ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5261/2023 от 20.10.2023 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

20 октября 2023 года                                                                               Дело № А10-5261/2023

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 20 октября 2023 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дэшэн» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Бурятской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 01.08.2023 по делу №10718000-1077/2023,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности, удостоверение адвоката,

от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности от 27.12.2022 № 12-03-21/14069, диплом о юридическом образовании; ФИО3, представителя по доверенности от 20.12.2022 № 06-53/14098, диплом о юридическом образовании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Дэшэн» (далее – ООО «Дэшэн», заявитель) обратилось в суд с заявлением к Бурятской таможне (далее – таможенный орган, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 01.08.2023 по делу №10718000-1077/2023.   

В обоснование заявления указано, что оспариваемым постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 840 845,93 рублей. Как указано административным органом, нарушение выразилось в невыполнении обществом в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств на сумму 16 487 175 рублей по внешнеторговому контракту № JY-2022-U1 от 16.03.2022, заключенному между резидентом и нерезидентом. По мнению общества, внешнеторговая деятельность, при которой возникает обязанность у резидента по репатриации денежных средств, всегда носит легитимный характер, то есть внешнеторговый контракт имеет юридическую силу, перемещение товара осуществлено без нарушения закона, а у резидента возникает обязанность по обеспечению получения денежных средств от нерезидента за поставленные товары. При этом незаконное перемещение товара через таможенную границу не может признаваться экспортом и не может являться внешнеторговой деятельностью, в том смысле, в каком она закреплена в Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В данном случае, в отношении руководителя ООО «Дэшэн» гражданина Сюй Дэшэн Бурятской таможней возбуждены уголовные дела, в том числе по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 226.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Согласно диспозиции части 1 статьи 226.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, контрабанда - это незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов (в рассматриваемой ситуации- лесоматериалов хвойных пород из сосны обыкновенной) через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС. Следовательно, требования валютного законодательства в части обязанности резидента по репатриации денежных средств, при совершении контрабанды, применению не подлежат. Внешнеторговый контракт № JY-2022-U1 от 16.03.2022 является недействительной сделкой в силу ничтожности (независимо от такого признания) и не влечет каких-либо правовых последствий, в том числе по возникновению у ООО «Дэшэн» обязательств по обеспечению надлежащего исполнения или прекращения обязательств. При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения не может быть признано доказанным. Кроме того, таможенным органом принято постановление о назначении административного наказания при наличии обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности, в том числе ввиду отсутствия вины юридического лица. Часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает запрет на привлечение к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо данного юридического лица уже привлечено к административной ответственности, если таким юридическим лицом приняты все возможные меры для соблюдения требований законодательства. Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц, которые представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление. Сюй Дэшэн является единственным учредителем и выступает единоличным исполнительным органом- генеральным директором, является единственным работником общества. В рамках уголовного дела, в отношении Сюй Дэшэна избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в период с 06.05.2022 по 30.12.2022 он находился в СИЗО г.Улан-Удэ. При таких обстоятельствах, с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 28.12.2020 №50-П, избрание меры пресечения в отношении Сюй Дэшэна в виде заключения под стражу фактически исключает возможность вести бизнес и управлять юридическим лицом, что в свою очередь, свидетельствует о невозможности принятия юридическим лицом мер, направленных на недопущение нарушения законодательства о валютном регулировании. 

Представители Бурятской таможни в ходе рассмотрения дела возражали против заявленного требования по доводам, изложенным в отзыве. Пояснили, что таможенным органом установлено, что 16 марта 2022 года ООО «Дэшэн» (Продавец) заключило внешнеторговый контракт № JY-2022-U1 (далее -контракт) с Обществом с ограниченной ответственностью Хэйлунцзянская международная торговая компания «Цзяюнь» КНР (Покупатель), на поставку товара «пиломатериалы хвойных пород» на общую сумму 328 500 000 рублей. ООО «Дэшэн», являющееся стороной по экспортному контракту, 18.03.2022 осуществило постановку внешнеторгового контракта № JY-2022-U1 от 16.03.2022 на учет в уполномоченном банке. На основании пункта 5.5. Инструкции № 181-И вышеуказанному контракту присвоен уникальный номер № 22030007/3349/0059/1/1. В счет исполнения условий контракта ООО «Дэшэн» задекларировало товар «пиломатериалы» на общую сумму 68 876 325 рублей. Фактически товары вывезены на общую сумму 16 487 175 рублей, что подтверждено соответствующими ДТ и материалами дела об АП. Согласно ведомости банковского контроля по УНК № 22030007/3349/0059/1/1 оплата за товар не поступала. Ожидаемый срок поступления оплаты за переданный нерезиденту товар установлен до 31.12.2022 согласно пункту 7 контракта № JY-2022-U1 от 16.03.2022. До указанного срока оплата за переданные нерезиденту товары не поступила. Информация об исполнении обязательств по контракту иным способом, разрешенным законодательством Российской Федерации, дополнительные соглашения о продлении срока исполнения обязательств и срока действия контракта ни уполномоченным банком, ни участником ВЭД не представлены. Пояснения от представителя по доверенности ФИО4, представленные в ходе проверки соблюдения резидентом ООО «Дэшэн» актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования по контракту № JY-2022-U1 от 16 марта 2022 года, свидетельствуют о законности заключенного контракта и осуществлению Обществом внешнеторговой деятельности в рамках указанного контракта, что противоречит доводам, заявленным в суде. При таких обстоятельствах, постановление Бурятской таможни № 10718000-1078/2023 является законным и обоснованным. Назначенное обществу административное наказание в виде штрафа в размере 840 845,93 рублей согласуется с его предупредительными целями, отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. При назначении административного наказания в виде административного штрафа таможенным органом приняты во внимание требования части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, учтены совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению. Так, ООО «Дэшэн» привлекалось к административной ответственности по частям 1, 2 статьи 16.2 КоАП РФ, следовательно, административное правонарушение, рассматриваемое в настоящем деле, совершенное обществом 10 января 2023 года, не является впервые совершенным административным правонарушением. Отметили, что материалами административного дела подтверждается, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, при наличии у него возможности для их соблюдения. Указали, что Сюй Дэшэн освобожден из-под стражи 30 декабря 2022 года. В период с 30 по 31 декабря 2022 года, в рамках действия контракта, он имел возможность принять все зависящие от него меры для недопущения совершения административного правонарушения. Находясь на свободе, по истечении 45 дней с даты поступления оплаты, определенной контрактом, им также не предприняты действий для соблюдения таможенного законодательства.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Дэшэн» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.11.2021 за основным государственным регистрационным номером <***>.  

16 марта 2022 года ООО «Дэшэн» (Продавец) заключило внешнеторговый контракт № JY-2022-U1 (далее - контракт) с обществом с ограниченной ответственностью Хэйлунцзянская международная торговая компания «Цзяюнь» (Покупатель), КНР, на поставку товара «пиломатериалы хвойных пород» на общую сумму 328 500 000 рублей.

Цена на товар оговаривается в Спецификации на условиях FCA Тальцы, DAP Наушки, DAP Забайкальск. Право собственности переходит в момент выпуска товара региональной таможней, дата определяется по отметке «Выпуск разрешен» в декларации на товар (далее - ДТ). Поставка товара осуществляется железнодорожным транспортом согласно Спецификации. Датой поставки считается дата штемпеля станции перехода через государственную границу Российской Федерации.

Согласно пункту 7 контракта расчеты будут производиться банковским переводом на валютный счет продавца. Оплата товара по этому контракту должна быть осуществлена в юанях КНР либо Российских рублях в срок до 31 декабря 2022 года, после отгрузки каждой партии товара. Возможна предоплата. Возможна оплата третьей стороной - нерезидентом Российской Федерации. В случае несвоевременной оплаты Покупатель обязан компенсировать все штрафные санкции, предъявленные Продавцу банком и таможней и уплатить штраф в размере 0,1% от стоимости поставленного товара за каждый день просрочки.

Пунктом 8 контракта установлено, что все споры, могущие возникнуть при исполнении настоящего контракта, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом суде при ТПП РФ.

18 марта 2022 года, в соответствии с пунктом 5 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», ООО «Дэшэн»  осуществило постановку внешнеторгового контракта № JY-2022-U1 от 16.03.2022 на учет в уполномоченном банке.

Уполномоченный банк на основании пункта 5.5. Инструкции № 181-И присвоил вышеуказанному контракту уникальный номер № 22030007/3349/0059/1/1. В Разделе 3 «Общие сведения о контракте» указана дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2022.

В счет исполнения условий контракта ООО «Дэшэн» задекларировало товар «пиломатериалы», товарная позиция 4407 по ТН ВЭД ЕАЭС на общую сумму 68 876 325 рублей.

В ходе анализа отчета «Контроль фактического вывоза» ИСС «Малахит» таможенным органом установлено, что фактически товары вывезены на общую сумму 16 487 175 рублей, при этом по ДТ № 10720010/230322/3020108 товар № 1 вывезен в количестве 40,99 м3, против задекларированного 81,09 м3 (количество указано с припусками). Соответственно, общая фактурная стоимость по указанной ДТ составляет 294 750 рублей (заявлено 76,00 м3 без припусков*7500 рублей = 570 000 рублей, с припусками объем составляет 81,09 рублей. Фактически вывезено 38,40 без припусков * 7500 рублей = 288 000 рублей, с припусками объем составляет 40,99 м3). Итого 288 000 рублей (цена товара № 1) + 6750 рублей (цена товара № 2) = 294 750 рублей.

Номер ДТ

Дата регистрации ДТ

Фактурная стоимость

10720010/210322/3019345

21.03.2022

532 275.00

10720010/210322/3019378

21.03.2022

546 450.00

10720010/210322/3019424

21.03.2022

553 800.00

10720010/210322/3019515

21.03.2022

569 250.00

10720010/210322/3019521

21.03.2022

568 050.00

10720010/210322/3019531

21.03.2022

566 100.00

10720010/230322/3020012

23.03.2022

550 875.00

10720010/230322/3020069

23.03.2022

577 725.00

10720010/230322/3020108

23.03.2022

294750,00

10720010/230322/3020165

23.03.2022

558 675.00

10720010/230322/3020203

23.03.2022

569 400.00

10720010/230322/3020218

23.03.2022

562 950.00

10720010/2303 22/3020227

23.03.2022

567 750.00

10720010/230322/3020230

23.03.2022

566 325.00

10720010/240322/3020463

24.03.2022

548 250.00

10720010/250322/3020676

25.03.2022

547 500.00

10720010/250322/3020684

25.03.2022

540 750.00

10720010/250322/3020695

25.03.2022

538 350.00

10720010/250322/3020712

25.03.2022

552 300.00

10720010/250322/3020723

25.03.2022

538 050.00

10720010/250322/3020739

25.03.2022

544 350.00

10720010/250322/3020763

25.03.2022

570 675.00

10720010/250322/3020831

25.03.2022

582 225.00

10720010/250322/3020848

25.03.2022

584 175.00

10720010/260322/3021027

26.03.2022

570 600.00

10720010/260322/3021037

26.03.2022

549 975.00

10720010/260322/3021048

26.03.2022

568 575.00

10720010/260322/3021071

26.03.2022

549 300.00

10720010/260322/3021074

26.03.2022

561 075.00

10720010/260322/3021075

26.03.2022

556 650.00

В отношении товаров на сумму 52 107 150 рублей выявлены признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 226.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, возбуждено уголовное дело № 12204009302000010 от 04.05.2022, товары таможенную границу ЕАЭС не пересекали.

Согласно ведомости банковского контроля по УНК № 22030007/3349/0059/1/1 оплата за товар не поступала. Ожидаемый срок поступления оплаты за переданный нерезиденту товар установлен до 31.12.2022, согласно пункту 7 контракта № JY-2022-U1 от 16.03.2022. До указанного срока оплата за переданные нерезиденту товары не поступила. Информация об исполнении обязательств по контракту иным способом, разрешенным законодательством Российской Федерации, дополнительные соглашения о продлении срока исполнения обязательств и срока действия контракта ни уполномоченным банком, ни участником ВЭД не представлены.

Письмом Бурятской таможни от 27.04.2023 № 10-06-11/04479 на юридический адрес ООО «Дэшэн» направлено уведомление о составлении 15 мая 2023 года протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица с вопросами по факту неисполнения обязательств по контракту № JY-2022-U1 от 16 марта 2022 года.  Уведомление получено генеральным директором Сюй Дэшэном лично 27.04.2023 в присутствии представителя по доверенности ФИО4

15 мая 2023 года от представителя по доверенности ФИО4 поступило пояснение на уведомление о составлении протоколов об административном правонарушении от 27 апреля 2023 года № 10-06-11/04479, согласно которому оплата за товар по контракту № JY-2022-U1 от 16 марта 2022 года произведена на расчетный счет, открытый в АО «Россельхозбанк». При этом оплата произведена за нерезидента иной китайской коммерческой организацией, о чем свидетельствуют выписки по счетам за март 2022 года, а также копии платежных поручений.

Изучив представленные документы, таможенный орган установил, что указанные выписки по счетам и платежные поручения не могут являться подтверждением факта оплаты за товар, так как в выписках по счетам невозможно идентифицировать номера контрактов, по которым поступили денежные средства на общую сумму 24 999 600 рублей. В графе «назначение платежей» в платежных поручениях, оформленных нерезидентом 23.03.2022 на сумму 10 000 000 рублей и 29.03.2022 на сумму 10 000 000 рублей, указан внешнеторговый контракт от 21.03.2022 № MHQ-2022-224A. Согласно анализу базы данных валютного контроля АС «Валютный контроль» указанные платежи от 23.03.2022 и от 29.03.2022 отражены в программном средстве в ведомости банковского контроля по УНК № 22030009/3349/0059/1/1 (контракт от 21.03.2022 № MHQ-2022-224A).

В целях установления фактических данных по исполнению внешнеторгового контракта в адрес ООО «Дэшэн» Бурятской таможней направлен запрос от 15.05.2023 № 10-06-11/05149 о предоставлении документов, подтверждающих, что платежи на общую сумму 24 999 600 рублей произведены по контракту № JY-2022-U1 от 16.03.2022. Согласно информации представителя по доверенности ФИО4 директором ООО «Дэшэн» Сюй Дэшэном такие документы не представлены.

Письмом Бурятской таможни от 24.05.2023 № 10-06-11/05499 на юридический адрес ООО «Дэшэн» направлено уведомление о составлении 31 мая 2023 года протокола об административном правонарушении. Уведомление получено генеральным директором Сюй Дэшэном лично 26.05.2023.

31 мая 2023 года ООО «Дэшэн» представлены выписка по счетам из ПАО ВТБ за период с 01.12.2021 по 31.05.2023, выписка по счетам из АО «Россельхозбанк» за период с 04.03.2023 по 23.05.2023. Бурятской таможней установлено, что в указанных выписках информация о зачислении денежных средств по контракту, заключенному с Хэйлунцзянской международной торговой компанией «Цзяюнь», отсутствует. Ответы на вопросы, касающиеся исполнения внешнеторгового контракта № JY-2022-U1 от 16.03.2022 не представлены.

Также, таможенным органом установлено:

- условиями внешнеторгового контракта № JY-2022-U1 от 16.03.2022 не предусмотрены иные способы исполнения или прекращения обязательств по Контракту, разрешенные законодательством Российской Федерации;

- согласно данным Автоматизированной подсистемы предоставления государственных услуг в электронном виде (АПС «Электронные госуслуги»), у ООО «Дэшэн» отсутствуют счета в зарубежных банках;

- договора уступки, новации ООО «Дэшэн», уполномоченным банком не представлены;

- ООО «Дэшэн» документы в соответствии с пунктом 8.1 Инструкции № 181-И в уполномоченный банк не представляло;

- МКАС при ТПП РФ  в письме № 1800-4/792 от 21.04.2023 (вх. от 16.05.2023 № 06492) предоставлена информация о том, что ООО «Дэшэн» с исковыми заявлениями в отношении иностранных контрагентов не обращалось;

- документы, подтверждающие, что платежи, отраженные в выписках по счетам ООО «Дэшэн», относятся к внешнеторговому контракту № JY-2022-U1 от 16.03.2022, не представлены.

С учетом установленных обстоятельств административный орган пришел к выводу о нарушении ООО «Дэшэн» пункта 4 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ, а именно невыполнении в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств на сумму 16 487 175 рублей по внешнеторговому контракту № JY-2022-U1 от 16.03.2022, заключенному между резидентом и нерезидентом

31 мая 2023 года главным государственным таможенным инспектором в отношении ООО «Дэшэн» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ

01 августа 2023 года заместителем начальника Бурятской таможни вынесено постановление по делу об административном правонарушении №10718000-1077/2023 о привлечении ООО «Дэшэн» к административной ответственности, предусмотренной частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ, назначен штраф в размере 840 845,93 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Дэшэн» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 23.60 КоАП РФ, Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 2.1, 4 - 5 и 6 - 6.5 статьи 15.25 настоящего Кодекса.

Согласно Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 N 636, Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции органа валютного контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 23.60 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

2.1) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с п. 3.2 Перечня должностных лиц, таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержденного приказом ФТС России от 02 декабря 2014 года № 2344, главный государственный таможенный инспектор вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Дэшэн» составлен уполномоченным должностным лицом, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ, также рассмотрено уполномоченным должностным лицом.

Из оспариваемого постановления следует, что ООО «Дэшэн» привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

Частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлено, что  невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента; на должностных лиц - от 3 до 5 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, но не более тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и контроля.

Объективная сторона правонарушения выражена в форме бездействия, то есть в непринятии зависящих от лица мер по получению денежных средств (по обеспечению исполнения обязательства) или прекращению обязательства законными способами.

Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Законом № 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 указанного Закона).

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ.

Так, в соответствии с частью 2 названной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Согласно частью 4 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле) резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, были отменены.

Невыполнение указанной обязанности образует событие правонарушения, предусмотренного частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

Изучив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает доказанным наличие в действиях юридического лица события вменяемого административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении ООО «Дэшэн» требований пункта 4 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ, а именно в невыполнении в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств на сумму 16 487 175 рублей по внешнеторговому контракту № JY-2022-U1 от 16.03.2022, заключенному между резидентом и нерезидентом.

При этом довод заявителя о том, что требования валютного законодательства в части обязанности резидента по репатриации денежных средств не подлежат применению при незаконном перемещении стратегически важных товаров и ресурсов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС (контрабанда), судом не принимается, поскольку признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 226.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, выявлены в отношении товара, не пересекшего таможенную границу ЕАЭС, при том, что событие вменяемого административного правонарушения образует неисполнение обязанности по исполнению или прекращению обязательств на сумму 16 487 175 рублей в отношении вывезенного товара по указанному контракту.

Между тем, в силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Частью 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности различных субъектов: как должностного, так и юридического лица.

Судом установлено и таможней не оспаривается, что за нарушение требований пункта 4 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ к административной ответственности по части 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ помимо общества привлечен также его директор Сюй Дэшэн (постановление таможни от 01.08.2023 N 10718000-1078/2023).

Правовое положение хозяйствующих субъектов - обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников, порядок создания, порядок управления обществом, реорганизация и ликвидация общества непосредственно регулируется нормами Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона N 14-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (статья 40 Закона N 14-ФЗ).

Все действия юридического лица, как коллективного субъекта права опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление; следовательно, соответствующие действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица (статья 402 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2020 N 17-П, определяя, таким образом пределы, в которых несет административную ответственность юридическое лицо, законодатель, хотя и не считает вину юридического лица тождественной вине лица физического или совокупной виновности нескольких физических лиц, тем не менее признает наличие связи между привлечением к административной ответственности юридического лица и виновными действиями (бездействием) физического лица, тем более что конечной целью наказания юридического лица со всей очевидностью является воздействие на волю и сознание связанных с ним физических лиц, с тем, чтобы добиться частной превенции административных правонарушений.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что единственным работником ООО «Дэшэн» является его директор - Сюй Дэшэн, в должностные обязанности которого входит, в том числе представление интересов общества как в РФ, так и за ее пределами; совершение сделок от имени общества; распоряжение имуществом общества для обеспечения его текущей деятельности; заключение трудовых договоров с работниками, издание приказов о назначении на должность, об их переводе и увольнении (пункт 10 Устава).

С учетом того, что в штате ООО «Дэшэн» отсутствуют другие работники, кроме директора, в должностные обязанности которого входит осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, суд признает, что обществом приняты меры по возложению обязанностей соблюдения, в том числе положений таможенного законодательства (исполнение или прекращение в установленный срок обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации), на единоличный исполнительный орган общества- директора, а также созданию условий, необходимых для исполнения им указанных обязанностей (назначено ответственное лицо, осуществлена постановка внешнеторгового контракта № JY-2022-U1 от 16.03.2022 на учет в уполномоченном банке, осуществлено обеспечение техническими средствами).

Приходя к указанному выводу, суд отмечает, что административным органом в оспариваемом постановлении не указано на непринятие юридическим лицом мер для соблюдения требований законодательства, отличных от тех, которые должно было принять должностное лицо в связи с исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из постановления от 01.08.2023 N 10718000-1078/2023, вина должностного лица- генерального директора ООО «Дэшэн» выражается в неосторожности, так как он не предвидел наступления вредных последствий своего бездействия, хотя должен был их предвидеть и предотвратить, а именно: осуществить контроль за сроками и полнотой исполнения обязательств по внешнеторговому контракту № JY-2022-U1 от 16.03.2022, организовать ведение претензионной работы, либо заключить дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения обязательств, рассмотреть возможность исполнения обязательств иными способами, разрешенными законодательством либо альтернативным путем.

Принимая во внимание основания привлечения руководителя- единственного работника общества и общества к административной ответственности при установленных обстоятельствах, суд признает, что таможней не указано, какие меры ООО «Дэшэн» должно было еще принять, чтобы не допустить нарушение закона.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для применения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ.

Кроме того, обязательным элементом для признания вины юридического лица является установление наличия объективной возможности для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых юридическое лицо привлекается к ответственности.

Как указывает заявитель, у ООО «Дэшэн» отсутствовала реальная возможность принять все зависящие от него меры для исполнения нормативных требований, поскольку Сюй Дэшэн, являясь единственным учредителем и единственным работником общества, в период с 06.05.2022 по 30.12.2022 находился в СИЗО г. Улан-Удэ, при этом 06.05.2022 следственными органами по результатам проведенных обысков на базах и офисных помещениях ООО «Дэшэн» осуществлено изъятие всей документации.

Указанные обстоятельства таможенным органом при рассмотрении дела не опровергнуты.

Принимая во внимания данные обстоятельства, а также позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.12.2020 № 50-П, а также положения Федерального закона от 13.06.2023 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», суд соглашается с доводами заявителя о том, что избрание в отношении Сюй Дэшэн меры пресечения в виде заключения под стражу фактически не позволило продолжить осуществление предпринимательской деятельности обществом, а именно обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговому контракту № JY-2022-U1 от 16 марта 2022 года.

При этом суд отклоняет доводы таможенного органа о том, что 30.12.2023 Сюй Дэшэн освобожден из-под стражи, следовательно, в период с 30 по 31 декабря 2022 года, в рамках действия контракта, общество имело возможность принять все зависящие от него меры для недопущения совершения административного правонарушения. По мнению суда, указанный временной промежуток, не позволяет обществу принять меры  необходимые для недопущения правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО «Дэшэн» к административной ответственности.

Принятое таможенным органом постановление от 01.08.2023 по делу №10718000-1077/2023 о привлечении общества к административной ответственности по части 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 840 845,93 рублей незаконно и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И Л:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконными и отменить полностью постановление Бурятской таможни от 01.08.2023 по делу №10718000-1077/2023 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дэшэн» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 4.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                               Н.А.Логинова