АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Улан-Удэ
1 февраля 2018 года Дело № А10-5351/2017
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 1 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лахиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Росичъ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Правительству Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными бездействия,
при участии в заседании:
заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 12.01.2018 № 2, ФИО2 – представителя по доверенности от 05.08.2016,
ответчиков:
Правительства Республики Бурятия – ФИО3 - представителя по доверенности от 02.03.2017 № 0108-111-и1442,
Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия – ФИО4 – представителя по доверенности от 09.01.2018, ФИО5 – представителя по доверенности от 01.01.2018,
установил:
Акционерное общество «Росичъ» (далее – АО «Росичъ», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействия
Правительства Республики Бурятия (далее – Правительство РБ), выразившегося в неустановлении государственного регулирования тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта; по необеспечению контроля за бездеятельностью Республиканской службы по тарифам по Республике Бурятия по принятию административного регламента и определении метода регулирования тарифов на услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;
Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ РБ, Служба), выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта; в неопределении метода регулирования тарифов на услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;
об обязании Правительства РБ установить в Республике Бурятия максимальный уровень рентабельности для расчетов тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, в обоснование указали, что в 2016 году Бурятской транспортной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой Обществу внесено представление об устранении нарушений законодательства о железнодорожном транспорте. В целях устранения выявленного прокуратурой нарушения ОАО «Росичъ» обратилось в РСТ РБ с заявлением об установлении тарифов на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта: подачу и уборку вагонов, предоставление в пользование подъездных железнодорожных путей, не совмещенное по времени с подачей и уборкой вагонов. Приказом РСТ РБ от 02.02.2017 № 4/3 установлен предельный (максимальный) тариф на транспортную услугу.
В ходе рассмотрения РСТ РБ заявления Общества выяснилось, что в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее – Постановление № 239) Правительством Республики Бурятия не установлено государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Кроме того, в РСТ РБ не принят административный регламент по предоставлению государственной услуги по установлению тарифов на указанные транспортные услуги, не определен метод регулирования тарифов на вышеуказанные услуги субъектов регулирования.
В ходе рассмотрения РСТ РБ заявления ОАО «Росичъ» было отказано в предоставлении копии экспертного заключения, доводы и расчеты Общества оставлены без внимания, фактически был установлен минимальный тариф на подачу и уборку вагонов, поскольку указанный тариф не является экономически обоснованным, так как при его установлении регулирующим органом не был учтен показатель рентабельности деятельности Общества, при этом тарифы на подачу и уборку вагонов установлены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (далее – Постановление № 643), при том, что Общество не является субъектом естественных монополий. Заявление Общества об установлении тарифа на предоставление в пользование подъездных путей Общества, не совмещенное по времени с подачей уборкой вагонов РСТ РБ, не было рассмотрено.
Отсутствие правового регулирования при предоставлении услуги по установлению тарифов на указанные транспортные услуги не обеспечивает открытость деятельности РСТ РБ, увеличивает коррупционные факторы.
В настоящее время государственное регулирование на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта в Республике Бурятия на законодательном уровне не установлено. Однако функции по установлению тарифов на указанные услуги переданы РСТ РБ.
Сославшись на Постановление № 239 и Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.12.2001 № АН-104-р (далее – Методические рекомендации), Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", представители Общества указали, что Правительство Республики Бурятия не установило максимальный уровень рентабельности для расчетов тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом. Отсутствие в Республике Бурятия закрепленного на нормативном правовом уровне максимального уровня рентабельности для расчетов тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, нарушает права и законные интересы Общества.
РСТ РБ при установлении тарифа для ОАО «Росичъ» не был учтен уровень рентабельности деятельности Общества.
Кроме того, Правительство РБ не обеспечило контроль за деятельностью Республиканской службы по тарифам по Республике Бурятия по принятию административного регламента.
Просили заявленные требования удовлетворить.
Представитель Правительства РБ с доводами заявителя не согласилась, представлен отзыв на заявление и дополнения к нему.
В обоснование возражений представитель Правительства РБ, сославшись на статью 58 Устава железнодорожного транспорта, статьи 421, 424 Гражданского кодекса РФ, статью 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях), Постановление № 643, пояснила, что размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования является составляющим сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, и регулируется уполномоченным органом.
Предоставление железнодорожных путей необщего пользования как услуга самостоятельно не выделяется. В связи с чем, доводы заявителя о необходимости установления тарифа на пользование железнодорожными путями несостоятельны.
Постановление № 643 применяется к соответствующим правоотношениям, поскольку регулирование оказания услуг на железнодорожном транспорте в местах необщего пользования обусловлено отнесением её к сфере естественных монополий.
Правительством Республики Бурятия обеспечено исчерпывающее регулирование в указанной сфере.
Нормативным актом Правительства РБ определен орган, обеспечивающий на территории республики деятельность по тарифному регулированию, установлен перечень его полномочий. Иное правовое регулирование в указанной сфере не требуется.
Общество, заявляя об обязании Правительства РБ установить максимальный уровень рентабельности для расчетов тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным транспортом, по существу ставит вопрос о несогласии с тарифом по причине неучета в нем уровня рентабельности. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Заявитель в случае несогласия с установленным тарифом вправе оспорить его в судебном порядке.
Заявитель необоснованно причисляет к государственным услугам деятельность РСТ РБ по тарифному регулированию в части установления и контроля за подлежащими регулированию ценами (тарифами). Обращение организации за установлением тарифа не имеет заявительной основы, поскольку тарифное регулирование является для такой организации необходимым условием взимания платы за осуществление соответствующей деятельности, установление тарифа происходит путем издания нормативного правового акта, который невозможно оспорить в досудебном порядке. Для нормативных правовых актов установлен особый судебный порядок обжалования согласно Кодексу административного судопроизводства.
Просили отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Представители РСТ РБ с доводами заявителя не согласились, представлен отзыв на заявление и дополнения к нему.
В обоснование возражений представители Службы пояснили, что при установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, РСТ РБ руководствуется Постановлением № 643. Нормативно-правовой и нормативно-методической основой проведения проверки экономической обоснованности затрат субъекта регулирования, оказывающего транспортные услуги, являются: Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; Федеральный Закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (далее – Устав железнодорожного транспорта); Закон о естественных монополиях; Постановление № 239; Постановление № 643; «Рекомендуемый порядок установления и регулирования тарифов на работы и услуги промышленного-железнодорожного транспорта в Российской Федерации», утвержденный Начальником департамента цен Министерства экономики России ФИО6 01.07.1997; Методические рекомендации; иные нормативные акты.
В соответствии с пунктом 13 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Постановлением № 239 утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Деятельность РСТ РБ по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, носящая административно-властный характер, является государственной функцией и не является государственной услугой, поскольку не связана только с наличием запроса и может быть исполнена самостоятельно путем истребования у организаций необходимых материалов по вопросам установления тарифов (цен).
Максимальный уровень рентабельности установлен Методическими рекомендациями. Лицо, обращающееся за установлением тарифа, в любом случае должно представить доказательства в подтверждение расчета необходимой прибыли.
Просили отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление Общества необоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
Открытое акционерное общество «Росичъ» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.08.1996 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>. Основным видом деятельности Общества согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом.
Из материалов дела следует, что проведенной Бурятской транспортной прокуратурой проверкой в ОАО «Росичъ» выявлены нарушения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при содержании и эксплуатации путей необщего пользования организации. По результатам проверки Обществу внесено представление от 07.04.2016 об устранении нарушений законодательства о железнодорожном транспорте, установленного порядка ценообразования, выразившихся в самостоятельном определении Обществом размера сборов за услуги по обработке вагонов для ИП ФИО7, ООО «ББК», ООО «МТК-Дженькей», необращении в Республиканскую службу по тарифам РБ для установления тарифов на оказание услуг на подъездных железнодорожных путях.
Во исполнение данного представления ОАО «Росичъ» обратилось в Республиканскую службу по тарифам РБ с заявлением от 28.12.2016 об установлении предельных (максимальных) тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях Общества, а именно: на подачу и уборку вагонов, предоставление в пользование подъездных железнодорожных путей ОАО «Росичъ», не совмещенное по времени с подачей и уборкой вагонов.
Приказом от 02.02.2017 № 4/3 Служба установила предельный (максимальный) тариф на транспортную услугу: подачу-уборку вагонов (включая маневровую работу локомотива), оказываемую на подъездных железнодорожных путях ОАО «Росичъ», в размере 10 880 руб. за 1 вагон (без учета НДС).
ОАО «Росичъ», полагая, что отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие обязательный для исполнения порядок действий (решений) органа исполнительной власти, определяющих круг обязанностей и прав органа власти, сферу его юрисдикции на всех этапах прохождения документов процессе принятия решений, предусматривающие права заявителей, устанавливающие методы регулирования тарифов, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов.
Согласно части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта).
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности.
Статьей 6 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее – Постановление № 643) утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством (далее – Перечень).
Согласно подпункту «а» пункта 4 Перечня к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
По смыслу приведенных норм права размер платы на транспортные услуги, осуществляемые лицом на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не является договорным и должен регулироваться уполномоченным органом.
Из статьи 3 части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по осуществлению железнодорожных перевозок относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как следует из материалов дела, доминирующее положение Общества на рынке железнодорожных перевозок (основной вид осуществляемой экономической деятельности) установлено исходя из его естественного монопольного положения на данном рынке.
Довод заявителя о том, что при установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ОАО «Росичъ», не являющегося субъектом естественной монополии, не могут быть применены положения Постановления № 643, судом не принимается.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливает, в том числе основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.
Согласно п.п.1, 2 ст.8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в порядке, установленном для субъектов естественных монополий, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Статьей 2 Закона о железнодорожном транспорте предусмотрено:
- железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;
- железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
На основании ч.3 ст.6 Закона о естественных монополиях, перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" необходимо осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Право устанавливать порядок регулирования тарифов предоставлено Правительству РФ.
Согласно п.4 Перечня № 643, государством регулируются тарифы на дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования (в том числе выполнение маневровой работы в пределах железнодорожных станций, подача и уборка вагонов; предоставление вагонов, контейнеров в пользование; обеспечение погрузки и выгрузки грузоотправителями, грузополучателями в местах общего пользования, необщего пользования и на путях необщего пользования).
Таким образом, порядок установления тарифа на транспортные услуги на железнодорожных путях необщего пользования поставлен законодателем в зависимость от наличия в этих транспортных услугах признаков естественной монополии.
По смыслу раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, на железнодорожных путях необщего пользования могут оказываться два вида транспортных услуг: эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.
На основании статьи 3 Закона о естественных монополиях естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно Перечню услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239, государственные органы субъектов РФ вправе вводить регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Железнодорожный путь необщего пользования соответствует определению недвижимого имущества, данному в пункте 1 статьи 130 ГК РФ (объекты, которые прочно связаны с землей, то есть такие, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно) и является объектом права собственности.
Согласно п.2 ст.209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, транспортная услуга по предоставлению в пользование подъездных железнодорожных путей, является услугой на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, поскольку больше такую услугу (кроме владельца таких путей) на данном пути, никто оказывать не вправе.
Следовательно, РСТ РБ при установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, руководствуется Постановлением № 643.
По мнению заявителя, установление государственного регулирования тарифов и надбавок на транспортные услуги является обязанностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в подпункте 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 Постановлением № 239 утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В указанный перечень включены транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Таким образом, введение государственного регулирования тарифов и надбавок по транспортным услугам, оказываемым на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта, является правом, а не обязанностью исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации. При этом осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации, относящееся к обязанностям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Постановлением № 239 включено в иной перечень услуг - Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тот факт, что в иных субъектах Российской Федерации введено государственное регулирование тарифов и надбавок по транспортным услугам не изменяет положения Постановления № 239 о праве исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на введение такого регулирования. Наличие государственного регулирования в субъектах Российской Федерации, по которым Обществом представлены сведения в материалы дела, свидетельствует о том, что данные субъекты воспользовались своим правом, предоставленным им Постановлением № 239.
В связи с чем, ссылка заявителя на Постановление № 239 и довод об обязанности Правительства РБ введения государственного регулирования тарифов и надбавок на спорные транспортные услуги являются неправомерными.
Кроме того, судом не принимается довод заявителя о бездействии Правительства РБ, выразившемся в неустановлении максимального уровня рентабельности для расчетов тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом.
В пункте 1.8 Методических рекомендаций указано, что одно из важнейших требований к установлению тарифов - обеспечить рентабельную работу организации промышленного железнодорожного транспорта. Это может быть достигнуто за счет соответствующего нормирования прибыли и обоснованного прогнозирования условий выполнения предстоящих работ. В соответствии с п.5 Постановления № 239 и Постановлением Правительства РФ от 07.05.2001 № 350 органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями (предприятиями) промышленного железнодорожного транспорта, в том числе путем установления максимального фиксированного уровня рентабельности работы ОПЖТ.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Методических рекомендаций расчетная прибыль определяется вначале по предприятию в целом, а затем дифференцируется по видам работ и технологиям. При этом отдельные элементы капитала (активы) включаются в тарифную базу, на которую может быть начислена прибыль, лишь при условии, что они признаны регулирующим органом «используемыми и полезными».
Пунктом 6 Методических рекомендаций предусмотрены правила определения прибыли при формировании тарифов.
При этом установлено, что уровень рентабельности по соответствующему виду деятельности исчисляется путем отнесения прибыли к затратам.
Также указано, что в настоящее время в соответствии с п.5 Постановления Правительства № 239 и Постановлением Правительства РФ от 07.05.2001 № 350 право осуществлять государственное регулирование тарифов на работы и услуги организаций промышленного железнодорожного транспорта предоставлено местным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в том числе могут устанавливать максимальный уровень рентабельности для ОПЖТ.
Для грузовых перевозок, выполняемых федеральным железнодорожным транспортом, в настоящее время уровень рентабельности не превышает 35%. Это значение рентабельности в качестве максимального рекомендуется принимать и для промышленного железнодорожного транспорта.
Таким образом, Методическими рекомендациями установлен максимальный уровень рентабельности 35%. При этом установление уровня рентабельности также является правом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не его обязанностью.
Следовательно, требование Общества об обязании Правительства РБ установить максимальный уровень рентабельности для расчетов тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, подлежит отклонению, как необоснованное.
По мнению Общества, в нарушение действующего законодательства РСТ РБ не принят административный регламент по предоставлению государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, со стороны Правительства РБ отсутствует контроль за РСТ РБ в части принятия указанного административного регламента.
Вместе с тем, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Статьей 7 Закона № 210-ФЗ определены требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также документов и сведений, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 перечень документов.
То есть законом установлен прямой запрет на истребование от заявителя при оказании государственной или муниципальной услуги не предусмотренных законом документов и информации.
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ установлено, что государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является деятельность по реализации функций таких органов, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Из толкования данной нормы следует, что определяющим обстоятельством для цели отнесения деятельности государственных органов, осуществляемой в пределах его компетенции, к деятельности по оказанию государственных услуг является осуществление такой деятельности по запросам заявителей.
Как указывалось ранее, размер платы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, регулируется уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Бурятия от 06.07.2005 № 1227-III "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия" Республиканская служба - исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Данной статьей предусмотрено, что Республиканская служба по тарифам РБ в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказание государственных услуг, кроме случаев, устанавливаемых Главой Республики Бурятия или Правительством Республики Бурятия.
Согласно пункту 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 № 29 (далее - Положение), РСТ РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 3.34 Положения РСТ РБ устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
На основании пункта 4.1 Положения Служба с целью реализации своих полномочий имеет право запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с законодательством, в формате и сроки, которые определяются Службой.
Кроме того, РСТ РБ в соответствии с пунктами 3.68 и 4.6 Положения осуществляет контроль за применением тарифов (цен), подлежащих государственному регулированию, если иное не предусмотрено действующим законодательством и с целью реализации своих полномочий имеет право направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями действующего законодательства в части определения (установления) тарифов (цен) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением тарифов (цен).
Исходя из пункта 1.6 Методических рекомендаций тарифы и сборы пересматриваются по предложению ОПЖТ или исполнительных органов власти субъектов РФ в случае изменения: цен на материалы, запасные части, топливо и другие ресурсы, потребляемые промышленным железнодорожным транспортом для осуществления транспортировки грузов и погрузочно-разгрузочных работ; стоимости услуг, оказываемых ОПЖТ сторонними организациями и предприятиями; уровня оплаты труда (с учетом инфляционных процессов); налоговой политики и др.
Таким образом, осуществление Республиканской службой по тарифам РБ указанной функции может быть инициировано как по запросу хозяйствующего субъекта, так и по собственной инициативе.
В связи с изложенным, учитывая, что транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта, в силу нормативных требований отнесены к видам деятельности, цены по которым подлежат обязательному государственному регулированию, то оснований для признания деятельности по установлению (регулированию) таких цен деятельностью, носящей исключительно заявительный характер, не имеется.
Ссылка заявителя на переписку между РСТ РБ и ОАО «Росичъ» в ходе формирования тарифа по обращению Общества, при изложенных выше обстоятельствах, не свидетельствует о том, что данная деятельность имеет заявительную основу.
В связи с изложенным, поскольку у указанной деятельности РСТ РБ отсутствуют признаки государственной услуги, следовательно, деятельность РСТ РБ по установлению цен и тарифов представляет собой исполнение государственной функции и не является государственной услугой, на предоставление которой распространяются требования Федерального закона № 210-ФЗ.
Кроме того, представленные заявителем в материалы дела сведения о наличии административных регламентов в иных субъектах Российской Федерации, сами по себе не свидетельствуют о незаконности действий РСТ РБ по непринятию такого административного регламента и не являются доказательством отнесения деятельности Службы по установлению тарифов к государственной услуге.
Таким образом, довод заявителя о необходимости принятия Службой Административного регламента по установлению спорного тарифа, отсутствии со стороны Правительства РБ контроля в указанной части является необоснованным.
Обществом заявлено требование о признании незаконным бездействия РСТ РБ, выразившегося в неопределении метода регулирования тарифов на услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.
Данный довод Общества судом не принимается на основании следующего.
Постановлением № 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее – Положение № 643).
Исходя из пункта 1 Положения № 643, настоящее Положение определяет:
а) цели, основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, за исключением тарифов, сборов и платы в отношении международных транзитных железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации (далее - тарифы, сборы и плата);
б) основы ценообразования в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок;
в) правила государственного регулирования тарифов, сборов и платы.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения № 643 государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается, в частности, на принципе установления тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования.
В соответствии с пунктом 13 Положения № 643 основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Органы регулирования могут применять и иные методы ценового (тарифного) регулирования.
При установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов, сборов и платы, а также при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2001 № АН-104-р утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом (далее – Методические рекомендации).
Пунктом 1.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что они предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ), не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.
К работам и услугам, выполняемым ОПЖТ, относятся: подача и уборка вагонов к грузовым фронтам;
другие технологические операции, обеспечивающие завоз, вывоз, внутреннюю транспортировку грузов и погрузочно-разгрузочные работы.
В пункте 1.1 Методических рекомендаций указано, что Методические рекомендации позволят рассчитать и обосновать величину тарифа на работы и услуги, выполняемые организациями промышленного железнодорожного транспорта.
На основании пункта 1.2 Методических рекомендаций формирование экономически обоснованных тарифов и сборов на промышленном железнодорожном транспорте должно способствовать решению следующих основных задач: обеспечить рентабельную работу организаций и предприятий промышленного железнодорожного транспорта; повысить конкурентоспособность продукции отраслей, пользующихся услугами промышленного железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 1.5 Методических рекомендаций государственное регулирование тарифов включает в себя установление предельного уровня тарифов и сборов на транспортные услуги, других параметров, предусмотренных соответствующим законодательством.
Таким образом, из совокупного анализа положений статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте и Методических рекомендаций следует, что при государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта, основой формирования тарифов является их экономическая обоснованность.
В частности, в пункте 1.7 Методических рекомендаций указано, что тарифы на производство работ и оказание услуг организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта определяются по формуле, включающей в себя затраты на производство работ (оказание услуг) за определенный период времени, норматив прибыли и объем работ (услуг) в соответствующих измерителях за тот же период времени.
Согласно пункту 1.8. Методических рекомендаций в качестве основного метода определения затрат на период действия тарифов рекомендуется использовать нормативно-статистический метод, в соответствии с которым затраты определяются по формуле, включающей в себя затраты за расчетный период, затраты в отчетном (базовом) периоде, изменения затрат в расчетном периоде в зависимости от объективно действующих факторов.
Методические рекомендации и Положение № 643 подробно регламентируют порядок формирования тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом. Как следует из пункта 1.9 Методических рекомендаций при формировании тарифов на работы и услуги промышленного железнодорожного транспорта необходимо учесть множество факторов, отражающих технологию работы, фактическое состояние технических средств, внешнюю экономическую ситуацию и др. В данных Методических рекомендациях приведена общая схема расчетов при установлении тарифов и сборов на промышленном железнодорожном транспорте. Следовательно, довод Общества о необходимости определения Республиканской службой по тарифам РБ метода регулирования тарифов на спорные услуги является необоснованным.
При этом суд принимает во внимание, что Республиканской службой по тарифам РБ по заявлению ОАО «Росичъ» издан приказ от 02.02.2017 № 4/3, которым установлен предельный (максимальный) тариф на транспортную услугу: подачу-уборку вагонов (включая маневровую работу локомотива), оказываемую на подъездных железнодорожных путях Общества. В данном приказе имеется ссылка на Постановление № 643, в соответствии с которым данный тариф установлен.
Таким образом, у РСТ РБ имелась возможность при существующем тарифном регулировании установить спорный тариф.
Следовательно, требования Общества о неустановлении РСТ РБ метода регулирования и отсутствии контроля в указанной части со стороны Правительства РБ являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Представители Общества указали, что в ходе рассмотрения РСТ РБ заявления ОАО «Росичъ» было отказано в предоставлении копии экспертного заключения, доводы и расчеты Общества оставлены без внимания, фактически был установлен минимальный тариф на подачу и уборку вагонов, поскольку указанный тариф не является экономически обоснованным, так как при его установлении регулирующим органом не был учтен показатель рентабельности деятельности Общества, заявление Общества об установлении тарифа на предоставление в пользование подъездных путей Общества, не совмещенное по времени с подачей уборкой вагонов РСТ РБ, не было рассмотрено, Службой при установлении тарифа для заявителя не был учтен уровень рентабельности деятельности Общества.
Указанные доводы Общества свидетельствуют о его несогласии с приказом РСТ РБ об установлении тарифа. При этом представители ОАО «Росичъ» указали, что данный тариф в настоящем деле не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен вести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п.1 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Таким образом, Общество при несогласии с установленным приказом РСТ РБ от 02.02.2017 № 4/3 вправе было обжаловать его в судебном порядке и приводить в обоснование указанные доводы.
Поскольку в настоящем деле рассматриваются требования Общества о признании бездействия Правительства РБ и РСТ РБ, касающегося государственного регулирования транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях, установления максимального уровня рентабельности, принятия административного регламента по установлению тарифов, определения метода регулирования, и приказ Службы № 4/3 не является предметом требования Общества, то указанные доводы заявителя, относящиеся к действиям при формировании конкретного тарифа, не могут быть рассмотрены в настоящем деле.
На основании изложенного, неустановление Правительством Республики Бурятия государственного регулирования тарифов и надбавок на транспортные услуги, максимального уровня рентабельности для расчетов тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, непринятие Республиканской службой по тарифам РБ административного регламента, неопределения метода регулирования тарифов на услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, необспечение контроля со стороны Правительства РБ в указанной части, не противоречит нормам действующего законодательства. Кроме того, в нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не доказал нарушение прав и законных интересов в предпринимательской деятельности оспариваемым бездействием Правительства РБ и РСТ РБ. При таких обстоятельствах требования заявления удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «Росичъ» требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.Т.Пунцукова