ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5474/20 от 12.08.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

19 августа 2021 года                                                                                              Дело № А10-5474/2020

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 19 августа 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пластининой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Баторовой Д.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689,
ИНН 7536179850) к публичному акционерному обществу «Ростелеком»
(ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) об обязании привести используемые объекты гражданской обороны в соответствие требованиям,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (ОГРН 1040302983698, ИНН 0326023187),

при участии в заседании

от истца: Очировой Светланы Владимировны, представителя по доверенности от 12.01.2021 №11;

от ответчика: Раднаевой Виктории Эрдэниевны, представителя по доверенности от 14.02.2019 №0709/29/6-19;

от третьего лица: не явился, извещен,

установил:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее – истец, МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Ростелеком» (далее – ответчик, ПАО «Ростелеком», общество) об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести используемые объекты гражданской обороны в соответствие требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, а именно:

1) в убежище №46, расположенном по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ,
ул. Комсомольская, д. 31А:

- произвести герметизацию убежища, связанную с неисправностью дренажной канализации, проходящей вблизи убежища;

- произвести замену фильтров-поглотителей ФПУ-200 в количестве 4 шт.

2) в убежище №704, расположенном по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, г. Гусиноозерск, ул. Ленина, д. 17:

- провести оценки технического состояния фильтровентиляционного оборудования и его ремонт (при необходимости);

- установку КРО – 2 шт.;

- подключение второй ЭРВ-49;

- покраску воздуховодов в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Определением от 20.11.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия.

В обоснование иска истец указал на неисполнение ответчиком обязательств по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 23.06.2011 №01/11 в части готовности к использованию защитных сооружений – убежищ №46 и №704, обнаруженное в ходе инвентаризации.

Ответчик представил отзыв на иск (л.д. 51-53), в котором указал, что передача убежищ на ответственное хранение и безвозмездное пользование сама по себе не является основанием для освобождения собственника от расходов по содержанию этого имущества и возложения их на общество. Кроме того, убежище №46 периодически 2-3 раза в год подтапливается грунтовыми водами по причине неисправной дренажной канализации, спроектированной при застройке района для отвода грунтовых вод. На балансе ответчика дренажная канализационная сеть не числится, а проводимые мероприятия (откачка грунтовых вод, очистка канализации) не способствуют устранению проблемы в полном объеме. Также ответчик указал на проведение работ по изменению типа защитного сооружения с типа «Убежище» на «Укрытие».

В суд от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит:

1) обязать ответчика привести убежище №46 площадью 193,9 кв.м., расположенное по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская, д. 31А, в состояние «готово к использованию по предназначению» для приема укрываемых в течение 12 месяцев с момента вступления решения в силу путем:

- проведения герметизации убежища, связанной с неисправностью дренажной канализации, проходящей вблизи убежища;

- произведения замены фильтров-поглотителей ФПУ-200 в количестве 4 шт.

2) обязать ответчика устранить замечания в отношении убежища №704 площадью 84,1 кв.м., расположенное по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, г. Гусиноозерск, ул. Ленина, д. 17, для приема укрываемых в течение 12 месяцев с момента вступления решения в силу путем:

- установить клапаны-отсекатели расходомеры (клапаны-расходомеры отсекатели) (КРО) на электроручных вентиляторах ЭРВ-49 (далее – ЭРВ-49), 2 шт.;

- обеспечить наличие инструкции по запуску электродвигателя данного второго ЭРВ-49;

- привести в соответствие с предъявляемыми требованиями окраску воздуховодов;

- потолки и стены помещений привести в соответствии с п. 3.2.8 Правил, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- установить фильтры ячеистые противопыльные (ФЯР);

- заменить неисправный (заблокированный) герметический клапан, установленный на воздухозаборную трубу режима фильтровентиляции (перед предфильтром пакетным (ПФП));

- покрасить внешний защитно-герметический ставень аварийного выхода ЗСГО в серый цвет;

- установить клапан избыточного давления (КИД) на внешней стене аварийного выхода в ЗСГО;

- покрасить клапан избыточного давления (КИД), установленный во внутренней стене аварийного выхода в ЗСГО, в серый цвет;

- заменить неисправный (заблокированный) герметический клапан, установленный на трубу вытяжной вентиляции;

- в перекрытии аварийных резервуаров для сбора стоков (расположенных в помещениях санитарных узлов ЗСГО) обеспечить наличие отверстий, используемых вместо унитазов и закрываемые крышки к ним (число отверстий для унитазов должно соответствовать числу унитазов, установленных в санитарном узле);

- бак запаса воды (емкость запаса питьевой воды) оборудовать водоуказателями;

- установить запорную арматуру внутри убежища на выпуске канализации;

- закрыть и опечатать санузлы, не используемые в хозяйственных целях;

- закрыть и опечатать герметический клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей;

- устранить неплотности (щели), отверстия (отводы) с установленными заслонками кустарного изготовления, в воздуховодах, размещенных в помещении фильтровентиляционной;

- проемы оголовка аварийного шахтного выхода оборудовать жалюзийными решетками, открываемыми внутрь (в ходе устранения данного нарушения необходимо обеспечить установленные размеры проемов – 0,6 х 0,8 м.).

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против принятия уточнения исковых требований.

Суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточнение исковых требований в части – об обязании ответчика:

1) привести убежище №46 площадью 193,9 кв.м., расположенное по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская, д. 31А, в состояние «готово к использованию по предназначению» для приема укрываемых в течение 12 месяцев с момента вступления решения в силу путем:

- проведения герметизации убежища, связанной с неисправностью дренажной канализации, проходящей вблизи убежища;

- произведения замены фильтров-поглотителей ФПУ-200 в количестве 4 шт.

2) устранить замечания в отношении убежища №704 площадью 84,1 кв.м., расположенное по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, г. Гусиноозерск, ул. Ленина, д. 17, для приема укрываемых в течение 12 месяцев с момента вступления решения в силу путем:

- установки клапанов-отсекателей расходомеров (клапанов-расходомеров отсекателей) (КРО) на электроручных вентиляторах ЭРВ-49 (далее – ЭРВ-49), 2 шт.;

- обеспечения наличия инструкции по запуску электродвигателя данного второго ЭРВ-49;

- приведения в соответствие с предъявляемыми требованиями окраски воздуховодов.

В остальной части суд отказывает в принятии уточнения, поскольку в данном случае меняется предмет и основание иска, а именно, в акте инвентаризации, на котором истец основывает свои требования, нет указания на выполнение мероприятий:

- потолки и стены помещений привести в соответствии с п. 3.2.8 Правил, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

- установить фильтры ячеистые противопыльные (ФЯР);

- заменить неисправный (заблокированный) герметический клапан, установленный на воздухозаборную трубу режима фильтровентиляции (перед предфильтром пакетным (ПФП));

- покрасить внешний защитно-герметический ставень аварийного выхода ЗСГО в серый цвет;

- установить клапан избыточного давления (КИД) на внешней стене аварийного выхода в ЗСГО;

- покрасить клапан избыточного давления (КИД), установленный во внутренней стене аварийного выхода в ЗСГО, в серый цвет;

- заменить неисправный (заблокированный) герметический клапан, установленный на трубу вытяжной вентиляции;

- в перекрытии аварийных резервуаров для сбора стоков (расположенных в помещениях санитарных узлов ЗСГО) обеспечить наличие отверстий, используемых вместо унитазов и закрываемые крышки к ним (число отверстий для унитазов должно соответствовать числу унитазов, установленных в санитарном узле);

- бак запаса воды (емкость запаса питьевой воды) оборудовать водоуказателями;

- установить запорную арматуру внутри убежища на выпуске канализации;

- закрыть и опечатать санузлы, не используемые в хозяйственных целях;

- закрыть и опечатать герметический клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей;

- устранить неплотности (щели), отверстия (отводы) с установленными заслонками кустарного изготовления, в воздуховодах, размещенных в помещении фильтровентиляционной;

- проемы оголовка аварийного шахтного выхода оборудовать жалюзийными решетками, открываемыми внутрь (в ходе устранения данного нарушения необходимо обеспечить установленные размеры проемов – 0,6 х 0,8 м.).

В судебном заседании представитель истца поддержал иск с учетом уточнения.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.

Третье лицо представителя в заседание не направило, извещено надлежащим образом под расписку (л.д. 123).

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

23 июня 2011 года между ОАО «Ростелеком» (впоследствии наименование изменено на ПАО «Ростелеком») и ТУ Росимущества в Республике Бурятия заключен договор №01/11
о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (л.д. 13-15).

По условиям указанного договора (раздел I) ТУ Росимущества в РБ передает, а
ОАО «Ростелеком» на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 №359 принимает по акту приемки-передачи на ответственное хранение и в безвозмездное пользования накопленные средства коллективной защиты гражданской обороны:

- убежище (ВУ) №46 общей площадью 193,9 кв.м. по адресу: ул. Комсомольская, 31а,
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия (далее – убежище №46);

- убежище (ВУ) №36 общей площадью 161,9 кв.м. по адресу: ул. Жуковского, 1,
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия (далее – убежище №36);

- убежище (ОСУ) №704 площадью 84,1 кв.м. по адресу: ул. Ленина, 17,
г. Гусиноозерск, Селенгинский район, Республика Бурятия (далее – убежище №704).

В разделе IIуказаны обязанности ОАО «Ростелеком».

В число его обязанностей входит, в том числе, сохранение защитных сооружений, принятие мер по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений (пункт 2.1), а также выполнение требований к содержанию, эксплуатации, использованию объектов ГО (пункт 2.5).

В силу пункта 5.4 договор вступает в силу с момента подписания акта приема-передачи объектов и имущества гражданской обороны.

23 июня 2011 года сторонами подписан акт приемки-передачи к договору ответственного хранения (л.д. 16-17).

Убежища находятся в собственности Российской Федерации.

В материалы дела представлены:

- свидетельство о государственной регистрации права от 19.03.2008, кадастровый паспорт помещения, паспорт убежища №46 (л.д. 18-26),

- свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2008, кадастровый паспорт, паспорт убежища №704 (л.д. 30-34).

Как указал истец, в ходе инвентаризации, проведенной 14.08.2018 МТУ Росимущества, ГУ МЧС России по Республике Бурятия во исполнение Приказа МЧС России от 28.05.2018 №226, установлено, что объекты – убежище №46 и убежище №704 – не готовы к приему укрываемых.

Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования Убежища инв. №46-04 от 14.08.2018, утвержденному 03.09.2018 (л.д. 27-29), убежище №46 к приему укрываемых не готово. Установлено нарушение герметизации убежища из-за периодического выхода грунтовых вод в связи с неисправностью дренажной канализации, проходящей вблизи убежища, нарушение защитных свойств ограждающих конструкций, полов, аварийных шахтных выходов, имеются следы подтопления. В целях обеспечения сохранности и повышения эффективности использования защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) предложено произвести замену фильтров-поглотителей (ФПУ-200 – 4 шт.) в связи с истекшим сроком использования;

Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования Убежища инв. №704-04 от 14.08.2018, утвержденному 03.09.2018 (л.д. 35-37), убежище №704 к приему укрываемых ограниченно готово. В целях обеспечения сохранности и повышения эффективности использования ЗС ГО предложено провести оценку технического состояния фильтровентиляционного оборудования, установить КРО – 2 шт., подключить второй ЭРВ-49, провести покраску воздуховодов в соответствии с предъявляемыми требованиями, перевести убежище на эксплуатацию в режиме укрытия.

Истец направил в адрес ответчика требование от 14.10.2019 (л.д. 38-39) о предоставлении информации о запланированных мероприятиях по приведению используемых объектов в состояние «готово к использованию по предназначению» и сроках их проведения.

В ответ ПАО «Ростелеком» направило информацию о проведенных в 2019 году и запланированных мероприятиях по приведению ЗСГО в состояние «готово к использованию по предназначению»: в 2019 году проведен ремонт в ЗАСГО – убежище №36, подана заявка в План финансирования технического обслуживания и текущих ремонтных работ ЗСГО на 2020 год в отношении убежища №46 и убежища №704 (л.д. 40).

Поскольку убежища №46 и №704 не готовы к приему укрываемых в нарушение условий договора от 23.06.2011 №01/11, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон о гражданской обороне) оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 7 Закона о гражданской обороне предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок №1309).

В силу пункта 2 Порядка №1309 к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В пунктах 8, 9, 10 Порядка №1309 указано, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка №1309).

Защитные сооружения гражданской обороны – убежище №46 и убежище №704 – переданы собственником Российской Федерацией в лице ТУ Росимущества обществу на ответственное хранение и в безвозмездное пользование по договору от 23.06.2011 №1/11.

Договор заключен Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имущество в Республике Бурятия.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия (ОГРН 1090327009354, ИНН 0326486379) 05.04.2017 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения.

Правопреемником указано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772ИНН 3808214087) (в последующем наименование изменено на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае 17.01.2020 прекратило деятельность путем реорганизации в форме разделения.

Правопреемниками указаны (графы 63-68 сведений из ЕГРЮЛ, раздел «Сведения о правопреемнике»):

- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области;

- Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия.

В силу пункта 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

Истец МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия осуществляет функции по управлению федеральным имуществом на территории Забайкальского края и Республики Бурятия, соответственно, является правопреемником ТУ Росимущества по Республике Бурятия.

По условиям заключенного договора обществу переданы на ответственное хранение и в безвозмездное пользование объекты ЗС ГО – в том числе, убежище №46 и убежище №704.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (Правила №583).

В силу пунктов 1.2, 2.1, 2.2 Правил № 583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации.

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.

Согласно пунктам 1.3, 1.7, 1.8 Правил № 583, организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил). В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.

Согласно Правилам №583 при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность:

- защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

- герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

- инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (п. 3.2.1.Правил).

Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации (п. 3.2.7 Правил).

Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п.3.2.11 Правил).

В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 град. С (п. 3.2.19 Правил).

В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток  (п.3.2.20 Правил).

В силу пунктов 4.4.1, 4.4.2 Правил № 583 при оценке состояния фильтров-поглотителей последние подвергаются техническому осмотру и контрольной оценке технического состояния. Технический осмотр фильтров-поглотителей -300 проводится через 2 года (после 10 лет - ежегодно), контрольная оценка - через 5 лет (после 10 лет - через 3 года).

В пункте 4.4.4 Правил № 583 определено, что при обнаружении хотя бы одного явно выраженного дефекта (сквозное ржавление или деформация оболочки глубиной более 30 миллиметров, пересыпание или усадка шихты, переувлажнение или порыв фильтрующего материала) фильтр-поглотитель выбраковывается.

Из пункта 5.2.4 Правил № 583 следует, что перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов. В первоочередном порядке проводятся мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения. Ликвидация течей может быть осуществлена путем устройства защитных гидроизоляционных покрытий; восстановления поврежденных участков гидроизоляции; устройства дренажа вокруг сооружения; уплотнения бетонных и железобетонных конструкций инъекцированием (нагнетанием в трещины и другие дефектные места тампонажной смеси). Состав тампонажной смеси подбирается в зависимости от обводненности ограждающих конструкций и размера трещин. Могут быть применены и другие способы восстановления гидроизоляционных свойств ограждающих конструкций.

Помимо необходимости выполнения вышеуказанных мероприятий, п. 5.2.1 Приказа
№ 583 предусматривает выполнение эксплуатирующей организацией двух видов ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущего и капитального. К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации. К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов. Периодичность проведения ремонтов в отношении строительных конструкций ЗС ГО является нормативно определенной (таблица 3 Приказа № 583).

К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации. При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается.

К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов.

Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки.

Убежище №46 и убежище №704 переданы обществу по акту приемки-передачи имущества.

Пунктом 2.1 договора предусмотрена обязанность общества сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, пунктом 2.5 - выполнять требования к содержанию, эксплуатации, использованию объектов ГО.

Таким образом, на основании договора общество приняло на себя обязательство сохранять ЗС ГО, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению к дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями документов по эксплуатации защитных сооружений.

Фактически общество приняло на себя обязательство по сохранению объекта гражданской обороны в надлежащем состоянии, т.е. в том виде, для целей которых сооружение предназначено изначально.

В указанном акте отсутствуют сведения о том, что защитные сооружения утратили расчетные защитные свойства.

Из условий договора и акта приемки-передачи не следует, что защитные сооружения на момент их передачи обществу утратили расчетные защитные свойства.

Поскольку с момента подписания договора объекты непрерывно находились на балансе ответчика, обязанность по их надлежащему содержанию возлагается именно на лицо, эксплуатирующее спорные объекты, то есть на ПАО «Ростелеком».

Таким образом, довод ответчика о том, что передача убежищ на ответственное хранение и безвозмездное пользование сама по себе не является основанием для освобождения собственника от расходов по содержанию этого имущества и возложения их на общество, подлежит отклонению.

В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства  не допускается.

Как следует из актов инвентаризации от 14.08.2018, убежище №46 к приему укрываемых не готово – установлено нарушение герметизации убежища, нарушение защитных свойств ограждающих конструкций, полов, аварийных шахтных выходов, необходимо произвести замену фильтров-поглотителей (ФПУ-200 – 4 шт.) в связи с истекшим сроком использования. Убежище №704 к приему укрываемых ограниченно готово - необходимо провести оценку технического состояния фильтровентиляционного оборудования, установить КРО – 2 шт., подключить второй ЭРВ-49, провести покраску воздуховодов в соответствии с предъявляемыми требованиями, перевести убежище на эксплуатацию в режиме укрытия.

В ходе судебного разбирательства ответчиком выполнена часть мероприятий указанных в акте инвентаризации от 14.08.2018, после чего ГУ МЧС России по Республике Бурятия повторно обследовало объекты гражданской обороны и составило акт о необходимости выполнения мероприятий, которые впоследствии истец указал в заявление об уточнении исковых требований.

Таким образом, нарушение ответчиком Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, подтверждено материалами дела.

Ответчик, в качестве лица эксплуатирующего ЗС ГО не предоставил подтверждения фактического выполнения указанных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

На основании изложенного, исковое заявление подлежит удовлетворению.

Довод ответчика о подтоплении убежища №46 по причине неисправности дренажной канализации судом отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности содержания объекта ЗСГО в надлежащем состоянии.

Документы, подтверждающие намерение общества изменить тип защитного сооружения с «Убежище» на «Укрытие», судом во внимание не принимаются, поскольку на момент инвентаризации, а также рассмотрения настоящего дела изменение типа защитного сооружения не произведено.

Суд удовлетворяет исковые требования МТУ «Росимущества».

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 6 000 рублей.

Истцом при подаче иска государственная пошлина не оплачивалась, истец освобожден от ее уплаты.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика и взысканию в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать публичное акционерное общество «Ростелеком» (ОГРН 1027700198767,
ИНН 7707049388) привести убежище №4 6, площадью 193,9 кв.м., расположенное по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская, д. 31А, в состояние «готово к использованию по предназначению» для приема укрываемых в течение 12 месяцев с момента вступления решения в силу путем:

- проведения герметизации убежища, связанной с неисправностью дренажной канализации, проходящей вблизи убежища;

- произведения замены фильтров-поглотителей ФПУ-200 в количестве 4 шт.

Обязать публичное акционерное общество «Ростелеком» (ОГРН 1027700198767,
ИНН 7707049388) устранить замечания в отношении убежища №704, площадью 84,1 кв.м., расположенного по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, г. Гусиноозерск,
ул. Ленина, д. 17, для приема укрываемых в течение 12 месяцев с момента вступления решения в силу путем:

- установки клапанов-отсекателей расходомеров (клапанов-расходомеров отсекателей) (КРО) на электроручных вентиляторах ЭРВ-49 (далее – ЭРВ-49), 2 шт.;

- обеспечения наличия инструкции по запуску электродвигателя данного второго ЭРВ-49.

- приведения в соответствии с предъявляемыми требованиями окраски воздуховодов.

Взыскать с публичного акционерного общества «Ростелеком» (ОГРН 1027700198767,
ИНН 7707049388) в доход федерального бюджета 6 000 рублей – государственную пошлину.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                              Н.Н. Пластинина