ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4721/2023 от 22.02.2024 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

11 марта 2024 года Дело №А10-4721/2023

Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2024 года

Полный текст решения изготовлен 11 марта 2024 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борголовой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Лоскутниковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Улан-Удэ Энерго» (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003)

к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ОГРН 1020300973208,
ИНН 0326002067)

о признании недействительным решения, оформленного приказом от 18.04.2023 №1/20 о прекращении рассмотрения дела акционерного общества «Улан-Удэ Энерго» по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год,

об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возобновления рассмотрения дела АО «Улан-Удэ Энерго» по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Бельского Е.Н. – представителя по доверенности от 09.01.2024 №01;

от заинтересованного лица: Сулаева В.Н. – представителя по доверенности от 09.01.2024 б/н;

установил:

акционерное общество «Улан-Удэ Энерго» (далее по тексту – заявитель,
АО «Улан-Удэ Энерго») обратилось в арбитражный суд к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее по тексту – РСТ РБ) с заявлением о признании недействительным решения, оформленного приказом от 18.04.2023 №1/20 о прекращении рассмотрения дела акционерного общества «Улан-Удэ Энерго» по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что 30 апреля
2021 года АО «Улан-Удэ Энерго» подало в Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия заявление исх. №1/12/12-215 об утверждении необходимой валовой выручки на 2022 год в размере 22 225,53 тыс. руб. и установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, а также обосновывающие материалы к данной тарифной заявке в 4-х томах.

28 апреля 2021 года письмом за исх. №81-04-12-и1201/21 РСТ РБ отказало в открытии тарифного дела. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08.09.2021 по делу А10-3296/2021 признано незаконным решение РСТ РБ об отказе в открытии тарифного дела в отношении АО «Улан-Удэ Энерго» на 2022 год, суд обязал устранить допущенное нарушение законных прав и интересов общества.

Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия издала приказ от 29.11.2021 №1/17 об открытии тарифного дела в отношении АО «Улан-Удэ Энерго». Однако уже 10.12.2021 РСТ РБ издало приказ 1/18 о прекращении тарифного дела
АО «Улан-Удэ Энерго», как в отношении организации, несоответствующей критериям территориальной сетевой организации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 №184.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу №А10-7876/2021 указанный приказ признан недействительным. Суд обязал РСТ РБ устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем возобновления рассмотрения дела АО «Улан-Удэ Энерго» по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год. При этом суд в мотивировочной части решения установил соответствие АО «Улан-Удэ Энерго» критериям ТСО на период регулирования - 2022 год.

После рассмотрения дела №А10-7876/2021 Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа, РСТ РБ формально, исполняя решения суда 10.04.2023, вновь открыло тарифное дело на 2022 год, но уже 18.04.2023 издало приказ №1/20 о прекращении тарифного дела.

Также направила уведомление №81-04-14-21562/23 об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в котором вновь сделало вывод о несоответствии АО «Улан-Удэ Энерго» критериям ТСО, по мотиву непредставления документов о государственной регистрации права на объекты электросетевого хозяйства, как на объекты недвижимого имущества и точки поставки электроэнергии не согласованы в договоре оказания услуг по передаче электроэнергии от 25.11.2016 №429/04-16, заключенным с ПАО «Россети Сибирь».

Заявитель не согласен с оспариваемым приказом, считая, что сведения об объектах, представленных в тарифной заявке, не являются недвижимым имуществом, а на движимое имущество не требуется государственная регистрация.

Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель РСТ РБ представил письменный отзыв (возражения с дополнениями к ним), в котором указал на несогласие с заявленными требованиями. В обоснование возражений указал на то, что прекращение дела об установлении тарифов, оформленное приказом РСТ РБ от 18.04.2023 №1/20, является следствием направленного заявителю уведомления о несоответствии установленным критериям ТСО №184, которое заявитель не оспаривает.В своей тарифной заявке заявитель не представил подтверждения того, что имущество в виде объектов электросетевого хозяйства относится к движимому имуществу. Обязанность доказывания своего соответствия возлагается на АО «Улан-Удэ Энерго».

Различные указания заявителя на письма Росреестра и иное толкование относительно квалификации имущества как движимого, не могут быть приняты во внимание, поскольку единственным допустимым доказательством (применительно к конкретному имуществу) может являться только отказ Росреестра в государственной регистрации. При этом ни у РСТ РБ, ни у заявителя не имеется полномочий для квалификации имущества в качестве движимого или недвижимого.

Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.

30 апреля 2021 года АО «Улан-Удэ Энерго» обратилось в Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия с заявлением исх. №1/12/12-215 об утверждении необходимой валовой выручки на 2022 год в размере 22 225,53 тыс. руб. и установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, а также обосновывающие материалы к данной тарифной заявке в 4-х томах.

По итогам рассмотрения заявления от 30.04.2021 регулятор направил в адрес общества извещение от 28.05.2021 №81-04-12-и1201/21, содержащее в себе отказ в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год. В качестве причины отказа регулятор со ссылкой на пункт 9 (1) Правил государственного регулирования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, указал на несоответствие предложения, опубликованного на официальном сайте в сети интернет, предложению, представленному в тарифный орган.

РСТ РБ вынесла приказ от 28.05.2021 №1/10 «Об отказе в открытии тарифного дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Улан-Удэ Энерго» на 2022 год на основании представленных предприятием предложений.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08.09.2021 по делу
№А10-3296/2021, вступившим в законную силу, решение РСТ РБ об отказе в открытии дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Улан-Удэ Энерго» на 2022 год, оформленное приказом от 28.05.2021 №1/10 и изложенное в письме от 28.05.2021 № 81-04-12-и1201/21, признано незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», на РСТ РБ возложена обязанность устранить допущенное нарушение законных прав и интересов акционерного общества «Улан-Удэ Энерго».

29 ноября 2021 года РСТ РБ вынесла приказ №1/17 «Об открытии тарифного дела в отношении АО «Улан-Удэ Энерго».

10 декабря 2021 года РСТ РБ в адрес АО «Улан-Удэ Энерго» направляет уведомление №81-04-12-и2654/21 об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, согласно которому АО «Улан-Удэ Энерго», как вновь претендующая на государственное регулирование организация, должна владеть имуществом на срок не менее долгосрочного периода регулирования, который составляет не менее пяти лет, то есть необходимый срок владения имуществом должен быть не менее 6 лет, из которых на 2022 год применяется метод экономически обоснованных расходов, на 2023-2027 года - метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. При этом основание законного владения на указанный срок должно быть подтверждено в отношении трансформаторов и иных подстанций сумма номинальных мощностей, которых составляет не менее 10 МВА, а также линий электропередач, непосредственно связанных с указанными трансформаторами и иными подстанциями, сумма протяженности которых составляет не менее 15 км, не менее 2-х номинальных классов напряжения.

В результате рассмотрения представленных АО «Улан-Удэ Энерго» документов, РСТ РБ определила, что для целей отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и возможности получения тарифа на услуги по передаче электроэнергии АО «Улан-Удэ Энерго» владеет подстанциями мощностью 9,77 МВА, линиями электропередачи (кабельными), имеющими соединение с трансформаторными подстанциями, протяженностью 9,74 км (ниже 1кВ протяженность 1,825 км, 1-20 кВ протяженность 7,915 км), что свидетельствует о несоответствии
АО «Улан-Удэ Энерго» пунктам 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

10 декабря 2021 года РСТ РБ направила в адрес АО «Улан-Удэ Энерго» извещение об отсутствии оснований для определения необходимой валовой выручки и установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год со ссылкой на проведенный анализ соответствия АО «Улан-Удэ Энерго» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО, дополнительно указав на представление АО «Улан-Удэ Энерго» договора оказания услуг от 25.11.2016
№429/04-16, заключенного с филиалом ПАО «Россети Сибирь»-«Бурятэнерго» с нарушением требований пункта 38 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, а именно отсутствует информация в отношении точек поставки, в отношении которых АО «Улан-Удэ Энерго» планирует оказывать услуги по передаче электрической энергии.

10 декабря 2021 года РСТ РБ вынесла приказ №1/18, которым прекращено рассмотрение дела АО «Улан-Удэ Энерго» по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год.

17 декабря 2021 года АО «Улан-Удэ Энерго» обратилось в РСТ РБ с заявлением об отмене приказа от 10.12.2021 №1/18 и возобновлении рассмотрения тарифного дела, в том числе с учетом дополнительных документов и материалов, представляемых в подтверждение факта соответствия критериям ТСО.

12 января 2022 года РСТ РБ в ответ на обращение АО «Улан-Удэ Энерго» сообщила, что действующим законодательством не предусмотрено представление в тарифный орган документов, отсутствие которых ранее послужило основанием для признания организации несоответствующей критериям ТСО с целью отмены ранее изданного приказа и уведомления. Следовательно, учет замечаний по недостающим критериям для признания территориальной сетевой организацией может быть выполнен при подаче тарифной заявки с соответствующими документами.

Решением арбитражного суда по делу №А10-7876/2021 приказ от 10.12.2021 №1/18 признан недействительным, как несоответствующий Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.202111 №1178. На РСТ Республики Бурятия возложена обязанность устранения нарушения прав и законных интересов путем возобновления рассмотрения дела АО «Улан-Удэ Энерго» по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 20222 год. Решение вступило в законную силу.

10 апреля 2023 года РСТ Республики Бурятия вновь открыло тарифное дело на
2022 год, но 18 апреля 2023 года издало приказ №1/20 о прекращении тарифного дела. Направило уведомление №81-04-14-21562/23, в котором вновь указало на то, что
АО «Улан-Удэ Энерго» не соответствует критериям ТСО ввиду непредставления документов о государственной регистрации права на объекты электросетевого хозяйства, как не объекты недвижимого имущества, а также то, что не согласованы точки поставки в договоре оказания услуг по передаче электроэнергии от 25.11.2016 №429/04-16, заключенным с ПАО «Россети Сибирь».

Не согласившись с указанным приказом РСТ РБ от 18.04.2023 №1/20, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений установлены Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – Закон №35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона №35-ФЗ в электроэнергетике применяются методы государственного регулирования и контроля, том числе государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона №35-ФЗ, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (пункт 1 статьи 23.1 Закона №35-ФЗ).

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона №35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике установлены Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 1178 в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

Согласно пункту 8 Правил № 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено данными Правилами.

Согласно пункту 12 Правил № 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Перечень документов, которые необходимо представить с указанным заявлением, приведен в пункте 17 Правил № 1178.

В случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение семи дней со дня поступления запроса (пункт 19 Правил № 1178).

В соответствии с пунктом 20 Правил № 1178 по результатам проведенного в течение 14 дней с даты регистрации предложения анализа документов, регулирующий орган направляет заявителю, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела).

Согласно пункту 22 Правил № 1178, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение регулирующего органа, а также экспертное заключение организации (в случае его представления), иных заинтересованных лиц, приобщается к делу об установлении цен (тарифов).

Из содержания подпункта 8 пункта 23 Правил № 1178 следует, что экспертные заключения, помимо прочего, должны содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Согласно пункту 24 Правил № 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).

Согласно статье 3 Закона №35-ФЗ территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 (в ред. от 17.10.2016 №1056) «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» установлены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее по тексту – критерии ТСО).

Вопросы соответствия критериям ТСО заявителя рассматривались в рамках дела №А10-7876/2021.

Принимая оспариваемый приказ о прекращении рассмотрения тарифного дела
АО «Улан-Удэ Энерго» и указывая основания отсутствия установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии в уведомлении от 18.04.2023 №81-04-14-21562/23, РСТ РБ указало на то, что заявитель не представил сведения о государственной регистрации права собственности в отношении электросетевого хозяйства для анализа соответствия заявителя критериям ТСО.

Согласно материалам тарифного дела следует, что заявитель представил в обоснование владения объектами электросетевого хозяйства сведения о трансформаторных подстанциях, кабельных линиях (КЛ), воздушных линиях (ВЛ) на правах владения в виде аренды, купли-продажи, о введении в эксплуатацию объектов(соответствующие приказы).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 №184 (в ред. от 17.10.2016 №1056) «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» соответствие пунктов 1 и 2 критериев ТСО доказывается номинальной мощностью трансформаторов и совокупной протяженностью линий электропередач различных классов напряжения, присоединённых к данным трансформаторам, находящимся в законном владении заявителя, то есть техническими и производственными характеристиками электросетевых объектов, а также документами о правах законного владения этими объектами. Соответствие критериям ТСО можно устанавливать и объектами движимого имущества. Исходя из буквального толкования постановления не следует, что соответствие критериям ТСО должно быть доказано только недвижимым имуществом. Иное означало исключение любого другого имущества электросетевого хозяйства, кроме недвижимого, из оборота в сфере электроснабжения, что в принципе невозможно, поскольку наличие движимого имущества в сфере энергоснабжения достаточно много исходя из их целевого назначения.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание обстоятельства, установленные решением суда по делу №А10-7876/2021, касающиеся сведений об объектах электросетевого хозяйства, являющихся движимым имуществом, не доказываются вновь при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно абзацу 4 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при повторном рассмотрении поставленного гражданином, организацией вопроса наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела.

Оспариваемый приказ принят в отношении той заявки заявителя, которая была предметом исследования в рамках дела №А10-7876/2021, в котором также исследовались и сделаны выводы судом в отношении того перечня объектов, которые заявлены заявителем с заявкой для установления индивидуальных тарифов на период регулирования 2022 год.

Суд считает, что РСТ РБ, возобновляя тарифное дело после вступившего в законную силу решения суда по делу №А10-7876/2021, необоснованно квалифицировал объекты электросетевого хозяйства, заявленные заявителем, как недвижимое имущество. Оценка этому имуществу, которым владеет заявитель, судами дана. Иные сведения объектах электросетевого хозяйства в тарифное дело не представлялись.

В тарифном деле отсутствуют сведения о том, что в отношении заявляемых объектов электросетевого хозяйства имеются сведения о возведении их, как недвижимое имущество с разрешительной документацией с соблюдением градостроительных норм и правил.

В дело заявителем представлены заключения кадастрового инженера в которых сделаны выводы в отношении трансформаторных подстанций, которые представляют собой металлические шкафы с встроенными в них электрооборудованием, закрепленные на металлических конструкциях для обслуживания трансформаторов, расположенных на бетонной плите, признаков капитальности не имеют, прочная связь с землей отсутствует, являются оборудованием, не являются объектами капитального строительства; трансформаторные подстанции типа КТПН представляют собой электрооборудование, закрепленное к бетонным столбам, которые не имеют признаков капитальности, прочной связи с землей, являются оборудованием (тома 2, 3).

Оценив по правилам статей 64, 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что представленные заключения кадастрового инженера являются относимыми доказательствами, поскольку объектами исследования являлись трансформаторные подстанции, КЛ, ВЛ, которые заявлены заявителем в тарифной заявке на 2022 год. Указанные заключения признаются судом достаточными и объективными доказательствами в подтверждение доводов заявителя о квалификации объектов электросетевого хозяйства, как движимое имущество.

РСТ РБ опровергающие доказательства не представил.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Государственная регистрация права на вещь устанавливается в целях обеспечения стабильности гражданского оборота и не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости, на что указано в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Движимое имущество – это любые вещи, за исключением недвижимых. Анализ заключений кадастрового инженера свидетельствует о том, что все объекты (трансформаторные подстанции) не связаны прочно с землей. Нахождение их на бетонных столбах или плитах свидетельствуют о возможном переносе или замене, что не являются признаками, характерными для недвижимого имущества.

Определение движимого имущества производится по принципу исключения вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Государственная регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случае, указанных в законе (часть 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оспариваемый заявителем приказ о прекращении тарифного дела по мотивам несоответствии критериям ТСО нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, который выражается в препятствии определению необходимой валовой выручке АО «Улан-УдэЭнерго» на 2022 год, неполучение экономически обоснованного объема финансовых средств для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (абзац 16 пункта 2 Основ ценообразования №1178). Несмотря на то, что период регулирования закончился, указанный объем НВВ, неполученный полностью в периоде регулирования в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования №1178, составляет выпадающие доходы сетевой организации.

По существу РСТ РБ, издав оспариваемый приказ, не исполнил решение суда по делу №А10-7876/2021.

Основания отказа в установление тарифов для заявителя, как отсутствие согласования точек поставки в договоре с ПАО «Россети Сибирь» является необоснованным, поскольку ни Основами ценообразования, ни критериями ТСО не предусмотрено такое основание для отказа в установлении тарифа.

Согласование условий договора является прерогативой сторон по договору, отсутствие согласования точек поставки не являются существенными условиями такого договора (пункт 13 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг…»).

Довод РСТ РБ о том, что заявитель не оспаривает уведомление от 18.04.2023
№81-04-14-21562/23, судом отклоняется, поскольку содержание этого уведомления явилось основанием для издания приказа от 18.04.2023 №1/20, который оспаривается заявителем. Оспариваемый приказ не содержит мотивов принятия решения о прекращении рассмотрения тарифного дела АО «Улан-Удэ Энерго».

Довод РСТ РБ о необходимости наличия отказа в государственной регистрации движимого имущества отклоняется, как необоснованный и противоречащий общим принципам отсутствия необходимости государственной регистрации движимого имущества.

Довод РСТ РБ по выделенному абонентскому номеру о том, что не соответствует пункту 27 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 15.04.2014 №186, судом отклоняется, поскольку в уведомлении 18.04.2023 №81-04-14-21562/23 не указаны такие основания для отказа в установлении тарифов.

Заявитель представил в дело договор об оказании услуг местной и внутренней телефонной связи от 01.07.2009 об оказании оператором связи услуг местной и внутренней телефонной связи.

В данном случае, суд усматривает нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности оспариваемым приказом в препятствии установления тарифов для регулируемой деятельности.

Также суд усматривает нарушение РСТ РБ статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в неисполнение решения суда по делу №А10-7876/2021, что является незаконным.

При обращении в суд заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, судебные расходы им не понесены, поэтому отсутствуют основания для возложения на РСТ РБ возмещение судебных расходов (пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, подлежащих удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительным приказ от 18.04.2022 №1/20 о прекращении рассмотрения дела акционерного общества «Улан-Удэ Энерго» по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год, вынесенный Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия, как не соответствующий Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем возобновления рассмотрения дела АО «Улан-Удэ Энерго» по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья Г.В. Борголова