ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4832/20 от 24.12.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

24 декабря 2019 года                                                                                Дело № А10-4832/2020

Резолютивная часть решения вынесена 14 декабря 2020 года.

Мотивированный текст решения составлен 24 декабря 2020 года. 

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по заявлению индивидуального предпринимателя Дашиевой Елены Геннадьевны  (ОГРН 314032728900183, ИНН 032608017064) о признании незаконным и отмене постановления Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651) от 11.08.2020 № 259/2020 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначенного штрафа,  

установил:

индивидуальный предприниматель Дашиева Елена Геннадьевна (далее -  ИП Дашиева Е.Г., предприниматель, заявитель) обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления  Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (далее – Минпромторг, административный орган) от 11.08.2020 № 259/2020 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначенного штрафа (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 16 октября 2020 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Заявитель и ответчик о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом.

14 декабря 2020 года Арбитражным судом Республики Бурятия вынесена резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленное ИП Дашиевой Е.Г. требование удовлетворено.

18 декабря 2020 года от Управления поступило заявление о составлении мотивированного решения.

В обоснование заявления предпринимателем указано, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении не указана дата совершения правонарушения, что является грубым нарушением при рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем, отсутствует объективная сторона правонарушения. В протоколе об административном правонарушении имеются неточности в указании реализованного пива. Продавец Николаева Т.В. не была трудоустроена в магазине ИП Дашиевой Е.Г. по адресу: ул. Павлова, д.9, ее подписи нет в объяснениях. Показания свидетеля Зверева Г.М. сфальсифицированы, поскольку свидетель был предоставлен сотрудниками полиции. Данный свидетель в настоящее время является подозреваемым по уголовному делу.  В постановлении о назначении административного наказания есть ссылка на протокол об административном правонарушении от 27.07.2020, который отсутствует в материалах дела. Указанное, свидетельствует о неполноте проведенного административного расследования и об отсутствии состава правонарушения.

Ответчиком представлен отзыв на заявление. Из отзыва следует, что 04.06.2020 административным органом установлен факт нарушения особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, а именно розничная продажа алкогольной продукции в период с 21 часов 00 минут до 9 часов 00 минут по местному времени индивидуальным предпринимателем Дашиевой Еленой Геннадьевной, в торговом объекте по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Павлова, 9. В ходе осмотра, принадлежащих предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (магазин «Продукты», расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Павлова, 9), установлено, что алкогольная продукция находится на витринных стеллажах, в холодильной камере напротив входа в торговый зал (пиво баночное, стеклянные и пластиковые бутылки). В ходе осмотра продавец Николаева Т.В. реализовала в 22 часа 31 минуту пиво «Охота» (крепкое) емк. 1,3 литра, крепость 8,1% по цене 160 рублей. Кассовый чек продавец не предоставила по причине запрета продажи алкоголя после 21 часа. Идентифицировать индивидуального предпринимателя представилось возможным по уголку покупателя, на котором размещена копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе (Дашиевой Елены Геннадьевны). В   ходе   осмотра   производилась   видеосъемка   посредством мобильного телефона. Объективная сторона правонарушения, которое совершила ИП Дашиева Е.Г., отражена во всех процессуальных документах, составленных в рамках дела об административном правонарушении. В постановлении о назначении административного наказания от 11.08.2020 на 2 странице в абзаце 6 допущена опечатка, протокол об административном правонарушении составлен 24.07.2020. оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил следующее.

В рамках проведения мероприятий регионального государственного контроля (надзора) в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики  Бурятия, в соответствии с заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме систематического наблюдения за исполнением указанными лицами обязательных, в том числе лицензионных, требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции №25 от 27.05.2020, в соответствии со статьей 5 Закона Республики Бурятия от 15.11.2011 №2361-IV «О некоторых вопросах правового регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия» сотрудниками Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия 04.06.2020 установлен факт нарушения особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, а именно розничная продажа алкогольной продукции в период с 21 -00 до 9-00 по местному времени, индивидуальным предпринимателем Дашиевой Еленой Геннадьевной, в торговом объекте по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Павлова, 9.

В ходе осмотра торгового помещения по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Павлова, 9, в котором осуществляет деятельность ИП Дашиева Е.Г., установлено, что предприниматель осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в запрещенное время с 21 часов 00 минут до 09 часов 00 минут по местному времени. Идентифицировать индивидуального предпринимателя представилось возможным по уголку покупателя, на котором размещена копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе. Алкогольная продукция находилась на витринных стеллажах в широком ассортименте с указанием цены и наименования продукции. В   ходе   осмотра   производилась   видеосъемка   посредством мобильного телефона. В 22 часа 31 минуту реализована алкогольная продукция  - пиво «Охота» (крепкое) емк. 1,3 литра, крепость 8,1% по цене 160 рублей (л.д.49-51).

04 июня 2020 года сотрудниками Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия отобраны объяснения Николаевой Т.В., согласно которым, Николаева Т.В. в течении 2-х недель работает продавцом в магазине «Продукты 24 часа» ИП Дашиевой Е.Г. 04.06.2020 в 22 часа 31 минуту в магазине реализовала алкогольную продукцию – пиво «Охота» (крепкое) емк. 1,3 литра, крепость 8,1% по цене 160 рублей. Указано на отказ от подписи (л.д.52).

В этот же день отобраны объяснения Зверева Г.М. (л.д.53).

Определением от 04 июня 2020 года консультантом отдела лицензирования Министерства промышленности и торговли Егоровой М.А. возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д.54).

Уведомлением от 04.06.2020 административный орган известил ИП Дашиеву Е.Г. о необходимости явки 03 июля 2020 года в 10 часов 00 минут в Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д.55).

В связи с ненадлежащим извещением ИП Дашиевой Е.Г., определением от 03.07.2020 срок составления протокола об административном правонарушении продлен и назначен на 03 августа 2020 года в 10 часов 00 минут (л.д.57). Уведомление направлено посредством почтовой связи (л.д.58).

24 июля 2020 года консультантом отдела лицензирования Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия Егоровой М.А. в присутствии представителя Бакулина Артема Олеговича (л.д.59) в отношении ИП Дашиевой Е.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д. 60-62).

В этот же день административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №259/2020 (л.д.66).

11 августа 2020 года заместителем Министра промышленности и торговли Республики Бурятия Оловянниковым А.А. вынесено постановление о назначении административного правонарушения №259/2020, которым ИП Дашиева Е.Г. признана виновной в совершении правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д.67-68).

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 11.08.2020 №259/2020, ИП Дашиева Е.Г. обратилось в суд с настоящим заявлением.

Как установлено частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2011 № 492 утверждено Положение о Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия (далее – Положение), из которого следует, что Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, реализующим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и функции по нормативно-правовому регулированию в пределах установленной компетенции.

Приказом Министерства от 16.11.2018 № 81 утвержден перечень должностных лиц отдела лицензирования Министерства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, из которого следует, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.16 КоАП РФ, вправе составлять консультанты отдела лицензирования.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.16 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен консультантом отдела лицензирования Министерства, то есть уполномоченным должностным лицом.

На основании части 1 статьи 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 3 статьи 14.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 части 2 названной статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственной контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в субъектах Российской Федерации, их заместители.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в отношении общества рассмотрено заместителем Министра промышленности и торговли Республики Бурятия, также уполномоченным должностным лицом.

Частью 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.17.1 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона № 171-ФЗ алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.

Пунктом 9 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Бурятии от 15.11.2011 N 2361 - IV "О некоторых вопросах регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия" на территории Республики Бурятия не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 21 часа до 9 часов по местному времени, а также в дни проведения мероприятий "Последний звонок", "Сурхарбан", "День города (муниципального района)", определенные нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия и (или) муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, Международного дня защиты детей (1 июня) и Дня знаний (1 сентября), а в случае если День знаний приходится на выходной день, - в следующий за Днем знаний рабочий день, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения мероприятий регионального государственного контроля (надзора) в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики  Бурятия, в соответствии с заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме систематического наблюдения за исполнением указанными лицами обязательных, в том числе лицензионных, требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции №25 от 27.05.2020, в соответствии со статьей 5 Закона Республики Бурятия от 15.11.2011 №2361-IV «О некоторых вопросах правового регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия» сотрудниками Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия 04.06.2020 установлен факт нарушения особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, а именно розничная продажа алкогольной продукции в период с 21 -00 до 9-00 по местному времени индивидуальным предпринимателем Дашиевой Еленой Геннадьевной, в торговом объекте по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Павлова, 9, магазин «Продукты». В ходе осмотра торгового помещения по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Павлова, 9, в котором осуществляет деятельность ИП Дашиева Е.Г., установлено, что предприниматель осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в запрещенное время с 21 часов 00 минут до 09 часов 00 минут по местному времени. Идентифицировать индивидуального предпринимателя представилось возможным по уголку покупателя, на котором размещена копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе. Алкогольная продукция находилась на витринных стеллажах в широком ассортименте с указанием цены и наименования продукции. В   ходе   осмотра   производилась   видеосъемка   посредством мобильного телефона. В 22 часа 31 минуту реализована алкогольная продукция  - пиво «Охота» (крепкое) емк. 1,3 литра, крепость 8,1% по цене 160 рублей (л.д.49-51).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП Дашиевой Е.Г. к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Вместе с тем, при проверке обстоятельств соблюдения административным органом процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, суд пришел к выводу о существенном нарушении порядка привлечения лица к административной ответственности исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.

Применительно к производству по делам об административных правонарушениях действующее законодательство предусматривает для лиц, привлекаемых к административной ответственности, ряд гарантий реализации права на защиту.

Так, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

То есть действующее законодательство содержит императивное требование, согласно которому лицо может быть привлечено к административной ответственности только при условии соблюдения порядка производства по делу об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ).

Согласнопункту 2 и 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Частями 3, 4, 5 и 6 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

При этом частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ определено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" разъяснил, что положения статьи 28.2. Кодекса направлены на обеспечение прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение указанных положений, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Согласно пункту 24 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП Российской Федерации.

Из приведенных норм права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что обеспечение административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении является гарантией соблюдения его прав на защиту, а также создания необходимых предпосылок и условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.

В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) указано, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол.

Судом установлено, что определением от 03 июля 2020 года административный орган известил ИП Дашиеву Е.Г. о необходимости явки 03 августа 2020 года в 10 часов 00 минут в Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д.57).

Вместе с тем, протокол об административном правонарушении составлен консультантом отдела лицензирования Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия Егоровой М.А. - 24 июля 2020 года (л.д. 60).

При этом, как следует из материалов дела в Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель ИП Дашиевой Е.Г. - Бакулин Артем Олегович, на основании доверенности от 01.07.2020 б/н.

В пункте 24 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица (пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ").

Статьей 25.5 Кодекса предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, который допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. В качестве защитника может выступать адвокат или иное лицо. При этом полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.04.2011 N ВАС-4409/11, наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Из содержания представленной в материалы доверенности от 01.07.2020 следует, что полномочий на представление интересов ИП Дашиевой Е.Г. в конкретном деле об административном правонарушении указанная доверенность не содержит, полномочия на представление интересов являются общими. Также представленная доверенность не содержит сведений, указывающих на представление интересов предпринимателя непосредственно в Министерстве промышлености и торговли республики Бурятия. Указанная доверенность от 01.07.2020 предоставляет права на представление интересов предпринимателя во всех судебных учреждениях, во всех организациях и учреждениях г.Улан-Удэ Республики Бурятия по всем вопросам связанным с осуществлением предпринимательской деятельностью.

Таким образом, представитель Бакулин А.О. присутствовал на составлении протокола об административном правонарушении на основании доверенности от 01.07.2020, в которой отсутствуют специальные полномочия на представление интересов предпринимателя по делу об административном правонарушении.

Доказательств извещения ИП Дашиевой Е.Г. на составление протокола об административном правонарушении на 24 июля 2020 года,  на рассмотрение дела об административного правонарушении административным органом не представлено, материалы дела не содержат.

То обстоятельство, что представитель Бакулин А.О., действующий на основании общей доверенности, присутствовал при составления протокола об административном правонарушении и при вынесении постановления об административном правонарушении, ему разъяснились права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, не может быть признано доказательством, подтверждающим надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте совершения указанных процессуальных действий, поскольку указанный представитель предпринимателя действовал на основании общей доверенности (доверенность не содержит ссылку на конкретное административное дело).

Участие при рассмотрении дела об административном правонарушении представителя при отсутствии специальных полномочий на представление интересов в административном деле, при отсутствии иных доказательств надлежащего извещения предпринимателя  о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении свидетельствует о не соблюдении административным органом гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, установленных статьей 29.7 КоАП РФ.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным органом не соблюдена процедура привлечения заявителя к административной ответственности в части ненадлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 нарушение при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенность нарушения определяется его последствиями и возможностью их устранения при рассмотрении дела.

Указанные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности являются существенным, поскольку повлекли нарушение прав лица на правильное, полное и всестороннее рассмотрение дела об административном правонарушении.

Следовательно, такие нарушения являются самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия от 11 августа 2020 года №259/2020 является незаконным и подлежит отмене в полном объеме, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 228, 229, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И Л:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651) от 11.08.2020
№ 259/2020 о признании индивидуального предпринимателя Дашиевой Елены Геннадьевны виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания  в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

По заявлению лица, участвующего в деле, арбитражный суд составляет мотивированное решение по настоящему делу.

Заявление о составлении мотивированного решения по настоящему делу может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru). В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение по настоящему делу, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.

Судья                                                                                                   Н.А. Логинова