АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
19 декабря 2016 года Дело № А10-4952/2016
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Беликовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации от 18.05.2016 № 03/015/030/2016-19, обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в заседании:
заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 22.04.2016 № 320/130, ФИО2 – представителя по доверенности от 07.10.2016 № ВСЖД-364/Д,
ответчика: ФИО3 - представителя по доверенности от 24.02.2016 № 55,
установил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по Республике Бурятия, Управление) о признании незаконным отказа в регистрации, изложенного в сообщении от 18.05.2016 № 03/015/030/2016-19 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости, обязании Управления осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости – путь к тяговой подстанции № 12, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Муйский район, ст.Ангаракан, кадастровый номер 03:13:150201:98, на земельном участке с кадастровым номером 03:13:000000:1.
Представители Общества заявленные требования поддержали и дали пояснения согласно поданному заявлению и дополнениям к нему.
Оспариваемый отказ мотивирован тем, что объект – подъездные пути к тяговой подстанции – не может быть отнесен к сооружениям пониженного уровня ответственности, для которого не требуется разрешения на строительство, поскольку не обладает признаками временного строения либо строения, предусмотренного для сезонного использования.
Считают отказ Управления незаконным, так как основным критерием отнесения объектов к объектам пониженного уровня ответственности является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Спорные подъездные пути используются для обслуживания, обеспечения тяговой подстанции (основного объекта), использование подъездных путей в отсутствие тяговой подстанции не представляется возможным и объект теряет всякое предназначение.
Основной объект был зарегистрирован в составе производственно-технологического комплекса № 61 Таксимовской дистанции электроснабжения в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД» на основании сводного передаточного акта. Тяговая подстанция не входит в состав протяженного объекта, не обладает признаками линейного сооружения и может быть использована как отдельный обособленный объект.
Заявитель обращался в органы местного самоуправления для получения разрешения на строительство, на что получил ответ об отсутствии оснований для выдачи такого разрешения в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ и ст.135 Гражданского кодекса РФ.
В представленных заявителем генеральных планах, являющихся проектной документацией на строительство тяговых подстанций, принятых в производство в 1987 году, видно, что пути к тяговым подстанциям были предусмотрены проектом строительства. Указанное подтверждает необходимость наличия спорного объекта и невозможность его самостоятельного использования для иной деятельности.
В представленных технических паспортах на тяговые подстанции имеется указание на необходимость наличия подъездных путей. Инструментальная съемка схем станций от 1999 года подтверждает вспомогательный характер спорного объекта, ему присвоен специальный статус – путь к тяговой подстанции, т.е. только для обеспечения бесперебойной работы, эксплуатации и обслуживания главной вещи.
Просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Управления Росреестра по РБ заявленные требования не признала и дала пояснения согласно письменному отзыву и дополнениям к нему.
В обоснование возражений представитель Управления указала, что в основу принятого решения об отказе в государственной регистрации положены следующие обстоятельства: строительство железнодорожных путей необщего пользования (линейные объекты), к которому отнесен путь к тяговой подстанции, осуществляется на основании разрешения на строительство; подъездной путь не относится к объектам вспомогательного использования (не относится к сооружениям пониженного уровня ответственности; невозможно установить основной объект).
По сведениям Государственного кадастра недвижимости, заявленный к государственной регистрации объект, представляет собой сооружение железнодорожного транспорта – путь к тяговой подстанции № 12, год завершения строительства - 1989.
Представитель Управления, сославшись на Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 06.04.1964 № 270, Постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», СНиП 3.01.04-87, утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР по делам строительства от 21.04.1987 № 84, СНиП III-3-76, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1976 № 28, действовавших на момент осуществления строительства подъездного пути, указала, что строительство пути к тяговой подстанции должно было осуществляться на основании разрешения, приемка в эксплуатацию указанного объекта в 1989 году должна была быть осуществлена по акту ввода в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.
В настоящее время строительство железнодорожных путей необщего пользования также осуществляется на основании разрешения на строительство, получаемого в порядке, предусмотренном ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 учреждено ОАО «Российские железные дороги». Имущество и имущественные комплексы организаций железнодорожного транспорта приватизированы путем их изъятия у указанных организаций и передачи в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. Перечень организаций, имущество которых подлежало передаче в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 № 882-р. Таким образом, имущество, ранее принадлежавшее организациям железнодорожного транспорта, в том числе ФГУП «ВСЖД МПС России», приобреталось ОАО «РЖД» исключительно в качестве вклада в уставный капитал. В случае невнесения построенного в 1989 году подъездного пути в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД», указанный путь в силу закона остался в федеральной собственности.
Отказ в государственной регистрации соответствует требованиям законодательства, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что 9 февраля 2016 года ОАО «РЖД» обратилось в Управление Росреестра по Республике Бурятия с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – сооружение путь к тяговой подстанции № 12, с кадастровым номером 03:13:150201:98, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Муйский район, ст.Ангаракан (л.д.60-61 т.1).
К заявлению приложены следующие документы: нотариально удостоверенная доверенность от 14.05.2015 № 84-Ю, кадастровый паспорт объекта недвижимости от 24.12.2015, декларация об объекте недвижимого имущества от 09.02.2016, платежное поручение от 28.09.2015 № 18859 об оплате государственной пошлины в размере 22 000 рублей (л.д.59, 62-69 т.1).
20 февраля 2016 года государственная регистрация права собственности на названный объект государственным регистратором Управления приостановлена на срок до 21 марта 2016 года (л.д.84-87 т.1).
На основании заявления Общества государственная регистрация приостановлена с 21 марта по 20 июня 2016 года (л.д.88-92 т.1).
4 мая 2016 года ОАО «РЖД» подано заявление о возобновлении государственной регистрации и представлен дополнительный документ: письмо Администрации муниципального образования «Муйский район» от 12 апреля 2016 года № 1859 (л.д.93-99 т.1).
18 мая 2016 года Управление Росреестра по Республике Бурятия на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.10.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на указанный объект в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Полагая, что названный отказ в государственной регистрации права, оформленный сообщением об отказе в государственной регистрации от 18 мая 2016 № 03/015/030/2016-19, является незаконным, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен главой 3 Федерального закона №122-ФЗ.
По правилам пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, заявителем в качестве основания для государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект недвижимости представлена декларация об объекте недвижимости.
Согласно декларации от 9 февраля 2016 года указан вид объекта недвижимости – сооружение, путь к тяговой подстанции № 12, местоположение - Республика Бурятия, Муйский район, ст.Ангаракан, год создания 1989, протяженность – 368 м, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества – 03:13:000000:1.
Исходя из сообщения от 18 мая 2016 года № 03/015/030/2016-19 Управление Росреестра по Республике Бурятия отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ.
Абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Государственным регистратором в сообщении от 18 мая 2016 года № 03/015/030/2016-19 отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество мотивирован тем, что строительство железнодорожных путей необщего пользования (линейные объекты), к которому отнесен путь к тяговой подстанции, осуществляется на основании разрешения на строительство; подъездной путь не относится к сооружениям пониженного уровня ответственности, поскольку не обладает признаками временного строения либо строения, предусмотренного для сезонного использования; в ходе проведения правовой экспертизы установить наличие основного объекта, по отношению к которому путь тяговой подстанции является вспомогательным объектом, не удалось, поскольку здание тяговой подстанции Ангаракан входит в состав протяженного объекта.
В связи с этим, регистрирующий орган посчитал, что отсутствуют основания для государственной регистрации прав на вышеуказанный объект в порядке статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ.
На основании пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ дано определение линейных объектов, к которым относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей железнодорожным транспортом на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
С учетом вышеприведенных норм, сооружение – подъездные железнодорожные пути, заявленное к государственной регистрации, относится к линейным объектам и является объектом капитального строительства.
На основании части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
На основании вышеуказанных норм строительство линейных объектов осуществляется на основании разрешения на строительство, а ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию.
Вместе с тем, пунктами 1-5 части 17 статьи 51 ГрК РФ установлены случаи, когда выдача разрешений на строительство не требуется.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
На основании пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в результате идентификации здания или сооружения здание или сооружение может быть отнесено, в том числе, к пониженному уровню ответственности, к которым относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно Письму Минрегиона Российской Федерации от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Возможность осуществлять строительство и реконструкцию объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
По смыслу приведенных выше норм, под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Государственная регистрация такого объекта недвижимого имущества, как сооружения вспомогательного использования, осуществляется в упрощенном порядке, предусмотренном ст.25.3 Федерального закона № 122-ФЗ.
Согласно пункту 5.3.3.1 Свода правил СП 224.1326000.2014 «Тяговое электроснабжение железной дороги», утвержденного приказом Минтранса России от 2 декабря 2014 года № 330, если на вновь сооружаемой тяговой подстанции предполагается размещение силовых трансформаторов массой 60000 кг и более, то железнодорожный подъездной путь тяговой подстанции должен иметь примыкание к путям станции, а при расположении подстанции на перегоне - к одному из главных путей перегона. У входа на территорию подстанции железнодорожный подъездной путь тяговой подстанции должен разветвляться на два параллельных тупиковых пути. В остальных случаях железнодорожный подъездной путь подстанции может примыкать к путям станции или перегона под произвольным углом без стрелочного перевода. Разность отметок уровня головки рельса между путями станции или перегона и подъездного пути подстанции в этом случае не должна превышать 2 м.
В соответствии с пунктом 4.2 Правил устройства системы тягового электроснабжения железных дорог, утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации 04.06.1997 за № ЦЭ-462 (действовавших с 01.04.1998 по 26.09.2016), к подстанции следует предусматривать автодорожный подъезд и подъездной путь, примыкающий к станционным путям, разветвляющийся у входа на территорию вновь строящихся подстанций на два тупиковых пути.
Заявителем в материалы дела представлена схема к генеральному плану, являющемуся проектной документацией на строительство, в том числе спорной тяговой подстанции, принятому в производство Дирекцией строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в 1987 году. Исходя из названной схемы видно, что железнодорожные пути к тяговой подстанции № 12 протяженностью 368 м были предусмотрены проектом строительства (л.д.21 т.2).
Согласно техническому паспорту тяговой подстанции Ангаракан № ЭЧЭ-12 участка Таксимовского Восточно-Сибирской железной дороги, включенной в постоянную эксплуатацию 25.10.1989, оформленному 8 января 1999 года, данная подстанция имеет подъездные пути протяженностью 363 м и 145 м (л.д.4-16 т.2).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок.
В материалы дела представлен технический паспорт, составленный Иркутским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 10.11.2012, на сооружение «Путь к тяговой подстанции № 12», назначение объекта – 7.1 сооружения железнодорожного транспорта, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Муйский район, ст.Ангаракан. Согласно данному техническому паспорту сооружение состоит из земляного полотна, балластного слоя, рельсового пути, шпал, стрелочного перевода (л.д.48-58 т.1).
Согласно ситуационному плану, являющемуся приложением к техническому паспорту, спорные пути расположены от упора (примыкают к тяговой подстанции) до стрелочного перевода 22, то есть не соединяют какие-либо железнодорожные пункты.
24 декабря 2015 года сооружение - путь к тяговой подстанции № 12, 1989 года постройки, протяженностью 368 м, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Муйский район, ст.Ангаракан, поставлено на кадастровый учет, кадастровый номер 03:13:150201:98. Из кадастрового паспорта на рассматриваемый объект недвижимости следует, что сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером 03:13:000000:1 (л.д.64-65 т.1).
Таким образом, рассматриваемый железнодорожный путь представляет собой железнодорожный путь необщего пользования (вспомогательный), предназначенный только для обслуживания тяговой подстанции. При этом данные пути не могут самостоятельно использоваться для иной деятельности.
Как пояснили представители Общества, на спорных путях к тяговым подстанциям не выполняются работы и не оказываются услуги по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборки грузов и вагонов, а также по данным путям не осуществляются перевозки, они не являются соединяющими между железнодорожными пунктами, не связаны с обеспечением основной производственной деятельности железнодорожного транспорта, расположены вне магистральных линий общего пользования, а используются исключительно для доставки оборудования и обслуживающей техники к тяговым подстанциям. Указанный довод заявителя подтверждается представленными в материалы дела документами, доказательств обратного Управлением в материалы дела не представлено.
Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.02.2016 № 03/015/030/2016-19, Управление, приостанавливая государственную регистрацию, указало, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. В связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, основания для государственной регистрации права собственности на сооружение отсутствуют.
Как следует из материалов дела, письмами от 12 января 2016 года № 9, от 12 апреля 2016 года № 1853, от 9 декабря 2016 года № 6234 Администрация муниципального образования «Муйский район» сообщила в ОАО «РЖД», что путь к тяговой подстанции № 12, протяженностью 368 м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Муйский район, ст.Ангаракан, среди прочих, согласно кадастровому паспорту был построен в 1989 году для доставки оборудования и техники к главным вещам – тяговым подстанциям, поскольку осуществлять обслуживание другими видами транспорта экономически нецелесообразно. На момент строительства указанных вспомогательных железнодорожных путей в 1989 году, а также на основании действующего законодательства в отношении данных объектов, получение разрешительной документации на строительство, а также на ввод объектов в эксплуатацию не требуется (л.д.70, 12-13 т.1).
На основании пункта 3 части 6 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 и другими федеральными законами, выдается органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
Таким образом, из вышеприведенных ответов уполномоченного органа следует, что необходимость в получении разрешения на строительство на рассматриваемый объект отсутствует, поскольку данный объект является объектом вспомогательного использования.
Учитывая назначение железнодорожного подъездного пути № 12 по обеспечению деятельности тяговой подстанции – основного объекта, суд приходит к выводу, что в данном случае строительство указанного сооружения осуществлено как объекта вспомогательного использования.
Следовательно, на основании положений пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство сооружения вспомогательного использования не требовалась.
В связи с изложенным, довод Управления о необходимости представления акта ввода спорного объекта в эксплуатацию в данном случае судом не принимается.
Кроме того, представитель Управления, сославшись на Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 06.04.1964 № 270, Постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», СНиП 3.01.04-87, утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР по делам строительства от 21.04.1987 № 84, СНиП III-3-76, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1976 № 28, действовавших на момент осуществления строительства подъездного пути, указала, что строительство пути к тяговой подстанции должно было осуществляться на основании разрешения, приемка в эксплуатацию указанного объекта в 1989 году должна была быть осуществлена по акту ввода в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.
Ссылки Управления на указанные нормы не принимаются судом, поскольку не изменяют вспомогательный характер спорного сооружения. При этом Общество обратилось в Управление Росреестра по РБ за государственной регистрацией в феврале 2016 года, следовательно, в настоящем случае применимы нормы законодательства, действующие в рассматриваемый период.
Довод Управления о невозможности установить наличие основного объекта, по отношению к которому путь к тяговой подстанции является вспомогательным объектом, поскольку здание тяговой подстанции Ангаракан входит в состав протяженного объекта, судом также не принимается.
ОАО "Российские железные дороги", создано в порядке приватизации в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон № 29-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги".
Согласно статье 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со статьями 2, 4 Закона № 29-ФЗ уставный капитал ОАО "РЖД" формировался путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта на основании сводного передаточного акта, утвержденного соответствующими федеральными органами. При этом абзацем 6 пункта 3 статьи 3 Закона № 29-ФЗ предусмотрено, что внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.
На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 4 Закона № 29-ФЗ Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2003 года № 882-р ФГУП "ВСЖД МПС России" включено в перечень организаций, имущество которых предлагалось к внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте.
Абзацем 4 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" указано, что пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал Общества, содержится в сводном передаточном акте, подписанном уполномоченными лицами.
Распоряжением от 30 сентября 2003 года № 4557-р/6-р/884р Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД» (л.д.17-20 т.2).
30 сентября 2003 года составлен передаточный акт на имущество и обязательства ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога МПС России», передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД», являющийся приложением № 803 к Сводному передаточному акту.
Согласно Выписке из перечня сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества, вносимых в уставный капитал ОАО «РЖД» и подлежащих регистрации, обособленным подразделением Таксимовской дистанции электроснабжения Восточно-Сибирской железной дороги передано здание тяговой подстанции Ангаракан, расположенное по адресу: Муйский район, разъезд Ангаракан, с назначением – электроснабжение контактной сети, в составе сооружения-комплекса (производственно-технического комплекса № 61) Таксимовской дистанции электроснабжения ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» (л.д.148-150 т.1).
Сооружение-комплекс (производственно-технологический комплекс № 61), куда входит среди прочего тяговая подстанция ст.Ангаракан Муйского района, зарегистрировано на праве собственности за ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.03.2004, выданным Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Бурятия (л.д.145 т.1).
Исходя из технической документации сооружения-комплекса (производственно-технологического комплекса № 61) Таксимовской дистанции электроснабжения Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», составленной 4 февраля 2004 года, в перечень данного сооружения входит среди прочего здание тяговой подстанции Ангаракан, год ввода в эксплуатацию – 1988, с назначением – электроснабжение контактной сети (л.д.1-3 т.2).
Согласно "ВСН 359-76. Ведомственные строительные нормы. Нормы технологического проектирования тяговых сетей и подстанций для промышленного железнодорожного транспорта нормальной колеи, в том числе для северной строительно-климатической зоны", утвержденных Минмонтажспецстроем СССР 04.03.1976, тяговая подстанция - установка из понижающих трансформаторов преобразовательных агрегатов, распределительных устройств, устройств собственных нужд и вспомогательных систем (вентиляции, водоснабжения и проч.), служащая для питания контактной сети электрифицированного транспорта (рельсового и безрельсового) преобразованным (при системах постоянного тока) или пониженным напряжением (при системах переменного тока).
Учитывая изложенное, тяговая подстанция, расположенная по адресу: Муйский район, ст.Ангаракан, являющаяся основным объектом по отношению к подъездному пути № 12, не входит в состав протяженного объекта, может использоваться самостоятельно.
Кроме того, из материалов дела следует, что спорные подъездные пути расположены на земельном участке с кадастровым номером 03:13:000000:1.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27 ноября 2003 года серии 03 АА № 150231 земельный участок с кадастровым номером 03:13:0:0001 находится в федеральной собственности (л.д.83 т.1).
Исходя из данного свидетельства и кадастрового плана земельного участка от 15.01.2007 № 13/06-33р категория указанного земельного участка – земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования (назначение) - под объекты транспорта (железнодорожного) (л.д.79-80 т.1).
В качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:13:0:0001, представлены договор № 83/07 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного ОАО «Российские железные дороги», заключенный 13 июля 2007 года, и акт приема приема-передачи земельного участка от 13 июля 2007 года (л.д.71-83 т.1).
Согласно пункту 1.1 договора Арендодатель (Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия) предоставляет Арендатору (ОАО «РЖД»), а Арендатор принимает в пользование за плату являющийся федеральной собственностью земельный участок, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Муйский район, с кадастровым номером 03:13:0:0001 для его использования в целях обеспечения деятельности организаций и(или) эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
На основании пункта 2.1 договор заключен на 49 лет и считается заключенным с момента его государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия 29 октября 2007 года.
При таких обстоятельствах, государственная регистрация спорного объекта должна быть осуществлена на основании документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ, то есть на основании декларации об объекте недвижимого имущества и представленного заявителем договора аренды земельного участка.
Заявителем на государственную регистрацию права собственности на сооружение представлены предусмотренные пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ документы, в том числе декларация об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2009 года № 447.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа не имелось законных оснований, предусмотренных абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: путь к тяговой подстанции № 12 с кадастровым номером 03:13:150201:98, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Муйский район, ст.Ангаракан.
Следовательно, Управление Росреестра по РБ необоснованно и незаконно вынесло решение, оформленное сообщением от 18 мая 2016 года № 03/015/030/2016-19, об отказе Обществу в государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект по основаниям, указанным в названном сообщении.
Оспариваемое решение противоречит требованиям Федерального закона № 122-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, поскольку препятствует распоряжению и пользованию указанным объектом в предпринимательских целях.
В связи с изложенным, требование заявителя о признании оспариваемого отказа недействительным подлежит удовлетворению.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
ОАО «РЖД» в порядке устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов просило обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества – путь к тяговой подстанции № 12, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Муйский район, ст.Ангаракан, кадастровый номер 03:13:150201:98 на земельном участке с кадастровым номером 03:13:000000:1.
В целях соблюдения требований пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что Обществом к заявлению от 09.02.2016 приложены все необходимые документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости и законного владения земельным участком, на котором данный объект находится, суд считает возможным возложить на Управление обязанность по осуществлению государственной регистрации права собственности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на объект недвижимого имущества - путь к тяговой подстанции № 12, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Муйский район, ст.Ангаракан, кадастровый номер 03:13:150201:98 на земельном участке с кадастровым номером 03:13:000000:1.
Обществом при подаче заявления оплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы Общества в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат взысканию с Управления Росреестра по Республике Бурятия.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, изложенный в сообщении от 18 мая 2016 года № 03/015/030/2016-19 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости, как не соответствующий Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – путь к тяговой подстанции № 12, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Муйский район, ст.Ангаракан. кадастровый номер 03:13:150203:98, на земельном участке с кадастровым номером 03:13:000000:1.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную по платежному поручению от 15 августа 2016 года № 49665 государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.Т.Пунцукова