АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
29 мая 2019 года Дело № А10-5639/2018
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2019 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ниникиной В.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бутухановой Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Муниципальному учреждению «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ», некоммерческому партнёрству «Транспортная компания «Дархан-Авто», обществу с ограниченной ответственностью «Круиз», обществу с ограниченной ответственностью «Лидер-Авто», индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании незаконными действий по включению некоммерческого партнёрства «Транспортная компания «Дархан-Авто» в качестве перевозчика в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ, по выдаче свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ, карт данного маршрута сроком действия с 02.09.2018 по 01.09.2023, прекращении действия свидетельства и карт, обязании в течение 90 дней провести открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО3 (доверенность от 16.04.2019, паспорт),
ответчика - Муниципального учреждения «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» до перерыва - ФИО4 (доверенность от 19.10.2018, паспорт), ФИО5 (доверенность от 07.09.2017 № 1900, паспорт),
соответчика - ФИО2 – ФИО6 (доверенность от 21.03.2019, паспорт),
от соответчиков: некоммерческого партнёрства «Транспортная компания «Дархан-Авто», общества с ограниченной ответственностью «Круиз», общества с ограниченной ответственностью «Лидер-Авто и третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Дархан-Авто» – не явились, извещены,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Муниципальному учреждению «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» (далее – ответчик, Комитет, МУ «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ») о признании незаконными действий по включению некоммерческого партнёрства «Транспортная компания «Дархан-Авто» в качестве перевозчика в реестр городского маршрута регулярных перевозок № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ, по выдаче свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ, карт данного маршрута сроком действия с 02.09.2018 по 01.09.2023, прекращении действия свидетельства и карт, обязании в течение 90 дней провести открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ (с учетом уточнений).
Определением от 02 октября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено некоммерческое партнёрство «Транспортная компания «Дархан-Авто», далее – НП «ТК «Дархан-Авто», партнерство).
Определением от 18 декабря 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Круиз» (далее – ООО «Круиз»), общество с ограниченной ответственностью «Лидер-Авто» (далее – ООО «Лидер-Авто»), индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2).
Определением от 14 февраля 2019 года НП «ТК «Дархан-Авто», ООО «Круиз», ООО «Лидер-Авто», ИП ФИО2 привлечены судом с согласия заявителя к участию в деле в качестве соответчиков с исключением их из состава третьих лиц.
Определением от 02.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дархан-Авто» (далее – ООО «Дархан-Авто»).
В обоснование заявленных требований ИП ФИО1 указал, что 03.07.2013 между предпринимателем и НП «ТК «Дархан-Авто» был заключен договор простого товарищества для совместной деятельности на муниципальном маршруте № 97 г. Улан-Удэ сроком на 5 лет до истечения срока действий договора на право транспортного обслуживания населения по названному маршруту. Аналогичные договоры заключены НП «ТК «Дархан-Авто» также с другими предпринимателями и хозяйственными обществами. Договоры о совместной деятельности были представлены в уполномоченный орган – Муниципальное учреждение «Управление транспорта и связи г. Улан-Удэ» (в последующем переименовано в Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ) для участия в конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок. По результатам открытого конкурса 02.09.2013 между победителем - НП «ТК «Дархан-Авто» и МУ «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» был заключен основной договор на право транспортного облуживания по указанному маршруту сроком действия на 5 лет, т.е. до 02.09.2018. На протяжении всего времени действия данных договоров ИП ФИО1 и ряд других товарищей совместно с НП «ТК «Дархан-Авто» осуществляли пассажирские перевозки на городском маршруте № 97 г. Улан-Удэ, добросовестно исполняя принятые на себя обязательства. В заключении с ИП ФИО1 договора товарищества на новый срок НП «ТК «Дархан-Авто» отказало, заключив такие договоры с иными организациями (предпринимателями), и, впоследствии получив свидетельство и карты маршрута на новый срок с 02.09.2018 до 01.09.2023. Свидетельство об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 97 г. Улан-Удэ и карты данного маршрута на новый срок, по мнению заявителя, выданы Комитетом НП «ТК «Дархан-Авто» и лицам, с которыми НП «ТК «Дархан-Авто» заключило договоры простого товарищества: ООО «Круиз», ООО «Лидер-Авто», ИП ФИО2, в нарушение положений пункта 3 части 4 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) без проведения открытого конкурса, тем самым ограничив права ИП ФИО1 на участие в конкурсе и на осуществление пассажирских перевозок на маршруте № 97, 97 «Квартал». Кроме этого, как указал заявитель, НП «ТК «Дархан-Авто» направило сведения в нарушение установленного частью 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ срока, следовательно, у Комитета не было правовых оснований для включения партнерства в реестр маршрутов в качестве перевозчика по маршруту № 97, 97 «Квартал» и последующей выдачи свидетельства и карт маршрута.
Ответчик МУ «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» возражал против предъявленных требований, представил отзыв на заявление и дополнение к отзыву, согласно которым НП «ТК «Дархан-Авто» 14.08.2015 направило в Управление транспорта и связи Администрации г. Улан-Удэ в порядке части 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ сведения о маршруте № 97, транспортное обслуживание населения по которому осуществлялось на основании договора от 02.09.2013, сведений от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые после дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по названному маршруту, не поступало. 16.08.2018 в Комитет поступило заявление от НП «ТК «Дархан-Авто» о выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 97 и новых карт данного маршрута с приложением копий договоров простого товарищества, заключенных НП «ТК «Дархан-Авто» с ООО «Круиз», ООО «Лидер-Авто», ИП ФИО2, а также сведений о транспортных средствах, принадлежащих указанным лицам. Установив по системе ГЛОНАСС мониторинга, что все перечисленные юридические лица и предприниматели осуществляют перевозки по маршруту № 97, 97 «Квартал» с использованием своих транспортных средств, 31.08.2018 Комитет на основании пункта 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ выдал уполномоченному участнику договора товарищества свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 97 и карту данного маршрута сроком действия с 02.09.2018 до 01.09.2023. При этом обязанность проведения открытого конкурса, как и осуществления контроля исполнения условий договоров о совместной деятельности, заключенных между заявителем и НП «ТК «Дархан-Авто» в 2013 году, у Комитета в силу действующего законодательства отсутствовала, следовательно, оспариваемые действия ответчика являются законными.
Соответчики: НП «ТК «Дархан-Авто», ООО «Круиз», ООО «Лидер-Авто», ИП ФИО2 с требованиями ИП ФИО1 также не согласились по основаниям, указанным в отзывах. Доводы НП «ТК «Дархан-Авто», ООО «Круиз» сводятся к тому, что заявитель фактически не осуществлял пассажирские перевозки по маршруту № 97 г. Улан-Удэ, какие-либо препятствия для этого с чьей-либо стороны не создавались, новый договор простого товарищества с ИП ФИО1 не заключался, при выдаче свидетельства и карты маршрута Комитет руководствовался системой навигационного контроля ГЛОНАСС мониторинг, все заявленные транспортные средства при подаче партнерством заявления о выдаче свидетельства и карты маршрута отражались в названной системе, иные транспортные средства, в т.ч. принадлежащие ИП ФИО1, перевозку не осуществляли, поэтому права заявителя не нарушены. Обязанность заключить договор о совместной деятельности именно с ИП ФИО1, по мнению соответчиков, у НП «ТК «Дархан-Авто» отсутствует, уполномоченный орган обоснованно выдал свидетельство и карты маршрута НП «ТК «Дархан-Авто», ООО «Круиз», ООО «Лидер-Авто» и ИП ФИО2, т.е. всем перевозчикам, которые осуществляли перевозки по данному маршруту, объединились и заключили между собой договор простого товарищества. Кроме этого отмечено, что ИП ФИО1 в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ не подавал сведений о себе как о перевозчике по маршруту № 97, поэтому Комитет правомерно принял предоставленные НП «ТК «Дархан-Авто» сведения и посчитал его изъявившим желание продолжать перевозки по указанному маршруту.
Третье лицо ООО «Дархан-Авто» в представленном отзыве выразило согласие с требованиями ИП ФИО1, полагая их подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчики: Комитет, ИП ФИО2 возражали против удовлетворения заявления предпринимателя по вышеуказанным доводам.
Ответчики НП «ТК «Дархан-Авто», ООО «Круиз», ООО «Лидер Авто» и третье лицо ООО «Дархан-Авто» своих представителей не направили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 03.07.2013 между НП «ТК «Дархан-Авто» (руководитель) и ИП ФИО1 (перевозчик) заключен договор о совместной деятельности № 140, согласно пунктам 1.1.-2.2. которого стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица в целях перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: пассажирские перевозки автобусами по городскому постоянному автобусному маршруту № 97. В качестве вклада руководитель обязуется вносить профессиональные знания, навыки и умения, деловую репутацию и деловые связи, иные блага, в т.ч. документацию, необходимую для работы на автобусном маршруте № 97, а перевозчик – транспортные средства, принадлежащие ему на законном основании (т.1, л.д. 20-21).
В обязанности руководителя согласно пункту 3 договора входит управление процессом пассажирских перевозок перевозчика, предоставление необходимой для работы документации, информационная помощь в связи с изменениями в транспортной документации, выполнения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, Республики Бурятии, Администрации г. Улан-Удэ в сфере организации пассажирских перевозок, в том числе договора на право транспортного обслуживания населения по городскому автобусному маршруту № 97 г. Улан-Удэ.
В обязанности перевозчика в соответствии с пунктом 3.4. договора входит обеспечение строгого и неукоснительного соблюдения порядка и правил пассажирских перевозок, обеспечение необходимой безопасности пассажирских перевозок, обеспечение соблюдения графика движения автобуса, оснащение транспортного средства оборудованием ГЛОНАСС.
Срок действия пунктом 5.1. договора установлен в течение пяти лет до истечения срока действия договора на право транспортного обслуживания населения по городскому автобусному маршруту № 97 г. Улан-Удэ, заключенного между руководителем НП «ТК «Дархан-Авто» и МУ «Управление транспорта и связи Администрации г. Улан-Удэ».
В приложении к настоящему договору указан перечень транспортных средств марки Фиат Дукато, год выпуска 2011, регистрационные номера: <***> 03RUS, О395КЕ 03RUS, Т062КК 03RUS, вносимых ИП ФИО1 в качестве вклада в совместную деятельность для осуществления пассажирских перевозок. Также предпринимателю выдана лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, от 02.11.2012 № АСС 03 990498.
Помимо ИП ФИО1 НП ТК «Дархан-Авто» заключило аналогичные договоры о совместной деятельности с другими предпринимателями и организациями: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ООО «АБК», ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ООО «АвтоПрокат», ФИО23, ООО «Байкал-Автоудача», ООО «Маршрут Плюс», ФИО24, ФИО25, ФИО26, ООО «Галатея-проф», ФИО27, ФИО28, ООО «Тункатранссервис», ФИО29, ФИО30, ООО «Автотранс», ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО20, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ООО «Улан-Удунга», ФИО41, ООО «Восток Плюс», ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50 Б-Н.М-Д., ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ООО «Авто Плюс», ФИО58, ФИО59, ФИО60, ООО «Транзит», ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО28 Б-Д.Б., ФИО73, ФИО74 (т. 1, л.д. 101-482).
В 2013 году НП «ТК «Дархан-Авто» подало заявление на участие в конкурсе на право транспортного обслуживания населения по городскому маршруту № 97. Заявление содержит в себе, в том числе, согласие собственников на участие их транспортных средств в открытом конкурсе (т.1, л.д. 97-100).
Под порядковым номером 140 указан автомобиль марки Фиат Дукато с регистрационным номером <***> 03RUS, один из которых внесен ИП ФИО1 в качестве вклада в совместную деятельность при заключении с НП «ТК «Дархан-Авто» соответствующего договора № 140 от 03.07.2013.
02.09.2013 по результатам открытого конкурса МУ «Управление транспорта и связи Администрации г. Улан-Удэ» (организатор пассажирских перевозок) и НП «ТК «Дархан-Авто» (перевозчик) заключили договор на право транспортного обслуживания населения по городскому маршруту № 97 г. Улан-Удэ № 12 (т. 1, л.д. 31-35).
Согласно пункту 1.1. договора организатор пассажирских перевозок поручает, а перевозчик своими и привлеченными силами обязуется осуществить пассажирские перевозки автобусами по городскому постоянному автобусному маршруту № 97 г. Улан-Удэ, в соответствии с утвержденным паспортом, схемой маршрута и графиком (расписанием) движения по маршруту.
Перечень транспортных средств и список водителей (приложение № 1), привлекаемых к осуществлению пассажирских перевозок, является неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.2.).
Договор на право транспортного обслуживания населения по городскому маршруту № 97 г. Улан-Удэ № 12 от 02.09.2013 на основании пункта 4.1. вступает в силу с момента его подписания и действует в течение пяти лет, т.е. до 02.09.2018.
Приложением к договору на право транспортного обслуживания населения № 12 от 02.09.2013 (с учетом дополнительного соглашения от 29.08.2018 и приложения к нему) установлен перечень транспортных средств и список водителей в количестве 94 единиц. Данный перечень не содержит транспортные средства ИП ФИО1, заявленные им в качестве вклада при заключении договора о совместной деятельности (т. 1, л.д. 33-34, 36-37).
С 14.07.2015 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за исключением отдельных положений.
14.08.2015 (согласно входящему штампу) во исполнение положений части 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ НП «ТК «Дархан-Авто» представило в Управление транспорта и связи Администрации г. Улан-Удэ сведения о городском маршруте № 97, обслуживаемым партнерством согласно заключенному договору на право транспортного обслуживания населения, для проверки и принятия решения о включении указанных сведений в соответствующий Реестр маршрутов регулярных перевозок г. Улан-Удэ (т. 1, л.д. 93).
В ходе судебного разбирательства суду стало известно о том, что в период 2016-2017 гг. НП «ТК «Дархан-Авто» временно не осуществляло пассажирские перевозки на городском маршруте № 97.
Как следует из пояснений ответчика и материалов дела, 28.04.2016 в адрес Муниципального учреждения «Управление транспорта и связи Администрации г. Улан-Удэ» (далее – Управление) поступило письмо от Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области с приложением приказа от 27.04.2016 о прекращении действия лицензии НП «ТК «Дархан-Авто» (т. 2, л.д. 82-85). В связи с этим Управлением 28.04.2016 в адрес перевозчика было направлено уведомление о прекращении действия договора на право транспортного обслуживания населения № 12 от 02.09.2013 (т. 2, л.д. 86).
Руководствуясь Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 16.12.2009 № 564 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам г. Улан-Удэ», Управление разместило на официальном сайте органов местного самоуправления г. Улан-Удэ информацию о необходимости заключения временного договора по указанному маршруту.
29.04.2016 в Управление поступило заявление с приложением пакета документов от ООО «Дархан-Авто». В связи с наличием единственного заявления, соответствующего установленным требованиям, временный договор был заключен 10.05.2016 с ООО «Дархан-Авто».
Срок действия временного договора ограничивался датой вступления в силу договора (муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по городскому маршруту), заключенного по итогам торгов или конкурса.
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 12.05.2016 № 118 Муниципальное учреждение «Управление транспорта и связи Администрации г. Улан-Удэ» было переименовано в муниципальное учреждение «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ».
После приведения в соответствие с Законом № 220-ФЗ нормативных актов, регулирующих организацию пассажирских перевозок по городским маршрутам, Комитетом 12.08.2016 был объявлен конкурс по маршруту № 97.
26.09.2016 определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ проведение данного конкурса было приостановлено. В рамках рассматриваемого гражданского дела судом исследовались обстоятельства, послужившие основанием незаконному прекращению Комитетом действия договора № 12 от 02.09.2013.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 февраля 2017 года было восстановлено действие договора на право транспортного обслуживания населения № 12 от 02.09.2013, заключенного между МУ «Управление транспорта и связи Администрации г. Улан-Удэ» и НП «ТК «Дархан-Авто» (т. 2, л.д. 89-90).
10.05.2017 апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 февраля 2017 года оставлено без изменения.
26.05.2017 во исполнение вышеуказанного судебного решения в адрес ООО «Дархан-Авто» было направлено уведомление о расторжении временного договора от 10.05.2016 на право транспортного обслуживания населения по маршруту № 97, 97 «квартал» г. Улан-Удэ.
НП «ТК «Дархан-Авто» были выданы карты маршрута, копии договора № 12 от 02.09.2013 и паспорта маршрута № 97, 97 «квартал».
В связи с восстановлением действия договора № 12 от 02.09.2013 приказом Комитета от 22.05.2017 № 32 проведение открытого конкурса на право транспортного обслуживания населения по городскому маршруту № 97 было прекращено. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте органов местного самоуправления г. Улан-Удэ.
Таким образом, на период приостановления действия договора № 12 от 02.09.2013 городской маршрут № 97 обслуживался ООО «Дархан-Авто» по временному договору от 10.05.2016, в связи с чем сведения о данном перевозчике были включены в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ приказом Комитета от 12.08.2016 № 33 (т. 1, л.д. 86-91).
Позднее, 05.06.2017 в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ сведения о перевозчике по маршруту № 97 – ООО «Дархан-Авто» были заменены на НП «ТК «Дархан-Авто» на основании Приказа Комитета № 40 от 05.06.2017 (т. 2, л.д. 67).
Также по представленным в дело материалам установлено, что в отношении действий Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ Прокуратурой Республики Бурятия по результатам проверки было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (т. 2, л.д. 93-94).
Указанное нарушение состояло в несвоевременном приведении Комитетом муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с положениями Закона
№ 220-ФЗ, а также превышении должностным лицом компетенции в установлении порядка приема документов для заключения временного договора на право транспортного обслуживания населения по городскому маршруту № 97.
По результатам вынесенного представления Комитетом была проведена соответствующая работа по приведению муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством (т. 2, л.д. 96).
16.08.2018 НП «ТК «Дархан-Авто» на основании пункта 1 части 4, частей 5 и 6 статьи 39 Закона № 220-ФЗ обратилось с заявлением исх.№ 11 в Комитет о выдаче нового свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по городскому маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ и новой карты маршрута, приложив к заявлению перечень транспортных средств, копию договора простого товарищества от 16.08.2018 № 1 с приложением. ИП ФИО1, как и другие прежние товарищи в новом договоре простого товарищества в качестве участников не фигурирует (т. 1, л.д. 38-43).
Новый договор простого товарищества был заключен между НП «ТК «Дархан-Авто» (товарищ 1) и ИП ФИО2 (товарищ 2), ООО «Круиз» (товарищ 3), ООО «Лидер-Авто» (товарищ 4). При этом согласно перечням транспортных средств, составляющих вклад каждого из товарищей (Приложения №№ 1, 2, 3, 4 к договору товарищества) НП «ТК «Дархан-Авто» вносит в качестве вклада 1 ед., ИП ФИО2 - 14 ед., ООО «Круиз» - 81 ед., ООО «Лидер-Авто» - 1 ед. транспортных средств.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «Круиз» и ООО «Лидер-Авто» созданы как юридические лица 04.10.2016 и 23.10.2017 соответственно, ИП ФИО2 по информации из ЕГРИП зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 21.11.2013.
29.08.2018 между Комитетом (организатор пассажирских перевозок) и НП «ТК «Дархан-Авто» (перевозчик) заключено дополнительное соглашение к договору на право транспортного облуживания населения № 12 от 02.09.2013, в соответствии с которым были внесены изменения в Перечень транспортных средств и список водителей (Приложение № 1 к договору № 12 от 02.09.2013).
В Перечень транспортных средств и список водителей из 97 единиц были включены транспортные средства, принадлежащие, в том числе НП «ТК «Дархан-Авто» в количестве 1 ед., ИП ФИО2 - 14 ед., ООО «Круиз» - 81 ед., ООО «Лидер-Авто» - 1 ед.
Таким образом, с 29.08.2018 указанный перечень транспортных средств полностью состоял из транспортных средств НП «ТК «Дархан-Авто» и новых товарищей: ИП ФИО2, ООО «Круиз» и ООО «Лидер-Авто».
В соответствии с представленными доказательствами, пояснениями сторон ранее перечень транспортных средств обновлялся дважды: на основании дополнительного соглашения № 1 от 06.10.2015 и дополнительного соглашения б/н от 18.04.2016, заключенных между организатором перевозок – Управлением транспорта и связи г. Улан-Удэ и перевозчиком - НП «ТК «Дархан-Авто» (т. 3, л.д. 11-17).
При этом, как пояснил представитель НП «ТК «Дархан-Авто», в соглашениях от 06.10.2015 и от 18.04.2016 в числе прочих имелись транспортные средства, внесенные затем в качестве вклада от ИП ФИО2, ООО «Круиз» и ООО «Лидер-Авто» (выделены цветом, т. 3, л.д. 18-24). Новые транспортные средства при внесении изменений в перечень НП «ТК «Дархан-Авто» в свою очередь привлекало посредством заключения с их законными владельцами договоров о совместной деятельности.
По результатам рассмотрения заявления НП «ТК «Дархан-Авто» без конкурсных процедур 31.08.2018 Комитетом партнерству были выданы свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по городскому маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ серии 03 № 0000003 сроком действия на 02.09.2018-01.09.2023 гг. и карты маршрута регулярных перевозок на тот же срок. Как поясняли представители Комитета в судебном заседании, карты маршрута выданы в количестве, соответствующем количеству транспортных средств. На оборотной стороне данных документов в качестве прочих перевозчиков указаны: ИП ФИО2, ООО «Круиз», ООО «Лидер-Авто» (т. 1, л.д. 44-45).
29.08.2018 ИП ФИО1 обратился с заявлением в Комитет о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на муниципальном маршруте № 97 г. Улан-Удэ в связи с отказом НП «ТК «Дархан-Авто» в заключении с ними договора простого товарищества на новый срок (т. 3, л.д. 6-7).
Одновременно с аналогичными заявлениями обратились также другие предприниматели, ранее участвовавшие вместе с НП «ТК «Дархан-Авто» в конкурсе в 2013 году как участники договоров о совместной деятельности: ФИО33, ФИО54, ФИО12, ФИО69, что подтвердили представители Комитета в ходе судебного разбирательства. В деле также имеются копии данных заявлений (т. 3, л.д. 25-29).
Как следует из ответа № 2123 от 04.09.2018 на обращение ИП ФИО1, Комитет сообщил, что свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по городскому маршруту № 97, 97 «Квартал» и новые карты данного маршруты были выданы уполномоченному участнику договора простого товарищества, т.е. НП «ТК «Дархан-Авто», также указал на обоснованность отказа от заключения с ИП ФИО1 договора товарищества и отсутствие у Комитета функций по контролю исполнения условий договоров о совместной деятельности, заключенных между в 2013 году между предпринимателем и НП «ТК «Дархан-Авто». В названном ответе Комитет констатировал, что проведение открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, в том числе по городскому маршруту № 97 согласно пункту 3 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ не представляется возможным, предложил оспорить действия НП «ТК «Дархан-Авто» по невключению предпринимателя в качестве участника в договор простого товарищества от 16.08.2018 в судебном порядке (т.1, л.д. 27).
ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что Комитет 31.08.2018 совершил действия по выдаче нового свидетельства о праве на осуществление регулярных пассажирских перевозок и карт маршрута № 97 г. Улан-Удэ в нарушение пункта 3 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без проведения открытого конкурса, чем предоставил НП «ТК «Дархан-Авто» неосновательные преимущества и нарушил права предпринимателя на участие в открытом конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по указанному маршруту. При этом в уточнениях к заявлению (в т. 2 на л.д. 25-29) ИП ФИО1 подчеркивал, что с ИП ФИО2, ООО «Круиз», ООО «Лидер-Авто» ранее договор на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 97 г. Улан-Удэ не заключался, указанные лица в открытом конкурсе в качестве товарищей по договору о совместной деятельности с НП «ТК «Дархан-Авто» для получения этого права не участвовали, в период действия договора на право транспортного облуживания населения № 12 от 02.09.2013 с 02.09.2013 по 02.09.2018 перевозки совместно с НП «ТК «Дархан-Авто» не осуществляли.
Наряду с этим ИП ФИО1 обжаловал действия Комитета по включению НП «ТК «Дархан-Авто» в качестве перевозчика в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ, полагая, что правовых оснований для этого у органа не имелось ввиду пропуска партнерством установленного частью 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ 30-дневного срока направления сведений о маршруте регулярных перевозок, предусмотренный частью 1 статьи 26 названного закона (заявление об уточнении требований в т. 2, на л.д. 54-57).
Одновременно предприниматель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обжалование действий Комитета по включению НП «ТК «Дархан-Авто» в качестве перевозчика в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ, мотивированное тем, что заявитель узнал о несвоевременной подаче партнерством в уполномоченный орган сведений о маршруте и включении его в реестр лишь в ходе настоящего судебного разбирательства (14.02.2019), до этого момента предприниматель таковыми сведениями не обладал, в реестре городских маршрутов в сети Интернет дата подачи сведений о включении перевозчика в реестр не отражена.
В ходе рассмотрения дела представители ответчиков возражали против удовлетворения ходатайства заявителя, указали, что у предпринимателя имелась возможность узнать о включении партнерства в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ ранее, в связи с изданием Приказа № 40 от 05.06.2017 и размещением соответствующих сведений на сайте органов местного самоуправления в сети Интернет.
Рассмотрев ходатайство ИП ФИО1 о восстановлении срока обращения в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Комитета по включению НП «ТК «Дархан-Авто» в качестве перевозчика в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ, суд считает его необоснованным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Возможность восстановления срока для оспаривания ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, является одной из гарантий, позволяющей реализовать заявителю право на судебную защиту, провозглашенное в статьях 46 и 47 Конституции Российской Федерации и закрепленное в статье 2 АПК РФ.
В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека лицу, чье право нарушено, должна быть предоставлена возможность для защиты своих прав в судебном порядке, должен быть обеспечен доступ к правосудию, рассмотрению спора не должны препятствовать чрезмерные правовые или практические преграды, усложненные или формализованные процедуры принятия и рассмотрения исковых заявлений, отказ в правосудии запрещен.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Таким образом, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение в арбитражный суд не является пресекательным.
При этом АПК РФ не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как указывает заявитель, о неправомерных действиях ответчика он узнал только в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, когда в судебном заседании 14.02.2019 выяснилось, что НП «ТК «Дархан-Авто» подало сведения в Комитет о включении его в реестр городских маршрутов 14.08.2015, т.е. за пределами установленного частью 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ 30-дневного срока, в связи с чем оснований для включения партнерства в реестр у Комитета не имелось и его действия не соответствуют закону.
Оценив приведенные заявителем доводы, арбитражный суд не признает их в качестве уважительных причин пропуска срока на обращение в суд.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом (статья 115 АПК РФ).
Закон № 220-ФЗ опубликован (размещен) на «Официальном интернет-портале правовой информации» по адресу: http://www.pravo.gov.ru 14.07.2015; опубликован в «Российской газете» № 156 17.07.2015, следовательно, вступил в силу 14.07.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Статья 26 Закона № 220-ФЗ устанавливает сведения, подлежащие включению в реестры маршрутов регулярных перевозок, доступ к таким сведениям.
Таким образом, из приведенных положений следует, что необходимые сведения должны были быть направлены в уполномоченные органы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими после дня официального опубликования указанного закона регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок, в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, т.е. до 13.08.2015 (соответствующее толкование приведено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2018 № 305-КГ18-3503).
Как следует из материалов дела, НП «ТК «Дархан-Авто» во исполнение требований части 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ представило в уполномоченный орган необходимые для проверки и принятия решения о включении указанных сведений в Реестр маршрутов регулярных перевозок г. Улан-Удэ сведения 14.08.2015, т.е. с пропуском установленного законом срока на 1 день (т. 1, л.д. 93).
Сведения о перевозчике НП «ТК «Дархан-Авто» по маршруту № 97 были включены в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ на основании Приказа Комитета № 40 от 05.06.2017 (т. 2, л.д. 67).
Согласно пункту 2 названного приказа Отделу организации пассажирских перевозок предписано разместить Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ в редакции приказа на официальном сайте органов местного самоуправления г. Улан-Удэ ulan-ude-eg.ru в подразделе «Транспорт и связь».
Аналогичное требование содержится в пункте 2.4. действовавших на тот момент Правил организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Улан-Удэ, утвержденных Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 10.08.2016 № 241.
В период судебного разбирательства соответствующая информация о перевозчике НП «ТК «Дархан-Авто» в Реестре городских маршрутов г. Улан-Удэ была размещена в сети Интернет на сайте ulan-ude-eg.ru.
Данная информация является общедоступной.
Обстоятельств, свидетельствующих о несвоевременном размещении данных сведений на общедоступном сайте, судом не установлено.
На вопрос суда представитель предпринимателя пояснил, что до настоящего судебного процесса он сведениям, содержащимися в Реестре городских маршрутов г. Улан-Удэ и размещенными в сети Интернет, не интересовался, сайт не посещал. При этом, при переходе на интернет-страницу с Реестром городских маршрутов г. Улан-Удэ дата подачи сведений перевозчиком все равно не отображается.
Действительно, из размещенного в сети Интернет Реестра городских маршрутов г. Улан-Удэ информация о дате обращения с заявлением перевозчика о включении его в реестр не усматривается.
Вместе с тем, ИП ФИО1, будучи осведомленным о введении в действие с 14.07.2015 Закона № 220-ФЗ, устанавливающего обязанность для всех действующих перевозчиков в 30-дневный срок со дня официального опубликования этого закона подать в уполномоченный орган сведения о маршрутах регулярных перевозок в срок до 13.08.2015, мог ранее предпринять попытки для получения соответствующей информации о соблюдении органами и перевозчиками требований названного закона.
Однако такие действия со стороны ИП ФИО1 не были предприняты, иных обстоятельств объективного характера, не зависящих от самого предпринимателя, судом не установлено, в связи с чем суд не признает приводимые заявителем причины пропуска срока уважительными и отказывает в его восстановлении в части требований о признании незаконными действий Комитета по включению НП «ТК «Дархан-Авто» в качестве перевозчика в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ.
Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя и исключает возможность их рассмотрения по существу.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконными действий Комитета по включению НП «ТК «Дархан-Авто» в качестве перевозчика в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ удовлетворению не подлежат.
Требования заявителя в остальной части предъявлены в пределах установленного срока, поэтому рассматриваются судом по существу.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, а также срок, в течение которого может быть подано в арбитражный суд такое заявление, определяется главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Обязанность доказывания законности оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Уполномоченным органом, созданным для осуществления управленческих функций в сфере городского пассажирского транспорта общего пользования, организации дорожного движения, связи, потребительского рынка товаров (услуг) и предпринимательства на территории городского округа «Город Улан-Удэ», является Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ (пункт 1.1. Положения о Комитете по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 09.02.2017 № 298-28).
Задачей Комитета в числе прочих является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа «Город Улан-Удэ» (пункт 2.1. Положения о Комитете).
В соответствии с пунктами 3.9.3., 3.9.5., 3.9.7., 3.9.8. Положения Комитет
- утверждает реестр городских маршрутов, осуществляет ведение реестра городских маршрутов;
- проводит открытые конкурсы на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам г. Улан-Удэ по нерегулируемым тарифам;
- выдает, переоформляет, прекращает и (или) приостанавливает действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
- выдает, переоформляет, прекращает и (или) приостанавливает действие карты маршрута регулярных перевозок.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок регулируются Законом № 220-ФЗ.
Для обеспечения реализации названных положений Закона № 220-ФЗ законодателем предусмотрен переходный период, регламентированный в статье 39 указанного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые после дня его официального опубликования осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключёнными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами, в течение тридцати дней со дня официального опубликования Закона направляют в уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с рассматриваемым Законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ.
На основании части 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования Закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Закона, т.е. до 10.01.2016 уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 статьи 39 Закона сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 Закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования рассматриваемого Закона, и включены в соответствующие реестры.
Уполномоченным органам на основании части 3 статьи 39 Закона о перевозках предписано в срок до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ (то есть до 09.04.2016) выдать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств соответствующих бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ (то есть до 14.07.2016).
Затем до окончания срока действия указанных «временных карт» уполномоченный орган выдает их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества (подпункт 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ).
Применительно к муниципальным маршрутам регулярных перевозок в случае осуществления их совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, если они отказались от заключения договора простого товарищества на основании подпункта 2 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ устанавливается отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, и им выдаются свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты маршрутов.
Если в аналогичной ситуации регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по межмуниципальному или муниципальному маршруту и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества - необходимо провести открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту (подпункт 3 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ).
Таким образом, в переходных положениях названного закона определен различный правовой порядок продолжения ведения деятельности в зависимости от вида маршрута и количества перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки на этом маршруте, данный подход направлен на сохранение возможности ведения деятельности и обеспечение условий конкуренции на социально значимых и массовых маршрутах.
При этом положения Закона № 220-ФЗ направлены на выявление тех из осуществлявших регулярные перевозки в соответствии с ранее действовавшим порядком перевозчиков, которые желают продолжать осуществление этой деятельности в соответствии с условиями нового закона, на обеспечение гарантий сохранения маршрутов регулярных перевозок для лиц, осуществлявших на законных основаниях соответствующие перевозки и имеющих намерение продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в указанной сфере.
В случае, когда такие сведения о маршрутах, включенных в реестр маршрутов регулярных перевозок до дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ, перевозчиками не были представлены, либо были представлены с нарушением требований части 1 статьи 39 Закона, уполномоченный орган в целях обеспечения бесперебойного осуществления перевозок, по смыслу главы 3 Закона об организации перевозок обязан провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту, совпадавшему с маршрутом, по которому ранее осуществлял перевозку такой перевозчик.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона № 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
Из анализа положений статьи 39 Закона № 220-ФЗ следует, что условием выдачи свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по маршруту и новых карт данного маршрута является включение перевозчика в реестр соответствующих маршрутов регулярных перевозок.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в реестр маршрутов регулярных перевозок включено только НП «ТК «Дархан-Авто», иные перевозчики – участники договора простого товарищества № 1 от 16.08.2018: ИП ФИО2, ООО «Круиз», ООО «Лидер-Авто» в Реестре городских маршрутов г. Улан-Удэ не состоят.
Между тем, из смысла пункта 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ как в отдельности, так и во взаимосвязи с другими нормами указанной статьи следует, что свидетельство и карты маршрута выдаются при условии заключения договора простого товарищества юридическими лицами и (или) предпринимателями, осуществляющими регулярные перевозки по данному маршруту; в свою очередь осуществлять перевозки по регулярному маршруту вправе только те перевозчики, которые включены в реестр маршрутов.
Поскольку в договоре простого товарищества № 1 от 16.08.2018 состоят перевозчики, не включенные в Реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ, то в силу положений статьи 39 Закона № 220-ФЗ у такого товарищества не возникло право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ и карты данного маршрута.
Аналогичная позиция и подходы к толкованию переходных положений Закона № 220-ФЗ нашли свое отражение в судебной практике (дело № А06-8822/2016, дело № А46-18555/2016, дело № А74-12389/2018).
Выдав участникам договора простого товарищества № 1 от 16.08.2018 свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ и карты данного маршрута, Комитет тем самым наделил участников договора, не включенных в реестр маршрутов, правом осуществлять перевозки по маршруту в обход положений статьи 39 Закона № 220-ФЗ, без исполнения обязанностей в соответствующие сроки представить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения о маршруте для включения в реестр маршрутов, а также минуя процедуры конкурсного отбора перевозчиков, поставил их в преимущественное положение по отношению к другим потенциальным перевозчикам по данному маршруту, чем нарушил права неограниченного круга лиц.
Согласно материалам дела и сведениям из ЕГРИП ИП ФИО1 имеет лицензию № АСС 03 990498 от 02.11.2012 на вид деятельности – перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В этой связи доводы ответчиков о том, что оспариваемыми действиями права ИП ФИО1 не нарушены, по убеждению суда, являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у участников договора простого товарищества № 1 от 16.08.2018 права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ и карт данного маршрута.
Следует при этом отметить, что обращение ИП ФИО1 и других перевозчиков о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на муниципальном маршруте № 97 г. Улан-Удэ поступило в Комитет 29.08.2018.
Тем не менее, в тот же день 29.08.2018 Комитет заключает с НП «ТК «Дархан-Авто» дополнительное соглашение к договору на право транспортного облуживания населения № 12 от 02.09.2013, согласно которому в новый перечень транспортных средств полностью вошли транспортные средства, вносимые НП «ТК «Дархан-Авто», ИП ФИО2, ООО «Круиз» и ООО «Лидер-Авто» в качестве вклада в договор товарищества, а по прошествии еще 2 дней (31.08.2018) Комитет выдает всем этим лицам в порядке переоформления новые свидетельство и карты маршрута.
Представители ответчиков в судебном заседании не смогли дать достаточно обоснованные пояснения, для чего было необходимо после получения 16.08.2018 заявления НП «ТК «Дархан-Авто» о выдаче нового свидетельства и карт маршрута с приложением договора простого товарищества заключать 29.08.2018 дополнительное соглашение к ранее заключенному договору на право транспортного облуживания населения № 12 от 02.09.2013, срок действия которого истекал уже 02.09.2018.
Тот факт, что один из участников договора простого товарищества, а именно - НП «ТК «Дархан-Авто» являлся перевозчиком, осуществлявшим регулярные перевозки по спорному маршруту на момент официального опубликования Закона № 220-ФЗ и был включен в реестр, следовательно, мог продолжить осуществлять перевозки в переходный период посредством процедуры переоформления, а не участия в конкурсе, суд полагает в данном случае не имеющим значения и не расценивает данное обстоятельства как способное повлиять на оценку законности оспариваемых действий Комитета и исход рассматриваемого спора в связи со следующим.
Из установленных по делу конкретных обстоятельств следует, что НП «ТК «Дархан-Авто» не обращалось в уполномоченный орган за получением нового свидетельства и карт маршрута по процедуре переоформления в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ как самостоятельный перевозчик, а подало соответствующее заявление, объединившись для этого с другими лицами, не состоящими в реестре, в рамках заключенного с ними договора товарищества, при этом в качестве вклада партнерство внесло всего лишь одно транспортное средство.
Приказом Минтранса России от 10.11.2015 № 332 утверждены форма бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядок его заполнения.
В соответствии с пунктом 3 порядка заполнения карты маршрута регулярных перевозок, в случае если карта маршрута выдана участникам простого товарищества, в пункте 2 карты маршрута указываются сведения об уполномоченном участнике данного товарищества.
Сведения о прочих участниках простого товарищества указываются на оборотной стороне карты маршрута, а в случае, если недостаточно места - на дополнительных страницах - приложениях, являющихся неотъемлемой частью карты маршрута (о чем делается соответствующая запись).
Таким образом, форма карты маршрута регулярных перевозок наделяет всех участников договора простого товарищества правом на осуществление перевозок на соответствующем маршруте.
Как видно из представленных в дело материалов, свидетельство об осуществлении регулярных пассажирских перевозок и карты маршрута № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ были оформлены именно на участников простого товарищества на основании пункта 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ.
Однако свидетельство и карты маршрута не могли быть выданы НП «ТК «Дархан-Авто», ИП ФИО2, ООО «Круиз» и ООО «Лидер-Авто» по процедуре переоформления по пункту 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ как лицам, совместно осуществляющим регулярные перевозки по спорному маршруту, без проведения конкурса.
Несмотря на то, что НП «ТК «Дархан-Авто» легитимно было внесено в реестр городских маршрутов как лицо, осуществляющее регулярные перевозки, все же партнерство было рассмотрено при решении вопроса о выдаче свидетельства и карт маршрута совместно с другими товарищами, т.е. получателем этих документов выступало объединение перевозчиков.
Перевозчик может иметь транспортные средства на праве собственности, аренды или на ином законном основании, запретов и ограничений в этой части закон не содержит.
В соответствии с прежним правовым регулированием организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом перевозчик был обязан обеспечить бесперебойные перевозки, привлекая для этого необходимое количество транспортных средств с определенными характеристиками и обновляя состав транспортных средств в течение всего периода осуществления перевозок.
Для этих целей перевозчиком могли быть задействованы транспортные средства, находящиеся у него в собственности, а также на основании различных гражданско-правовых договоров, включая договор о совместной деятельности (простого товарищества).
При этом, однако, свидетельство на право осуществления регулярных пассажирских перевозок выдавалось только основному перевозчику, в случае оформления договора простого товарищества – уполномоченному участнику договора простого товарищества, тогда как конкретный состав товарищей значения не имел, в свидетельстве не указывался. Участникам совместной деятельности выдавались только карты маршрута.
С введением в действие Закона № 220-ФЗ законодатель несколько иным образом урегулировал сферу пассажирских перевозок автомобильным транспортом, персонифицировав перевозчиков – участников договора простого товарищества. Так, в силу действующего порядка в свидетельстве, выданном участникам простого товарищества, указываются сведения об уполномоченном участнике данного товарищества, а на оборотной стороне свидетельства - сведения о прочих участниках простого товарищества. Также установлены требования в части обязательности указания необходимых сведений в отношении каждого участника договора простого товарищества (часть 5 статьи 5, часть 2 статьи 23 Закона № 220-ФЗ).
В новом законе при этом существует неопределенность в отношении тех лиц, которые до введения в действие Закона № 220-ФЗ совместно с основным перевозчиком осуществляли перевозки в рамках заключенных договоров простого товарищества, в переходный период.
Выдача таким товарищам наряду с основным перевозчиком нового свидетельства (указания сведений о них в свидетельстве) в порядке переоформления как лицам, ранее осуществлявшим регулярные перевозки маршруту, Законом № 220-ФЗ не предусмотрена.
Участникам договора товарищества свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок может быть выдано по результатам открытого конкурса (часть 4 статьи 21 Закона № 220-ФЗ). Законом № 220-ФЗ допускается участие в открытом конкурсе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также участников договора простого товарищества (статья 23).
Законом № 220-ФЗ, таким образом, правовое положение товарищей, осуществлявших до введения его в действие перевозки совместно с основным перевозчиком в рамках заключенных договоров о совместной деятельности, с достаточной ясностью не определено.
Из положений части 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ однозначно не следует необходимость направлять этими товарищами в уполномоченный орган сведения для включения в реестр маршрутов, равно как и автоматическое включение их в реестр при подаче сведений о маршруте основным перевозчиком.
Таким образом, из действующего законодательства невозможно однозначно сделать вывод о том, что товарищи, осуществлявшие до введения в действие Закона № 220-ФЗ перевозки совместно с основным перевозчиком в рамках заключенных договоров о совместной деятельности и не включенные в реестр, пользуются в переходный период теми же гарантиями на продолжение деятельности по осуществлению перевозок посредством переоформления без проведения конкурса.
Более того, предоставление им тех же гарантий было бы нецелесообразным, поскольку состав таких товарищей не был постоянным и неизменным, периодически перечень транспортных средств обновлялся наряду с многочисленными участниками совместной деятельности.
Соответственно, из системного толкования положений Закона № 220-ФЗ следует вывод о том, что перевозчик, осуществляющий регулярные перевозки по маршруту, включенный в реестр маршрутов и намеревающийся продолжить осуществлять перевозки в составе участников договора о совместной деятельности, заключенного с лицами, не включенными в реестр в качестве «регулярного» перевозчика, мог осуществлять в дальнейшем перевозки только посредством участия такого объединения товарищей в открытом конкурсе.
При этом, как следует из пункта 1.9. Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Улан-Удэ по нерегулируемым тарифам, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 06.02.2019 № 22 пункта 2 ранее действовавших Рекомендаций по заполнению формы заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок и формы согласования расписания по устанавливаемому/изменяемому межрегиональному маршруту регулярных перевозок (Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 10.08.2016 № 241 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Улан-Удэ»), если заявление об участии в открытом конкурсе подано от имени участников простого товарищества, то требования о представлении необходимых сведений обязательны для каждого участника этого товарищества.
Таким образом, уполномоченный орган, прежде чем допустить таких лиц к осуществлению перевозок, должен проверить сведения о каждом участнике совместной деятельности на соответствие установленным требованиям (наличие лицензии, непроведение ликвидации и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом, отсутствие задолженности по обязательным платежам), что говорит в пользу того, что отбор перевозчиков с введением нового законодательного регулирования стал в большей степени упорядоченным и персонифицированным.
Даже в случае обратного истолкования положений нового Закона № 220-ФЗ как допускающих выдачу прежним товарищам наряду с уполномоченным участником договора товарищества нового свидетельства в порядке переоформления, нельзя не учитывать следующие установленные по делу обстоятельства применительно к нормам статьи 39 Закона № 220-ФЗ.
Из пунктов 1, 2 и 3 части 4 Закона № 220-ФЗ следует, что конкурс не проводится в двух случаях: 1) если регулярные перевозки осуществляются совместно по маршруту не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества; 2) если регулярные перевозки осуществляются совместно по маршруту более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели заключили договор простого товарищества.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае таких субъектов было более трех, следовательно, конкурс не проводится при заключении между всеми лицами договора простого товарищества.
Кроме НП «ТК «Дархан-Авто», ИП ФИО2, ООО «Круиз» и ООО «Лидер-Авто», которые между собой заключили договор простого товарищества, в Комитет 29.08.2018 обратились и иные лица из числа прежних товарищей, в частности ИП ФИО12, который в обращении указал, что с ним НП «ТК «Дархан-Авто» отказалось заключить договор товарищества.
Между тем, транспортное средство ИП ФИО12 указано в перечне транспортных средств под номером 83, являющемуся приложением № 1 к дополнительному соглашению к договору на право транспортного обслуживания населения от 18.04.2016 (т. 3, л.д. 15-16).
При указанных обстоятельствах Комитету следовало бы руководствоваться пунктом 3 части 4 Закона № 220-ФЗ, который предписывает провести открытый конкурс в случае, если регулярные перевозки осуществляются совместно по маршруту более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.
Однако, получив 29.08.2018 обращения лиц из числа прежних товарищей НП «ТК «Дархан-Авто» (ИП ФИО12 осуществлял перевозки согласно предыдущему дополнительному соглашению от 18.04.2016), Комитет в тот же день заключает с НП «ТК «Дархан-Авто» дополнительное соглашение к договору на право транспортного облуживания населения № 12 от 02.09.2013, согласно которому в новый перечень транспортных средств полностью вошли транспортные средства, вносимые НП «ТК «Дархан-Авто», ИП ФИО2, ООО «Круиз» и ООО «Лидер-Авто» в качестве вклада в договор товарищества. Между тем, ранее 16.08.2018 в Комитет поступило заявление НП «ТК «Дархан-Авто» о выдаче ему и товарищам: ИП ФИО2, ООО «Круиз», ООО «Лидер-Авто» нового свидетельства и карты маршрута в порядке пункта 1 части 4, частей 5 и 6 статьи 39 Закона № 220-ФЗ. Данные действия Комитета и НП «ТК «Дархан-Авто» в совокупности с иными установленными по делу обстоятельствами суд расценивает как предпринятые в целях избежания проведения конкурсных процедур, а значит действия в обход закона.
Проведение конкурса подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов и направлено на обеспечение равных возможностей к заключению договоров на осуществление пассажирских перевозок всем заинтересованным в таком заключении лицам, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить работы и доступ к ведению деятельности на соответствующем товарном рынке.
Несоблюдение же Комитетом такого порядка нарушает нормы пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» о недопустимости заключения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами соглашений, ведущих к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия противоречат закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, следовательно, подлежат удовлетворению требования ИП ФИО1 о признании незаконными действий МУ «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ»)по выдаче свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ, новых карт данного маршрута, прекращении действия свидетельства и карт маршрута.
В целях соблюдения требований пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд считает необходимым обязать Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя посредством совершения в двухмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу действий по организации проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по спору составляет 300 рублей, уплачена при обращении в арбитражный суд по платежному поручению от 12.09.2018 № 15.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Кроме того, в постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» указано, что законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
Учитывая, что НП «ТК «Дархан-Авто», ИП ФИО2, ООО «Круиз» и ООО «Лидер-Авто» имеют процессуальный статус соответчиков, по результатам рассмотрения дела расходы по уплате государственной пошлины относятся на каждого из ответчиков солидарно в сумме по 60 рублей и подлежат взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований о признании незаконным действий Муниципального учреждения «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» по включению некоммерческого партнёрства «Транспортная компания «Дархан-Авто» в качестве перевозчика в реестр городских маршрутов г. Улан-Удэ, отказать.
Заявленные требования в остальной части удовлетворить.
Признать незаконными действия Муниципального учреждения «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» по выдаче свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ, карт данного маршрута сроком действия с 02.09.2018 по 01.09.2023 перевозчикам: некоммерческому партнёрству «Транспортная компания «Дархан-Авто», обществу с ограниченной ответственностью «Круиз», обществу с ограниченной ответственностью «Лидер-Авто», индивидуальному предпринимателю ФИО2 как несоответствующие Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Прекратить действие свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок серии 03 № 0000003 и карт маршрута, выданных перевозчикам: некоммерческому партнёрству «Транспортная компания «Дархан-Авто», обществу с ограниченной ответственностью «Круиз», обществу с ограниченной ответственностью «Лидер-Авто», индивидуальному предпринимателю ФИО2.
Обязать Муниципальное учреждение «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения в двухмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу действий по организации проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по маршруту № 97, 97 «Квартал» г. Улан-Удэ.
Взыскать с Муниципального учреждения «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), некоммерческого партнёрства «Транспортная компания «Дархан-Авто» (ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Круиз» (ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Лидер-Авто» (ОГРН <***>), индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) по 60 рублей с каждого расходов по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья В.С. Ниникина