ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5376/16 от 17.04.2017 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

24 апреля 2017 года                                                                                    Дело № А10-5376/2016

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгировой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Читаэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН<***>) к Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Онохой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене предписания от 14 июня 2016 года № 004/16-П,

при участии в заседании

заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 31.12.2016 №259/ТП,

установил:

Акционерное общество «Читаэнергосбыт» (далее – АО «Читаэнергосбыт», Общество) обратилось в суд с заявлением к Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Онохой» (далее – Администрация) о признании незаконным и отмене предписания от 14 июня 2016 года № 004/16-П.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением №67000810850623 от 03.04.2017. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заявителя при рассмотрении дела поддержал требование. Пояснил, что оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность произвести перерасчет доначисленной платы за объем коммунального ресурса потребления на общедомовые нужды за период июнь-декабрь 2014 года в доме № 12 по ул.Серова в п.Онохой Заиграевского района Республики Бурятия по нормативам потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Между тем, учитывая, что указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, Обществом произведен перерасчёт  объема электрической энергии, израсходованной на общедомовые нужды,  в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Кроме того, оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным органом. Муниципальный жилищный контроль может осуществляться уполномоченным органом, но только в отношении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В данном случае не все жилые помещения многоквартирного дома относятся к муниципальному жилищному фонду. Учитывая, что большинство жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома не относятся к муниципальному жилищному фонду, проверку в отношении таких помещений вправе была осуществить только Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора.

Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На основании распоряжения руководителя Администрации от 24.05.2016 №017-р (л.д.73) по обращению жительницы дома №12, расположенного по адресу Республика Бурятия, <...> о несогласии с доначислением платы за ОДН по электроэнергии (л.д.57), Администрацией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения АО «Читаэнергосбыт» обязательных требований жилищного законодательства, правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

По результатам проверки составлен акт проверки от 14.06.2016 № 004-А, согласно которому АО «Читаэнергосбыт» допущено нарушение требований пунктов 31, 37, 56, 59, 61, 67, 69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», выразившемся в необоснованном доначислении платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды жильцам многоквартирного дома №12 ул.Серова в п.Онохой Заиграевского района Республики Бурятия в январе 2016 года за июнь-декабрь 2014 года. (л.д.74-79).

По факту выявленного нарушения Обществу выдано предписание от 14.06.2016 №004/16-П, которым на заявителя возложена обязанность произвести перерасчет доначисленной платы за объем коммунального ресурса потребления на общедомовые нужды за период июнь-декабрь 2014 года в доме № 12 по ул.Серова в п.Онохой Заиграевского района Республики Бурятия по нормативам потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (л.д.80).

Заявитель, не согласившись с данным предписанием Администрации, обратился в суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания предписания незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что основанием для проведения проверки Администрацией  Общества послужило обращение гражданки ФИО2, проживающей по адресу: Республика Бурятия, <...>, о нарушении законодательства при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды.

На основании пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1. статьи 20)

Из анализа указанных норм права следует, что порядок осуществления муниципального жилищного контроля должен быть установлен муниципальным правовым актом либо законом субъекта Российской Федерации, при этом нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в указанной сфере не должны противоречить законам субъекта.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого действуют эти должностные лица

Отношения, связанные с осуществлением муниципального жилищного контроля на территории Республики Бурятия регулирует Закон Республики Бурятия от 14.11.2012 № 3013-IV«О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия». Данный закон (статья 1) определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Республики Бурятия.

В соответствии со статьей 4 указанного закона муниципальный жилищный контроль в части соблюдения установленных в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательных требований осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» Заиграевского района Республики Бурятия от 18 апреля 2013 года № 158 утверждено Положение «О муниципальном жилищном контроле на территории муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения муниципальный жилищный контроль заключается в проведении проверки выполнения физическим лицом, юридическим лицом, должностным лицом обязательных требований к  использованию и сохранности жилищного фонда, установленных нормативными правовыми актами, соответствию жилых помещений муниципального жилищного фонда установленным санитарным и техническим  правилам и  нормам, осуществлением необходимых исследований, экспертиз, оформления результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятий по контролю.

Муниципальный жилищный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда  федеральными законами  и законами субъектов Российской Федерации в области отношений, а также  муниципальными правовыми актами (п. 1.3 Положения).

Согласно пункту 1.4 Положения муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» осуществляется администрацией муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» и уполномоченными ею органами и должностными лицами.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения органы жилищного контроля, должностные лица, осуществляющие муниципальный жилищный контроль имеют право, в том числе:

по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собраниям собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;

-выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Вместе с тем, материалы настоящего дела, в том числе распоряжение Администрации от 24.05.2016 № 017-р, акт проверки от 14.06.2016 № 004-А и оспариваемое предписание от 14.06.2016 № 004/16-П, не содержат и  ответчиком суду не представлены сведения о том, что органом муниципального жилищного контроля МО ГП «Поселок Онохой», при проведении проверки осуществлялся муниципальный контроль за соблюдением Обществом требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда МО ГП «Поселок Онохой» федеральными законами и законами Республики Бурятия в области жилищных отношений, в целях соблюдения Обществом требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, соответствию жилых помещений муниципального жилищного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Напротив, из содержания распоряжения о проведении проверки от 24.05.2016 № 017-р,  акта проверки от 14.06.2016 № 004/16-П и оспариваемого предписания от 14.06.2016 № 004/16-П следует, что органом жилищного контроля  в отношении Общества в нарушение вышеприведенных норм жилищного законодательства фактически осуществлен государственный жилищный надзор по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды, нарушений, установленных в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований энергетической эффективности, предусмотренных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В распоряжении о проведении проверки  обозначен предмет проверки – соблюдение обязательных требований жилищного законодательства, правил предоставления коммунальных услуг гражданам.   В пункте 8 распоряжения предусмотрены правовые основания проведения проверки, в том числе  Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты РФ».  В перечень документов, представление которых  юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, входят среди прочих  сведения о ежемесячных начислениях за потребленные коммунальные ресурсы на общедомовые нужды за 2014-2016 годы по МКД, расположенному по адресу: Республика Бурятия, <...>;  документы, подтверждающие обоснование произведенных доначислений  (приказы и  иные документы), порядок доначисления, способ расчета доначислений за ОДН; журнал снятия показаний ОДПУ, ИПУ в период с 1 июня 2014 года по настоящее время; сведения об ОДПУ, акты ввода его в эксплуатацию, поверки, ремонта и т.п. (пункт 11).

При этом суд считает необходимым отметить, что возможность включения в предмет проверки соблюдение обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, предусмотренных пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, в силу прямого указания части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, может быть учтено только в случае, если такая возможность предусмотрена порядком осуществления государственного жилищного надзора, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем соблюдение требований законодательства о начислении Обществом платы  за ОДН по электрической энергии было проверено в данном случае органом муниципального жилищного контроля.

Наличие в проверяемом многоквартирном доме квартир, находящихся в муниципальной собственности, не обуславливает возможность осуществления Администрацией государственного жилищного надзора и тем более государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Кроме того, исходя из вышеназванных норм права, муниципальный жилищный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда.

Согласно  Перечню имущества, подлежащего разграничению и передаваемого из собственности муниципального образования «Заиграевский район» в собственность муниципального образования городское поселение «Поселок Онохой», утвержденному  постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.03.2012 № 163,  в муниципальной собственности находится одна квартира, расположенная в доме 12 по ул.Серова п.Онохой Заиграевского района Республики Бууятия, с номером 5.

Вместе с тем, Администрацией проведен контроль также в отношении жилых помещений (квартир), не относящихся к муниципальному жилищному фонду, и выдано оспариваемое предписание в отношении всего многоквартирного дома, то есть и в отношении  квартир, не находящихся в муниципальной собственности, в связи с чем, Администрацией превышены правомочия по проведению спорной проверки по доначислению Обществом платы за ОДН по электрической энергии жильцам всего дома.

С учетом обстоятельств дела, приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Республики Бурятия «О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия» от 14.11.2012 № 3013-IV, Положения о муниципальном жилищном контроле на территории муниципального образования городского  поселения «Поселок Онохой», утвержденного решением Совета депутатов 18 апреля 2013 года, суд приходит к выводу, что органом муниципального жилищного контроля Администрации проведена проверка в отношении Общества в отсутствие на то оснований и соответствующих полномочий.

Ответчик не привел достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии у него права на выдачу оспариваемого предписания вышеуказанного содержания.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

АО «Читаэнергосбыт» при подаче заявления в суд уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.

Таким образом, судебные расходы АО «Читаэнергосбыт» в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей подлежат взысканию с Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Онохой».

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительным предписание органа муниципального жилищного контроля Муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» от 14 июня 2016 года № 004/16-П, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.

Обязать Администрацию Муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» устранить допущенные нарушения  прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Администрации Муниципального образования городского поселения «Поселок Онохой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Читаэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН<***>) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                           Н.А.Логинова