АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Улан-Удэ
5 апреля 2013 года Дело № А10-5323/2012
Резолютивная часть судебного акта объявлена 1 апреля 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 5 апреля 2013 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Борголовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными пункта 1 раздела 1 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 3 декабря 2012 года № 04-12/71, требования о возмещении незаконно израсходованных средств федерального бюджета,
при участии:
заявителя – ФИО1 - представителя по доверенности от 31.08.2011 № 478, ФИО2 – представителя по доверенности от 14.01.2013 № 15,
ответчика – ФИО3 - представителя по доверенности от 09.01.2013 № 02-10-14-03/22,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – ФГБОУ ВПО «БГУ», Университет) обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - ТУ ФБН в Республике Бурятия, Управление) о признании недействительными пункта 1 раздела 1 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 3 декабря 2012 года № 04-12/71, требования о возмещении незаконно израсходованных средств федерального бюджета.
Представители заявителя в обоснование заявленных требований указали, что не согласны с выявленным нарушением бюджетного законодательства при назначении и выплате именных стипендий студентам БГУ за счет средств федерального бюджета на сумму 1 873 440 руб.
Распределение стипендиального фонда БГУ и процедура назначения студентам повышенной стипендии были произведены в порядке, установленном законодательством. Фактически назначались повышенные, не «именные» стипендии, так как они не были учреждены органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими или физическими лицами. Наименование «именные» стипендии для повышенных стипендий студентам было применено неправильно. Присвоение к повышенным стипендиям имен выдающихся деятелей носило номинальный характер, в целях воспитательной работы и материальной поддержки талантливых студентов, было призвано стимулировать и повышать мотивацию к успешному обучению, занятию научно-исследовательской деятельностью. Университет выплачивал повышенные стипендии как надбавку к государственной академической стипендии. Стипендиальный фонд был израсходован строго по его целевому назначению, а именно, на выплату государственных академических, повышенных академических стипендий. Стипендии в БГУ выплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и направлены строго на определенные цели.
Исходя из смысла предъявляемых в оспариваемом представлении требований, Университету необходимо произвести возмещение израсходованных бюджетных средств на академические («именные») и повышенные стипендии из внебюджетных средств Университета и выплатить академические и повышенные стипендии. В этом случае произойдет двойная выплата данных стипендий.
Просили удовлетворить заявленные требования, признать представление Управления в оспариваемой части недействительным.
ТУ ФБН в Республике Бурятия заявленные требования не признало, представлен отзыв. Представитель Управления возражала против заявленных требований, указала, что в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 9 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2011 № 487 (далее - Типовое положение), за счет средств федерального бюджета в 2011 году неправомерно произведены назначение и выплата именных стипендий имени Д.Банзарова, М.М.Хабаева, Т.А.Бертагаева, Г.Б.Шойдогбаевой, ректора БГУ студентам Университета. При этом студентам, получающим именные стипендии, государственные академические стипендии не назначались и не выплачивались.
Сославшись на ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, главу 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, пояснила, что представление не является мерой принуждения, применяемой в соответствии со статьей 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства. Представление носит информационный и разъяснительный характер, в настоящем случае представление не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера. Следовательно, не является ненормативным правовым актом, оспаривание которого подведомственно арбитражному суду
В удовлетворении заявленных Университетом требований просила отказать.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, арбитражный суд находит требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 24 сентября 2012 года руководителем ТУ ФБН в Республике Бурятия издан приказ № 123 о назначении проверки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет» отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в Университете за период с 01.01.2011 по 31.12.2011. Данным приказом установлен срок проведения ревизии с 25 сентября 2012 года по 13 ноября 2012 года.
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства, в том числе незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием.
По результатам проверки 23 ноября 2012 года составлен акт № 123. Данный акт вручен ректору Университета 23.11.2012.
3 декабря 2012 года Управлением вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 04-12/71, согласно которому ректору Университета предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства, в том числе: незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием - назначена и выплачена именная стипендия за счет средств федерального бюджета студентам ФГБОУ ВПО «БГУ», выплата которой должна осуществляться за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, собственных средств (раздел 1 пункт 1), а также предложено по нарушениям, изложенным в пунктах 1, 2, пунктах с 1 по 9 раздела II настоящего представления, рассмотреть вопрос о возмещении незаконно израсходованных средств федерального бюджета.
Университет, не согласившись с представлением в части пункта 1 раздела 1, соответствующего предложения о возмещении незаконно израсходованных средств федерального бюджета, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
По мнению Управления, оспариваемое представление не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, поскольку оно не влечет для заявителя каких-либо правовых последствий.
Данный довод судом не принимается.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Исходя из статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
В оспариваемом представлении от 3 декабря 2012 года № 04-12/71 содержатся выводы о неправомерном использовании ФГБОУ ВПО «БГУ» средств федерального бюджета, иных финансовых нарушениях, а также требования, обязывающие принять меры по данному представлению и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, оспариваемое представление органа бюджетного надзора принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, и оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данный вывод изложен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 № 6720/09.
Управление в ходе проверки сделало вывод о нарушении Университетом статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 8 и 9 Типового положения при назначении и выплате именных стипендий, по мнению ТУ ФБН в Республике Бурятия Университетом допущено незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием, в размере 1 873 440 руб.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
составляет и исполняет бюджетную смету;
принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
На основании подпункта 4 пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее – Закон об образовании) государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством, в том числе предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона об образовании студенты имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения (далее - студенты очной формы обучения) и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей в порядке и на условиях, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 № 487 утверждено Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (далее – Типовое положение).
Согласно пункту 2 Типового положения стипендии, являясь денежной выплатой, назначаемой учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, слушателям и студентам из числа граждан, проходивших военную службу, студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях, подразделяются на:
стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации;
государственные стипендии для аспирантов и докторантов;
государственные академические стипендии;
государственные социальные стипендии;
именные стипендии;
государственные стипендии для учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования;
государственные стипендии для слушателей и студентов из числа граждан, проходивших военную службу, федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
В соответствии с п.5 Типового положения государственные академические и социальные стипендии назначаются студентам, обучающимся в образовательных учреждениях, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 6 Типового положения предусмотрено, что государственные академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности.
Распределение стипендиального фонда и процедура назначения стипендий студентам, аспирантам и докторантам регулируются в порядке, утвержденном ученым советом (советом) образовательного учреждения в соответствии с его уставом и согласованном со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (при ее наличии) и с представителями студентов (пункт 16 Типового положения).
Пунктом 17 Типового положения предусмотрено, что назначение государственной академической стипендии производится приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии. В состав стипендиальной комиссии могут включаться представители студенческого профсоюзного комитета, представители студентов.
На основании п.18 Типового положения государственная академическая стипендия может быть назначена студентам, обучающимся на "отлично", или на "хорошо" и "отлично", или на "хорошо".
Решением Ученого Совета БГУ от 27 мая 2010 года утверждено Положение о стипендиальном обеспечении в ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» (далее - Положение о стипендиальном обеспечении).
Согласно п.2.5 Положения о стипендиальном обеспечении государственные академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности.
Пунктом 3.2 Положения о стипендиальном обеспечении для студентов устанавливаются следующие виды и размеры государственных академических стипендий:
академическая стипендия, размер которой определяется законодательством РФ,
повышенная государственная академическая стипендия отличникам (коэффициент повышения 2),
повышенная государственная академическая стипендия учащимся на «хорошо» и «отлично» (коэффициент повышения 1,5).
Как установлено п.3.6 Положения о стипендиальном обеспечении размеры именных стипендий для студентов, аспирантов и докторантов определяются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, учредившими эти стипендии.
В соответствии с п.4.8 Положения о стипендиальном обеспечении за особые успехи в учебной и научной деятельности студентам, аспирантам и докторантам могут устанавливаться повышенные стипендии в порядке, определенном Ученым Советом университета.
Студентам Университета в проверяемом периоде выплачивались государственные академические, государственные социальные стипендии, стипендия Президента Российской Федерации, специальная государственная стипендия Правительства Российской Федерации, республиканская стипендия.
23 сентября 2010 года Ученым Советом БГУ вынесено решение об утверждении кандидатур студентов Университета к назначению именных стипендий, о чем составлен протокол от 23.09.2010 № 2.
На основании данного решения за отличные успехи в учебе и высокие достижения в спорте, активное участие в жизни факультетов, институтов и университета приказами ректора Университета от 7 октября 2010 года назначены именные стипендии с 1 сентября 2010 года по 30 июня 2011 года.
Стипендия ректора БГУ назначена студентам и магистрантам приказами № 847, № 845; стипендия имени Д.Банзарова назначена приказом № 848; стипендия имени Т.А.Бертагаева назначена приказом № 842; стипендия имени Г.Б.Шойдогбаевой – приказом № 844; стипендия имени М.П.Хабаева – приказом № 843.
Согласно приказу ректора Университета от 21.10.2008 № 225-ОД размер указанных стипендий составлял 3960 руб.
29 сентября 2011 года Ученым Советом БГУ вынесено решение об утверждении кандидатур студентов Университета к назначению именных стипендий, о чем составлен протокол от 29.09.2010 № 2.
На основании данного решения за отличные успехи в учебе, активное участие в общественных мероприятиях, в научно-исследовательской работе институтов, факультетов и университета приказами ректора Университета от 10 октября 2011 года назначены именные стипендии с 1 сентября 2011 года по 30 июня 2012 года.
Стипендия ректора БГУ назначена студентам приказом № 751; стипендия имени Д.Банзарова назначена приказом № 752; стипендия имени М.П.Хабаева назначена приказом № 754; стипендия имени Г.Б.Шойдогбаевой назначена приказом № 756; стипендия имени Т.А.Бертагаева - приказом № 755.
Приказом ректору университета от 14 октября 2011 года № 171-ОД увеличен размер именных стипендий для студентов до 4320 руб.
Как пояснили представители заявителя суду, Университетом фактически назначались и выплачивались студентам повышенные стипендии, имена выдающихся деятелей присвоены данным стипендиям номинально, в целях воспитательной работы и материальной поддержки талантливых студентов.
Данный довод заявителя судом принимается на основании следующего:
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона об образовании под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.
На основании пункта 4 статьи 28 Закона об образовании - если порядком предоставления средств не установлено иное, высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления использования средств, полученных ими из соответствующего бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, Закон об образовании устанавливает автономию высшего учебного заведения, под которой понимается его самостоятельность, в том числе в осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности, в определении направления использования средств, полученных за счет бюджета и иных не запрещенных законодательством источников.
В пункте 3 статьи 16 Закона об образовании определены конкретные размеры стипендий, но данная норма не устанавливает каких-либо критериев назначения стипендий. Порядок назначения и выплаты стипендий, как указано в данном пункте, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок назначения и выплаты стипендий установлен в Типовом положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 № 487, которое определяет порядок выплаты стипендий и оказания других форм материальной поддержки, в том числе студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования (далее именуются - образовательные учреждения) и научных организациях.
Согласно п.22 Типового положения за особые успехи в учебной и научной деятельности учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам, аспирантам и докторантам в пределах имеющихся средств могут устанавливаться повышенные стипендии в порядке, определенном ученым советом (советом) образовательного учреждения или научной организации.
В соответствии с пунктом 10 Типового положения размер государственной академической стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше размера стипендии, установленного законом.
Таким образом, исходя из названных норм, максимальный размер стипендии не регламентируется и устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.
Вместе с тем, на основании п.8 Типового положения, п.2.7 Положения о стипендиальном обеспечении именные стипендии учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и назначаются студентам, аспирантам и докторантам.
Именные стипендии учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Ими же определяются размеры таких стипендий (пункты 8, 14 Типового положения, п.3.6 Положения о стипендиальном обеспечении).
Согласно п.23 Типового положения порядок назначения и выплаты именных стипендий для учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов, аспирантов и докторантов определяется органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Таким образом, именные стипендии учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и выплачиваются из средств бюджетов субъектов, муниципальных образований, финансируются юридическими или физическими лицами, учредившими эти стипендии.
Как видно из представленных в материалы дела решений Ученого Совета БГУ, приказов ректора, Положения о стипендиальном обеспечении, студентам по существу назначалась и выплачивалась повышенная стипендия, как надбавка к государственной академической стипендии не только за отличные успехи в учебе, но и за активное участие в общественных мероприятиях, научно-исследовательской работе институтов, университета.
На основании Закона об образовании размер государственной академической стипендии с 01.01.2010 установлен в размере 1320 руб. с учетом районного коэффициента.
С учетом повышающего коэффициента, установленного Положением о стипендиальном обеспечении для студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», стипендия составляла в проверяемом периоде 1980 руб. (коэффициент 1,5), для студентов отличников – 2640 руб. (коэффициент 2).
Федеральным законом от 01.06.2011 № 105-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» с 01 сентября 2011 года произведено повышение государственной академической стипендии для студентов на 9%. Государственная академическая стипендия составила 1440 руб., для студентов БГУ, обучающихся на «хорошо» и «отлично» - 2160 руб., для студентов отличников – 2880 руб.
В период с 01.09.2010 по 30.06.2011 назначена спорная стипендия в размере 3960 руб. (2640 + 1320), в период с 01.09.2011 по 30.06.2012 установлена стипендия в размере 4320руб. (2880 + 1440).
При этом, как указала представитель Управления, государственная академическая стипендия студентам не выплачивалась.
В данном случае, выплата спорных стипендий студентам Университета осуществлялась из средств федерального бюджета, выделяемых на стипендиальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Материалы дела не содержат доказательств того, что ФГБОУ ВПО «БГУ» допустило нецелевое использование данных средств, осуществило незаконное удержание, перерасход либо иные нарушения при расходовании средств федерального бюджета, выделяемых на стипендиальное обеспечение.
Учитывая изложенное, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что поскольку Законом об образовании установлена автономия высшего учебного заведения, в том числе при определении направления использования средств, полученных за счет бюджета, ФГБОУ ВПО «БГУ» является самостоятельным юридическим лицом, максимальный размер выплачиваемых учебными заведениями стипендий в проверяемом периоде законодательством установлен не был, законодательством установлено право учебных заведений самостоятельно устанавливать повышенные стипендии, следовательно, Университет имел возможность назначить и выплатить повышенные стипендии студентам в размере 3960 руб. и 4320 руб.
В силу частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, назначение и выплата спорных стипендий за счет средств федерального бюджета студентам ФГБОУ ВПО «БГУ» не является незаконным использованием средств федерального бюджета, в рассматриваемом случае Университетом, как получателем бюджетных средств, не допущено нарушений статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, требование заявителя о признании частично недействительным представления Управления от 03.12.2012 № 04-12/71 подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 3 декабря 2012 года № 04-12/71 в части пункта 1 раздела 1 «Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием», требования о возмещении незаконно израсходованных средств федерального бюджета, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части удовлетворенных требований.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб. Выдать исполнительный лист.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья подпись А.Т.Пунцукова