ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5201/09 от 15.02.2010 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Улан-Удэ

17 февраля 2010 года Дело №А10-5201/2009

Резолютивная часть судебного акта объявлена 15 февраля 2010 года

В полном объеме решение изготовлено 17 февраля 2010 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи В.И.Ботоевой, при ведении протокола помощником ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВЕАС фьючер» о признании недействительным постановления ОВД по г.Северобайкальск б/н., б/д. о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности общества и незаконными действий по осмотру и изъятию вещей.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ВЕАС фьючер» (далее- общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления ОВД по г.Северобайкальску б/н., б/д. о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности общества и незаконными действий по осмотру помещения «Мир лотереи», расположенного по адресу: пер. Пролетарский д.7, г.Северобайкальск, по изъятию приходных и расходных квитанций, процессора «Velton», ключей от лотерейного оборудования, слипов, ключей от входной двери, оформленных протоколом осмотра места происшествия от 02.11.2009.

Заявитель, ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель общества, присутствовавший ранее на судебных заседаниях, пояснял, что оспариваемое постановление и действия являются незаконными. Пункт 25 части 1 статьи 11 Закона РФ «О милиции», на который имеется ссылка в постановлении, и приказ МВД России от 02.08.2005 №636 утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 26.12.2008 №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Документы, свидетельствующие об осуществлении действий в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, при проведении проверки не представлялись. Постановление о проведении выемки (изъятия) документов и имущества представителю общества также не предъявлялось и не вручалось, что свидетельствует о незаконности действий сотрудников ОВД. Акт или протокол изъятия имущества, акт по результатам проведенной проверки сотрудниками ОВД по г.Северобайкальску не составлялся и его копия представителю общества не вручалась.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился. Представил письменные возражения на заявление. Указал, что проверка общества проведена на основании сообщения Межрайонной ИФНС России №4 по РБ от 01.10.2009 №2391. В соответствии с пунктом 31 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации, утвержденной приказом МВД от 01.12.2005 №985, проверка осуществлялась в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Подпунктом 1 пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются сведения, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Согласно пункту 2 статьи 176 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Действия по изъятию осуществлены сотрудниками ОВД в соответствии с пунктом 3 статьи 177 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с обнаружением при проверке приходных и расходных квитанций (слипов) в большом количестве и недостатком времени для их пересчета, обнаруженные вещи были изъяты с занесением соответствующей информации в протокол осмотра места происшествия от 02.11.2009. Действия сотрудников ОВД по г.Северобайкальску совершены в рамках уголовного законодательства. Постановление о проведении проверки (ревизии) общества, вынесенное со ссылкой на недействующую норму права не имеет юридического значения для принятия правового решения и не влечет правовых последствий в отношении общества.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Первым заместителем начальника отдела- начальником КМ ОВД по г.Северобайкальску майором милиции ФИО2 в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции» вынесено постановление без номера и даты о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности ООО «ВЕАС фьючер»- осмотра места происшествия помещения ООО «ВЕАС фьючер» в <...>.

02 ноября 2009 года проведен осмотр помещения общества и изъяты приходные и расходные квитанции, процессор «Velton», ключи от лотерейного оборудования, слипов, входной двери. О чем начальником ОУР ОВД по г.Северобайкальск капитаном милиции ФИО3 составлен протокол осмотра от 02.11.2009.

Заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Осмотр и действия по изъятию совершены с соблюдением норм Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Пункт 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции», в соответствии с которым вынесено постановление о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности б/н., б/д., утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности».

Данный закон вступил в законную силу 10.01.2009, то есть на дату проверки- 02.11.2009, право у милиции на проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности общества отсутствовало.

Таким образом, вынесение оспариваемого постановление со ссылкой на недействующую норму права незаконно.

Вместе с тем, постановление о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности общества без номера и даты не нарушает прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла данной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность следующих обстоятельств: соответствие оспариваемого ненормативного правового акта и оспариваемых действий по осмотру и изъятию, действующему законодательству, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также нарушение этими действиями прав и законных интересов заявителя.

Само по себе постановление о проведении проверки не может являться основанием для производства осмотра и изъятия предметов ввиду того, что указанные действия могут осуществляться в порядке статей 176, 177 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, постановление не повлекло нарушение прав и законных интересов общества.

Действия сотрудников ОВД г.Северобайкальска по осмотру помещения «Мир лотереи», расположенного по адресу: пер. Пролетарский д.7, г.Северобайкальск, совершены правомерно.

Законом Республики Бурятия «О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр в Республике Бурятия» от 04.06.2007 №2290-III установлен запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.

01.10.2009 в ОВД по г.Северобайкальску поступила информация от Межрайонной ИФНС России №4 по РБ об осуществлении азартных игр по адресу: <...>.

Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, а также порядок ведомственного контроля за его соблюдением установлен Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (далее- Инструкция), утвержденной приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 01.12.2005 №985.

В соответствии пунктом 31 Инструкции проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Осуществление предпринимательской деятельности, в том числе без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере образует состав преступления, предусмотренного статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Постановлением заместителя Северобайкальского межрайонного прокурора от 02.11.2009 постановление органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела по материалам, поступившим 01.10.2009 от Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Бурятия, по факту осуществления обществом деятельности по организации азартных игр, отменено. Органу дознания указано на необходимость проведения дополнительной проверки для установления размера ущерба, причиненного деятельностью общества, и принятия правового решения по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, сотрудники ОВД по г.Северобайкальску действовали в рамках постановления заместителя Северобайкальского межрайонного прокурора и статей 176, 177 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 176 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, не терпящих отлагательств, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Согласно пункту 3 статьи 177 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, если для проведения осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

Из протокола осмотра от 02.11.2009 следует, что действительно документы и предметы изъяты в большом количестве и вследствии этого необходимо продолжительное время для их осмотра.

Таким образом, действия по осмотру помещения общества и изъятию предметов произведены в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья В.И.Ботоева