АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ
31 октября 2019 года Дело № А10-5338/2019
Резолютивная часть решения вынесена 21 октября 2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2019 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия к публичному акционерному обществу "Ростелеком" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (далее – заявитель, административный орган, Управление, Росконамнадзор) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Ростелеком» (далее – ответчик, ПАО «Ростелеком», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 30 августа 2019 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Заявитель извещен надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, заказное письмо с уведомлением № 67000838919968, направленное по его юридическому адресу, вручено 05.09.2019.
Ответчик извещен надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, поскольку заказное письмо с уведомлением № 67000838919951, направленное по адресу ответчика указанному в выписке из ЕГРЮЛ, получено 09.09.2019.
Также ответчик был уведомлен о принятии заявления по адресу филиала в г. Улан-Удэ, заказное письмо с уведомлением № 67000838919999 вручено 05.09.2019.
21 октября 2019 года судом вынесена резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, публичное акционерное общество «Ростелеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
24.10.2019 от ПАО «Ростелеком» поступило ходатайство о составлении мотивированного решения по делу № А10-5338/2019.
В связи с тем, что указанное ходатайство поступило в установленный частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок, арбитражный суд полагает возможным его удовлетворить и составить мотивированное решение.
В обоснование заявленных требований указано, что Управлением Роскомнадзора по Республике Бурятия на территории Курумканского района Республики Бурятия в период с 08 по 12 июля 2019 года был осуществлен выезд по населенным пунктам Курумканского района Республики Бурятия в рамках планового систематического наблюдения в отношении оператора универсальных услуг связи ПАО «Ростелеком». Распоряжением Правительства РФ от 26.03.2014 № 437-р на оператора связи ПАО «Ростелеком» возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи на территории Российской Федерации. Оператор связи ПАО «Ростелеком» на основании договора с Федеральным агентством связи от 13.05.2014 № УУС 01/2014 оказывает на территории Курумканского района Республики Бурятия универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов по лицензии Роскомнадзора № 135989 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов. Согласно Договору от 13.05.2014 № УУС 01/2014 ПАО «Ростелеком» должно оказывать универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов в населенных пунктах Курумканского района. На территории Курумканского района проверено 21 таксофон насоответствие обязательным требованиям при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов.При этом в ходе систематического наблюдения были выявлены следующие нарушения: таксофон, установленный в с. Сахули находился в неисправном состоянии; за таксофонами установленными в у. Улюнхан и у. Ягдыг закреплены абонентские номера из ресурса нумерации сети подвижной связи выделенного ООО «Т2Мобайл»; неисполнения обязанностей по реализации карт оплаты универсальных услуг связи в у. Аргада, у. Булаг, у. Арзгун, у. Алла, с. Курумкан, п. Майский, с.Сахули, у. Улюнхан, у. Кучигер, у. Ягдыг, у.Барагхан, у. Элэсун; отсутствие специальных информационных указателей, информации для пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи на 1 таксофоне, установленного с.Сахули. Таким образом, в ходе проведения планового систематического наблюдения выявлены нарушения п. 11 V Перечней лицензионных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, п. 11 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 135989, в части невыполнения обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти, п. 2.1.1 Договора об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 № УУС-01/2014, в части неоказания универсальных услуг связи в с. Сахули Курумканского района Республики Бурятия, п.4 Приложения №1 Требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств, утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 30.09.2015 № 371, п. 6 Правил оказания универсальных услуг связи утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 №241, п. 8 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 241.
В отзыве на заявление ПАО «Ростелеком» указало, что в ходе наблюдения Управлением выявлено нарушение обязательных требований при оказании универсальных услуг связи с использованием таксофонов, выразившееся в не оказании универсальных услуг связи в с. Сахули Курумканского района РБ, таксофон находился в неисправном состоянии и на таксофоне отсутствовал специальный информационный указатель. Из Акта осмотра таксофона от 09.07.2019, следует, что осмотр таксофона в с. Сахули производился 09.07.19 в 09:25 местного времени. Согласно справке Администрации муниципального образования, сельское поселение «Сахули» от 12.07.2019, 08.07.2019 около 23.00 таксофон был поврежден грозой. Согласно п. 4.2.2 Технического регламента организации эксплуатации оборудования, задействованного при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов в Макрорегионе «Сибирь» ПАО «Ростелеком», приложения к Приказу ПАО «Ростелеком» МРФ «Сибирь» от 09.09.15 № 07/01/777-15, если таксофон находится в населенном пункте, где обслуживающего персонала нет, то на определение неисправности и принятие мер по её устранению направляется разъездная бригада, занимающаяся обслуживанием оборудования связи разъездным методом или обслуживающий персонал из близлежащего населенного пункта. Срок устранения повреждения для данного таксофона должен составлять не более 48 часов. В с. Сахули обслуживающего персонала нет, тем не менее, неисправность таксофона была устранена в этот же день, т.е. 09.07.19 в 15:00 по местному времени. Так же, из акта осмотра таксофона следует, что на таксофоне отсутствовала специальная информация для пользователей, хотя на фото таксофона, представленном Управлением Роскомнадзора по РБ, видно, что информационный указатель присутствует. В ходе наблюдения Управлением выявлено, что в двенадцати населенных пунктах Курумканского района РБ не организована реализация карт оплаты универсальных услуг связи. Между ПАО «Ростелеком» и ООО «Мои коммунальные счета» заключен агентский договор от 25.03.2019 № 0709/25/327-19, по которому Агент осуществляет реализацию карт оплаты универсальных услуг связи на территории Забайкальского края и Республики Бурятия в пунктах реализации карт Агента указанных в приложении №2 к договору. Реализация карт оплаты универсальных услуг связи на территории Курумканского района осуществляется по адресу <...>. п. 6 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 241 не предусмотрена обязанность оператора универсальных услуг связи по реализации карт оплаты универсальных услуг связи с использованием таксофонов в населенных пунктах, в которых эти услуги оказываются, на оператора возложена обязанность именно по организации ее реализации, что обществом было сделано в рамках заключенного договора от 25.03.2019 с ООО «Мои коммунальные счета». С 2018 года звонки на местные и внутризоновые номера, а с 01.06.2019 на все номера РФ не тарифицируются, т.е. звонки с таксофонов на все стационарные номера РФ бесплатные для пользователя. В ходе наблюдения Управлением выявлено, что за таксофонами, установленными в с. Улюнхан и у. Ягдыг закреплены абонентские номера из ресурса нумерации сети подвижной связи выделенного ООО «Т2 Мобайл», за таксофоном в у. Кучегер закреплен абонентский номер из ресурса нумерации сети подвижной связи выделенного ПАО «Мегафон». Пункт 4 Приложения № 1 Требований устанавливает, что за телефонным средством коллективного доступа закрепляется абонентский номер в соответствии с планом нумерации сети местной телефонной связи из ресурса нумерации, географически определяемой зоны нумерации. В телефонном средстве коллективного доступа допускается установка модуля радиоканала для подключения к телефонной сети связи. В указанных населенных пунктах Курумканского района отсутствует техническая возможность подключения таксофонов к сети телефонной связи по кабельным сетям связи. Единственная техническая возможность работы таксофонов, это использование технологии GSM, т.е. подвижной сотовой связи. На уровне операторского взаимодействия производиться переадресация с номера сотового оператора на номер ПАО «Ростелеком». За указанными таксофонами закреплены абонентские номера в соответствии с планом нумерации сети местной телефонной связи, с. Улюнхан - 83014991618, у. Ягдыг - 83014942261, у. Кучегер - 83014942255. На информационных табличках таксофонов указаны именно эти номера. Для звонка на таксофоны набираются именно указанные номера. При звонке с таксофона на любое устройство связи с функцией определения входящего номера, также отображаются именно указанные номера, согласно нумерации сети местной телефонной связи. В связи с техническим сбоем работы оборудования связи в связи с неблагоприятными погодными условиями в момент составления актов осмотра 09.07.2019, при совершении исходящих звонков с таксофонов на номера мобильной связи отображались номера подвижной радиотелефонной связи, выделенных оператору связи ООО «Т2 Мобайл» и ПАО «Мегафон». Указанные неисправности были так же устранены в контрольные сроки. Согласно п. 5 Приложения №1 Требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, РФ, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30.09.2015 № 371, телефонное средство коллективного доступа обеспечивает предоставление пользователю: местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; внутризоновых телефонных соединений; доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования; доступа к системе информационно-справочного обслуживания; возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб. Все вышеуказанные услуги предоставлялись и предоставляются пользователям посредствам вышеуказанных таксофонов.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ПАО «Ростелеком» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.09.2002 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Из материалов дела следует, что ПАО «Ростелеком» выдана лицензия № 135989 от 27.01.2016 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов сроком действия до 27.01.2021.
В период с 08 по 12 июля 2019 года Управлением на основании приказа от 28.06.2019 № 45-нд проведено систематическое наблюдение в отношении Бурятского филиала ПАО «Ростелеком».
В ходе проверки административным органом установлено следующее:
- таксофон, установленный с. Сахули находился в неисправном состоянии;
- за таксофонами установленными в у. Улюнхан и у. Ягдыг закреплены абонентские номера из ресурса нумерации сети подвижной связи выделенного ООО «Т2 Мобайл»;
- за таксофоном установленным в у. Кучегер закреплен абонентский номер из ресурса нумерации сети подвижной связи выделенного ПАО «Мегафон»;
- неисполнение обязанностей по реализации карт оплаты универсальных услуг связи в у. Аргада, у. Булаг, у. Арзгун, у. Алла, с. Курумкан, п. Майский, с. Сахули, у. Улюнхан, у. Кучигер, у. Ягдыг, у. Барагхан, у. Элэсун;
- отсутствие специальных информационных указателей, информации для пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи на 1 таксофоне, установленного с. Сахули.
Из данных обстоятельств Управлением Роскомнадзора по РБ указано на нарушения со стороны ответчика следующих положений:
- п. 11 V Перечней лицензионных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, п. 11 условий осуществления деятельности в соответствие с лицензией № 135989, в части невыполнения обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти;
- п. 2.1.1 Договора об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 № УУС-01/2014, в части неоказания универсальных услуг связи в у. Сахули Курумканского района Республики Бурятия;
- п. 4 Приложения №1 Требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств, утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 30.09.2015 № 371, в части использования ресурса нумерации несоответствующего плану нумерации сети местной телефонной связи географически определяемой зоны нумерации, в виде использования номеров подвижной радиотелефонной связи, выделенных оператору связи ООО «Т2 Мобайл» 9503986387 (у. Улюнхан) и 9516243379 (у. Ягдыг), оператору связи ПАО «Мегафон» 9245554686 (у. Кучегер);
- п. 6 Правил оказания универсальных услуг связи утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 №241, в части неисполнения обязанностей по реализации карт оплаты универсальных услуг связи в населенных пунктах, в которых оказываются универсальные услуги;
- п. 8 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 241, в части отсутствия информации для пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи, в с. Сахули Курумканского района.
По результатам проверки в отношении ПАО «Ростелеком» составлен акт систематического наблюдения от 29.07.2019 № А-03/2/45-нд/43.
Уведомлением от 30.07.2019 № 5839-03/03 Управление известило общество о времени месте составления протокола об административном правонарушении.
07.08.2019 начальником отдела ФИО1 в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении № АП-03/2/495 по признакам совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Копия протокола вручена представителю общества под расписку.
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, установлено, что лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области оказания связи осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций (подпункт 5.1.4.2 пункта 5).
Пунктами 1 и 4 названного положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 № 16, составлять протоколы об административных правонарушениях в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций уполномочены, в том числе начальники отделов и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ, Закон о связи).
В силу пункта 1 статьи 29 Закона № 126-ФЗ и подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2001 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Согласно пунктам 2, 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона № 126-ФЗ перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 утверждены Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов (раздел V) и Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (раздел XVI).
Пунктами 5 раздела V, раздела XVI названных Перечней предусмотрена обязанность лицензиата оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 раздела V, пунктом 10 раздела XVI названных Перечней определено, что лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания).
Пунктом 5 лицензионных требований лицензии № 135989 выданной ПАО «Ростелеком», предусмотрена обязанность общества оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.
Пунктом 11 лицензионных требований лицензии № 135989 выданной ПАО «Ростелеком», предусмотрена обязанность общества выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.
Включение данных лицензионных условий в лицензию произведено в соответствии с нормами вышеуказанного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Закона о связи к универсальным услугам относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:
услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа;
услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа.
В целях реализации положений статьи 57 Закона о связи Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 21.04.2005 № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» (далее – Постановление Правительства РФ № 241).
В соответствии с пунктом 6 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 241 (далее – Правила), оператор универсального обслуживания обязан обеспечить возможность оплаты универсальных услуг связи в форме наличных и безналичных расчетов непосредственно в месте оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента либо дистанционным способом, осуществляемым не в месте оказания универсальных услуг связи.
В каждом населенном пункте, в котором установлено средство коллективного доступа для оказания универсальных услуг связи, оператор универсального обслуживания организует не менее одной точки дистанционной оплаты универсальных услуг связи с выдачей карт оплаты универсальных услуг связи или предоставлением кодов доступа к универсальным услугам связи.
В случае если оператор универсального обслуживания обеспечивает оплату универсальных услуг связи на территории населенного пункта исключительно дистанционным способом, оператор универсального обслуживания обязан организовать реализацию карт оплаты универсальных услуг связи в этом населенном пункте.
Согласно пункту 8 Правил оператор универсального обслуживания, оказывающий универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов, обязан осуществлять информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи.
В целях реализации требований, в том числе, пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 241, Приказом Минкомсвязи России от 30.09.2015 N 371 утверждены Требования к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств (далее – Требования).
В соответствии с пунктом 4 Требований за телефонным средством коллективного доступа закрепляется абонентский номер в соответствии с планом нумерации сети местной телефонной связи из ресурса нумерации, географически определяемой зоны нумерации. В телефонном средстве коллективного доступа допускается установка модуля радиоканала для подключения к телефонной сети связи.
Как установлено подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства РФ № 241, оказание универсальных услуг связи осуществляется оператором связи, который занимает существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации и на которого Правительством Российской Федерации возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи (далее - оператор универсального обслуживания), на основании договора об условиях оказания универсальных услуг связи, заключаемого с Федеральным агентством связи по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 26.03.2014 № 437-р обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возложена на ПАО «Ростелеком».
Как следует из материалов дела, 13.05.2014 между ПАО «Ростелеком» (оператор) и Федеральным агентством связи (Россвязь - Агентство) заключен Договор № УУС-01/2014 об условиях оказания универсальных услуг связи (далее - договор).
Пунктом 2.1.1. Договора предусмотрено, что оператор универсального обслуживания обязан оказывать УУС на территории каждого из населенных пунктов, указанных в Таблицах 1.1.1-1.83.3 Приложения №2 к Договору.
В ходе проверки административным органом установлено:
• таксофон, установленный с. Сахули находился в неисправном состоянии;
• за таксофонами установленными в у. Улюнхан и у. Ягдыг закреплены абонентские номера из ресурса нумерации сети подвижной связи выделенного ООО «Т2 Мобайл»;
• за таксофоном установленным в у. Кучегер закреплен абонентский номер из ресурса нумерации сети подвижной связи выделенного ПАО «Мегафон»;
• неисполнения обязанностей по реализации карт оплаты универсальных услуг связи в у. Аргада, у. Булаг, у. Арзгун, у. Алла, с. Курумкан, п. Майский, с. Сахули, у. Улюнхан, у. Кучигер, у. Ягдыг, у. Барагхан, у. Элэсун;
• отсутствие специальных информационных указателей, информации для пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи на 1 таксофоне, установленного с. Сахули.
При таких обстоятельствах, вывод административного органа об осуществлении Обществом деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) обоснован.
Факт оказания обществом услуг связи с нарушением лицензионных требований подтверждается протоколом об административном правонарушении от 07.08.2019, актом систематического наблюдения от 29.07.2019, справкой по результатам систематического наблюдения, актами осмотра и другими представленными в материалы дела документами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. О вине Общества в совершенном правонарушении свидетельствует то, что оно имело возможность выполнить установленные требования и обеспечить их соблюдение, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.
Суд считает, что заявителем представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допустимые доказательства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Довод заявителя об отсутствии нарушения в части реализации карт оплаты в связи с заключенным с ООО «Мои коммунальные счета» агентским договором от 25.03.2019 №0709/25/327-19 судом отклоняется, поскольку пункт 6 Правил № 241 обязывает оператора обеспечить возможность оплаты универсальных услуг связи в форме наличных и безналичных расчетов непосредственно в месте оказания универсальных услуг связи, предусматривает организацию не менее одной точки оплаты услуг связи с выдачей карт оплаты в каждом населенном пункте, в котором установлено средство коллективного доступа. Между тем, в соответствии с договором от 25.03.2019 №0709/25/327-19 реализация карт оплаты осуществляется только в <...>. Документов свидетельствующих о возможности приобретения карт оплаты пользователями услуг в каждом населенном пункте, в котором установлен таксофон, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя об отсутствии технической возможности подключения к сети телефонной связи по кабельным сетям связи, использовании подвижной сотовой связи, закреплении за таксофонами абонентских номеров в соответствии с планом нумерации сети местной телефонной связи судом не принимаются как не подтверждённые материалами дела, соответствующих документов в их обоснование обществом не представлено. Между тем, административным органом в ходе проверки, при осуществлении телефонных звонков, установлено, что за таксофонами в у. Улюнхан и у. Ягдыг закреплены абонентские номера из ресурса нумерации сети подвижной связи выделенного ООО «Т2 Мобайл», за таксофоном установленным в у. Кучегер закреплен абонентский номер из ресурса нумерации сети подвижной связи выделенного ПАО «Мегафон».
Довод заявителя о неисправности таксофона в с. Сахули в связи с его повреждением грозой судом оценивается критически, поскольку документов подтверждающих, что обществом предпринимались своевременные меры, направленные на устранение в установленный срок выявленных неисправностей, в материалах дела не имеется. Не представлено документов подтверждающих исправность таксофона и устранение неполадок в установленный законодателем срок. Указанные ПАО «Ростелеком» обстоятельства не свидетельствует об отсутствии вины общества, поскольку отсутствуют доказательства того, что общество предприняло достаточные и своевременные меры, направленные на устранение причин, препятствующих пользованию абонентами услугами связи. Обязанностью ответчика, как оператора универсального обслуживания, является предоставление пользователю в любой момент времени местных телефонных соединений для передачи голосовой информации и возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.
Соблюдение процессуальных требований при привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности судом проверено, нарушений не выявлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения суда по делу не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административным органом обстоятельств отягчающих вину общества не установлено и не указано.
В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении общества к административной ответственности ранее.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлены.
Как было указано выше, часть 3 статьи 14.1КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия сведений о привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности ранее, суд считает возможным применить в качестве меры административной ответственности минимальную санкцию, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 226, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленное требование удовлетворить.
Привлечь публичное акционерное общество "Ростелеком" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения – 191002, <...>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
По заявлению лица, участвующего в деле, арбитражный суд составляет мотивированное решение по настоящему делу.
Заявление о составлении мотивированного решения по настоящему делу может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru). В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Решение по настоящему делу, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
В случае подачи апелляционной жалобы решение по настоящему делу, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Н.А. Логинова