ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4657/2021 от 15.02.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

22 февраля 2022 года Дело № А10-4657/2021

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ниникиной В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к закрытому акционерному обществу «Сутайское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 2 928 022 руб. 50 коп. суммы субсидии, предоставленной по соглашению от 27.06.2019 № 19ПМ/685,

при участии в судебном заседании представителей:

истца - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия - ФИО1 (доверенность от 10.01.2022, паспорт, диплом),

ответчика – закрытого акционерного общества «Сутайское» - ФИО2 (доверенность от 27.09.2021, паспорт, диплом) (после перерыва),

третьего лица - Счетной палаты Республики Бурятия - ФИО3 (доверенность от 17.04.2021, паспорт, диплом),

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее – истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу «Сутайское» (далее – ответчик, общество, ЗАО «Сутайское») о взыскании 2 928 022 руб. 50 коп. суммы субсидии, предоставленной по соглашению от 27.06.2019 № 19ПМ/685.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Счетная палата Республики Бурятия.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ЗАО «Сутайское» были предоставлены субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в размере 4 913 122 руб. 50 коп. В ходе контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Республики Бурятия установлено, что размер субсидии определен с учетом повышенной ставки – 90% от произведенных затрат, для применения которой необходимо соблюсти условие по созданию животноводческой фермы на 200 и более постановочных мест, которая должна обладать характеристиками объекта капитального строительства и представлять собой помещение общей площадью не менее 2,5 кв.м на 1 постановочное место, разделенное на несколько сообщающихся между собой участков (загонов), имеющее раскол для обработки и отбивки скота, весовое хозяйство, кормушки, поилки. В пакете документов на получение субсидии обществом представлено выданное муниципальным образованием «Мухоршибирский район» разрешение на ввод в эксплуатацию от 19.06.2019 на объект капитального строительства «животноводческая ферма на 200 голов КРС», расположение: РБ, Мухоршибирский район, у. Нарсата, местность «Худай». Однако проверяющим органом установлено, что данная животноводческая ферма не является объектом капитального строительства, разрешение выдано неустановленного образца. В связи с неподтверждением получателем субсидии соответствия условию о наличии животноводческой фермы, повышающая ставка (90% от произведенных затрат) при расчете размера субсидии не подлежала применению.

Со ссылкой на пункт 56 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку отрасли животноводства и рыбного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2013 № 178 (приложение № 2), Министерство потребовало взыскать с ответчика спорную сумму субсидии.

Ответчик с иском не согласился, в представленном отзыве и письменных пояснениях привел следующе доводы:

- Порядок предоставления субсидий не содержит условия о том, что животноводческая ферма обязательно должна являться объектом капитального строительства, в числе предоставляемых получателем субсидии документов отсутствует разрешение на ввод животноводческой фермы в эксплуатацию, кроме того, что такая ферма относится к объектам вспомогательного назначения, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство; обязательным условием для получения субсидии в повышенном размере 90% являлось наличие животноводческой фермы, что в данном случае было соблюдено получателем субсидии;

- цель предоставления субсидии – возмещение затрат, связанных с приобретением племенного молодняка сельскохозяйственных животных, а не возмещение затрат на строительство животноводческой фермы;

- представители Министерства и Счетной палаты Республики Бурятия не осматривали ферму на предмет капитальности строения ни в момент предоставления субсидии, ни в момент проверки, такой осмотр проводился самим обществом, по его результатам подготовлено экспертное заключение специалиста ФИО4, содержащее выводы о наличии прочной связи объекта (фермы) с землей в виде столбчатого бетонного фундамента и о капитальном характере фермы.

Счетная палата Республики Бурятия поддерживала позицию и доводы, изложенные в исковом заявлении, а также ссылалась на то, что земельный участок ЗАО «Сутайское», на котором расположено строение для содержания сельскохозяйственных животных, находится в границах государственного природного биологического заказника регионального значения «Тугнуйский» Мухоршибирского района РБ, на территории которого установлен режим особой охраны с запретом на строительство объектов капитального строительства (или их частей).

Нарушение ЗАО «Сутайское» условий предоставления субсидии также подтверждено решением Мирового судьи судебного участка № 2 Мухоршибирского района РБ о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ, которое, по мнению третьего лица, имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела.

В судебном заседании 08.02.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 15 час 45 мин. 15.02.2022.

Истец заявленные требования поддержал по ранее изложенным доводам.

Ответчик против удовлетворения иска возражал.

Третье лицо Счетная палата Республики Бурятия поддерживала позицию истца.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с Законом Республики Бурятия от 05.05.2011 года № 2087-IV
«О Счетной палате Республики Бурятия» (далее - Закон о Счетной палате) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации - Счетная палата Республики Бурятия (далее - Счетная палата) осуществляет полномочия по организации и осуществлению государственного финансового контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 11, 14 Закона о Счетной палате государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на основании годовых и текущих планов работы.

В соответствии с годовым планом работы на 2020 год Счетной палатой проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных предоставленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2017-2020 годах» и установлено следующее.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 № 102, в соответствии с Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку отрасли животноводства и рыбного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2013 № 178 (приложение № 2) (далее – Порядок № 178), между Министерством и ЗАО «Сутайское» заключено соглашение от 27.06.2019 № 19ПМ/685 (далее - Соглашение) о предоставлении из республиканского бюджета субсидий на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных, по которому общество являлось получателем субсидии на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных на сумму 4 913 122 руб. 50 коп. (л.д. 12-16, т. 1).

Предметом Соглашения является предоставление из республиканского бюджета в 2019 году субсидии на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных:

в целях возмещения затрат получателя, связанных с приобретением племенного молодняка сельскохозяйственных животных (пункт 1.1 Соглашения).

Показателем результативности исполнения мероприятий в рамках заключенного Соглашения является сохранение и (или) увеличение поголовья крупного рогатого скота (далее – КРС) мясного направления со значениями показателя на 01.01.2019 – 2 772 голов, на 01.01.2020 – 3 105 голов; сохранение приобретенного и просубсидированного поголовья молодняка в количестве 50 голов по состоянию на 01.01.2020 (л.д. 16, т. 1).

Министерство во исполнение соглашения перечислило ответчику субсидию в общей сумме 4 913 122 руб. 50 коп. платежными поручениями от 27.08.2019 № 199468, от 28.06.2019 № 578252 (л.д. 17-18, т. 1).

Расчет субсидии произведен по ставке в размере 90% от произведенных затрат при условии создания животноводческой фермы на 200 и более постановочных мест
(в соответствии с подпунктом «а» пункта 53.15 Порядка № 178).

Субсидии предоставляются при условии, что с момента ввода фермы в эксплуатацию прошло не более двух лет.

В соответствии с пунктом 53.25 Порядка № 178 для получения субсидий, предусмотренных пунктом 53.15 Порядка, получатели дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 53.25, представляют копии следующих документов: документ, подтверждающий создание животноводческой фермы - объекта капитального строительства (разрешение на ввод в эксплуатацию фермы, выданное органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Бурятия).

Под животноводческой фермой (объектом капитального строительства) в настоящем Порядке понимается помещение общей площадью не менее 2,5 кв.м на 1 постановочное место, разделенное на несколько сообщающихся между собой участков (загонов), имеющее раскол для обработки и отбивки скота, весовое хозяйство, кормушки, поилки.

В пакете документов, представленном соискателем (ЗАО «Сутайское») 19.06.2021 на получение субсидии, имеется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.06.2019, выданное МО «Мухоршибирский район», подписанное Главой МО «Мухоршибирский район» ФИО5 (л.д. 24-142, т. 2).

Указанное разрешение содержит сведения о наименовании объекта капитального строительства - животноводческая ферма на 200 голов КРС, расположении – Республика Бурятия, Мухоршибирский район, у. Нарсата, местность «Худай», материале фундаментов – столбы из круглого леса, материале стен – из досок толщиной 25 мм, материале перекрытий – из досок толщиной 10 x 5 мм, материале кровли – профнастил, стоимости строительства - 4 914,172 тыс. рублей, в т.ч. СМР 4 914,172 тыс. рублей, мощности объекта – 200 голов.

В разрешении не заполнены обязательные строки, содержащие сведения о строительном объеме, общей площади, площади встроено-пристроенных помещений, количестве зданий. Не указано – построен, реконструирован или отремонтирован данный объект.

На запрос Счетной палаты Администрацией МО «Мухоршибирский район» представлена копия вышеназванного разрешения.

На повторный запрос Счетной палаты Администрацией МО «Мухоршибирский район» представлена информация о том, что животноводческая ферма на 200 голов КРС, расположенная по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, у. Нарсата, местность «Худай», не является объектом капитального строительства, так как на земельном участке не возводились капитальные постройки. Ферма построена в 2019 году и принята в эксплуатацию Управлением сельского хозяйства Администрации МО «Мухоршибирский район». Для подтверждения некапитального строительства было подготовлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.06.2019. В связи с тем, что законодательством не предусмотрена выдача разрешения на ввод в эксплуатацию некапитального сооружения, в целях подтверждения окончания строительства было подготовлено и выдано разрешение неустановленного образца на ввод животноводческой фермы (письмо исх.№ 677 от 01.04.2021, л.д. 19, т. 2).

Таким образом, проверяющий орган, установив, что животноводческая ферма на 200 голов КРС, расположенная по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, у. Нарсата, местность «Худай», не является объектом капитального строительства, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.06.2019 выдано неустановленного образца, отсутствие данных о строительных показателях объекта в свою очередь не позволяет установить соблюдение требования об имеющейся площади не менее 2,5 кв.м на
1 постановочное место, пришел к выводу о неподтверждении получателем субсидии – ЗАО «Сутайское» соответствия условиям пунктов 53.15, 53.25 Порядка № 178 о наличии животноводческой фермы (объекта капитального строительства), в связи с чем посчитал, что повышающая ставка (90% от произведенных затрат) при расчете размера субсидии не подлежала применению.

Так, на общих условиях (без создания животноводческой фермы - объекта капитального строительства) применялась бы ставка 100 рублей на 1 кг живого веса (подпункт «б» пункта 53.15 Порядка № 178). Размер причитающейся субсидии составил бы 1 985 100 руб. (19 851 кг х 100 руб/кг). Соответственно, сумма излишне предоставленной субсидии составила 2 928 022 руб. 50 коп. (4 913 122 руб. 50 коп. – 1 985 100 руб.).

Таким образом, по мнению контрольного органа, ЗАО «Сутайское» своими действиями нарушило условия предоставления субсидии, установленные пунктами 53.15, 53.25 Порядка № 178 и пунктом 3.1.2 Соглашения, что повлекло за собой причинение ущерба республиканскому бюджету в размере 2 928 022 руб. 50 коп.

Результаты контрольных мероприятий Счетной палаты в отношении ЗАО «Сутайское» подробно отражены в Акте проверки от 24.03.2021 и в Отчете № 05-06-01, утвержденном 02.04.2021 (л.д. 93-94, 184-185, т. 1).

По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой вынесено представление от 02.04.2021 № 9 в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, согласно пункту 3 которого Министерство обязано принять меры по возврату субсидии, предоставленной ЗАО «Сутайское» с нарушением условия ее предоставления - при отсутствии животноводческой базы - объекта капитального строительства (л.д. 1-2, т. 2).

Получив представление Счетной палаты, Министерство направило в адрес ЗАО «Сутайское» претензионное письмо от 07.06.2021 № 13-01-23-И2038/21, содержащее требование о возврате части предоставленной субсидии в размере 2 928 022 руб. 50 коп. (л.д. 26-28, т. 1).

Данное требование ответчиком не было исполнено, в ответе на претензию от 12.07.2021 № 27 получатель субсидии сообщил о том, что после проведения проверки в отношении ЗАО «Сутайское» прокуратурой и следственными органами общество будет готово рассмотреть претензионные требования (л.д. 29, т. 1).

Ссылаясь на положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 56 Порядка № 178, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии предпринимательства) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Источником спорных денежных средств является бюджетное финансирование, поэтому при рассмотрении настоящего спора подлежат применению нормы бюджетного законодательства, согласно которым к бюджетным правоотношениям относятся возникшие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации отношения (статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ).

Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей, с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета.

При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Положение о безвозвратности субсидии, предусмотренное пунктом 1 статьи 78 БК РФ, не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.

В соответствии с пунктом 5 указанной статьи при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

На основании пункта 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанные нормы предусматривают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Порядок предоставления гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств утвержден Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2013
№ 178 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия».

Порядок № 178 разработан в целях реализации Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 № 102.

Порядок предоставления субсидии на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных утвержден Приложением № 2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 05.04.2013 № 178 «Об утверждении Порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия». Условия и механизм предоставления субсидии на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных установлены Разделом Х(II) Приложения № 2.

Пунктом 53.15 Порядка № 178 предусмотрено, что субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясных пород, в том числе яков, маралов и северных оленей, предоставляются за счет средств республиканского бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, поступивших в порядке софинансирования по следующим ставкам и условиям: а) на приобретение из-за пределов республики телок, нетелей, бычков (возраст от 6 месяцев до 2 лет) в размере 90% от произведенных затрат на приобретенное поголовье молодняка (за исключением транспортных расходов) при условии создания животноводческой фермы на 200 и более постановочных мест.

Субсидии предоставляются при условии, что с момента ввода фермы в эксплуатацию прошло не более двух лет.

Согласно пункту 53.25 Порядка № 178 для получения субсидии получатели в срок до 15 декабря текущего года представляют в Министерство установленный пакет документов, в том числе, для получения субсидий, предусмотренных пунктом 53.15, получатели дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 53.25, представляют копии следующих документов:

- документ, подтверждающий создание животноводческой фермы - объекта капитального строительства (разрешение на ввод в эксплуатацию фермы, выданное органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Бурятия).

Под животноводческой фермой (объектом капитального строительства) в настоящем Порядке понимается помещение общей площадью не менее 2,5 кв.м на 1 постановочное место, разделенное на несколько сообщающихся между собой участков (загонов), имеющее раскол для обработки и отбивки скота, весовое хозяйство, кормушки, поилки.

В соответствии с пунктом 56 Порядка № 178 при выявлении Министерством либо органами, осуществляющими финансовый контроль, фактов нецелевого использования субсидий, нарушения условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком и Соглашением, а также фактов непредставления документов, указанных в настоящем Порядке, либо представления документов, содержащих недостоверную информацию, субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета в течение 30 календарных дней со дня получения организацией соответствующего требования.

При невозврате субсидий в указанный срок Министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в республиканский бюджет в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что субсидия ответчику предоставлена на основании заключенного между ним и Министерством соглашения от 27.06.2019 № 19ПМ/685 о предоставлении из республиканского бюджета субсидий на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных, по которому ЗАО «Сутайское» являлось получателем субсидии на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных.

Несмотря на то, что правоотношения между органом, предоставившим субсидию, и лицом, претендовавшим на субсидию и получившим ее, в большей степени регулируются нормами БК РФ, они не являются бюджетными правоотношениями, поэтому к отношениям сторон по исполнению условий соглашения от 27.06.2019 № 19ПМ/685 могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что ответчиком получена субсидия в сумме 4 913 122 руб. 50 коп. на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных.

Как следует из представленных документов и сторонами не оспаривается, расчет субсидии произведен по ставке в размере 90% от произведенных затрат.

Условием для применения вышеуказанной ставки при расчете субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясных пород является условие о создании животноводческой фермы на 200 и более постановочных мест (в соответствии с подпунктом «а» пункта 53.15 Порядка № 178).

Под животноводческой фермой (объектом капитального строительства) в настоящем Порядке понимается помещение общей площадью не менее 2,5 кв.м на 1 постановочное место, разделенное на несколько сообщающихся между собой участков (загонов), имеющее раскол для обработки и отбивки скота, весовое хозяйство, кормушки, поилки.

Таким образом, существенным условием для применения повышенной ставки и предоставления ЗАО «Сутайское» субсидии в сумме 4 913 122 руб. 50 коп. является наличие у заявителя на момент подачи документов на предоставление субсидии объекта капитального строительства – фермы, действующей не более двух лет.

Доводы ответчика о том, что из указанных законоположений и заключенного соглашения не следует, что ферма должна иметь статус объекта капитального строительства, отклоняются судом как необоснованные и прямо противоречащие смыслу и букве закона, а также достигнутым договоренностям сторон.

Как следует из преамбулы Соглашения от 27.06.2019 № 19ПМ/685, такое соглашение заключено между сторонами в соответствии с нормами БК РФ, Порядка № 178.

Возражая против заявленных требований, ответчик настаивал на том, что построенная им животноводческая ферма, несмотря на отсутствие разрешительных документов установленной формы (разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию), по своим характеристикам является объектом капитального строительства, что подтверждено экспертным заключением специалиста ФИО4 № 25-11/21 от 01.12.2021.

Однако с данным утверждением ответчика суд не может согласиться в силу следующего.

Законодательное определение объекта капитального строительства содержится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в силу которого к нему относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Пунктом 10.2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

По общему правилу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, тогда как при строительстве объектов, не являющихся объектами капитального строительства (одно из ряда исключений), выдача разрешения на строительство не требуется (подпункт 2 пункта 17 той же статьи).

Завершение строительства объекта капитального строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию (статья 55 ГрК РФ).

Как верно отмечает ответчик, отсутствие вышеупомянутых разрешительных документов само по себе не исключает оснований для отнесения того или иного объекта к капитальным, поскольку четких критериев, позволяющих отнести объект к объектам капитального строительства либо к объектам, не являющимся таковыми, действующее законодательство не содержит.

Необходимо также иметь в виду, что понятия «объект капитального строительства» и «объект недвижимости» не являются тождественными. Первое из них применяется прежде всего в общественных отношениях в сфере строительства, второе – является правовой категорией, в силу которой у участников гражданского оборота возникают права и обязанности.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Натурное обследование объекта – животноводческой фермы, расположенной по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, у. Нарсата, местность «Худай», ни специалисты контролирующего органа, ни представители Министерства не проводили.

Предложение суда о проведении совместного осмотра объекта с применением средств фото-видеофиксации лицами, участвующими в деле, не было исполнено.

Вместе с тем, представленные в материалы дела документы, в частности экспертное заключение эксперта ООО «Стройка» ФИО4 № 25-11/21 от 01.12.2021, содержащее фотографии спорного объекта, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.06.2019 неустановленного образца свидетельствуют о том, что возведенный ответчиком объект (коровник) представляет собой конструкцию, полностью выполненную из деревянных материалов, включая стены, стропила, обрешетку в основание конструкции установлены бревна, забетонированные в землю. Перекрытия, полы отсутствуют. Кровля выполнена из металлического профилированного листа.

Указанные конструктивные характеристики объекта, а именно: использованные материалы, отсутствие ленточного бетонного фундамента, отсутствие укрепления и утепления стен, крыши (на фото видно, что в стенах и крыше имеются просветы), отсутствие полов и перекрытий, по мнению суда, не позволяют отнести данный объект к объектам капитального строительства.

О наличии признаков капитальности животноводческой фермы, по мнению ответчика, можно судить по выводам, содержащимся в экспертном заключении эксперта ООО «Стройка» ФИО4 № 25-11/21 от 01.12.2021, о том, что коровник имеет прочную связь с землей в виде столбчатого бетонного фундамента, в связи с чем исключается возможность перемещения этого объекта без его полного демонтажа.

Так, в указанном заключении отражено, что коровник животноводческой фермы имеет прочную связь с землей в виде столбчатого бетонного фундамента, столбчатый бетонный фундамент здания коровника животноводческой фермы не позволяет осуществить перемещение данного здания без полного демонтажа, так как стойки (колоны) из бревен имеют прочную связь с землей (забетонированы). Демонтаж здания коровника животноводческой фермы возможен только с нарушением целостности стоек (колон), так как стойки (колоны) из бревен имеют прочную связь с землей (забетонированы). Последующую сборку демонтированного здания коровника животноводческой фермы без изменения основных характеристик (высота, ширина, длина), возможно выполнить только с полной заменой стоек (колон) и частичной заменой досок обшивки стен, прогонов, стропил, обрешетки и кровли.

В силу части 2 статьи 64 и части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.

В пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» разъяснено, что заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 АПК РФ. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ).

Оценив представленное ответчиком экспертное заключение, суд не принимает его в качестве доказательства, достоверно и бесспорно подтверждающего капитальный характер фермы ответчика, поскольку прочная связь строения с землей не является единственным определяющим объект капитального строительства критерием.

Нарушение целостности строения фермы при ее демонтаже в рассматриваемом случае обусловлено не прочностью и «неизменностью» строительных характеристик конструкции, а в большей мере недостаточной стойкостью присущих ей физических свойств в силу используемых при ее создании материалов и строительных решений, что также не позволяет отнести такую ферму к категории объектов капитального строительства.

Также описание объекта из экспертного заключения № 25-11/21 от 01.12.2021 не содержит характеристик, установленных пунктом 53.25 Порядка № 178, позволяющих сделать вывод, что ферма имеет общую площадь не менее 2,5 кв.м на 1 постановочное место, разделенное на несколько сообщающихся между собой участков (загонов), имеющее раскол для обработки и отбивки скота, весовое хозяйство, кормушки, поилки.

Перекрытия согласно заключению эксперта в конструкции исследуемого объекта отсутствуют, т.е. помещение коровника не разделено на сообщающиеся между собой участки (загоны), что также видно по фотографиям в заключении.

Заключение кадастрового инженера ФИО6 (представлено 27.10.2021 посредством сервиса «Мой арбитр») конкретных данных о конфигурации строения не содержит, указывается только, что на территории земельного участка в числе прочего расположены коровник с тремя загонами для скота, весы, эстакада для погрузки скота, раскол для отбивки/обработки скота, скважина под воду, поилка для скота, ограждения для содержания КРС, ограда для хранения сена, кормушка для скота.

Кроме всего прочего следует учесть, что экспертиза проведена по заказу ответчика, эксперт об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения судом не предупреждался.

О проведении судебной экспертизы ответчик ходатайства не заявил.

На основе вышеизложенного суд признает подтвержденным факт нарушения ответчиком условий предоставления субсидии, установленных пунктами 53.15, 53.25 Порядка № 178 и пунктом 3.1.2 соглашения от 27.06.2019 № 19ПМ/685, о наличии животноводческой фермы (объекта капитального строительства), что в силу пункта 56 Порядка № 178 является основанием для возврата полученных денежных средств.

При указанных обстоятельствах суд считает требование истца о возврате средств субсидии в заявленном размере 2 928 022 руб. 50 коп., переданных по соглашению о предоставлении из республиканского бюджета субсидий на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных от 27.06.2019 № 19ПМ/685, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Размер суммы субсидии, подлежащей возврату, рассчитан истцом в соответствии с Порядком № 178.

Ответчиком указанный расчет, правильность исчисленной к возврату суммы субсидии не оспорены.

Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана оценка, что нашло отражение в данном решении.

Иные доводы Счетной палаты, в том числе о запрете строительства объектов капитального строительства (или их частей) на земельном участке, предоставленном ЗАО «Сутайское», на выводы суда не влияют, учитывая, что данные обстоятельства не устанавливались в ходе контрольных мероприятий и не послужили основанием для направления ответчику требования о возврате спорной суммы предоставленной субсидии.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 37 640 руб.

При подаче иска государственная пошлина не оплачивалась, поскольку истец освобожден от ее уплаты.

На основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Сутайское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) 2 928 022 рубля 50 копеек – сумму субсидии.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Сутайское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 37 640 рублей государственную пошлину.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья В.С. Ниникина