ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4576/2022 от 12.09.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

14 сентября 2022 года Дело № А10-4576/2022

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании, дело по заявлению заместителя прокурора Республики Бурятия к муниципальному казенному учреждению Администрация муниципального образования «Город Кяхта» Кяхтинского района Республики Бурятия
(ОГРН 1020300715270, ИНН 0312002780) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте администрации информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», об обязании устранить допущенные нарушения путем размещения на официальном сайте администрации информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе – Астраханцевой Е.П., служебное удостоверение серии
ТО №289529,

от ответчика: не явился,

установил:

заместитель прокурора Республики Бурятия (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению Администрация муниципального образования «Город Кяхта» Кяхтинского района Республики Бурятия (далее – ответчик, АМО «Город Кяхта» Кяхтинского района РБ, администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте администрации информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», об обязании устранить допущенные нарушения путем размещения на официальном сайте администрации информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В обоснование заявления прокурор указывает, что проверкой соблюдения законодательства при предоставлении муниципалитетами публичных услуг, оказания информационной и имущественной поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства установлено бездействие АМО «Город Кяхта» Кяхтинского района РБ, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте администрации (https://mo-kyakhta.bur.eisl.ru) информации, предусмотренной ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ, Закон о развитии малого и среднего предпринимательства).

Прокурор также указал, что согласно пункту 1 статьи 26 Устава муниципального образования городское поселение «Город Кяхта», утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Город Кяхта» от 07.07.2008 № 25с-1 (далее - Устав), администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. В порядке пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, подпунктом 27 части 1 статьи 2 Устава определено, что к вопросам местного значения поселения «Город Кяхта» относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Невыполнение администрацией муниципального образования городское поселение «Город Кяхта» вышеуказанных требований закона свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, которые лишены возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в полном объеме.

В судебном заседании прокурор поддержал требования в полном объеме.

Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о начавшемся судебном процессе извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением №67000873919824.

Ответчик отзыв на исковое заявление не направил.

Согласно части 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.

Суд считает возможным рассмотреть спор по имеющимся доказательствам, в отсутствие представителя ответчика в порядке, определенном статьей 131, статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства имеющие значение для рассмотрения спора.

Прокуратурой Республики Бурятия на основании решения о проведении проверки от 30.06.2022 №37 проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении муниципалитетами публичных услуг, оказания информационной и имущественной поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства АМО «Город Кяхта» Кяхтинского района РБ.

Письмом от 04.07.2022 №1116 администрация сообщила, на официальном сайте АМО «Город Кяхта» Кяхтинского района РБ отсутствует вкладка об информационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с отсутствием в
МО «Город Кяхта» субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Причиной, по которой не осуществляется обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства информацией указанной в части 2 статьи 19 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства является тот факт, что в администрации города нет муниципального фонда поддержки предпринимательства и предприниматели города получают информационную и финансовую поддержку в виде микрокредитования.

В результате проверки установлено бездействие администрации муниципального образования городское поселение «Город Кяхта», выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте администрации, информации, предусмотренной ч.2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В целях устранения указанных нарушений прокурором Кяхтинского района 05.07.2022 внесено представление Главе муниципального образования «Город Кяхта» об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Письмом от 15.07.2022 № 1300 АМО «Город Кяхта» сообщила прокурору, что представление от 05.07.2022 рассмотрено, необходимости размещения на сайте МО «Город Кяхта» информации, указанной в части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, нет, поскольку в администрации города нет Фонда поддержки предпринимательства, предприниматели получают информационную и финансовую поддержку из районного фонда.

Полагая бездействие АМО «Город Кяхта» Кяхтинского района РБ незаконным, прокурор Республики Бурятия обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В силу пункта 25 части 1 статьи 15, пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

В статье 11 Закона №209-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 14 Закона №209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства и открытость процедур оказания поддержки.

В соответствии со статьей 16 Закона №209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе информационную поддержку таких субъектов и организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона №209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно - телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 2 статьи 19 Закона №209-ФЗ информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

1) о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм);

2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

7) о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ;

8) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В то же время требования, установленные в части 3 статьи 19 Закона №09-ФЗ, позволяют информацию, указанную в части 2 данной статьи, и являющуюся общедоступной, размещать в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, не исключая возможности создания для этих целей указанными органами официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».

При этом сведения о числе размещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности, исходя из их значимости, являются с учетом требований статьи 11 Закона №209-ФЗ элементами анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, следовательно, размещение именно этих сведений также отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.

Таким образом, предусматривая обязательное наличие такой информации на сайте органа местного самоуправления, законодатель имел в виду необходимость ее использования для оценки экономической ситуации на конкретной территории как субъектами малого и среднего предпринимательства, так и непосредственно органами местного самоуправления для осуществления полномочий в этой сфере.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе вопросы, предусмотренные пунктом 28 части 1 настоящей статьи, а именно: создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Системный анализ приведенных выше положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации, указанной в части 2 статьи 19 Закона №209-ФЗ, возложена на органы власти всех уровней, в том числе на органы местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 26 Устава муниципального образования городское поселение «Город Кяхта», утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение «Город Кяхта» от 07.07.2008 № 25с-1, администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в части 3 статьи 19 Закона №209-ФЗ определена компетенция органов местного самоуправления органов в сфере информационной поддержки данных субъектов, в муниципальном образовании «Город Кяхта» таким органом является АМО «Город Кяхта» Кяхтинского района РБ.

Сайт в сети «Интернет» с адресом: https://mo-kyakhta.bur.eisl.ru является официальным сайтом АМО «Город Кяхта» Кяхтинского района РБ.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Обязанность по размещению указанной информации возникла у органов местного самоуправления с момента вступления в силу Закона №209-ФЗ, то есть с 01.01.2008.

Приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 №505 утверждены требования к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 2, 3 статьи 19 Закона №209-ФЗ (далее - Требования).

Согласно пункту 2 Требований информация должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической обработки информационными системами без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений.

Информация должна быть доступна пользователям без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя платы (пункт 3 Требований).

Информация подлежит обновлению в срок не более 3 рабочих дней со дня ее изменения (пункт 4 Требований).

При размещении информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, наделенного отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, такая информация должна быть доступна пользователям путем последовательного перехода по гиперссылкам в отдельный раздел сайта, начиная с главной страницы сайта (пункт 8 Требований).

Таким образом, отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления либо на сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» необходимой информации влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов на получение информационной поддержки, прав неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации и препятствует созданию на территории муниципального образования «Город Кяхта» благоприятных условий для развития бизнеса.

Суд по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что в нарушение действующего законодательства АМО «Город Кяхта» Кяхтинского района РБ допущено незаконное бездействие, выраженное в непринятии в течение длительного периода мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет2 необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте администрации информации, предусмотренной части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 26 постановления Пленум Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

Суд считает разумным сроком для размещения на официальном сайте администрации информации, предусмотренной части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» один месяц.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
АМО «Город Кяхта» Кяхтинского района РБ освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Кяхта» Кяхтинского района Республики Бурятия (ОГРН 1020300715270,
ИНН 0312002780), выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте администрации информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Кяхта» Кяхтинского района Республики Бурятия (ОГРН 1020300715270, ИНН 0312002780) в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем размещения на официальном сайте администрации информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд, принявший решение.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья А.А. Бурдуковская