ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4871/2021 от 22.09.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

29 сентября 2021 года Дело № А10-4871/2021

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А.,при ведении протокола судебного заседания секретарем Хулугуровой К.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива «Новосел» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными постановлений о взыскании исполнительского сбора от 16.06.2020 №03024/20/1104103, от 19.05.2020 №03024/20/970786, от 06.08.2018 №03024/18/518451,

об освобождении от взыскания, уменьшении размера исполнительского сбора в рамках исполнительных производств №52143/21/03025-ИП от 09.08.2021, №52144/21/03025-ИП от 09.08.2021, №52145/21/03025-ИП от 09.08.2021, 46985/20/03025-СД,

при участии в заседании

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 19.06.2021, диплом о высшем юридическом образовании от 30.08.2013 № Ю-13-520,

от ответчиков:

-судебный пристав – исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия – ФИО2, личность установлена по служебному удостоверению ТО№485710 от 14.06.2020,

-Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия – ФИО2, представителя по доверенности от 10.06.2020 № 222,

от третьих лиц:

- Муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» - не явилось, извещено надлежащим образом,

- Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Бурятия – не явилась, извещена надлежащим образом.

установил:

Жилищно-строительный кооператив «Новосел» (далее – ЖСК «Новосел», заявитель, кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (далее – судебный пристав-исполнитель) о признании незаконными постановлений о взыскании исполнительского сбора от 16.06.2020 №03024/20/1104103, от 19.05.2020 №03024/20/970786, от 06.08.2018 №03024/18/518451, об освобождении от взыскания, уменьшении размера исполнительского сбора в рамках исполнительных производств №52143/21/03025-ИП от 09.08.2021, №52144/21/03025-ИП от 09.08.2021, №52145/21/03025-ИП от 09.08.2021, 46985/20/03025-СД.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (далее – УФССП по РБ, Управление), в качестве заинтересованных лиц - взыскатели по исполнительным производствам Муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ», Межрайонная ИФНС России №2 по РБ.

В обоснование заявленного требования представитель заявителя пояснил, что решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.08.2014 по делу
№ А10-1663/2014 ООО «СтамСтрой» признан несостоятельным (банкротом). 22.03.2016 собранием участников строительства - кредиторов ООО «СтамСтрой» принято решение о создании жилищно-строительного кооператива в целях завершения строительства пяти малоэтажных жилых домов в 140 «а» квартале Октябрьского района г. Улан-Удэ, расположенных по адресу: Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, мкр. 140 «А» квартал, дома № 45, 46, 47, 48, 49 и предоставления в малоэтажных жилых домах, строительство которых завершено, членам указанного Кооператива жилых помещений. Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13.05.2016 по делу № А10-1663/2014 ЖСК «Новосел» переданы права застройщика на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032002:29, а также объекты незавершенного строительства, принадлежащие ликвидируемому должнику обществу с ограниченной ответственностью «СТАМстрой». Земельный участок был передан Кооперативу на основании договора уступки права и обязанностей по договору аренды № 769 от 24.10.05, который Комитет в 2005 году заключал с АО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» и дополнительному соглашению к этому договору № 82 от 08.04.2017, с условием, что арендная плата будет начисляться с 07.10.2016. При этом применен коэффициент кадастровой стоимости - 5%, который применяется, когда застройщик не осваивает земельный участок более трех лет. В связи с отсутствием денежных средств у дольщиков строительство жилого комплекса не осуществлялось, арендная плата не уплачивалась, а так же дольщики не имели возможность нести административные расходы на деятельность Кооператива. Арбитражным судом Республики Бурятия с ЖСК «Новосел» в пользу Комитета взыскана задолженность по аренде и пени по указанному договору по делу № А10-8105/17 - 626 396,77 рублей, по делу № А10-4526/18 - 437 615,43 рубля, по делу №» А10-4025/19 - 477 672,98 рублей. На основании Приказа Гостройжилнадзора № 49 от 18.06.2018 «Проект застройки 140а квартала в Юго-Восточной части Октябрьского района г. Улан-Удэ, 1-яочеред строительства, 1-й пусковой комплекс» признан проблемным объектом и включен в соответствующий перечень. 26 января 2021 года Кооперативом и НО «Фонд поддержки граждан - участников долевого строительства» заключено Соглашение о передаче функций застройщика, а так же договор субаренды земельного участка. При этом Постановлением Правительства от 09.08.2018 № 441 внесены изменения в п. 2.3. Постановления Правительства РБ от 30.01.2015 № 37 в части коэффициента кадастровой стоимости для проблемных объектов в размере 0,0001%. Несмотря на действия органов исполнительной власти Республики Бурятия, направленные на решение проблемы с обманутыми дольщиками, Комитет продолжал считать арендную плату Кооперативу с применением коэффициента кадастровой 5% стоимости вплоть до апреля 2019 года, несмотря на то, что объект признан проблемным в июне 2018 года, а само постановление действует с января 2018 года и улучшает положение граждан - участников долевого строительства. По решению о внесении изменений в постановление Правительства РБ от 30.01.15 № 37 коэффициент кадастровой стоимости к проблемным объектам будет применяться в размере 0,0001 % с даты передачи «незавершенки» от банкрота обманутым дольщикам. результате принятых решений Комитет отозвал свои исполнительные листы. Правительством Республики Бурятия принято Постановление от 20.08.2021 № 468, которым установлен коэффициент кадастровой стоимости в размере 0,0001 %. Таким образом, сальдо в пользу Кооператива по уплате арендной платы с 01.01.2017 года составило - 22 305,24 руб.

Представитель ответчиков в судебном заседании дала пояснения по возбужденным

исполнительным производствам и обстоятельствам вынесения оспариваемых постановлений о взыскании исполнительского сбора. Вопрос об освобождении от взыскания или уменьшении исполнительского сбора оставила на усмотрение суда.

В судебное заседание взыскатели по исполнительным производствам не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.08.2014 по делу № А10-1663/2014 ликвидируемый должник - ООО «СтамСтрой» признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введено конкурсное производство.

22.03.2016 собранием участников строительства - кредиторов ООО «СтамСтрой» принято решение о создании жилищно-строительного кооператива в целях завершения строительства пяти малоэтажных жилых домов в 140 «а» квартале Октябрьского района г. Улан-Удэ, расположенных по адресу: Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, мкр. 140 «А» квартал, дома № 45, 46, 47, 48, 49 и предоставления в малоэтажных жилых домах, строительство которых завершено, членам указанного Кооператива жилых помещений. Решением этого же собрания был утвержден Устав ЖСК «Новосел».

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13.05.2016 по делу № А10-1663/2014 Жилищно-строительному кооперативу «Новосел» переданы права застройщика на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032002:29, а также объекты незавершенного строительства, принадлежащие ликвидируемому должнику обществу с ограниченной ответственностью «СТАМстрой».

Земельный участок передан Кооперативу на основании договора уступки права и обязанностей по договору аренды № 769 от 24.10.05, заключенному Комитетом с АО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» в 2005 году и дополнительному соглашению к этому договору № 82 от 08.04.2017, с условием, что арендная плата будет начисляться с 07.10.16. Применен коэффициент кадастровой стоимости - 5%, который применяется, когда застройщик не осваивает земельный участок более трех лет.

Арбитражным судом РБ с ЖСК Новосел в пользу Комитета взыскана задолженность по аренде и пени по указанному договору по делу № А10 - 8105/17 в размере 626 396,77 руб., по делу № А10-4526/18 в размере 437 615,43 руб., по делу №» А10-4025/19 - 477 672,98 руб.

На принудительное исполнение решения от 08.10.2018 по делу А10-4526/2018 Арбитражным судом Республики Бурятия 31 октября 2018 выдан исполнительный лист серии ФС № 019592284.

На основании исполнительного листа серии ФС № 019592284 судебным приставом-исполнителем Железнодорожного районного отдела судебных приставов 22 ноября 2018 года возбуждено исполнительное производство №158594/18/03024-ИП.

Согласно пункту 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 22.11.2018 должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения указанного постановления.

Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства от 22.11.2018 должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации – 50000 рублей.

16 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем Железнодорожного районного отдела судебных приставов вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №158594/18/03024-ИП в сумме 30 633,08 руб. с должника ЖСК «Новосел».

09 ноября 2020 года постановлением №03024/20/1540903, актом об изменении места совершения исполнительных действий от 09.11.2020 исполнительное производство №158594/18/03024-ИП передано в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств (л.д.49).

11 ноября 2020 года исполнительное производство №158594/18/03024-ИП принято к производству Межрайонного ОСП по ИОИП (л.д.50).

На принудительное исполнение решения от 25.07.2019 по делу А10-4025/2019 Арбитражным судом Республики Бурятия 13 января 2020 года выдан исполнительный лист серии ФС № 030861838.

На основании исполнительного листа серии ФС № 030861838 судебным приставом-исполнителем Железнодорожного районного отдела судебных приставов 11 февраля 2020 года возбуждено исполнительное производство №18586/20/03024-ИП (л.д.54).

Согласно пункту 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 11.02.2020 должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения указанного постановления.

Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства от 11.02.2020 должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации – 50000 рублей.

19 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем Железнодорожного районного отдела судебных приставов вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №18586/20/03024-ИП в сумме 48 796,02 руб. с должника ЖСК «Новосел» (л.д.58-59).

11 ноября 2020 года исполнительное производство №18586/20/03024-ИП принято к производству Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП по РБ (л.д.60).

На принудительное исполнение решения от 21.03.2018 по делу А10-8105/2017 Арбитражным судом Республики Бурятия 25 апреля 2018 года выдан исполнительный лист серии ФС № 019588094.

На основании исполнительного листа серии ФС № 019588094 судебным приставом-исполнителем Железнодорожного районного отдела судебных приставов 06 июня 2018 года возбуждено исполнительное производство №63559/18/03024-ИП (л.д.64).

Согласно пункту 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 06.06.2018 должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения указанного постановления.

Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства от 06.06.2018 должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации – 50000 рублей.

06 августа 2018 года судебным приставом-исполнителем Железнодорожного районного отдела судебных приставов вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №63559/18/03024-ИП в сумме 43 847,77 руб. с должника ЖСК «Новосел» (л.д. 67).

09 ноября 2020 года постановлением №03024/20/1540901, актом об изменении места совершения исполнительных действий от 09.11.2020 исполнительное производство №63559/18/03024-ИП передано в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств (л.д. 69).

11 ноября 2020 года исполнительное производство №63559/18/03024-ИП принято к производству Межрайонного ОСП по ИОИП (л.д.70).

В связи с поступившим 13.07.2021 заявлением Комитета о возвращении исполнительных документов, 04 августа 2021 года исполнительное производство №46986/20/03025-ИП по исполнительным листам ФС № 019592284, ФС № 030861838, ФС № 019588094 окончено (л.д.52, 62,72).

09 августа 2021 года на основании постановлений судебного пристава о взыскании исполнительского сбора от 06.08.2018 №03024/18/518451 судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство №52145/21/03025-ИП (л.д.82), от 19.05.2020 №03024/20/970786 судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство №52144/21/03025-ИП (л.д.85), от 16.06.2020 №03024/20/1104103 судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство №52143/21/03025-ИП (л.д.89).

ЖСК «Новосел», полагая, что постановления о взыскании исполнительского сбора от 16.06.2020 №03024/20/1104103, от 19.05.2020 №03024/20/970786, от 06.08.2018 №03024/18/518451 нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Также заявлено требование об освобождении от взыскания, уменьшении размера исполнительского сбора в рамках исполнительных производств №52143/21/03025-ИП от 09.08.2021, №52144/21/03025-ИП от 09.08.2021, №52145/21/03025-ИП от 09.08.2021, 46985/20/03025-СД.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии со статьей 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1). В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом (часть 2). Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 3).

В соответствии с положениями Закона об исполнительном производстве исполнение требований исполнительных документов производится путем применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения.

Согласно части 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве по общему правилу срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Законом.

Частью 13 статьи 30 Закона об исполнительном производстве определено, что если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.

На основании пункта 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве взыскание исполнительского сбора относится к исполнительным действиям, под которыми понимаются действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Из приведенных выше взаимосвязанных положений статей 30, 64, 105 и 112 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительский сбор может быть взыскан в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа, и только по истечении такого срока.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 59 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» указано, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции.

В пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 50) также разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Следовательно, взыскание исполнительского сбора (штрафной санкции) должно производиться с соблюдением установленной законом процедуры и при наличии к тому предусмотренных законом оснований. При этом статьи 105 и 112 Закона об исполнительном производстве являются специальными нормами, на основании которых на должника в случае виновного неисполнения им исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный для его добровольного исполнения, налагается взыскание в виде штрафной санкции (исполнительского сбора). Правовой целью данных норм является пресечение правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных правоприменительных решений, а также побуждение должника к исполнению требований исполнительного документа.

Материалами дела подтверждается, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается что требования исполнительных документов в рамках исполнительных производств №18586/20/03024-ИП №158594/18/03024-ИП №63559/18/03024-ИП должником - ЖСК «Новосел» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены.

Таким образом, ввиду отсутствия доказательств исполнения должником требований исполнительных документов в установленные сроки судебным приставом правомерно вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора.

ЖСК «Новосел» обращаясь в суд с заявленными требованиями указывает, что в связи с имеющейся задолженностью перед Комитетом, в том числе по указанным исполнительным производствам, заявителем предпринимались действия по ее ликвидации и уменьшению. Кроме того, размер задолженности перед Комитетом уменьшался ввиду вынесенных Правительством Республике Бурятия постановлений.

Как следует из материалов дела, земельный участок передан Кооперативу на основании договора уступки права и обязанностей по договору аренды № 769 от 24.10.05, заключенному Комитетом с АО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» в 2005 году и дополнительному соглашению к этому договору № 82 от 08.04.2017, с условием, что арендная плата будет начисляться с 07.10.16. Применен коэффициент кадастровой стоимости - 5%, который применяется, когда застройщик не осваивает земельный участок более трех лет.

На основании Приказа Гостройжилнадзора № 49 от 18.06.2018 «Проект застройки 140а квартала в Юго-Восточной части Октябрьского района г. Улан-Удэ, 1-яочеред строительства, 1-й пусковой комплекс» был признан проблемным объектом и включен в соответствующий перечень.

26 января 2021 года Кооперативом и НО «Фонд поддержки граждан - участников долевого строительства» было заключено Соглашение о передаче функций застройщика, а так же договор субаренды земельного участка.

Постановлением Правительства от 09.08.2018 № 441 были внесены изменения в п. 2.3. Постановления Правительства РБ от 30.01.2015 № 37 в части коэффициента кадастровой стоимости для проблемных объектов в размере 0,0001%.

По инициативе ЖСК Новосел неоднократно созывались совещания с различными ведомствами и комитетами, в ходе которых принято решение о внесении изменений в постановление Правительства РБ от 30.01.15г № 37, в результате которых коэффициент кадастровой стоимости к проблемным объектам будет применяться в размере 0,0001 % с даты передачи «незавершенки» от банкрота обманутым дольщикам.

Правительством Республики Бурятия вынесено постановление от 20.08.2021г № 468 «О внесении в постановление Правительства РБ от 30.01.15г № 37 с целью оказания поддержки пострадавшим участникам долевого строительства Правительство РБ постановило установить коэффициент кадастровой стоимости в размере 0,0001 %.

В результате принятых решений задолженность ЖСК Новосел признана отсутствующей, сальдо в пользу Кооператива по уплате арендной платы с 01.01.2017 года составило - 22 305,24 рубля, что и явилось основанием для отзыва Комитетом исполнительных листов и окончания исполнительного производства.

В пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» относительно порядка взыскания исполнительного сбора приведены следующие разъяснения:

- суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

- при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора;

- должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Оценив изложенные ЖСК «Новосел» обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора.

Приходя к указанному выводу суд, принимает во внимание позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.07.2018 N 305-КГ17-23457 по делу N А40-56800/2017, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 17.01.2013 N 1-П, от 25.02.2014 N 4-П и от 19.01.2017 N 1-П, определении от 02.04.2015 N 654-О.

Таким образом, суд освобождает должника Жилищно-строительный кооператив «Новосел» от взыскания исполнительского сбора в сумме 30 633,08 руб., взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Железнодорожного районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия ФИО3 от 16.06.2020 №03024/20/1104103 в рамках исполнительного производства №158594/18/03024-ИП (№52143/21/03025-ИП); исполнительского сбора в сумме 48 796,02 руб., взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Железнодорожного районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия ФИО3 от 19.05.2020 №03024/20/970786 в рамках исполнительного производства №18586/20/03024-ИП (№52144/21/03025-ИП); исполнительского сбора в сумме 43 847,77 руб., взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Железнодорожного районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия ФИО4 от 06.08.2018 №03024/18/518451 в рамках исполнительного производства №63559/18/03024-ИП (№52145/21/03025-ИП).

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования о признании незаконными постановлений о взыскании исполнительского сбора от 16.06.2020 №03024/20/1104103, от 19.05.2020 №03024/20/970786, от 06.08.2018 №03024/18/518451 отказать.

Освободить Жилищно-строительный кооператив «Новосел» (ОГРН <***>, ИНН <***>) от взыскания исполнительского сбора в сумме 30 633,08 руб. взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Железнодорожного районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия ФИО3 от 16.06.2020 №03024/20/1104103 в рамках исполнительного производства №158594/18/03024-ИП (№52143/21/03025-ИП), исполнительского сбора в сумме 48 796,02 руб. взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Железнодорожного районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия ФИО3 от 19.05.2020 №03024/20/970786 в рамках исполнительного производства №18586/20/03024-ИП (№52144/21/03025-ИП), исполнительского сбора в сумме 43 847,77 руб. взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Железнодорожного районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия ФИО4 от 06.08.2018 №03024/18/518451 в рамках исполнительного производства №63559/18/03024-ИП (№52145/21/03025-ИП).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Н.А. Логинова