалось согласие ИП Пронькина М.Б. (Арендодателя).

Доводы представителя ООО «Семерки» о наличии согласия собственника на заключение договора субаренды нежилого помещения от 07.05.2019 не подтверждены при рассмотрении дела. Какие-либо доказательства наличия такого согласия в материалы дела не представлены.

Кроме того, в соответствии с определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 30.05.2019, вынесенным главным специалистом-экспертом отдела лицензирования Министерства ИП Пронькин М.Б. представил договор аренды помещения, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ставропольская, 1 «а», павильон № 9, заключенный с ООО «Семерки».

Арендодателем ИП Пронькиным М.Б. иных договоров в Министерство не представлено, также не предоставлена информация о наличии заключенных договоров субаренды, в том числе с ООО «Евромир».

Болеее того, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Евромир» (ОГРН 1084028000759), указанное в договоре субаренды нежилого помещения от 07.05.2019, ранее зарегистрированное в г.Калуга, ул.Суворова, 121, офис 410, прекратило деятельность в связи с ликвидацией 10.12.2010.

На основании пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

То есть договор субаренды, представленный ответчиком, заключен   с организацией,  правоспособность которого прекратилась 10 декабря 2010 года, следовательно, ООО «Евромир» в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации не могло заключить с ООО «Семерки» договор субаренды от 7 мая 2019 года и осуществлять торговую деятельность в спорном помещении в мае 2019 года.

С учетом изложенного, доводы представителя ООО «Семерки» об осуществлении торговой деятельности в указанном павильоне ООО «Евромир» не подтверждены. Представленный товарный чек с печатью ООО «Евромир» (ОГРН 1084028000759) не является надлежащим доказательством осуществления торговой деятельности указанным лицом в отсутствии государственной регистрации самого юридического лица.

Согласно договору аренды торгового павильона  и акту приема-передачи  ИП Пронькиным М.Б.  передано  ООО «Семерки» 31 кв.м. При этом по договору субаренды обществом передано субарендатору ООО «Евромир» 30 кв.м. При этом  ответчик суду пояснил, что  арендодателем первоначально передана площадь помещения в размере 31 кв.м, в июне 2019 года дополнительно 27 кв.м, поскольку ИП Пронькин М.Б. достраивал помещение. Вместе с тем каких-либо документов о передаче 27 кв.м  на предложение суда ответчиком в материалы дела не представлено.

Доводы генерального директора ООО «Семерки» Брылева А.А. о том, что барная стойка и склад использовался обществом совместно с ОО «Евромир» заявлены без представления доказательств, подтверждающих осуществление в указанном торговом помещении торговой деятельности также иным юридическим лицом. Вместе с тем, при осмотре торгового павильона не установлено разделение площади между двумя юридическими лицами, в этой связи суд признает не подтвержденным использование ООО «Семерки» только части площади торгового павильона.

Кроме того, при исследовании судом  в ходе рассмотрения дела видеозаписи ответчик подтвердил, что реализацию алкогольной продукции осуществляла   продавец Кожевникова Е.В., являющаяся его сотрудником. При этом генеральный директор ООО «Семерки» пояснил, что в период временного отсутствия продавца ООО «Евромир», Кожевникова Е.В. осуществляла реализацию продукции ООО «Семерки» и ООО «Евромир»  за отдельную плату, по просьбе ООО «Евромир».

Также судом учтено то, что согласно пояснениям генерального директора ООО «Семерки» Брылева А.А., интересы ООО «Евромир» при заключения договора субаренды представляли двое молодых людей. Вместе с тем, договор субаренды нежилого помещения от 07.05.2019 подписан директором Петуховой Т.Н. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ликвидатором ООО «Евромир» указана Трусова О.И.

По смыслу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора, что означает свободный выбор стороны договора, условий договора, волеизъявления на его заключение на определенных сторонами условиях, а также выбор контрагента. Данный выбор является исключительной прерогативой субъекта гражданских правоотношений. При этом участники гражданского оборота, являясь субъектами предпринимательской деятельности, имеющей рисковый характер, несут риск наступления неблагоприятных последствий. В данном случае, ООО «Семерки» вступая в арендные правоотношения с ООО «Евромир», могло получить согласие собственника помещения и проверить регистрацию указанного юридического лица, поскольку информация из ЕГРЮЛ является общедоступной.

Факт хранения и реализации ООО «Семерки» алкогольной продукции достоверно подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом осмотра от 14.05.2019 №188/2019осм, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 14.05.2019 №188/2019, а также видео и фотоматериалами, составленными посредством мобильного телефона SAMSUNGA5 (IMEI 354021080893777), объяснениями продавца Кожевниковой Е.В.

В частности, в протоколе осмотра от 14.05.2019 №188/2019осм и в видеозаписи зафиксировано, что в торговом павильоне (алкомаркет «Градус») имеется наружная реклама с предложением алкогольной продукции, в том числе чача, виски, коньяк, вино и т.п. В торговом помещении слева от входа на барной стойке размещено меню с предложением к покупке «сувенирной» алкогольной продукции с указанием наименования и цены за 0,5л.

Информация о том, что алкогольная продукция не продается отсутствовала.

Выявленные в ходе проведенного осмотра фактические обстоятельства (хранение и незаконная розничная продажа алкогольной продукции) описаны и в протоколе об административном правонарушении от 13.06.2019 № 188/2019, составленном в присутствии генерального директора ООО «Семерки» Брылева А.А., который от подписи в протоколе отказался.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, наружная реклама с предложением алкогольной продукции, а также размещение в торговом помещении меню с предложением к покупке «сувенирной» алкогольной продукции с указанием наименования и цены за 0,5л свидетельствует о ее розничной продаже.

При этом судом учитывается, что договор розничной купли-продажи в силу статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором и согласно статье  494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обнаруженная алкогольная продукция предназначалась для реализации в розницу неограниченному кругу лиц, какие-либо признаки, свидетельствующие о том, что продукция не предназначена для продажи, отсутствовали.

Таким образом, в действиях ООО «Семерки» имеется событие вмененного ему в вину административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 02 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 10) разъяснил, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ  или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума ВАС  РФ № 10 в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Суд полагает, что Общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им положений действующего законодательства. Ответчик имел возможность проверить контрагента посредством проверки его статуса на сайте Федеральной налоговой службы. Доказательств  невозможности исполнения обществом требований  действующего законодательства  в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении возможной в данном случае степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суд усматривает в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Соблюдение процессуальных требований при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Семероки» проверено, нарушений не выявлено.

Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.

Таким образом, заявленное требование подлежит удовлетворению.

Обстоятельств для признания допущенного ответчиком правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации судом не установлено ввиду высокой вероятности наступления негативных последствий вышеуказанной деятельности в отсутствие лицензии и при несоблюдении лицензионных условий, а также с учетом особой значимости охраняемых отношений в указанной сфере.

Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.

По части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, установление факта возникновения угрозы жизни и здоровью людей является основанием, исключающим возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Учитывая, что производство и оборот спиртосодержащей продукции без лицензии, а, следовательно, без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, без контроля производства и оборота указанной продукции со стороны государства, свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителям такой продукции, суд полагает, что предупреждение в соответствии с положениями статьи 3.4 КоАП РФ не может быть назначено.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных статьей 4.3. КоАП РФ отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле, не представлены, об их наличии не заявлено, судом указанные обстоятельства не установлены.

Согласно части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

По части 3.3 указанной статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, отнесение ООО «Семерки» к субъектам малого и среднего предпринимательства, суд считает возможным снизить размер назначаемого штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в два раза до 1 500 000 рублей.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда. В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, суд направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Судебный пристав-исполнитель после получения судебного акта для принудительного исполнения составляет в отношении лица, не уплатившего штраф, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В целях своевременного исполнения судебного акта о наложении административного штрафа лицу, привлеченному к административной ответственности, необходимо в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу представить в суд документ, подтверждающий уплату административного штрафа.

Частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, разъясняя порядок применения указанной нормы, в пункте 15.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" также указал, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Как следует из материалов дела, на алкогольную продукцию вино «Савиньон» белое в пластиковой бутылке емкостью 0,5л в количестве 1 бутылка должностным лицом наложен арест согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 14.05.2019 №188/2019ар. Указанная алкогольная продукция направлена  в Аккредитованную испытательную лабораторию ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Бурятия» для исследования.

В связи с чем, суд назначает административное наказание в виде взыскания административного штрафа без конфискации.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Семерки» (ОГРН 1110327008494, ИНН 0326499674, юридический адрес: 670000, город Улан-Удэ, ул.Ленина, 52) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи  14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 1 500 000 рублей без конфискации.

Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:

Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия, 670034, РБ, г.Улан-Удэ, ул.Красноармейская, 35,

ИНН 0326501651, ОГРН 1110327013500, КПП 032601001,

Банк получателя: Отделение  НБ Республики Бурятия г.Улан-Удэ.

БИК 048142001,

Счет 40101810600000010002

Получатель: УФК по РБ (Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия)

Код бюджетной классификации 81011690020020006140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет субъектов Российской Федерации (прочие)" Код ОКТМО (плательщика). Назначение платежа: Административный штраф  в отношении _______.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  А.Т.Пунцукова

Судья                                                                                                             А.Т. Пунцукова