АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: : info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
“20” апреля 2011 года. Дело № А10-4990/2010
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Л. Ю., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Гомбоевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Океан» к муниципальному образованию городской округ «Город Улан-Удэ» об обязании внести изменение (дополнение) в градостроительную документацию (генеральный план, правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты), приняв и утвердив в установленном порядке, дополнение к существующим в указанной документации видам разрешенного использования земельных участков, такого вида разрешенного использования, предусмотренного законодательством Российской Федерации как «Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, алей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, проходов…»
при участии:
заявителя: не явился, извещен;
ответчика: не явился, извещен;
третьего лица Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ: не явился, извещен;
третьего лица Администрации г. Улан-Удэ: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Океан» (далее – ООО «Океан», общество) обратилось с заявлением к Муниципальному образованию городской округ «Город Улан-Удэ» об обязании внести изменение (дополнение) в градостроительную документацию (генеральный план, правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты) , приняв и утвердив в установленном порядке, дополнение к существующим в указанной документации видам разрешенного использования земельных участков вид разрешенного использования «Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, алей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, проходов…».
Определением суда от 31 января 2011 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ и Администрация г. Улан-Удэ.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (расписка к протоколу судебного заседания от 05.04.2011, почтовые уведомления от 06.04.2011). Представитель Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
ООО «Океан» в заявлении указали, что, общество желало привести фактическое использование земельного участка, разрешенное использование которого «для размещения зданий, сооружений», но используемого лишь для проезда, прохода к иным объектам, принадлежащим обществу по изменению разрешенного вида использование « земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, алей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, проходов…» и обратилось в Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ. Но уполномоченный на регулирование указанных вопросов орган местного самоуправления уклонился от выполнения возложенных на него обязанностей по решению градостроительных вопросов на территории Муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ».
Учитывая фактический отказ органов Местного самоуправления городской округ «Город Улан-Удэ» указать среди видов разрешенного использования предусмотренный Методическими указаниями вид разрешенного использования для «улиц, проездов, проходов, тупиков», общество в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации считает необходимым защитить свое право собственности на земельный участок, дающее право в соответствии с пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований выбирать необходимый обществу вид использования земельных участков, путем обязания МО городской округ «Город Улан-Удэ» внести в градостроительную документацию г. Улан-Удэ (генеральный план, правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты) соответствующее дополнение.
Считает, что Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов , утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007г №39 , был утвержден перечень видов разрешенного использования включая и тот в установлении которого общество настаивает.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ с доводами заявителя не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление (л.д. 87). Пояснил, что исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Муниципальное образование является прежде всего территорией и не является юридическим лицом. Статьей 16 Устава МО «Городской округ г. Улан-Удэ» установлена структура органов местного самоуправления муниципального образования, которую составляют: Улан-Удэнский городской Совет депутатов, глава муниципального образования - мэр города, Администрация города, Контрольно-счетная палата города, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. ООО «Океан», обращаясь с настоящим заявлением к ответчику и не указывая в лице какого органа должно быть представлено муниципальное образование, нарушает нормы материального и процессуального права. Считает, что исковое заявление предъявлено к ненадлежащему ответчику. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ с доводами заявителя не согласился, дал пояснения так, как они изложены в отзыве на заявление (л.д. 88-89). Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» включают в себя градостроительные регламенты. Данные регламенты устанавливают в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков и используются в процессе их застройки. Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц ( в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим в градостроительном регламенте территориальной зоны не может быть указан вид разрешенного использования как «Улиц, проспектов площадей, шоссе, алей, бульваров и т.д.», так как он относится к территориям общего пользования. Считает требования заявителя об обязании МО Городской округ «город Улан-Удэ» внести изменения (дополнение) в градостроительную документацию в части установления вида разрешенного использования земельных участков незаконными.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок, категория земель – земли населенных пунктов – для размещения зданий, сооружений, площадью 4 596 кв.м., расположенный по адресу: <...>, кадастровый (или условный) номер 03:24:032701:99, находится в собственности ООО «Океан», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 20.08.2009 серии 03-АА №538634.
10 августа 2010 года Администрацией города Улан-Удэ издано распоряжение №1128-р «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по ул. Лебедева, 10», согласно которому отказано в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 03:24:032701:99, с разрешенным использованием «для размещения зданий, сооружений» на разрешенное использование «для прохода и проезда» в связи с необходимостью обеспечения подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку, а также максимального процента застройки, предусмотренного правилами землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ».
29 октября 2010 года ООО «Океан» обратилось в Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ с просьбой сообщить дату внесения изменений (дополнений) в градостроительную документацию г. Улан-Удэ, включающих установление одного из основных видов использования земельных участков – «Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, алей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков…», установленного решением органа исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющего функции нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений (письмо ООО «Океан» вход. №11451126 от 29.10.2010 – л.д. 19).
26 ноября 2010 года Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ в ответ на запрос от 29 октября 2010 года указали, что в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц ( в том числе площади, улицы, проезда, набережные, скверы, бульвары). И действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
ООО «Океан», считая, что градостроительную документацию утверждает представительный орган местного самоуправления – городской совет МО Городской округ «Город Улан-Удэ» и, желая внести изменение (дополнение) в градостроительную документацию (генеральный план, правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты), приняв и утвердив в установленном порядке вид разрешенного использования «земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, алей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, проходов…», обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, суд находит требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц ( в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования .
Статья 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
ООО «Океан», обращаясь в суд с настоящим заявлением, в качестве ответчика по делу указало Муниципальное образование городской округ «город Улан-Удэ».
Пунктом 1 и 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель) предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (правопреемник - Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии), целью проведения оценки является определение кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии руководствуется Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.05.2007 г. за N 9370 (далее - Методические указания).
Согласно пункта 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость определятся в разрезе 16 видов разрешенного использования.
Так пункту 1.2.16 соответствуют земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.
Данные методические рекомендации определяют кадастровую стоимость земельного участка, но не могут служить обязательными в установлении видов разрешенного использования.
Суд считает , что действия градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования и не должны быть включены перечень видов разрешенного использования включая
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, а под городским округом - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, действующее законодательство не относит муниципальные образования к юридическим лицам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 51 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Статьей 16 Устава муниципального образования «Городской округ г. Улан-Удэ» установлена структура органов местного самоуправления муниципального образования, которую составляют: Улан-Удэнский городской Совет депутатов, глава муниципального образования – мэр города, Администрация города, Контрольно-счетная палата города, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что само муниципальное образование городской округ «Город Улан-Удэ» не является юридическим лицом и не может быть ответчиком по настоящему делу.
Суд определениями от 17 февраля 2011 года и 05 апреля 2011 года предлагал заявителю уточнить заявленные требования со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также предлагал заявителю решить вопрос о надлежащем ответчике по делу, однако представитель заявителя правом на изменение предмета или основания заявленных требований не воспользовался, также не решил вопрос о надлежащем ответчике по делу.
Заявитель не воспользовался своими процессуальными правами и не исполнил процессуальную обязанность, в связи с чем, в силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет риск наступления последствий не совершения соответствующих процессуальных действий.
При таких обстоятельствах суд не находит снований для удовлетворения заявленных требований .
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований заявителю отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме),
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Судья Л. Ю. Рабдаева