ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5263/12 от 07.03.2013 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

07 марта 2013 года Дело № А10-5263/2012

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Путинцевой Н.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Саенко В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Тарбагатайского района» (671110, Республика Бурятия, с. Тарбагатай, ул. Пушкина, 76, ОГРН 1020300902621, ИНН 0319002570)

к индивидуальному предпринимателю Кононенко Ивану Анатольевичу (671360, Республика Бурятия, с. Бичура, ОГРН 311032707700066, ИНН 031902858302)

о взыскании 58 800 руб.

При участии в заседании

от истца: Лоцман Ольга Павловна – директор, предъявлен паспорт

от ответчика: не явился, считается извещенным, заказные письма возвращены по причине истечения срока хранения

установил:

Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Тарбагатайского района» (Центр занятости) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к индивидуальному предпринимателю Кононенко Ивану Анатольевичу о взыскании денежной суммы в размере 58 800 руб.

Определением Арбитражного суда от 20 декабря 2012 года исковое заявление принято, возбуждено производство по делу в порядке упрощенного производства.

Определением от 16 января 2013 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, информация о движении дела размещена на информационном интернет сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

Ответчик отзыв на исковое заявление не представил.

Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддерживает.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Предметом иска является требование истца о взыскании денежных средств в виде субсидии, предоставленной по договору.

Исковые требования мотивированы тем, что в рамках
 постановления Правительства РБ от 09.03.2011 №97 "Об утверждении Порядка и Условий предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета и средств республиканского бюджета в 2011 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия" ответчику была предоставлена субсидия. Ответчик обязательства, предусмотренные договором, не исполнил: не представил документы, подтверждающие произведенные расходы в установленный срок.

Правовым основанием истец указал нормы статьи 309, 310, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 №1011, из федерального бюджета в 2010 и 2011 годах предоставлялись субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Постановлением Правительства Республики Бурятия 09 марта 2011 №97 утвержден Порядок и Условия предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета и средств республиканского бюджета в 2011 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия, в целях, в том числе, содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (подпункт «з» пункта 1, далее – Порядок).

Участниками мероприятий являются безработные граждане, желающие организовать собственное дело, состоящие на учете в Центре занятости. Организация работы по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан возложена на органы службы занятости Республики Бурятия.

Условиями предоставления безвозмездной субсидии на организацию собственного дела являются: изъявление желания безработного гражданина организовать собственное дело, представление технико-экономического обоснования избранного вида деятельности; заключение соответствующего договора между центром занятости и гражданином; получение и представление свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в соответствии с заключенным с центром занятости договором (раздел 8 подпункт 2.1. Порядка).

Технико-экономическое обоснование избранного вида деятельности рассматривает экспертная комиссия. При положительном решении экспертной комиссии центр занятости заключает договор с гражданином, желающим заниматься предпринимательской деятельностью, в соответствии с которым гражданин обязуется организовать собственное дело. В договоре предусматриваются обязанность гражданина по представлению в центр занятости документов, подтверждающих обоснованность расходов на организацию и осуществление предпринимательской деятельности, произведенных в соответствии с технико-экономическим обоснованием (подпункты 2.3, 2.4).

Безвозмездная субсидия предоставляется на основании приказа центра занятости после представления гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (подпункт 2.8).

В случае нецелевого использования бюджетных средств и (или) нарушения условий договора, заключенного с центром занятости населения, гражданин обязан вернуть все полученные бюджетные средства в виде субсидии, а при наличии состава преступления гражданин несет уголовную ответственность перед государством.

Нецелевым использованием бюджетных средств является их расход на цели, не соответствующие виду деятельности, предусмотренному в технико-экономическом обосновании (пункт 3 раздела 8).

Контроль за правильностью расходования и целевым использованием бюджетных средств осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия - Агентством занятости и центрами занятости.

Из материалов дела следует, что Кононенко И.А. зарегистрирован в качестве безработного 18.02.2011 (карточка персонального учета гражданина ищущего работу №041002/1120, приказ о признании гражданина безработным от 18.02.2011 №049ДТ/1120).

Кононенко И.А. предоставил в Центр занятости Технико-экономическое обоснование проекта «Строй Плюс», который прошел экспертизу, и экспертной комиссией было принято решение о выдаче ответчику безвозмездной субсидии на организацию предпринимательской деятельности (протокол заседания комиссии от 09.03.2011).

Центр занятости и Кононенко И.А. заключили договор №549 от 10.03.2011, предметом которого является организация гражданином собственной предпринимательской деятельности в рамках Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда РБ на 2011 год (пункт 1.1.). Ответчик обязался:

- получить свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в течение трех рабочих дней после получения свидетельства предоставить его копию и выписку из ЕГРИП в Центр занятости,

- не позднее 3 месяцев с момента перечисления финансовых средств, предоставить в Центр занятости документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов (из средств субсидии), осуществленных в соответствие с технико-экономическим обоснованием, на организацию и осуществление предпринимательской деятельности (пункт 2.1).

Центр занятости обязался предоставить ответчику организационно-консультационные услуги по вопросам самозанятости, перечислить на лицевой счет Кононенко И.А. субсидию в размере 58 800 руб. в течение 5 рабочих дней после предоставления свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о внесении записи в ЕГРИП ( пункт 2.2.).

Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что в случае неиспользования (неполного использования) субсидий, а также в случае невыполнения обязательств по предоставлению документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, ответчик обязуется возвратить сумму субсидии в полном размере.

18 марта 2011 Кононенко И.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП (свидетельство серии 03 №001491162).

Платежным поручением №9 от 30.03.2011 истец перечислил ответчику субсидию в размере 58 800 руб.

В материалах дела отсутствуют и не представлены ответчиком доказательства предоставления истцу либо суду документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов из средств субсидии, осуществленных в соответствие с технико-экономическим обоснованием на организацию и осуществление предпринимательской деятельности, согласно условиям заключенного договора.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Исследовав и оценив представленные имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что ответчик не исполнил обязательства, предусмотренные пунктом 2.1.4 договора №549 от 10.03.2011.

В претензиях от 31.08.2011 №155, от 12.10.2011 №189 Центр занятости потребовал от предпринимателя представить оправдательные документы либо возвратить денежные средства. Добровольно ответчик условия договора не исполнил.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу, что выделенные из бюджета в качестве безвозмездной субсидии денежные средства подлежат возврату в размере 58 800 руб.

Расходы истца по государственной пошлине суд согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167- 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Тарбагатайского района» удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Кононенко Ивана Анатольевича (671360, Республика Бурятия, с. Бичура, ОГРН 311032707700066, ИНН 031902858302) в пользу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Тарбагатайского района» 60 800 рублей, из которых: 58 800 рублей – субсидия, предоставленная по договору № 549 от 10 марта 2011 года, 2 000 рублей – судебные расходы по государственной пошлине.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Кононенко Ивана Анатольевича (671360, Республика Бурятия, с. Бичура, ОГРН 311032707700066, ИНН 031902858302) в доход федерального бюджета 352 рубля – государственную пошлину.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Н.Г.Путинцева