ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-4878/14 от 12.01.2015 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

12 января 2015 года Дело № А10-4878/2014

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 12 января 2015 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борхонова Л. В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислициной С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Минэкономразвития России (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ООО БайкалАктив (ОГРН <***>, ИНН <***>) о расторжении соглашения и взыскании штрафа,

при участии в заседании

от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 02.09.2014 №113-АУ;

от ответчика: ФИО2, генеральный директор, личность судом установлена,

от третьего лица- ОАО «Особые экономические зоны»: не явился, извещен,

установил:

Министерство экономического развития Российской Федерации (далее Минэкономразвития России) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «БайкалАктив» (далее общество) о расторжении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны, созданной в Прибайкальском районе Республики Бурятия от 30.08.2011 № С-664-ОС/Д25 и взыскании штрафа в размере 1 000 000 руб.

В обоснование иска истец указал, что ответчиком допущены существенные нарушения условий соглашения от 31.07.2008, выразившиеся в неосуществлении ответчиком туристско-рекреационной деятельности на территории ОЭЗ, невыполнении им мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, в связи с чем имеются основания для расторжения соглашения и взыскания с ответчика штрафа в соответствии с условиями заключенного соглашения.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Указал, что ответчик в связи с поздней регистрацией договора аренды имел возможность скорректировать сроки реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ в соответствии процедурой, предусмотренной статьей 18 Закона №116-ФЗ, о чем ему указывалось в уведомлении об устранении нарушений по результатам первой проверки. Вместе с тем, ответчик, подав указанное заявление, по собственной инициативе его отозвал.

Ответчик исковые требования не признал, письменный отзыв не представил, в судебном заседании указал, что обязанность по заключению договора аренды земельного участка возложена на истца, вместе с тем, договор аренды заключен позже оговоренного срока. Кроме того, невозможность приступить к выполнению предусмотренных соглашением работ обусловлена погодными условиями.

Ответчик указал, что на совещаниях в ОАО «ОЭЗ» предлагалось увеличить капитальные вложения и до урегулирования ситуации ответчик не проводил капитальные вложения.

Определением от 15.10.2014 суд в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Открытое акционерное общество «Особые экономические зоны».

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, 27.11.2014 года в адрес суда направил письменные пояснения, в которых указал, что в случае удовлетворения судом исковых требований о расторжении соглашения договор аренды также прекратит свое действие.

Из материалов дела следует, что между Министерством экономического развития Российской Федерации и обществом с ограниченной ответственностью "БайкалАктив" (резидентом) заключено соглашение от 30 августа 2011 года №С-664-ОС/Д25 об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории ОЭЗ, созданной в Прибайкальском районе Республики Бурятия (далее Соглашение), предметом которого является осуществление резидентом на территории особой экономической зоны туристско-рекреационной деятельности в соответствии с бизнес-планом, а именно: организация туристических маршрутов, строительство и эксплуатация спортплощадок: мини-футбол, волейбол, баскетбол, мини-гольф, большой теннис, пейнтбол, скалодром, пляжный волейбол, детская игровая площадка (л.д. 19-25).

В соответствии с пунктами 2.3.1 - 2.3.7 Соглашения резидент обязался: осуществлять на территории особой экономической зоны только туристско-рекреационную деятельность; осуществить капитальные вложения в объеме 12 060 000 рублей в срок до 01.01.2012 в размере не менее 500 000 рублей, до 01.11.2012 – в размере не менее 12 060 000 рублей нарастающим итогом; построить и ввести в эксплуатацию на территории особой экономической зоны административное здание, комплекс автостоянок и спортивные площадки общей площадью не менее 10 984 кв.м., срок завершения проектных работ – до 01.01.2012 года, срок завершения строительства и ввод объектов в эксплуатацию – до 01.11.2012 года; направить в Минэкономразвития России заявление на получение технических условий присоединения к сетям инженерно – технического обеспечения и информации о плате за присоединение объекта капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения не позднее 90 рабочих дней с даты подписания настоящего соглашения; предоставить Минэкономразвития России результаты инженерных изысканий и необходимую для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес – планом, проектную документацию для проведения государственной экспертизы не позднее чем через 240 дней со дня получения резидентом технических условий присоединения к сетям инженерно – технического обеспечения; оплатить все расходы, связанные с обеспечением проведения экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий; предоставлять в Минэкономразвития России необходимую информацию и документы, касающиеся исполнения условий настоящего Соглашения, на основнаие письменного запроса, а также отчет о деятельности резидента на территории ОЭЗ ежеквартально в срок не позднее 20 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным, форма отчета направляется Минэкономразвития России резиденту в течение 10 рабочих дней с даты подписания настоящего Соглашения.

В силу пункта 2.1.1 Соглашения Минэкономразвития России обязалось заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет. В случае если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, работы по его формированию и его государственный кадастровый учет осуществляется за счет Резидента.

Согласно пунктам 4.3, 4.5 Соглашения оно может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом об ОЭЗ.

Существенным нарушениям при исполнении резидентом принятых на себя обязательств являются: осуществление предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, не предусмотренной соглашением; не осуществление капитальных вложений в объеме и сроки, предусмотренные соглашением; непредставление Минэкономразвития России в установленный срок результатов инженерных изысканий и проектной документации для обеспечения проведения государственной экспертизы; неосуществление туристко – рекреационной деятельности на территории особой экономической деятельности в течение 24 месяцев подряд с момента установления органами управления особыми экономическими зонами факта неосуществление туристко – рекреационной деятельности.

Пунктом 5.2 Соглашения установлено, что в случае досрочного прекращения его действия в связи с существенными нарушениями резидентом его условий при осуществлении туристско-рекреационной деятельности резидент утрачивает статус резидента и уплачивает штраф в размере 5 процентов от суммы капитальных вложений, указанных в пункте 2.3.2 соглашения, за вычетом объема капитальных вложений, осуществлённых до даты утраты статуса резидента ОЭЗ, но не менее 1 000 000 рублей.

В период с 23.09.2013 по 29.009.2013 представителями Минэкономразвития России проведена плановая проверка выполнения ООО «БайкалАктив» условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Прибайкальском районе Республики Бурятия, в ходе которой установлены факты существенного нарушения условий указанного соглашения со стороны ответчика, а именно: резидентом не исполнено обязательства, предусмотренные подпунктом 2.3.2 Соглашения; резидент не завершил строительство объекта предполагаемого к строительству, капитальные вложения в сумме 12 060 000 рублей в срок до 01 ноября 2012 не осуществлены; резидентом разработана проектная документация с нарушением срока до 01.01.2012 года в соответствии с подпунктом 2.3.2 Соглашения, о чем составлен акт N1 от 04.10.2013 о плановой проверке исполнения условий соглашения (л.д. 28 - 36).

Акт от 04 октября 2013 года №1 направлен в адрес ответчика.

Также в адрес ответчика направлено уведомление об устранении нарушений по итогам плановой проверки исполнения ООО «БайкалАктив» от 25.10.2013 года (л.д.44-46).

В котором указано, что в связи с тем, что отставание по осуществлению мероприятий возникло в том числе в связи с длительной регистрацией договора аренды земельного участка, предлагалось в срок до 01.01.2014 года – приступить к строительству объекта на территории ОЭЗ. Указано на то, что в соответствии со статьей 18 Закона №116-ФЗ предусмотрена процедура внесения изменений в условия Соглашения, для осуществления которой резидент имеет право представить в органы управления ОЭЗ измененный бизнес – план со скорректированными сроками реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ. Рекомендовано актуализировать бизнес – план в соответствии процедурой, предусмотренной статьей 18 Закона №116-ФЗ.

В период с 19.05.2014 года по 01.06.2014 года Минэкономразвития России проведена внеплановая проверка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий Соглашения об осуществлении туристко – рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны, созданной в Прибайкальском районе Республике Бурятия. Проверкой установлено, что резидентом не исполнены пункты уведомления об устранении нарушений от 25.10.2013 года, а именно: в срок до 01 января 2014 года резидент не приступил к строительству объекта на территории ОЭЗ; резидентом не внесены изменения в условия Соглашения в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 18 закона №116-ФЗ, указанное зафиксировано в Акте №1 от 06.06.2014 года (л.д.38-43).

Указанные акты и предписания Минэкономразвития России в установленном законом порядке ответчиком не оспаривались, изложенные в них обстоятельства сомнению не подвергались.

Сведений об устранении выявленных нарушений не имеется. Ответчик не отрицает того факта, что на момент рассмотрения дела в суде нарушения не устранены.

Письмом от 23.07.2014 N Д14и-2321 ответчику направлен проект соглашения о расторжении Соглашения (л.д.55-60), которое оставлено ответчиком без ответа.

В связи с наличием существенных нарушений резидентом ОЭЗ условий Соглашения, Минэкономразвития России обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В качестве правового основания истец ссылается на статьи 450, 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об ОЭЗ)

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу частей 1, 2 статьи 20 Закона об ОЭЗ соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.

Существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является: осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности; неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона факта неосуществления деятельности; непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности; неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

Аналогичные основания и порядок расторжения соглашения предусмотрены пунктами 4.3, 4.5 Соглашения.

Суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, в том числе акты проверок N 1 от 01.10.2013, N 1 от 06.06.2014, уведомления об устранении выявленных нарушений, учитывая пояснения ответчика о том, что нарушения на момент рассмотрения спора не устранены, считает доказанным факт существенного нарушения ответчиком условий Соглашения от 30.08.2011 года, а именно п.2.3.2 Соглашения.

Доводы ответчика о том, что нарушения вызваны поздней регистрацией договора аренды земельного участка, что является обязанностью истца, судом отклоняются.

Как следует из пояснений сторон и зафиксировано в акте проверки от 04.10.2013 года договор аренды земельного участка зарегистрирован 16 мая 2013 года.

В акте проверки от 04.10.2013 года и уведомлении об устранении нарушений по итогам плановой проверки от 25.10.2013 года отражено, что нарушение ответчиком сроков, в том числе вызвано и объективным обстоятельством – поздним заключением договора аренды. В связи с чем, в уведомлении ответчику предложено в срок до 01.01.2014 года – приступить к строительству объекта на территории ОЭЗ. Указано на то, что в соответствии со статьей 18 Закона №116-ФЗ предусмотрена процедура внесения изменений в условия Соглашения, для осуществления которой резидент имеет право представить в органы управления ОЭЗ измененный бизнес – план со скорректированными сроками реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ. Рекомендовано актуализировать бизнес – план в соответствии процедурой, предусмотренной статьей 18 Закона №116-ФЗ.

Как следует из представленного представителем ООО «БайкалАктив» письма №14 от 17.10.2013 года уведомление об устранении нарушений по итогам плановой проверки получено ответчиком 25.11.2013 года. Также в указанном письме ответчик указывает сроки, в которые предполагается начать и закончить строительство – 25.12.2013 года и соответственно 30.10.2014 года.

Ответчик оформляет заявление на изменение условий соглашения в ведении туристко – рекреационной деятельности с указанием скорректированных сроков выполнения своих обязанностей.

Вместе с тем, письмом от 20.02.2014 года указанное заявление отзывает в связи с необходимостью корректировки заявки и бизнес – плана для внесения на экспертный Совет Минэкономразвития РФ.

Как поясняет ответчик, отзыв заявки был вызван результатами совещания в ОАО «ОЭЗ» на котором предлагалось увеличить капитальные вложения.

Таким образом, статьей 18 Закона об ОЭЗ предусмотрена специальная процедура внесения изменений в Соглашение, ответчик, несмотря на предложения истца, ею не воспользовался.

На основании изложенного, суд считает требования истца о расторжении Соглашения от 30.08.2011 года обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку требование о досрочном расторжении Соглашения в связи с существенными нарушениями договорных обязательств признано судом обоснованным, требование истца о взыскании штрафа также является правомерным.

Пунктом 5.2 предусмотрен штраф, минимальный размер которого в соответствии с условиями соглашения составляет 1 000 000 руб.

Следовательно, требование истца о взыскании штрафа в размере 1 000 000 рублей также подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в пользу федерального бюджета государственная пошлина в размере 27 000 рублей, 23 000 рублей – сумма государственной пошлины с имущественного требования в размере 1 000 000 рублей и 4 000 рублей – государственная пошлины с неимущественного требования о расторжении соглашения.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Расторгнуть Соглашение об осуществлении туристско - рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны, созданной в Прибайкальском районе Республики Бурятия от 30 августа 2011 года №С-664-ОС/Д25, заключенное с ООО «БайкалАктив».

Взыскать с ООО "БайкалАктив» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Минэкономразвития России (ОГРН <***>, ИНН <***>) штраф в сумме 1 000 000 рублей.

Взыскать с ООО "БайкалАктив» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу федерального бюджета 27 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный Республики Бурятия.

Судья Л.В.Борхонова