ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5065/20 от 17.02.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

25 февраля 2021 года Дело № А10-5065/2020

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нафто-логистик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными требования № 77869 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 17.09.2020,

при участии:

от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 06.07.2020, диплом № 326 от 07.07.2001, паспорт;

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 06.05.2019 № 49, диплом № 288 от 18.06.2002, служебное удостоверение, ФИО3 – представителя по доверенности от 27.10.2020 № 121, диплом № 190 от 11.07.2000, паспорт;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Нафто-логистик» (далее – ООО «Нафто-логистик», Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 (далее – налоговая инспекция, налоговый орган) по Республике Бурятия о признании недействительными требования № 77869 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 17.09.2020.

В обоснование требований представитель заявителя указал, что ООО «Нафто-логистик» получено требование № 77869 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 17.09.2020.

Указанное требование выставлено Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Бурятия по результатам выездной налоговой проверки и решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 14-05 от 07.08.2020. Решением Инспекции от 07.08.2020 налогоплательщику доначислено 1 183 213 руб. НДС, налога на прибыль, НДФЛ, пеней в сумме 1 129 706, 98 и налоговых санкций в сумме 10 801 рублей. Итого: 2 323 720, 98 руб. Решение вручено налогоплательщику 14.08.2020. Принятое решение не обжаловалось в апелляционном порядке и вступило в законную силу 15.09.2020.

До вступления в законную силу решения налогового органа общество оплатило сумму доначисленных по решению налогов и санкций в бюджет. Сумма доначисленных решением пени в размере 1 129 706,98 не оплачена.

В связи с неоплатой доначисленных решением пени и на основании вступившего в законную силу Решения, налоговый орган направил в адрес Общества требование от 17.09.2020 № 77869 об уплате 1 128 085, 62 руб. пеней в срок до 02.11.2020.

Общество несогласно с вынесенным требованием об уплате, поскольку оно вынесено за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), для осуществления мер принудительного взыскания спорной задолженности.

В обоснование своей позиции Общество ссылается на Определение Конституционного суда РФ от 20.04.2017 № 790-О и пункт 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ».

Общество считает, что в нарушение положений статей 89 и 101 Налогового кодекса РФ сроки проведения выездной налоговой проверки в отношении Общества и принятия решения по ней растянулись на 1 год и 9 месяцев – с 20.11.2018 по 07.08.2020. В то время как, в соответствии с требованиями статей 100 и 101 НК РФ, предельный срок для принятия решения по результатам выездной налоговой проверки составляет 06.12.2019. Соответственно сроки для применения мер принудительного взыскания доначисленных по выездной налоговой проверки сумм истекли – 20.08.2020.

Затягивание сроков принятия решения по результатам проведенной налоговой проверки привело к нарушению прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность. Увеличило период начисления пени и как следствие суммы пени, нарушило сроки проведения контрольных мероприятий при проведении налоговой проверки, что как следствие привело к нарушению сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, первоначальной стадией которых является выставление требования в порядке статей 69, 70 НК РФ.

Заявляя настоящее требование о признании требования № 77869 от 17.09.2020 недействительным, Общество не оспаривает законность решения, во исполнение которого оно выставлено. Однако, длительность процедуры согласования решения, привело к необоснованному, по мнению Общества, продлению периода начисления пени, и как следствие, ее размера.

Налоговая инспекция с доводами заявителя не согласилась, представила письменный отзыв и дополнения к нему (л.д. 58-64, т.1, л.д. 1-3, т.3).

В обоснование возражений представитель налогового органа указал, что налоговой инспекцией в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка на основании решения от 20.11.2018 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2017, налога на доходы физических лиц с 01.01.2015 по 30.09.2018, страховых взносов с 01.01.2017 по 31.12.2017.

По результатам выездной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от 28.06.2019 № 15-06 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.08.2020 г. №14-05 (далее - решение от 07.08.2020 № 14-05), предусмотренного п.1 ст. 122, п. 3 ст. 122, ст. 123 НК РФ (вручено 14.08.2020).

Вышеуказанное решение налогового органа по выездной налоговой проверке от 07.08.2020 №14-05 не обжаловалось Обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия, следовательно, вступило в законную силу с 15.09.2020.

Согласно решению налогоплательщику доначислено всего налогов на сумму
1 183 213 руб., соответствующие пени на общую сумму 1 129 706,98 руб., общая сумма штрафа по решению составила 10 801 руб.

При этом Обществом 18.09.2020 подана жалоба на требование налогового органа об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) № 77869 по состоянию на 17 сентября 2020 года, направленное налогоплательщику в связи с неуплатой сумм пени по решению от 07.08.2020 № 14-05.

Решением Управления ФНС России по Республике Бурятия от 13.10.2020 г. № 15-14/13269 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Сроки проведения выездной налоговой проверки налоговым органом не нарушены. Незначительное нарушение процессуальных сроков, а именно нарушение срока вручения акта, дополнения к акту не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам проведения налоговой проверки. Так, налоговым органом обеспечена возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, и обеспечена возможность налогоплательщика представить объяснения, представлен срок для представления возражений.

Вынесение решения по итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ООО «Нафто-Логистик» 07.08.2020 обусловлено объективными причинами: нахождением налогоплательщика в командировке, представлением ходатайств об отложении (продлении), отведением времени для рассмотрения письменных возражений налогоплательщика, возможности ознакомления с материалами проверки и материалами, полученными при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, необходимостью привлечения на рассмотрение свидетелей, приостановлением сроков рассмотрения результатов выездной налоговой проверки на основании Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (ред. от 11.07.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

При выставлении требования 77869 от 17.09.2020 об уплате налога, пеней, штрафа Инспекцией соблюден срок, установленный пунктом 2 статьи 70 НК РФ (решение по проверке вступило в законную силу 15.09.2020), доводы Общества являются необоснованными, порядок исчисления сроков на принятие мер по взысканию налогов, пеней, штрафа в принудительном порядке налоговым органом не изменен.

Таким образом, требование об уплате налога (пеней, штрафов) выставлено Инспекцией в пределах двадцатидневного срока и при соблюдении порядка, установленного п. 2 ст.70 НК РФ.

Указывает, что налогоплательщику было известно о доначислении налоговым органом сумм налога еще до вынесения решения, акт налоговой проверки вручен Обществу 18.07.2019. После получения акта налоговой проверки у налогоплательщика имелась возможность уплатить доначисленные налоги в более ранние сроки до вынесения решения для не начисления пени.

Таким образом, доводы истца об увеличении периода начисления пени и как следствие суммы пени ввиду затянувшегося рассмотрения возражений налогоплательщика и принятия решения по проверке являются необоснованными.

На основании вышеизложенного, налоговый орган просит отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объёме.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка (далее - ВНП) Общества на основании решения о проведении выездной налоговой проверки № 15-72 от 20.11.2018 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, налога на доходы физических лиц с 01.01.2015 по 30.09.2018, страховых взносов с 01.01.2017 по 31.12.2017 (л.д. 65, т.1).

Справка о проведённой ВНП составлена налоговым органом 30.04.2019 г. № 15-04.

28.06.2019 по результатам ВНП составлен акт № 15-06 налоговой проверки.

Акт № 15-06 от 28.06.2019г. вручен 18.07.2019 представителю налогоплательщика ФИО4 по доверенности б/н от 01.07.2019.

02.09.2019 на основании п. 6 ст. 101 НК РФ и в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, а также учитывая письменные возражения на акт налоговой проверки №15-06 от 28.06.2019 принято решение №15-22 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК) со 02.09.2019 по 02.10.2019.

23.10.2019 по результатам проведённых ДМНК в порядке п. 6.1 ст. 101 НК РФ составлено дополнение к акту № 15-06 налоговой проверки от 28.06.2019, вручено 01.11.2019 директору ООО «Нафто-Логистик» ФИО5

В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ Общество извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на 28.11.2019 г. в 14 ч. 00 мин.

28.11.2019 в связи с неявкой Общества и представленным ходатайством об отложении принято решение о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки на 05.12.2019.

05.12.2019 в связи с неявкой Общества на рассмотрение материалов налоговой проверки решено отложить рассмотрение материалов налоговой проверки на 25.12.2019 (решение № 15-31 от 05.12.2019 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения, отложено на 25.12.2019 10 ч. 00 мин., решение № 15-32 от 05.12.2019 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для рассмотрения).

25.12.2019 в связи с неявкой Общества на рассмотрение материалов налоговой проверки рассмотрение материалов налоговой проверки отложено на 30.12.2019 (решение № 15-35 от 25.12.2019 г. об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения, решение № 15-36 от 25.12.2019 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для их рассмотрения).

30.12.2019 в связи с подготовкой налогоплательщиком дополнительных возражений на акт и дополнения к акту рассмотрение материалов налоговой проверки отложено на 28.01.2020 (решение № 15-37 от 30.12.2019 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки).

28.01.2020 в связи с представлением дополнительных возражений Общества рассмотрение материалов налоговой проверки отложено на 27.02.2020 (решение № 15-03 от 28.01.2020 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки).

27.02.2020 в связи с необходимостью привлечения свидетелей
для установления наличия/отсутствия обстоятельств и фактов нарушений принято решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 26.03.2020 (решение № 15-06 от 27.02.2020 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой
проверки, решение № 15-07 от 27.02.2020 о привлечении к участию в
рассмотрении дела о налоговом правонарушении ФИО6, решение № 15-08 от 27.02.2020 о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом
правонарушении Петраковой Н.В).

26.03.2020 свидетели ФИО7, ФИО6 на рассмотрение материалов налоговой проверки ООО «Нафто-Логистик» не явились, в связи с неявкой свидетелей рассмотрение материалов налоговой проверки отложено на 07.05.2020 (решение № 15-11 от 26.03.2020 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, решение № 15-12 от 26.03.2020 о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении ФИО6, решение № 15-13 от 26.03.2020 о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении Петраковой Н.В).

07.05.2020 рассмотрение не состоялось в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее - Постановление № 409), в период до 31.05.2020 включительно приостановлено течение сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок. В связи с чем, рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 05.06.2020 в 10 ч. 00 мин.

05.06.2020 рассмотрение не состоялось в связи с продлением приостановления течения сроков в соответствии с пунктом 4 Постановления № 409 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2020 № 792), в период до 30.06.2020 включительно приостановлено течение сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок. В связи с чем рассмотрение назначено на 07.07.2020 в
10 ч. 00 мин.

07.07.2020 свидетели ФИО7, ФИО6 на рассмотрение материалов налоговой проверки ООО «Нафто-Логистик» не явились, принято решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 07.08.2020 (решение № 14-18 от 07.07.2020 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, решение
№ 14-19 от 07.07.2020 о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении ФИО6, решение № 14-20 от 07.07.2020 о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении Петраковой Н.В).

07.08.2020 материалы налоговой проверки рассмотрены (акт №15-06 от 28.06.2020 г. налоговой проверки, письменные возражения налогоплательщика на акт налоговой проверки № 15-06 от 28.06.2019, материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, дополнение от 23.10.2019 к акту налоговой проверки № 15-06, письменные возражения на дополнение от 23.10.2019 к акту налоговой проверки № 15-06, дополнительно представленные Обществом письменные возражения, иные материалы налоговой проверки).

Из материалов дела следует, что решение налогового органа по выездной налоговой проверке от 07.08.2020 вручено представителю Общества 14.08.2020, в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия не обжаловалось. Следовательно, указанное решение вступило в законную силу 15.09.2020.

В связи с неуплатой ООО «Нафто-Логистик» суммы пени в размере
1 128 085,62 руб., начисленной по решению от 07.08.2020 № 14-05 и возникновением у налогоплательщика задолженности в указанной сумме, Инспекция 17.09.2020 в адрес налогоплательщика выставила требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) № 77869 по состоянию на 17 сентября 2020 года со сроком добровольной уплаты до 02.11.2020 (л.д. 13-14, т.1).

В указанном требовании также содержится основание взыскания – Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.08.2020 №14-05.

Не согласившись с Требованием № 77869, заявитель обжаловал его в Управление.

По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом было вынесено решение от 20.10.2020 №15-14/13269, которым жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения (л.д. 39-43. т.1).

Полагая, что Требование № 77869 Инспекции не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 63 постановления Пленума ВС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», все ненормативные правовые акты (равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа), являющие собой механизм реализации решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми начислены суммы налога, пеней, штрафа, могут быть обжалованы в судебном порядке только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа либо грубого нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.

С учетом вышеуказанного разъяснения, при рассмотрении настоящего заявления о признании требования № 77869 недействительным у суда отсутствуют правовые основания для проверки обоснованности начисления спорных сумм налога, пеней, штрафа, а также проверки соблюдения налоговым органом процедуры принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.08.2020 № 14-05.

В соответствии со статьями 23, 31 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а налоговый орган, в случае неисполнения данной обязанности, вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени, в порядке, установленном НК РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (статья 45 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.

Как следует из материалов дела, решение Инспекции от 07.08.2020 № 14-05 о привлечении к отвлеченности за совершение налогового правонарушения вступило в силу 15.09.2020, требование №77869 выставлено инспекцией налогоплательщику 17.09.2020 и получено налогоплательщиком в тот же день.

В оспариваемом требовании указаны размер задолженности, а также основания взыскания налогов (пени, штрафа) и срок исполнения.

Таким образом, требование № 77869 выставлено инспекцией налогоплательщику с соблюдением положений статьей 45, 69, 70 НК РФ.

Довод Общества, что Инспекция утратила возможность принудительного взыскания спорной недоимки по налогам, пеням, штрафам, доначисленной на основании принятого по итогам выездной налоговой проверки решения от 07.08.2020, поскольку решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна была принять не позднее 06.12.2019, отклоняется судом, поскольку основан на неверном толковании налогового законодательства и положений Постановления Пленума ВАС РФ № 57.

Из содержания пункта 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57
«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и Определения Конституционного суда Российской Федерации от 20.04.2017 № 790-О следует, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, установленных п. 2. ст. 88, п. 6 ст. 89, п. п. 1 и 5 ст. 100, п. п. 1, 6, 9 ст. 101, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пени, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения таких действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Из указанных положений следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер по взысканию налога, пеней, штрафа данные сроки (сроки на принудительное взыскание, а не сроки, регламентирующие порядок осуществления мероприятий налогового контроля) учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Процесс принудительного взыскания начинается с направления Налогоплательщику требования об уплате суммы налога, пеней, штрафа, срок направления которого предусмотрен статьей 70 НК РФ.

Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 № 13592/04, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

Следовательно, Налоговым кодексом РФ для каждого этапа установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, при нарушении одного из этапов процедуры взыскания налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия по осуществлению последующего этапа процедуры взыскания, то есть налоговый орган утрачивает полномочия по бесспорному внесудебному взысканию.

Таким образом, в случае нарушения именно сроков на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафа, суд учитывает данные сроки в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

С учетом изложенного, из буквального содержания указанных положений Постановления Пленума № 57 и Постановления Президиума ВАС РФ № 13592/04 следует, что проверке подлежат сроки на принудительное взыскание налоговой задолженности, начало течения которых связано с выставлением требования.

Иное толкование положений пункта 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 применительно к фактическим обстоятельствам настоящего спора, по сути, приведет к выводам о невозможности обеспечения принудительного взыскания налога на основании вступившего в силу решения Инспекции еще до вступления такого решения в силу.

Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О разъяснено, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке).

Ввиду того, что в рассматриваемом случае при выставлении требования № 77869 от 17.09.2020 об уплате налога, пеней, штрафа Инспекцией соблюден срок, установленный пунктом 2 статьи 70 НК РФ (решение по проверке вступило в законную силу 14.09.2020), доводы Общества являются необоснованными, порядок исчисления сроков на принятие мер по взысканию налогов, пеней, штрафа в принудительном порядке налоговым органом не изменен.

Кроме того, сроки проведения выездной проверки в отношении заявителя, а также сроки приостановления проведения проверки инспекцией не нарушены.

В рассматриваемом случае вынесение решения по итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ООО «Нафто-Логистик» 07.08.2020 обусловлено объективными причинами: нахождением налогоплательщика в командировке, представлением ходатайств об отложении (продлении), отведением времени для рассмотрения письменных возражений налогоплательщика, возможности ознакомления с материалами проверки и материалами, полученными при проведении ДМНК, необходимостью привлечения на рассмотрение свидетелей, приостановлением сроков рассмотрения результатов ВНП на основании Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (ред. от 11.07.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

Таким образом, неоднократное отложение сроков рассмотрения материалов проверки ВНП, и как следствие вынесение решения только 07.08.2020, совершены с целью соблюдения прав налогоплательщика, предоставленных ему Налоговым кодексом, для обеспечения его возможности защитить свои права, а также в целях полного и всестороннего исследования материалов ВНП, установления обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, с учетом доводов и возражений налогоплательщика.

Следовательно, довод Общества о том, что Инспекция, при применении мер взыскания, нарушила сроки и незаконно вторглась в имущественную сферу налогоплательщика, является необоснованным и не соответствующее статье 70 НК РФ.

Доводы общества о том, что продление сроков проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по ней нарушает имущественные права, так как на сумму недоимки, указанную в решении инспекции, обществу начислены пени за весь период рассмотрения материалов проверки, не подлежат принятию в виду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 72, пунктам 1, 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.

Как таковая несвоевременность принятия инспекцией решения по итогам проверки не влияет на начисление пеней и не нарушает имущественных прав общества как налогоплательщика, поскольку у него имеется обязанность по уплате доначисленных сумм налогов.

Следует указать, что налогоплательщику было известно о доначислении налоговым органом сумм налога еще до вынесения решения, акт налоговой проверки вручен Обществу 18.07.2019. После получения акта налоговой проверки у налогоплательщика имелась возможность уплатить доначисленные налоги в более ранние сроки до вынесения решения для исключения начисления пени.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ООО «Нафто-Логистик».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины относятся на Заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Нафто-Логистик» требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья А.А. Бурдуковская