АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52
e-mail: asrb@burnet.ru,
web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ
“26” октября 2009 г. Дело № А10-4833/2009
Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2009 г.
Полный текст решения изготовлен 26.10.2009 г.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гомбоевой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «РОСТЭК-Новосибирск» к Бурятской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10602000-855/2009 от 03.09.2009
при участии:
заявителя: ФИО1, представителя по доверенности №141 от 07.11.2008; ФИО2, представителя по доверенности от 20.10.2009;
ответчика: ФИО3, представителя по доверенности №03-13/01 от 11.01.2009;
установил:
Закрытое акционерное общество «РОСТЭК-Новосибирск» (далее общество, ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск») обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным и отмене постановления Бурятской таможни №10602000-855/2009 от 03.09.2009 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 37 790 руб. 67 коп.
Заявление согласно отметке почтовой связи (л.д. 34) направлено в арбитражный суд 06.10.2009, поступило - 12.10.2009.
В связи с пропуском срока для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Заявитель просит восстановить срок в связи с значительной удаленностью Бурятского филиала ЗАО от головной организации и как следствие невозможностью своевременной подачи настоящей жалобы. Копию оспариваемого постановления получили 09.09.2009, что подтверждается входящим штампом общества (л.д. 14).
Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В силу части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для восстановления.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
Изложенные заявителем обстоятельства подтверждаются материалами дела. Причину пропуска срока подачи заявления об оспаривании постановления Бурятской таможни следует признать уважительной и восстановить пропущенный срок.
Представители заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержали в полном объеме, дали пояснения согласно заявлению. Считают постановление Бурятской таможни от 03.09.2009 незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
15.07.2009 таможенным брокером – ЗАО в лице Бурятского филиала в таможенный орган была подана грузовая таможенная декларация №10602040/150709/0004073 для таможенного оформления товара (мебель), принадлежащего декларанту – ООО «Стандарт».
Таможенным органом в нарушение статьи 372 Таможенного кодекса РФ акты таможенного досмотра №№10602040/170709/000296, 10602040/200709/000301 составлены без участия таможенного брокера – законного представителя ЗАО. При этом доказательств того, что представитель общества – лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, уведомлялся о месте и времени таможенного досмотра, таможенным органом не представлено.
Учитывая, что результаты досмотра положены в основу протокола об административном правонарушении, данные акты, как доказательства, должны соответствовать требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и подлежать оценке, как доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, считают, что в связи с тем, что таможенные досмотры товара проведены с существенным нарушением требований п. 2 ст. 372 Таможенного кодекса РФ, ст. 27.8 КоАП РФ, то акты таможенного досмотра не могут быть использованы в качестве доказательств по делу в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, в отношении таможенного брокера. Просят удовлетворить заявленное требование.
Представитель Бурятской таможни с заявленными требованиями не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. Пояснил, что при проведении таможенного досмотра товаров заявленных в ГТД уведомление о досмотре товаров было направлено непосредственно декларанту ООО «Стандарт». Представитель декларанта присутствовал при досмотре товаров, то есть Бурятской таможней при проведении таможенного досмотра нормы статьи 372 Таможенного кодекса РФ были выполнены в полном объеме и дополнительного уведомления таможенного брокера не требовалось.
В соответствии со ст. 372 Таможенного кодекса РФ таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
27.11.2008 ООО «Стандарт» заключило внешнеторговый контракт №DRU-08-910 с Пекинской мебельной компанией «АБОСС» (Китай) на покупку мебели.
В счет исполнения условий контракта таможенным брокером ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» согласно договора от 01.10.2008 №116 на оказание брокерских услуг с ООО «Стандарт» от имени последнего 15.07.2009 на Улан-Удэнский таможенный пост подана грузовая таможенная декларация №10602040/150709/0004073, в которой заявлен следующий товар:
- товар №1 – диваны деревянные, обитые искусственной кожей в количестве 2 шт., вес брутто 70 кг., нетто 60 кг., код товара ТН ВЭД 9401610000;
- товар №2 – двери лакированные из клена без стекол в количестве 9 шт., вес брутто 513 кг., нетто 474 кг., код товара ТН ВЭД 4418208000;
- товар №3 – колонны деревянные в количестве 7 шт.. вес брутто 550 кг., нетто 525 кг., код товара ТН ВЭД 4418908000;
- товар №4 – барная стойка деревянная в количестве 1 шт., вес брутто 530 кг., нетто 500 кг., код товара ТН ВЭД 9403609009;
- товар №5 – столы деревянные в количестве 25 шт., вес брутто 932 кг., нетто 880 кг., код товара ТН ВЭД 9403609009;
- товар №6 – стулья деревянные обитые искусственной кожей в количестве 38 шт., вес брутто 456 кг., нетто 418 кг., код товара ТН ВЭД 9401610000.
В ходе проведенного 21.07.2009 таможенного досмотра товара (АТД №10602040/210709/000301), заявленных в ГТД и акте таможенного досмотра, выявлен факт заявления недостоверного веса нетто по товару №1 и недостоверного описания товара №4, сопряженного с заявлением недостоверного кода этого товара. Таким образом, в ходе документального контроля выявлен факт расхождения сведений, заявленных в ГТД и представленными актами таможенного досмотра АТД №10602040/170709/000296, №10602040/210709/000301.
О факте правонарушения 29.07.2009 таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении №10602000-855/2009 по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и выразившееся в заявлении таможенным брокером при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, которые послужили основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов, а именно: были недостоверно заявлены сведения о товаре №1 (диваны деревянные) вес нетто товара, о товаре №4 (барная стойка) описание товара (наличие встроенной части из камня), влияющего на его классификацию, что послужило основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин и налогов в размере 25193,78 руб.
03.09.2009 и.о. заместителя начальника Бурятской таможни по правоохранительной деятельности вынесено постановление по делу об административном правонарушении №10602000-855/2009 о признании ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» виновным в совершении 15.07.2009 в г. Улан-Удэ административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, наказание назначено в виде администраивного штрафа в размере 1,5 кратной суммы неуплаченных таможенных пошлин и налогов. Итого размер административного штрафа составил 37 790 руб. 67 коп.
ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» не согласилось с названным постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным и его отмене.
Согласно части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
Согласно статье 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
Согласно пункту 2 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 143 Таможенного кодекса Российской Федерации при совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований настоящего Кодекса.
Согласно статье 127 Таможенного кодекса Российской Федерации при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:
- осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;
- с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;
- присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383);
- знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
- представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом;
- пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
Согласно статье 144 Таможенного кодекса Российской Федерации, обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными настоящим Кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру.
Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет солидарную с декларантом ответственность в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск», являясь таможенным брокером по договору с ООО «Стандарт» от 01.10.2008 №116 на оказание брокерских услуг осуществил декларирование товаров по ГТД №10602040/150709/0004073 на вывоз с таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, таможенный брокер - ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» является иным лицом, обладающим полномочиями в отношении декларируемых товаров, в силу чего обязан соблюдать требования таможенного законодательства при декларировании указанного товара, и в силу этого же является субъектом административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и несет установленную законом ответственность за нарушения возложенных на него таможенным законодательством обязанностей.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно протокола и постановления по делу об административном правонарушении № 10602000-855/2009 факт совершения обществом административного правонарушения и вина в его совершении подтверждается, в том числе и следующими документами: ГТД №10602040/150709/0004073; копиями поручения на досмотр №10602040/170709/000296 и Акта таможенного досмотра №10602040/170709/000296 с приложениями; копиями поручения на досмотр №10602040/200709/000301 и Акта таможенного досмотра №10602040/200709/000301 с приложениями; пояснениями ФИО4, ФИО5, ФИО6 и другими материалами дела.
Согласно статье 372 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители.
Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:
1) неявки указанных лиц по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 129 настоящего Кодекса;
2) существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
3) пересылки товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24);
4) оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии понятых.
4. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.
5. В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.
6. По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются:
сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств;
результаты таможенного досмотра.
Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно пункта 64 Приказа ГТК России №1356 от 28 ноября 2003г. « Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товара» после проведения таможенного досмотра (осмотра) второй экземпляр акта вручается лицу, подавшему таможенную декларацию.
Таким образом, из указанной нормы, в том числе следует, что при таможенном осмотре вправе присутствовать, а таможенный орган обязан известить о его проведении, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров.
Судом установлено, что акты таможенного досмотра №10602040/170709/000296 от 16.07.2009 и № 10602040/200709/000301 от 20.07.2009 составлены в отсутствие законного представителя ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск». При этом, доказательств того, что представитель общества, обладающего полномочиями в отношении задекларированных товаров (ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» - лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении) в нарушение статьи 372 Таможенного кодекса Российской Федерации уведомлялся о месте и времени таможенного досмотра, таможенным органом не представлено.
Согласно пояснению таможенного органа досмотр товара был осуществлен в присутствии уполномоченного представителя ООО «Стандарт», являющегося декларантом.
Таким образом, данное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении таможенным органом требований статьи 372 Таможенного кодекса Российской Федерации по отношению к обществу, обладающему полномочиями в отношении задекларированных товаров - ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» и в отношении которого возбуждено дело о привлечении к административной ответственности.
Поскольку акты таможенного досмотра как доказательства легли в основу установления противоправности действий ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск», то присутствие при досмотре уполномоченного представителя ООО «Стандарт» декларанта, не может свидетельствовать о соблюдении таможенным органом требований статьи 372 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск», лица привлекаемого к административной ответственности.
О дате и месте совершения процессуальных действий (досмотра товара) таможенный брокер не уведомлялся.
Учитывая, что результаты досмотра положены в основу протокола об административном правонарушении, данные акты, как доказательства, должны соответствовать требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежать оценке, как доказательства, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку досмотр товара проведен с существенным нарушением требований пункта 2 статьи 372 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то указанные акты таможенного досмотра не могут быть использованы в качестве доказательств по делу в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении таможенного брокера.
На основании изложенного, таможенный орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
При таких обстоятельствах, Постановление Бурятской таможни по делу об административном №10602000-855/2009 о назначении административного наказания от 03 сентября 2009 года о привлечении ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 37 790 руб. 67 коп. является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Удовлетворить требования заявителя.
2. Признать незаконным и отменить полностью Постановление Бурятской таможни по делу об административном №10602000-855/2009 о назначении административного наказания от 03 сентября 2009 года о признании ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 1,5-кратной суммы неуплаченных таможенных пошлин и налогов, что составляет 37790,67 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.
Судья Л.Ю. Рабдаева