ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4553/15 от 11.11.2015 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

13 ноября 2015 года Дело № А10-4553/2015

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Усиповой Д. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Устиновой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Республиканского агентства занятости населения (адрес местонахождения: Республика Бурятия, ОГРН <***>) к гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющему статус индивидуального предпринимателя, ФИО1 (адрес местожительства: Республика Бурятия, ОГРНИП <***>) о взыскании суммы полученной субсидии на оборудование (оснащение) рабочих мест в размере 144 000 рублей,

при участии в заседании представителей:

Республиканского агентства занятости населения - ФИО2 (доверенность от 12.10.2015, паспорт), ФИО3 Аримы Бадма-Доржиевны (доверенность от 12.01.2015, паспорт);

индивидуального предпринимателя ФИО1 - не явилась, о начавшемся судебном процессе извещена надлежащим образом, заказные письма с уведомлениями № 67000891901566, № 67000891901559 вручены 21.10.2015; своего представителя в судебное заседание не направила,

установил:

Республиканское агентство занятости населения (далее – истец, Агентство занятости) обратилось в арбитражный суд с иском к гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющему статус индивидуального предпринимателя, ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель ФИО1) о взыскании суммы полученной субсидии на оборудование (оснащение) рабочих мест в размере 144 000 рублей.

В обоснование иска представители истца указали на то, что 22.10.2014 между Агентством занятости и предпринимателем ФИО1 (получатель) заключены договоры о представлении субсидий № 66, № 67. По указанным договорам истец обязался предоставить ответчику субсидии в целях возмещения понесенных затрат на оснащение двух рабочих мест для инвалидов II группы, а ответчик обязался трудоустроить на оснащенные рабочие места инвалидов, направленных центром занятости. Во исполнение взятых на себя обязательств по договору Агентство занятости перечислило предпринимателю ФИО1 144 000 рублей – субсидии.

15 мая 2015 года в ходе выездной проверки, проведенной в целях контроля за расходованием бюджетных средств и исполнением договорных обязательств, истцом установлено, что работник отсутствует на рабочем месте, как и оборудование для оснащения их рабочих мест. Документы, подтверждающие осуществление инвалидами трудовой деятельности, ответчиком не представлены.

По итогам проверки составлены акты осмотра рабочих мест для трудоустройства инвалида и вручены ответчику.

В связи с выявлением нецелевого использования ответчиком полученной субсидии истцом в адрес предпринимателя ФИО1 направлены уведомления от 25.05.2015 о добровольном возврате денежных средств в размере 144 000 рублей. До настоящего времени сумма субсидии ответчиком не возвращена.

Неисполнение ответчиком обязанности по возврату субсидии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Правовым основанием иска указана статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Ответчик отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил; определения от 27 августа 2015 года, от 15 октября 2015 года не исполнил.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия (часть 3
 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь частью 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела, 22.10.2014 на основании решений Республиканского агентства занятости о предоставлении безвозмездной субсидии между истцом и ответчиком (получатель) заключены договоры № 66, № 67 (л.д. 19-24).

В соответствии с пунктами 1.1 договоров агентство занятости предоставляет на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств субсидию на реализацию дополнительного мероприятия в целях возмещения понесенных затрат на приобретение, монтаж, установку оборудования для оснащения рабочего места инвалида II группы, созданного получателем по адресу: <...>.

Согласно пунктам 2.3 предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована в целях, не предусмотренных пунктом 1.1 договора.

Пунктом 2.4 договора № 66 стороны согласовали условие о том, что получатель субсидии создает 1 рабочее место для трудоустройства безработного и ищущего работу инвалида. Характеристика рабочего места – вязальщик.

Согласно пункту 2.4 договора № 67 получатель субсидии обязуется создать
 1 рабочее место для трудоустройства безработного и ищущего работу инвалида. Характеристика рабочего места – скотник.

В соответствии с пунктами 3.1.1 договоров Агентство занятости в течение 5 рабочих дней со дня подписания договора обязуется перечислить на расчетный счет получателя субсидию в размере 72 000 рублей.

Пунктами 3.1.2 предусмотрена обязанность Агентства занятости осуществлять контроль за целевым расходованием бюджетных средств получателем субсидии в форме проверок путем их посещения по адресу местонахождения созданных рабочих мест с составлением акта об исполнении договорных обязательств.

Согласно пунктам 3.2.8 получатель субсидии в случае установления факта нецелевого использования субсидии обязан вернуть предоставленные ему денежные средства в добровольном порядке в течение 20 рабочих дней с даты получения об этом письменного уведомления.

Договор вступает в силу со дня подписания и действует до 21.10.2015 (пункты 5.1).

В соответствии с пунктами 5.3 споры и разногласия разрешаются сторонами путем переговоров, в случае не урегулирования - в судебном порядке.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения стороны, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и из местного бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991
 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения) Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В целях реализации Закона о занятости населения Правительством Республики Бурятия принято постановление от 28.02.2014 № 72 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на реализацию дополнительного мероприятия в сфере занятости населения Республики Бурятия».

Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям осуществляется Республиканским агентством занятости населения.

Согласно пункту 18 постановления Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 № 72 Агентство занятости осуществляет контроль за целевым расходованием бюджетных средств и исполнением договорных обязательств получателями субсидий путем проведения проверок с составлением актов проверок.

В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения условий договора, заключенного с Агентством занятости, получатель обязан вернуть субсидию (пункт 19). В случае отказа получателя субсидии от ее возврата она подлежит взысканию в судебном порядке (пункт 22).

24 октября 2014 года в целях реализации дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов Агентством занятости изданы приказы № 286, 287 о перечислении субсидии предпринимателю ФИО1 на общую сумму 144 000 рублей (л.д. 38-39).

Указанные денежные средства перечислены ответчику, что подтверждается заявками на кассовый расход от 24.10.2014 № 00000868, № 00000869 и уведомлениями от 22.10.2014 № 79-1301.05-1515/14 (л.д. 27-30).

15 мая 2015 года Агентство занятости, реализуя полномочия по контролю за целевым использованием бюджетных средств, провело выездную проверку по месту нахождения созданных рабочих мест, по адресу: Республика Бурятия, <...>
.

В ходе проверки истом установлено, что по указанному адресу отсутствует трудоустроенный работник-инвалид. По устному заявлению предпринимателя ФИО1 он находился в административном отпуске. Документы, подтверждающие осуществление трудовой деятельности инвалида: книга регистрации приказов приема и увольнения работников, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости заработной платы ответчиком не представлены. Кроме того, сотрудниками Агентства занятости установлено, что оборудование для оснащения рабочих мест для инвалидов, а именно:

- вязальная машина и оборудование к ней,

- специальная одежда,

- станция для подачи воды в кошары,

- глубинный насос,

- мотоблок с тележкой «Целина» отсутствует.

По итогам выездной проверки составлены акты осмотра рабочих мест для трудоустройства инвалида от 15.05.2015 № 5, 6 (л.д. 32-33). Акты ответчиком подписаны и получены на руки.

В связи с неисполнением предпринимателем ФИО1 договорных обязательств истцом в адрес ответчика направлены уведомления от 25.05.2015 № 79-01-04-И1244/15, № 79-01-04-И1245/15 с требованием в течение 20 рабочих дней возвратить выплаченную субсидию в размере 144 000 рублей (л.д. 34-37). Уведомления получены предпринимателем ФИО1 29.05.2015, что подтверждается соответствующими отметками на них.

В установленный срок ответчиком не возвращена сумма субсидии.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности требований Агентства занятости о взыскании с предпринимателя ФИО1 144 000 рублей – субсидии, выплаченной по договорам от 22.10.2014 № 66, № 67.

Напротив ответчик не представил доказательства исполнения договорных обязательств по оснащению рабочих мест для инвалидов, в частности: чеки (товарные, кассовые) о покупке необходимого оборудования, приказы о приеме и (или) увольнении работников-инвалидов, трудовые договоры и другие. В материалах дела также отсутствуют сведения о представлении предпринимателем ФИО1 отчетов в Агентство занятости по трудоустройству инвалидов.

На основании изложенного, арбитражный суд полагает доказанным факт нецелевого использования ответчиком полученной субсидии.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд относит на ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 320 рублей в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 181, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить полностью.

Взыскать с гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, ФИО1 (ОГРНИП <***>) в доход республиканского бюджета 144 000 рублей - суммы полученной субсидии на оборудование (оснащение) рабочих мест.

Взыскать с гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, ФИО1 (ОГРНИП <***>) в доход федерального бюджета 5 320 рублей – государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, также может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу, и только если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или, если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.

Кассационная жалоба подается в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Д.А. Усипова