ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
08 февраля 2021 года Дело № А10-4900/2020
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевым Г.З., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения от 17.07.2020 № 003/03/67-601/2020 и признании недействительным предписания от 17.07.2020 № 003/03/67-601/2020,
при участии в заседании:
заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 14.05.2020 №29, диплом по специальности «Юриспруденция» от 07.06.2006;
ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 30.11.2020 №06-82/4138, ФИО3 – представителя по доверенности от 30.11.2020 №06-82/4136, диплом по специальности «Юриспруденция» от 13.06.2002;
третье лицо индивидуальный предприниматель ФИО4 не явился, извещен почтовым отправлением №670008 54 915937;
установил:
государственное казенное учреждение Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (далее – ГКУ РБ «УКС ПРБ», Учреждение, заказчик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России, Управление) о признании незаконным решения от 17.07.2020 № 003/03/67-601/2020 и признании недействительным предписания от 17.07.2020 № 003/03/67-601/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>).
В обоснование заявленных требований заявитель указал на несогласие с выводом Бурятского УФАС России относительно трудночитаемого формата Инструкции по заполнению заявки, введения в заблуждение участников, поскольку она соответствовала пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель указал, что из 13 поступивших заявок причиной их отклонения послужили следующие обстоятельства:
-6 первых частей отклонены за не указание наличия креплений для полки, неверное наименование (вместо «полка с зеркалом» указано «зеркало большое»);
-5 первых частей отклонены по основанию не указания единиц измерения. При этом, в инструкции по заполнению заявки содержится указание о том, что участник обязательно должен указать единицы измерения показателей, а в случае отсутствия в техническом задании единиц измерения считать, что они указаны в мм. Соответственно при подаче заявки участнику необходимо учитывать, что в случае отсутствия в техническом задании единиц измерения, участнику нужно указывать в заявке единицы измерения в миллиметрах;
- 1 заявка отклонена, поскольку участник не предоставил конкретный показатель по параметру «Углы сиденья и спинки закруглены, с радиусом от 5 мм до 10 мм».
-1 заявка отклонена по причине отсутствия описания дверей у стеллажа.
Таким образом, все 13 заявок заполнены верно, что, по мнению заявителя, подтверждает отсутствие факта введения в заблуждение участников.
По выводу антимонопольного органа относительно оснований отклонения заявки участника ИП ФИО4, заявитель указал, что из буквального толкования пункта 11 Технического задания требованием заказчика была возможность закрытия на замок дверей стеллажа. Данная характеристика указана в первой части заявки, иными участниками закупки необходимость указания в заявке соответствующего показателя соблюдена. Описание объекта закупки является прерогативой государственного заказчика, формулирующего те или иные требования в закупочной документации в зависимости от своих потребностей.
В судебном заседании представитель ГКУ РБ «УКС ПРБ» заявленные требования поддержал, пояснил, что в Техническом задании изложены конкретные технические характеристики и для правильного заполнения первой части заявки создана Инструкция. Расценивание фразы «Двери стеллажа могут закрываться на замок», как не обязательное требование (поскольку двери могут закрываться на замок, а могут и не закрываться) является неверным, поскольку она должна содержаться в заявке участника.
Представитель заявителя просил признать незаконным решение от 17.07.2020 №003/03/67-601/2020 и признать недействительным предписание от 17.07.2020 №003/03/67-601/2020.
Бурятское УФАС России в представленном отзыве указало на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. В обоснование возражений представители Управления пояснили, что Заказчиком при размещении заказа должен быть учтен запрет, установленный п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика. Вместе с тем, Инструкция (приложение № 3 к документации) оформлена таким образом, что правила чтения и указания показателей, требования к заполнению заявки не имеют четких и однозначных правил и рамок понимания, порядка заполнения и сопровождения символами и предлогами значений или текста.
Заявка ИП ФИО4 отклонена по причине отсутствия описания дверей стеллажа необоснованно, поскольку понятие значения «могут закрываться на замок» не позволяет однозначно сказать, что двери стеллажа должны закрываться на замок, вводит в заблуждение участника. При этом в Инструкции по заполнению первой части заявки также не указано требование по заполнению показателя «могут закрываться».
Отклонение первых частей заявок по причине неуказания участниками аукциона единиц измерения товара является неправомерным, поскольку участники аукциона сообщили о согласии участвовать в закупке в соответствии с требованиями извещения, документации о закупке, проекта договора и на условиях, которые представлены в заявке.
В судебном заседании представители Бурятского УФАС России заявленные доводы и возражения поддержали, пояснили, что Инструкция должна быть понятной относительно того в отношении каких именно показателей установлены значения. В связи с допущенными нарушениями при размещении заказа просили отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо индивидуальный предприниматель ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
29 июня 2020 года в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение и документация о проведении Аукциона № 0102200001620002156 на поставку и установку мебели и инвентаря на объект «Строительство школы на 450 мест в п. Аршан Тункинского района».
Заказчик закупки - ГКУ РБ «УКС ПРБ». Начальная (максимальная) цена контракта – 7 526 004,24 рублей.
Для участия в закупке подано 13 заявок от участников.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 8 июля 2020 года №0102200001620002156/1 аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки, подавших заявки. Аукцион признан несостоявшимся.
Основаниями отказа в допуске послужили:
- п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, непредставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, разделом 12 документации об электронном аукционе;
- п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, непредставление информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, разделом 12 документации об электронном аукционе.
Заявка ИП ФИО4 отклонена с указанием основания отказа в допуске: п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, непредставление информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, разделом 12 документации об электронном аукционе. Разъяснение: в заявке участник закупки не предоставил конкретные показатели согласно Техническим требованиям. Разъяснение: а) в п.11 «Стеллаж для инвентаря» отсутствует описание дверей. Требование аукционной документации «Двери стеллажа могут закрываться на замок».
Индивидуальный предприниматель ФИО4, не согласившись с решением Заказчика об отклонении его заявки для участия в аукционе, обратился с жалобой в Бурятское УФАС России.
Решением комиссии Бурятского УФАС России от 17 июля 2020 года №003/06/67-601/2020 жалоба ИП ФИО4 признана обоснованной. В решении указано, что Инструкция по заполнению заявки составлена в трудночитаемом формате, без абзацев, сплошным текстом, с требованиями, вводящими в заблуждение участников закупки. Инструкция содержит разночтения в отношении трактовки одинаковых символов, знаков препинания и не содержит разъяснений трактовки словосочетаний «двери стеллажа могут закрываться на замок», которые использованы в Приложении № 3 к документации (Технические требования). В Технических требованиях по некоторым позициям не указаны единицы измерения.
Комиссия Бурятского УФАС России в решении от 17 июля 2020 года №003/06/67-601/2020 пришла к выводу, что заявка ИП ФИО4 признана несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе, в связи с непредставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 части 4 и части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с решением комиссии Бурятского УФАС России от 17 июля 2020 года №003/06/67-601/2020 заказчик закупки на поставку и установку мебели и инвентаря на объект «Строительство школы на 450 мест в п.Аршан Тункинского района» ГКУ РБ «УКС ПРБ» признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия признана нарушившей пункт 1 части 4 и части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
17 июля 2020 года Управлением в адрес ГКУ РБ «УКС ПРБ» выдано предписание №003/06/67-601/2020 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Заявитель, не согласившись с указанными решением и предписанием, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что система основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе, последняя направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе:
- наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Правила описания объекта закупки определены встатье 33 Закона о контрактной системе.
Согласнопункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен в статье 67Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с решением комиссии Бурятского УФАС России от 17 июля 2020 года №003/06/67-601/2020 заказчик закупки на поставку и установку мебели и инвентаря на объект «Строительство школы на 450 мест в п.Аршан Тункинского района» ГКУ РБ «УКС ПРБ» признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия признана нарушившей пункт 1 части 4 и части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Суд считает выводы, изложенные Бурятским УФАС России в оспариваемом решении, обоснованными на основании следующего.
Из материалов дела следует, что заказчиком размещено извещение и документация о проведении аукциона на поставку и установку мебели и инвентаря на объект «Строительство школы на 450 мест в п.Аршан Тункинского района».
Заказчиком в конкурной документации в разделе № 2 «Описание объекта закупки» указано, что «Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам согласно Техническим требованиям (Приложении № 3 к документации)»; а также «Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара установленным заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться), согласно Техническим требованиям (Приложении № 3 к документации)».
В разделе № 12 указано, что «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе» должна быть в соответствии с Информационной картой (приложение № 1 к документации)…».
Приложением № 1 к конкурной документации является Информационная карта.
В разделе № 13 Информационной карты указаны требования к составу заявки на участие в аукционе.
Так, указано, что Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Приложением № 2 к конкурной документации является государственный контракт.
Приложением № 3 к конкурной документации являются Технические требования.
Так, под порядковым номером 11 указаны характеристики стеллажа для инвентаря, а именно: «Стеллаж для хранения спортивного инвентаря предназначен для спортивных учреждений. Поставляется в цельносварном виде. Внутри стеллажа должно быть установлено не меньше 5 полок. Двери стеллажа могут закрываться на замок…».
Инструкция к конкурной документации «Порядок заполнения формы «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки», рекомендуемой участнику закупки для представления первой части заявки, изложена следующим образом:
«В случае установления требования указывающего только на минимальность значения показателя, с использованием слов «наименьшая (-ий; -ее; -ие) во всех падежах»; словосочетаний «не уже», «не должно (- на; - ны; - ен ) быть менее», «не должно (- на; - ны; - ен ) быть меньше», «не менее (чем)», «не тоньше», «не ниже»; символа «>», выражения «не <», участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное значение, а в случае установления требования указывающего только на минимальность значения с использованием выражения «не <» после символа «:», участник должен указать диапазон конкретных значений, при этом необходимо учесть, что значения не должны быть менее установленного значения, во всех иных случаях сведения должны быть указаны одним конкретным значением. В случае установления требования указывающего только на максимальность значения показателя, с использованием слов «наибольшая ( -ий; -ее; -ие) во всех падежах»; словосочетаний «не должно (- на; - ны; - ен ) быть более», «не превышает», «не шире», «не выше», «не должно (- на; - ны; - ен ) быть больше», «не глубже», «не длиннее», «не больше»,
«не толще», символа «<»; выражения «не >», предлога «до» участник указывает конкретное
значение показателя, не превышающее установленное значение, а в случае установления
требования указывающего только на максимальность значения с использованием выражения
«не >» перед символом «:», участник должен указать диапазон конкретных значений, при этом необходимо учесть, что значения не должны быть более установленного значения, во всех иных случаях, сведения должны быть указаны одним конкретным значением. В случае установления требования указывающего только на максимальность значения показателя, с использованием слов «максимально», «уже», «меньше», «ниже», «предельная (-ый; -ое; -ые) во всех падежах», «допустимо», «тоньше»; выражения «не >»; символа «<» участник указывает конкретное значение показателя, менее установленного значения. В случае установления требования указывающего только на минимальность значения показателя с использованием слов «более», «выше», «глубже», «допустимая (-ый; -ое; -ые) во всех падежах», «минимум», «минимальная (-ый; -ое; -ые) во всех падежах», «толще», «свыше», «шире», «превышает (-ют) во всех формах и падежах», «предельно», «длиннее»; выражения «не <»; символа «>», предлога «от» участник указывает конкретное значение показателя, превышающее установленное значение. В случае установления требования, указывающего только на минимальность значения с использованием выражения «толще:», участник должен указать два конкретных, не равных между собой значения показателя, каждое из которых, превышает установленное значение, всех иных случаях сведения должны быть указаны одним конкретным значением. В случае установления требований, одновременно указывающих на минимальность и максимальность значения показателя в любом порядке, разделённых символом «,» или союзом «и», с использованием слов/словосочетаний/выражений/символов/предлогов, указывающих на минимальность и максимальность значения, участник закупки указывает в своей заявке одно конкретное значение показателя, удовлетворяющее требованиям, указывающим на минимальность и максимальность значения показателя. Исключением являются случаи установления требования одновременно указывающего на минимальность и максимальность значения показателя в любом порядке с использованием слов/словосочетаний/символов, указывающих на минимальность и максимальность значения, разделённых союзом «и», при этом единица измерения указана у минимального и максимального значения показателя, а перед требованием установлен символ «:»участник должен указать диапазон конкретных значений показателя, удовлетворяющий требованиям указывающим на минимальность и максимальность значения показателя, а в случае установления требования одновременно указывающего на минимальность и максимальность значения показателя с использованием слов/словосочетаний/символов/предлогов, указывающих на минимальность и максимальность значения, разделенных знаком «,», при этом единица
измерения указана только у максимального значения показателя, а перед требованием не
установлен символ «:» участник должен указать сведения о значении показателя без изменения, а в случае установления требований одновременно указывающих на минимальность и максимальность значения показателя с использованием слов/словосочетаний/ выражений/символов/предлогов, указывающих на минимальность и максимальность значения, разделённых знаком «,», при этом единица измерения указана только у минимального значения показателя, а перед требованием установлен символ «:» участник должен указать два конкретных, не равных между собой значения, одновременно удовлетворяющие требованиям указывающим на минимальность и максимальность значения показателя. В случае одновременного установления требования к значению показателя, с использованием символа «...», при этом единица измерения указана у каждого значения и перед требованиями установлен символ «:», участнику следует указать одно конкретное значение показателя, в рамках установленного диапазона возможных значений показателя, включая крайние границы. В случае установления требования к значению показателя, с использованием символа «...» при этом единица измерения указано только у одного из значений, и перед требованиями не установлен символ «:», участнику следует указать диапазон значения показателя, при этом значение показателя, установленное до символа «...», должно быть увеличено; значение показателя, установленное после символа «...», должно быть уменьшено. Во всех иных случаях, сведения о
значении показателей указанные с использованием символа «...» не подлежат изменению. В
случае установления требований к значению показателя, разделённых знаком «-», а перед
значениями стоит знак «:» и единица измерения указана у обоих значений, участник должен
указать единицу измерения и конкретное значение, при этом необходимо учесть, что крайняя
верхняя граница исключается из диапазона возможных значений показателя. В случае
установления требований к значению показателя, разделённых знаком «-», а перед значениями не стоит знак «:» и единица измерения указана у обоих значений разделённых знаком «-», участник должен указать единицу измерения и диапазон конкретных значений, при этом необходимо учесть, что крайняя нижняя граница и крайняя верхняя граница должны быть увеличены. В случае установления требований к значению показателя, разделённых знаком «-», а перед значениями не стоит знак «:» и единица измерения указана только у одного из значений разделённых знаком «-», участник должен указать единицу измерения и диапазон конкретных значений, при этом необходимо учесть, что крайняя нижняя граница и крайняя верхняя граница должны быть уменьшены. Во всех иных случаях, сведения о значении показателей указанные с использованием символа «-» не подлежат изменению. В случае установления требований к значению показателя, разделённых символом «~», при этом перед значениями не стоит знак «:» и единица измерения указана только у одного из значений, участник должен указать единицу измерения и конкретное значение, при этом необходимо учесть, что крайняя нижняя граница исключается из диапазона возможных значений показателя. В случае установления требования к значению показателя, разделённых символом «~», при этом перед значениями стоит знак «:» и единица измерения указана у каждого из значений участник должен
указать единицу измерения и диапазон конкретных значений, при этом необходимо учесть, что крайняя нижняя граница должна быть уменьшена, крайняя верхняя граница должна быть
увеличена. Во всех иных случаях, сведения о значении показателей указанные через знак «~», не подлежат изменению. В случае установления требования к значению показателя, разделённых символом «-^», при этом единица измерения указана только у одного из значений, участник должен указать единицу измерения и одно конкретное значение, в рамках установленного диапазона возможных значений показателя, исключая крайние границы. В случае установления требования к значению показателя, разделённых символом «-^-», при этом единица измерения указана у обоих значений, участник должен указать единицу измерения и одно конкретное значение, выбранное из двух значений разделенных символом «^-». В случае установления вариантов значения показателя, с применением слова «или» потребностям Заказчика удовлетворяет один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает одно конкретное значение, без использования слова «или», за исключением неизменяемых случаев, когда значения показателей заключённые в скобках разделены союзом «или». В случае установления числовых
вариантов значения показателя, с применением слова «или», или значения показателей,
заключенные в скобках разделены союзом «или», потребностям Заказчика удовлетворяет один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает одно конкретное значение
показателя, без использования слова «или», во всех иных случаях значения/ сведения указанные с применением союза «или» являются неизменными. В случае установления вариантов значения показателя, разделённых знаком «;», (без использования слов/словосочетаний/символов/предлогов/выражений указывающих на минимальность и/или максимальность значений, перечисленных в настоящем порядке по заполнению заявки) при этом перед вариантами значения показателей, разделённых знаком «;» стоит знак двоеточия, означает, что потребностям Заказчика удовлетворяет один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает одно конкретное значение, без использования знака «;», при этом участнику необходимо учесть, что в случае если перед значениями показателей разделённых символом «;» (без использования слов/словосочетаний/символов/предлогов/выражений указывающих на минимальность и/или максимальность значений, перечисленных в настоящем порядке по заполнению заявки) отсутствует знак «:», Заказчику необходим товар со всеми перечисленными через знак «;» значениями, то есть участник указывает в заявке все перечисленные через знак «;» значения. В случае установления вариантов значения показателя с использованием слов/словосочетаний/символов/предлогов/выражений указывающих на минимальность и/или максимальность значений, перечисленных в настоящем порядке по заполнению заявки, разделённых знаком «;», независимо от наличия или отсутствия знака двоеточия, участник должен указать в своей заявке один из вариантов таких значений, в сопровождении слов/словосочетаний/символов/предлогов/выражений, указывающих на минимальность или
максимальность значений. В случае установления вариантов значения показателя, разделённых знаком «/», при этом перед вариантами значения показателей, разделённых знаком «/» не стоит знак двоеточия (за исключением случаев, когда знак «/» стоит в единице измерения, при указании сорта, в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби), потребностям Заказчика удовлетворяет один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает одно конкретное значение, без использования знака «/», при этом участнику необходимо учесть, что в случае если
перед значениями показателей разделённых символом «/» установлен знак «:», Заказчику
необходим товар со всеми перечисленным через знак «/» значениями, то есть участник указывает в заявке все перечисленные через знак «/» значения. Не выбранные (не применяемые исходя из свойств товара и (или) его характеристик, конструкции) значения показателей, а также связанные с ними характеристики участник в заявке не указывает или определяет фразой «не применяется». В случае установления требований к размерам товара (материала), указанных через знак «х», с использованием слов/словосочетаний/символов/выражений/предлогов указывающих на минимальность значения показателя, то считать, что требования установлены ко всем
значениям размера. В случае установления требований к размерам товара (материала), указанных через знак «*», с использованием слов/словосочетаний/символов/выражений/предлогов указывающих на минимальность значения показателя, то считать, что требования установлены
ко всем значениям размера, кроме первого. В случае установления требований к размерам
товара (материала), указанных через знак «х», с использованием слов/словосочетаний/символов/выражений указывающих на максимальность значения показателя, то считать, что требования установлены к последнему значению размера. В случае установления требований к размерам товара (материала), указанных через знак «*», с использованием слов/словосочетаний/символов/выражений указывающих на максимальность значения показателя, то считать, что требования установлены ко всем значениям размера, кроме последнего. В предложении участника не должно содержаться слов: «следует», «необходимо (-ма, -мы, -им)», «подлежат», «нужно (-ны; -на; -ен)», «типа», «должен (-на; -но;-ны)», «допускается», «должен (-на; -но; -ны) быть», «преимущественно», «может быть» а требования к значениям показателей установленные после выражения «необходимо (-мы, -ма):» не подлежат изменению. Употребление словосочетаний: «в основном», «и другое», «может быть», «наибольшее значение», «наименьшее значение», «не должен превышать», «не может превышать», слов «приблизительно», «ориентировочно», «допускается», «не допускается», «примерно», «около», в предложении не допускается. При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей и наименования товаров. Изменение названия показателя товара или наименования товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе. В случае установления требований, сопровождающихся словами «не ниже», применительно к классам товаров (материалов), установленных соответствующими стандартами, участник закупки должен предложить товар (материал) соответствующего класса или более высокого класса (т.е. с улучшенными характеристиками в сравнении с требуемыми аукционной документацией), без использования слов «не ниже». Если требуемые значения характеристики не применяются (не нормируются), исходя из свойств товара и (или) его характеристик, конструкции, участник закупки не указывает конкретные показатели не выбранного типа или указывает «не применяется» или «не нормируется». Конкретное значение показателя - значение, указываемое участником закупки в первой части заявки в соответствии с порядком заполнения первой части заявки. Конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя, за исключением случая когда указание на максимальность установлено с помощью предлога (в этом случае указание на максимальность должно быть представлено в заявке). Конкретное диапазонное значение показателя - значение, выраженное в виде конкретного значения, соответствующего нижней границе диапазона и конкретного значения, соответствующего верхней границе диапазона в соответствии с требованиями, установленными к минимальным/максимальным значениям показателей. Конкретное диапазонное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя и может быть указано любым удобным способом, например, символом «-». Если значение показателя товара является отрицательными значением, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел. Участник обязательно должен указать единицы измерения показателей, в случае отсутствия в техническом задании единиц измерения считать, что они указаны в мм. Слова (во всех падежах): «наименьшая (-ий; -ее; -ые)», «наибольшая ( -ий; -ее; -ые)», «предельная (-ый; -ое; -ые)», «минимальная (-ый; -ое; -ые)», «допустимая (-ый; -ое; -ые)» не являются частью наименования показателя. Во всех иных случаях установлены значения показателей, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать сведения о значениях данных показателей точно в соответствии с техническим заданием. При указании конкретного показателя по максимальному и (или) минимальному значению показателей вида, «до х» или «от х», где «х» - верхнее/нижнее числовое значение. Участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения «х» включены в интервал при наличии слов «включительно». Во всех иных случаях крайние значения «х» не включены в интервал. В случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкретные показатели предложенного для выполнения работ товара, должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному требованию к характеристике товара, согласно соответствующей части документации о закупке. В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии, с конкретными значениями показателей которого данный товар выбран участником для представления в составе заявки на участие в закупке. В случае, если на момент подачи заявки участником закупки указанные в документации документы о техническом регулировании производства продукции утратили силу, соответствие товаров таким документам не требуется. В случае, если необходимый товар не производится по ГОСТ или ГОСТ на него отсутствует или устарел - показатели принимаются заказчиком на основании мониторинга рынка, проводимого для товаров, использованных при определении начальной максимальной цены».
Из оспариваемого решения следует, что антимонопольный орган пришел к выводу о трудночитаемом формате инструкции, поскольку она оформлена без абзацев, сплошным текстом, с требованиями, вводящими в заблуждение участников закупки. Инструкция содержит разночтения в отношении трактовки одинаковых символов, знаков препинания.
Проанализировав текст инструкции, размещенной заказчиком в составе конкурсной документации, суд соглашается с указанным выводом Управления, и полагает, что Учреждением, как заказчиком, нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку инструкция изложена таким образом, что при её прочтении трудно воспринимается смысл изложенных слов, словосочетаний и символов, текст инструкции объемный и сплошной, оформлен с нарушением правил орфографии и пунктуации; в инструкции по заполнению заявки содержатся противоречивые, неоднозначные требования в отношении трактовки одинаковых символов, знаков препинания.
Приведенные заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки формулировки лишают потенциальных участников аукциона четкого понимания, в то время как инструкция должна быть размещена в помощь участникам для заполнения первой части заявки.
Поскольку указанные обстоятельства, могут привести к необоснованному отказу в допуске к участию в аукционе участников закупки, суд отклоняет доводы заявителя об отсутствии факта введения в заблуждения участников в связи с верным заполнением заявок всеми 13 участниками и их отклонением по иным обстоятельствам.
Также Бурятским УФАС России установлено, что Заказчиком в Технических требованиях (приложение № 3 к документации) из 64 позиций не указаны единицы измерения:
- по позиции 6 «Диван» указано: «ширина: не менее 1590 не более 1610, глубина: не менее 550 не более 570, высота: не менее 770 не более 790» (л.д.78),
- по позиции 11 «Стеллаж для инвентаря» указано: «Заполнение боковин каркаса и дверей: металлическая сетка 50x50 толщиной проволоки от 3 до 4 мм» (л.д.79),
- по позиции 14 «Стол ученический лабораторный» указано: «Стол должен комплектоваться двумя электрическими розетками 36...42V, для электропроводки в каркасе предусмотрены отверстия. 640-700-760» (л.д.80),
- по позиции 18 «Секция стульев многоместная» указано: «Каркас секции должен быть из профиля не менее 50*25 и 25*25. Боковины кресла выполнены с применением металлического профиля не менее 25x25 и 50x25» (л.д.81, оборот).
В инструкции указано, что участник обязательно должен указать единицы измерения показателей, а в случае отсутствия в техническом задании единиц измерения считать, что они указаны в мм.
При этом из инструкции по заполнению заявки следует:
«Исключением являются случаи установления требования одновременно указывающего на минимальность и максимальность значения показателя в любом порядке с использованием слов/словосочетаний/символов, указывающих на минимальность и максимальность значения, разделённых союзом «и», при этом единица измеренияуказана у минимального и максимального значения показателя, а перед требованием установлен символ «:» участник должен указать диапазон конкретных значений показателя, удовлетворяющий требованиям указывающим на минимальность и максимальность значения показателя, а в случае установления требования одновременно указывающего на минимальность и максимальность значения показателя с использованием слов/словосочетаний/символов/предлогов, указывающих на минимальность и максимальность значения, разделенных знаком «,», при этом единица измеренияуказана только у максимального значения показателя, а перед требованием не установлен символ «:» участник должен указать сведения о значении показателя без изменения, а в случае установления требований одновременно указывающих на минимальность и максимальность значения показателя с использованием слов/словосочетаний/ выражений/символов/предлогов, указывающих на минимальность и максимальность значения, разделённых знаком «,», при этом единица измерения указана только у минимального значения показателя, а перед требованием установлен символ «:» участник должен указать два конкретных, не равных между собой значения, одновременно удовлетворяющие требованиям указывающим на минимальность и максимальность значения показателя. В случае одновременного установления требования к значению показателя, с использованием символа «...», при этом единица измеренияуказана у каждого значения и перед требованиями установлен символ «:», участнику следует указать одно конкретное значение показателя, в рамках установленного диапазона возможных значений показателя, включая крайние границы. В случае установления требования к значению показателя, с использованием символа «...» при этом единица измеренияуказано только у одного из значений, и перед требованиями не установлен символ «:», участнику следует указать диапазон значения показателя, при этом значение показателя, установленное до символа «...», должно быть увеличено; значение показателя установленное после символа «...», должно быть уменьшено. Во всех иных случаях, сведения о значении показателей указанные с использованием символа «...» не подлежат изменению. В случае установления требований к значению показателя, разделённых знаком «-», а перед значениями стоит знак «:» и единица измеренияуказана у обоих значений, участник должен указать единицу измерения и конкретное значение, при этом необходимо учесть, что крайняя верхняя граница исключается из диапазона возможных значений показателя. В случае установления требований к значению показателя, разделённых знаком «-», а перед значениями не стоит знак «:» и единица измеренияуказана у обоих значений разделённых знаком «-», участник должен указать единицу измерения и диапазон конкретных значений, при этом необходимо учесть, что крайняя нижняя граница и крайняя верхняя граница должны быть увеличены. В случае установления требований к значению показателя, разделённых знаком «-», а перед значениями не стоит знак «:» и единица измеренияуказана только у одного из значений разделённых знаком «-», участник должен указать единицу измерения и диапазон конкретных значений, при этом необходимо учесть, что крайняя нижняя граница и крайняя верхняя граница должны быть уменьшены. Во всех иных случаях, сведения о значении показателей указанные с использованием символа «-» не подлежат изменению. В случае установления требований к значению показателя, разделённых символом «~», при этом перед значениями не стоит знак «:» и единица измеренияуказана только у одного из значений, участник должен указать единицу измерения и конкретное значение, при этом необходимо учесть, что крайняя нижняя граница исключается из диапазона возможных значений показателя. В случае установления требования к значению показателя, разделённых символом «~», при этом перед значениями стоит знак «:» и единица измеренияуказана у каждого из значений участник должен указать единицу измерения и диапазон конкретных значений, при этом необходимо учесть, что крайняя нижняя граница должна быть уменьшена, крайняя верхняя граница должна быть увеличена. Во всех иных случаях, сведения о значении показателей указанные через знак «~», не подлежат изменению. В случае установления требования к значению показателя, разделённых символом «-», при этом единица измеренияуказана только у одного из значений, участник должен указать единицу измерения и одно конкретное значение, в рамках установленного диапазона возможных значений показателя, исключая крайние границы. В случае установления требования к значению показателя, разделённых символом «+», при этом единица измеренияуказана у обоих значений, участник должен указать единицу измерения и одно конкретное значение, выбранное из двух значений разделенных символом «:».
Следовательно, как обоснованно указано Управлением, в документации об аукционе приведена ненадлежащая инструкция, что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе.
Также суд приходит к выводу о нарушении аукционной комиссией ГКУ РБ «УКС ПРБ» пункта 1 части 4 и части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
То есть участник электронного аукциона не допускается к участию в связи с неверным заполнением первой части заявки.
В разделе № 13 Информационной карты указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Как указано выше, заявка ИП ФИО4 отклонена аукционной комиссией ГКУ РБ «УКС ПРБ» с указанием основания отказа в допуске: п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, непредставление информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, разделом 12 документации об электронном аукционе. Разъяснение: в заявке участник закупки не предоставил конкретные показатели согласно Техническим требованиям. Разъяснение: а) в п. 11 «Стеллаж для инвентаря» отсутствует описание дверей. Требование аукционной документации «Двери стеллажа могут закрываться на замок».
При этом изложение в документации об электронном аукционе технических требований к стеллажу для инвентаря с формулировкой «Двери стеллажа могут закрываться на замок» привело к неоднозначному пониманию указанной фразы.
В действительности, как указано Бурятским УФАС России, требование заказчика является не обязательным, поскольку двери могут закрываться на замок, а могут не закрываться.
Как пояснил представитель заявителя в ходе рассмотрения дела, согласно аукционной документации необходимо, чтобы двери стеллажа закрывались на замок обязательно, поскольку данные стеллажи предназначены для хранения инвентаря.
В таком случае, при намерении заказчика разместить заказ на поставку стеллажа с обязательным закрыванием его дверей, правильнее могла быть формулировка: «Двери стеллажа закрываются на замок».
Заказчиком, очевидно, при формулировании фразы подобным образом слово «могут» подразумевалось под смыслом «умеют». Однако слово «могут» (может или умеет, имеет возможность) при употреблении с неодушевленным предметом приводит к неоднозначному пониманию.
Бурятским УФАС России установлено, что в заявке ИП ФИО4 указаны конкретные характеристики/показатели и их значения предлагаемого к поставке товара, соответствующие как требованиям, установленным в документации об аукционе, и в соответствии со статьей 66 Закона о контрактной системе, так и фактическим потребностям заказчика.
Участник ИП ФИО4, подавая заявку на участие в электронном аукционе, дал согласие на поставку товара в требуемом объеме и в соответствии с техническими характеристиками товара.
Поскольку в инструкции по заполнению первой части заявки не указано требование по заполнению показателя «могут закрываться», заявка ИП ФИО4 по указанным основаниям отклонена в нарушение пункта 1 части 4 и части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения действующему законодательству.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, требование заявителя о признании незаконным решения от 17.07.2020 №003/03/67-601/2020 удовлетворению не подлежит.
Учитывая то, что предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 17.07.2020 №003/03/67-601/2020 выдано во исполнение решения по результатам рассмотрения жалобы участника закупки от 17.07.2020 №003/03/67-601/2020, суд также признает не подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявителю при обращении в суд предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.Т.Пунцукова