ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-468/2022 от 25.02.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

04 марта 2022 года                                                                                     Дело № А10-468/2022

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Байкальского транспортного прокурора о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

Байкальский транспортный прокурор (далее – заявитель, Прокурор) обратился в с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявления указано, что в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р, Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р, ОАО «РЖД» осуществляется строительство объекта «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 Восточно-Сибирской железной дороги». Байкальской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Иркутской группой заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта - структурного подразделения Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиала ОАО «РЖД» требований градостроительного законодательства. Проверкой установлено, что в период с 29.09.2021 по 07.12.2021 ОАО «РЖД» с привлечением подрядных организаций (ООО Строительные решения», ООО «ЭлитСпецСтрой») по объекту «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 ВСЖД» выполнялись строительные работы по вырубке кустарника и деревьев, устройству подпорных стенок ПК 10760+18,000, ПК 10770+10,000, ПК10771+06,000. Согласно ответу ДКРС-Иркутск от 23.11.2021 № исх-7837/В-Сиб ДКРС указанные работы осуществляются в рамках договора № 5/И от 31.03.2021 без разрешения на строительство. В соответствии с ответом на представление ДКРС-Иркутск от 15.12.2021 № исх-8437/В-Сиб ДКРС ДКРС-Иркутск подано заявление в органы Минстроя РФ на получение разрешения на строительства объекта «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 ВСЖД». 07.12.2021 Минстроем РФ выдано разрешение на строительство № 03-17-3136-2021МС. Таким образом, в нарушение норм градостроительного законодательства строительные работы выполнялись ОАО «РЖД» при отсутствии полученного в установленном порядке разрешения на строительство, следовательно, в действиях ОАО «РЖД» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ

В отзыве ОАО «РЖД» указало, что строительство объекта осуществляется в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 №1734-р, Комплексного плана модернизации и расширении магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 №2101-р. Реализация государственного проекта по стратегическому развитию железных дорог Восточного полигона имеет высокое социальное значение для масштаба всей России. Необходимость соблюдения сроков реализации объекта послужила причиной того, что начало строительства объекта осуществлено в процессе получения разрешения на строительство. Указанное свидетельствует о том, что ОАО «РЖД» не пренебрегло установленными нормами и правилами, а напротив, принимало все возможные меры для их соблюдения и недопущения совершения вменяемого административного правонарушения. 07.12.2021 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в адрес ОАО «РЖД» выдано разрешение на строительство №03-17-3130-2021МС, что позволяет прийти к выводу об отсутствии каких-либо негативных последствий, связанных с выполнением работ до получения такого разрешения. ОАО «РЖД» полагает, что в данном случае совокупность условий признания вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренных частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, отсутствует в связи с чем не имеется оснований для признания ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения и привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Также указало на возможность применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Заявитель, ответчик в судебное заседание не явились, о начавшемся судебном процессе извещены надлежащим образом. Суд, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

В рамках Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р, Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101 -р, ОАО «РЖД» осуществляется строительство объекта «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 Восточно-Сибирской железной дороги».

Байкальской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Иркутской группой заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта - структурного подразделения Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиала ОАО «РЖД» требований градостроительного законодательства.

В ходе проверки установлено, что в период с 29.09.2021 по 07.12.2021 ОАО «РЖД» с привлечением подрядных организаций (ООО Строительные решения», ООО «ЭлитСпецСтрой») по объекту «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 ВСЖД» выполнялись строительные работы по вырубке кустарника и деревьев, устройству подпорных стенок ПК 10760+18,000, ПК 10770+10,000, ПК10771+06,000.

Согласно ответу ДКРС-Иркутск от 23.11.2021 № исх-7837/В-Сиб ДКРС по объекту «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 ВСЖД» осуществляются работы в рамках договора № 5/И от 31.03.2021 без разрешения на строительство.

В соответствии с ответом на представление ДКРС-Иркутск от 15.12.2021 № исх-8437/В-Сиб ДКРС ДКРС-Иркутск подано заявление в органы Минстроя РФ на получение разрешения на строительства объекта «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 ВСЖД». 07.12.2021 Минстроем РФ выдано разрешение на строительство № 03-17-3136-2021МС.

Уведомлением от 13 декабря 2021 года Байкальский транспортный прокурор известил ОАО «РЖД» о необходимости явки в Прокуратуру для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ в связи с осуществлением работ по объекту «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 ВСЖД» без разрешения на строительство (л.д.77).

17 декабря 2021 года Байкальским транспортным прокурором вынесено постановление  о возбуждении в отношении ОАО «РЖД»  дела об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ (л.д.12-19).

На основании статьи 23.1 КоАП РФ Байкальский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения статей 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.

Следовательно, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.12.2021 в отношении ОАО «РЖД» составлено уполномоченным должностным лицом.

Согласно части 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения заключается в осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство.

Из части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 10 и 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Как следует из материалов дела, в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р, Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р, ОАО «РЖД» осуществляется строительство объекта «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 Восточно-Сибирской железной дороги». ОАО «РЖД» выступает заказчиком работ по строительству указанного объекта.

Таким образом, ОАО «РЖД» относится к субъектам ответственности за административное правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

31 марта 2021 года ОАО «РЖД» в лице ДКРС-Иркутск в целях строительства объекта «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 Восточно-Сибирской железной дороги» заключен договор № 5/И на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по строительству (реконструкции) объекта с ООО «Строительные технологии», согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязанность выполнить комплекс работ по строительству объекта железнодорожного транспорта, в том числе подготовительные работы, дополнительное соглашение № 1 от 29.10.2021. Срок выполнения работ по договору - 31.12.2021.

В соответствии с пунктом 1.5 договора подрядчик обязуется завершить выполнение работ и сдать объект, готовым к эксплуатации, в установленном порядке, в полном соответствии с проектной документацией, нормативными документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Подрядчик выполняет работы собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, согласованных с заказчиком, в соответствии с условиями договора и в порядке, установленном в ОАО «РЖД» (п. 1.4 договора).

Из пункта 4.1.2 договора следует, что заказчик обязан предоставить подрядчику, а также субподрядным организациям в течение 30 календарных дней с даты подписания договора по акту, подписанному подрядчиком и заказчиком, на период строительства объекта территорию строительной площадки, пригодную для производства работ, разрешение на производство строительно-монтажных работ, иные необходимые разрешения, входящие в обязанности заказчика.

ООО «Строительные технологии» заключен договор на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по строительству (реконструкции) объекта № 5/И-ЭСС от 25.08.2021 с ООО «ЭлитСпецСтрой».

Из пункта 4.1.3 договора следует, что подрядчик обязан передать субподрядчику в течение 30 календарных дней с даты подписания договора по акту, подписанному подрядчиком и субподрядчиком, на период строительства объекта территорию строительной площадки, пригодную для производства работ, разрешение на производство строительно-монтажных работ, иные необходимые разрешения, входящие в обязанности подрядчика.

Дополнительным соглашением от 29.10.2021  №1 к договору от 31.03.2021 внесены изменения в календарный план выполнения работ (Приложение № 2). Начало работ осуществляется с октября 2021 года.

В соответствии с графиком работ по подпорной стенке № 1 на ПК10760+18,00-ПК 10763+18,40 «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 ВСЖД», утверждённом заместителем начальника Дирекции по строительному контролю Восточно-полигона «ООО Строительные технологии», работы начаты с 27.09.2021.

Прокуратурой в ходе проверки установлено, что в период с 29.09.2021 по 07.12.2021 ОАО «РЖД» (с привлечением подрядных организаций - ООО Строительные решения», ООО «ЭлитСпецСтрой») по объекту «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 ВСЖД» выполнялись строительные работы по вырубке кустарника и деревьев, устройству подпорных стенок ПК 10760+18,000, ПК 10770+10,000, ПК10771+06,000.

Согласно ответу ДКРС-Иркутск от 23.11.2021 № исх-7837/В-Сиб ДКРС по объекту «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 ВСЖД» осуществляются работы в рамках договора № 5/И от 31.03.2021 без разрешения на строительство.

В соответствии с ответом на представление ДКРС-Иркутск от 15.12.2021 № исх-8437/В-Сиб ДКРС ДКРС-Иркутск подано заявление в органы Минстроя РФ на получение разрешения на строительства объекта «Двухпутная вставка на перегоне б.п. 1068 (Северобайкальск) - б.п. 1084 с примыканием к б.п. 1084 ВСЖД». 07.12.2021 Минстроем РФ выдано разрешение на строительство № 03-17-3136-2021МС.

Актами о приемке выполненных работ (КС-2) от 31.10.2021 № 1, от 30.11.2021 № 2, от 30.11.2021 № 3, от 30.11.2021 № 4, 30.11.2021 № 5, корректировочным актом о приемке выполненных работ (КС-2) от 30.11.2021 № 6, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31.10.2021 № 1, 31.11.2021 № 2, заказчиком у подрядной организации приняты работы по вырубке кустарника и деревьев, устройству подпорных стенок ГШ 0760+18,000, ПК 10770+10,000, ПК 10771+06,000.

Таким образом, ОАО «РЖД» осуществлялось строительство капитального объекта без соответствующего разрешения.

Факт выполнения строительных работ на указанном объекте без соответствующего разрешения на строительство обществом не оспаривается, подтверждается материалами дела (в том числе договорами на выполнение строительно-монтажных работ, письмами ОАО «РЖД», Актами о приемке выполненных работ).

Доказательства, свидетельствующие об осуществление работ на объекте при наличии полученного в установленном порядке разрешения на строительства, в материалы дела не представлены.

Согласно материалам дела, разрешение на строительство выдано 07 декабря 2021 года, то есть после начала производства работ на объекте.

Доводы о проведении подготовительных работ со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 судом не принимаются в силу следующего.

В соответствии с п. 1.2 договора от 31.03.2021 №5/4 в комплекс строительно-монтажных работ также включаются подготовительные работы.

Выполнение подрядной организацией строительно-монтажных работ, не относящихся к подготовительным работам, обозначенным в Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798, осуществляется при наличии действующего разрешения на строительство и соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 1.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации. Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 утвержден перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению.

Однако в силу пункта 4 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 действие настоящего постановления не распространяется на случаи выполнения подготовительных работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В рамках данного договора предусмотрено выполнение подготовительных работ по устройству подпорной стенки ПК 10760+18,000 в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Таким образом, подготовительные работы, проведенные по объекту не могли быть произведены без соответствующего разрешения.

При указанных обстоятельствах в действиях общества содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса. В пункте 16.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований градостроительного законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.

Доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом не представлено.

 Ссылка общества на реализацию инвестиционного проекта в условиях сжатых сроков судом отклоняется, поскольку строительство объекта осуществляется  в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 №1734-р, а также Комплексного плана модернизации и расширении магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 №2101-р. Кроме того паспорт инвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.01.2021 №1100-р. ОАО «РЖД» имело возможность (время) до начала производства работ по объекту получить разрешение на их выполнение. Кроме того, данные обстоятельства не являются непредвиденными и не освобождают общество от соблюдения требований градостроительного законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения является установленной.

Таким образом, Байкальским транспортным прокурором доказано наличие в действиях (бездействии) ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены, об их наличии не заявлено. Указанные обществом обстоятельства (существенная угроза охраняемым отношениям отсутствует, значительный ущерб государству не причинен, неблагоприятных последствий не наступило) не являются таковыми, не свидетельствую о малозначительности вменяемого правонарушения.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениями выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

При этом само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие такого обязательного при применении статьи 2.9 КоАП РФ признака, как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, характера совершенного правонарушения, создающего угрозу жизни и здоровью граждан, особой социальной значимости правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством, при отсутствии исключительных обстоятельств, основания для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

С учетом изложенного, требование  Байкальского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция части 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае, суд не усматривает оснований для замены административного штрафа на предупреждение.

В силу части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая изложенные выше правоположения и конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, социальную значимость возводимого объекта, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ОАО «РЖД» подлежит административной ответственности в виде административного штрафа в размере 250 000 руб., поскольку в рассматриваемом случае именно в данном размере административный штраф будет отвечать принципам справедливости, соразмерности наказания, и, в то же время, обеспечит его неотвратимость.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.

Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Привлечь открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации – 23.09.2003, адрес юридического лица 107174, г.Москва, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ БАСМАННЫЙ, ул. НОВАЯ БАСМАННАЯ, Д. 2/1, СТР. 1) к административной ответственности по части
1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 250 000 рублей.

Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:

УФК по Иркутской области (Восточно-Сибирская транспортная прокуратура),

л/с – <***>

ИНН <***>

КПП – 380801001

БИК – 012520101

Единый казначейский счет – 40102810145370000026

Банк получателя – Отделение Иркутска Банка России/УФК по Иркутской области, г.Иркутск

Р/с – <***>

ОКТМО – 25701000

Назначение штрафа – «За нарушения градостроительного законодательства».

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                          Н.А.Логинова