ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5620/09 от 25.01.2010 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@ buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ Дело №А10-5620/2009

“28” января 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 28 января 2010 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сусловой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Республиканской службы государственной охраны объектов культурного наследия

к Министерству финансов Республики Бурятия

о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 11.11.2009г.

при участии

от заявителя: ФИО1, Е.Д., представитель по доверенности от 25.09.2009г. № 1.

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 14.01.2010г. № 01-01/23-7, ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2010г. №01-01/23-3.

установил:

Республиканская служба государственной охраны объектов культурного наследия (далее служба) обратилась к Министерству финансов Республики Бурятия (далее Минфин РБ) о признании недействительным предписания от 11.11.2009г.

В обосновании своих требований заявитель сослался на то, что предписание об устранении нарушений выдается в случае, если были нарушены права и законные интересы участников размещения заказов, но, по мнению заявителя, права других участников не нарушались, так как таковых и не было. При размещении заказа путем проведения запроса котировок была подана одна единственная заявка. Оспариваемое предписание не содержит указаний на конкретные действия, которые должно было совершить лицо, изложенные в предписание требования нереально исполнить. На официальном сайте предписание не размещено.

Ответчик требования не признал, пояснил, что оспариваемое предписание соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов и не нарушает права и законные интересы службы. Закон о размещении заказов предоставляет уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органам исполнительной власти субъекта выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. Службой были допущены нарушения требований закона в части порядка принятия решения о создании котировочной комиссии, установления цен, оформления протоколов котировочной комиссии, расчета неустойки. Заказ не мог быть размещен путем запроса котировок, поскольку помимо стоимостного ограничения, указанного в части 2 статьи 42 Закона № 94-ФЗ, размещение заказа путем запроса котировок цен, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам. Выполнение научно-изыскательских работ по установлению границ территорий объектов археологического наследия в Иволгинском районе осуществляется на основе технического задания, которое выполняет функцию конкретной заявки заказчика, относящейся к данному объекту. Обжалуемое предписание размещено на официальном сайте в разделе «Контроль в сфере государственного заказа», подраздел «Административная практика» (распечатка с сайта прилагается). Довод о невозможности исполнения предписания несостоятелен, поскольку в предписании указаны конкретные действия, необходимые совершить. Служба и в дальнейшем будет выступать государственным заказчиком, соответственно ей следует принять организационные меры по недопущению впредь нарушений Закона № 94-ФЗ.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, Минфином РБ на основании информации Комитета финансово-бюджетного надзора Минфина РБ проведена камеральная проверка соблюдения службой законодательства Российской Федерации о размещении заказов при проведении запроса котировок на выполнение работ по установлению границ территорий объектов археологического наследия (памятников археологии) Иволгинского района Республики Бурятия. По результатам внеплановой проверки составлен акт от 11.11.2009г.

Проверкой выявлены нарушения Федерального Закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов). 11.11.2009г. Минфином РБ в адрес службы вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов при проведении запроса котировок. Государственному заказчику - Республиканской службе государственной охраны объектов культурного наследия предписано не допускать нарушений требований части 2 статьи 7, части 4.1, части 11 статьи 9, статьи 42, части 4, части 6 статьи 46, части 7 статьи 47, части 3 статьи 18 Закона о размещении заказов, а именно:

- не нарушать порядок принятия решения о создании котировочной комиссии;

- не включать в проекты государственных контрактов условия об изменении цены, кроме случаев, установленных Законом о размещении заказов;

- предусматривать в качестве базовой величины для расчета размера неустойки за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных государственными контрактами, ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующую на день уплаты неустойки;

- осуществлять выбор способа размещения заказа с учетом возможности установления требований к поставщикам(исполнителям, подрядчикам);

- соблюдать требования закона о размещении заказов при оформлении протоколов заседания котировочной комиссии;

- в случае продления срока подачи котировочных заявок соблюдать обязанность направления запроса котировок не менее трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- при заключении государственных контрактов не допускать изменение условий, предусмотренных извещением о запросе котировок;

- соблюдать сроки направления сведений для включения в Реестр государственных контрактов.

С указанным предписанием заявитель не согласен и обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд, изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон, не находит оснований в удовлетворении требований заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемое предписание соответствует требованиям закона о размещении заказов и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Согласно части 4 указанной статьи внеплановые проверки осуществляются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Министерство Финансов Республики Бурятия на основании Положения «О министерстве финансов Республики Бурятия», утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.04.2008г. № 188, уполномочено осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Бурятия; осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения закона о размещении заказов; рассматривать жалобы на действия (бездействия), связанных с размещением заказов.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов орган исполнительной власти субъекта вправе выдавать указанным в части 1 статьи 17 Закона лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Довод заявителя об отсутствии нарушения прав и законных интересов других участников заказов не принят во внимание, так как выдача предписания не связывается с установлением факта нарушения прав и законных интересов участников размещения заказа, предписание выдается согласно пункту 2 части 9 статьи 17 Закона в отношении указанных в части 1 статьи 17 лиц: заказчику, конкурсной, аукционной или котировочной комиссиям и т.д.

Заявителем было допущено нарушение порядка создания котировочной комиссии. Так в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о размещении заказов заказчиком до опубликования в официальном издании или до размещения на официальном сайте извещения о запросе котировок, принимается решение о создании комиссии, определяется ее состав, порядок работы, назначается председатель комиссии, однако приказ о создании котировочной комиссии от 02.04.2008г издан после размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, дата размещения извещения – 01.04.2008 (л.д. 64-66).

Заявителем в нарушение части 4.1 статьи 9 Закона, предусматривающей, что цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, в пункте 2.3 проекта государственного контракта предусмотрено условие об изменении цены не более чем на 5 процентов. В нарушение части 11 данной статьи необоснованно предусмотрен способ расчета неустойки в размере 1 процент за каждый день просрочки, а неустойка согласно части 11 данной статьи устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок с учетом положений части 3 статьи 42 Закона о размещении заказов в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 42 и главой 5 указанного закона.

Выполнение научно-изыскательских работ по установлению границ территорий объектов археологического наследия в Иволгинском районе осуществляется на основании технического задания, которое выполняет функцию «конкретной заявки» заказчика (л.д. 68, 86). Следовательно, выбор заказчиком данного способа размещения заказа неправомерен.

Заявителем нарушено требование части 6 статьи 46 указанного закона, предусматривающей, что в случае, если после дня подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик обязан направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В части изложенных в предписании требований о необходимости соблюдения требований к оформлению протоколов заседания котировочной комиссии, оформлению извещений о проведении запроса котировок, соблюдению сроков направления сведений для включения в Реестр государственных контрактов заявитель возражений не заявил, сослался на неопытность сотрудников.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что предписание не было размещено на официальном сайте, поскольку размещение предписания произведено на официальном сайте Минфина РБ в разделе «Контроль в сфере размещения государственного заказа», подраздел «Административная практика» (л.д. 94).

Заявитель ни в тексте заявления, ни в судебном заседании не обосновал нарушение прав и законных интересов оспариваемым предписанием.

На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья Н.В. Устинова