АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
09 февраля 2021 года Дело № А10-5734/2020
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хулугуровой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Грин Лайн» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Бурятской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения, оформленного в акте от 17.11.2020 № 10718000/171120/У0008 об уничтожении запрещенной к ввозу продукции,
при участии:
от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика – ФИО1, представителя по доверенности от 23.12.2019 № 05-53/16833, диплом о высшем юридическом образовании от 24.04.2002 № 185, ФИО2, представителя по доверенности от 25.12.2020 № 12-04-20/13673,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Грин Лайн» (далее – заявитель, Общество, ООО «Грин Лайн») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Бурятской таможне (далее – ответчик, Бурятская таможня) о признании недействительным решения, оформленного в акте от 17.11.2020
№ 10718000/171120/У0008 об уничтожении запрещенной к ввозу продукции.
В судебном заседании 01 февраля 2021 года объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 03 февраля 2021 года, о чем информация была размещена на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел».
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, заказное письмо с уведомлением №67000855851258 вручено 19.01.2021.
Из заявления о признании недействительным решения следует, что 05 ноября 2020 года транспортное средство Вольво, государственный регистрационный знак <***>, в составе полуприцепа Штитц, государственный регистрационный знак <***>, под управлением водителя ФИО3, принадлежащее ООО «Грин Лайн», прибыло на таможенный пост МАПП Кяхта Бурятской таможни, где сотрудниками таможни выявлено отсутствие на транспортном средстве навигационной пломбы. В указанном транспортном средстве перевозилась санкционная сельскохозяйственная продукция следующая транзитом по территории Российской Федерации в Монголию (транзитная декларация 11209103/251020/0379059). Сотрудниками таможни проведен осмотр транспортного средства по результатам которого установлена исправность таможенной пломбы, что отражено в транзитной декларации. В дальнейшем сотрудниками таможни проведен таможенный досмотр перевозимого в транспортном средстве груза, который также не выявил, каких либо замечаний ни к качеству, ни к количеству перевозимого груза. Так же у сотрудников таможни не вызвали подозрений товаросопроводительные документы на груз, в том числе, фитосанитарный сертификат. 17 ноября 2020 года перевозимый груз утилизирован сотрудниками таможни, о чем был составлен акт № 10718000/171120/У0008. С решением таможенного органа, оформленным актом от 17.11.2020 № 10718000/171120/У0008 об уничтожении запрещенной к ввозу продукции ООО «Грин Лайн» не согласно. Груз, находящийся в транспортном средстве, прибыл на таможенный пост МАПП Кяхта Бурятской таможни за исправной пломбой и соответствовал товаросопроводительным документам. Транспортное средство при въезде на территорию РФ осмотрено сотрудниками Смоленской таможни и работниками УГАДН по Смоленской области, замечаний к перевозимой продукции и транспортному средству не имелось. Груз следовал обычным для такой перевозки маршрутом. Из пп. б пункта 2 Указа Президента РФ от 29.07.2015 следует, что положения настоящего Указа не применяются в отношении: товаров, транзитные международные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляется при одновременном выполнении следующих условий: подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам, соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок. Пункт 27 Постановления Правительства № 1877 от 27.12.2019 прямо указывает, что в случае несоблюдения одного из требований, установленных пунктами 3-19 Правил, автомобильные и железнодорожные перевозчики обязаны обеспечить незамедлительный обратный вывоз товаров с территории Российской Федерации. Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12268 по делу N А52-3958/2018 однозначно определено, что товар, имеющий подлинный ветеринарный либо фитосанитарный сертификаты выданный на конкретный груз (подтверждающий его безопасность), не должен быть утилизирован. Действительность фитосанитарного сертификата груза подтверждается тем, что груз по имеющемуся фитосанитарному сертификату допущен к транзиту по территории Российской Федерации. Без установления несоответствия ветеринарных/фитосанитарных сертификатов груза нельзя говорить о нарушении соответствующих условий пункта 2 Указа Президента РФ № 391. Считает, что контрольные органы должны принимать меры, которые по своей сути носят характер соразмерный выявленным нарушениям.
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях, указав, что 05 ноября 2020 года на таможенный пост МАПП Кяхта Бурятской таможни по транзитной декларации № 11209103/251020/0379059 прибыло транспортное средство регистрационный номер <***>/АК5563 67 с товарами: «Слива замороженная, ягодная смесь замороженная (малина 10%, красная смородина 20%, черная смородина 30%, клубника 40%) (код товара 0811 90 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Клубника замороженная» (код товара 0811 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Вишня замороженная» (код товара 0811 90 750 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Черная смородина замороженная» (код товара 0811 20 390 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Овощная смесь замороженная (зеленый горошек 50%, морковь в кубиках 50%)» (код товара 0710900000 ТН ВЭД ЕАЭС), страна происхождения - Польша. Указанные товары включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24 июня 2019 г. № 293». В результате таможенного осмотра транспортного средства установлено, что целостность грузового отделения транспортного средства не нарушена, имеются свинцовая и пластмассовая пломбы. Также, установлено, что в нарушение Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1877, перевозка указанных товаров осуществлялась без обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при отсутствии у водителя транспортного средства <***>/АК5563 67 учетного талона. Ввиду отсутствия электронной навигационной пломбы и учетного талона водителя таможенным органом принято решение об изъятии товара. 16 ноября 2020 года таможенным органом на адрес электронной почты общества направлено письмо об уничтожении санкционных товаров, в котором сообщено о времени и месте уничтожения товара. Ответа на письмо в адрес таможенного органа не поступило.
17 ноября 2020 года таможенным органом проведены мероприятия по уничтожению товара, составлен Акт об уничтожении запрещенной к ввозу продукции №10718000/171120/У0008, который направлен в адрес общества 18.11.2020. Считает, что действия таможенного органа осуществлены в полном соответствии с действующим законодательством. Кроме того, указал на обоснованность оспариваемого решения со ссылкой на постановление ЧААС от 03.02.2021 по делу № А10-8510/2019.
Рассмотрев представленные документы и доказательства, суд установил следующее.
05 ноября 2020 года на таможенный пост МАПП Кяхта Бурятской таможни по транзитной декларации № 11209103/251020/0379059 прибыло транспортное средство регистрационный номер <***>/<***> с товарами: «Слива замороженная, ягодная смесь замороженная (малина 10%, красная смородина 20%, черная смородина 30%, клубника 40%) (код товара 0811 90 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Клубника замороженная» (код товара 0811 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Вишня замороженная» (код товара 0811 90 750 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Черная смородина замороженная» (код товара 0811 20 390 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Овощная смесь замороженная (зеленый горошек 50%, морковь в кубиках 50%)» (код товара 0710900000 ТН ВЭД ЕАЭС), страна происхождения - Польша.
Таможенная процедура таможенного транзита завершена в порядке статьи 151 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - 05.11.2020.
По результатам документальной проверки установлено, что указанные товары включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24 июня 2019 г. № 293» (далее - Постановление Правительства РФ №778).
05 ноября 2020 года проведен таможенный осмотр транспортного средства международной перевозки (Акт таможенного осмотра № 10718030/051120/000455, л.д.40), в результате которого установлено, что целостность грузового отделения транспортного средства не нарушена, имеются 2 пломбы: 1) свинцовая пломба с маркировкой: ZCO PL USC 1466, 2) пластмассовая пломба с маркировкой «82441793», электронная навигационная пломба отсутствует.
Таможенным органом на грузовом отделении транспортного средства установлено отсутствие средства идентификации (пломба), отсутствие специального учетного талона у водителя.
05 ноября 2020 года в соответствии с поручением на таможенный досмотр № 10718030/051120/000456 (л.д.44) принято решение о проведении таможенного досмотра в установленном порядке. Перевозчику направленно уведомление о проведении таможенного досмотра от 05.11.2020 (л.д.45) и требование о предъявлении товара (л.д.46).
09 ноября 2020 года ООО «ГринЛайн» направило в таможенный орган письмо о досмотре груза в присутствии водителя (л.д.47).
10 ноября 2020 года проведен таможенный досмотр, по результатам которого в транспортном средстве <***>/АК5563 67 установлено нахождение вышеуказанных товаров, о чем составлен Акт таможенного досмотра №. 10718030/101120/000456 (л.д.50).
12 ноября 2020 года в отношении водителя транспортного средства <***>/АК5563 67, в связи с отсутствием учетного талона, возбуждено дело об административном правонарушении №10718000-1237/2020 по части 1 статьи 11.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
13 ноября 2020 года в связи с несоблюдением требований вышеуказанных нормативных документов в части не обеспечения прослеживаемости осуществляемой транзитной перевозки с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, и отсутствием у водителя транспортного средства, осуществляющего такую автомобильную перевозку, учетного талона, принято решение об изъятии запрещенной к ввозу продукции перемещаемой по ТД № 11209103/251020/0379059.
13 ноября 2020 года произведено изъятие запрещенной к ввозу продукции (л.д.69).
16 ноября 2020 на адрес электронной почты ООО «Грин Лайн» направленно письмо от 16.11.2020 № 18-01-29/02199 «Об уничтожении санкционных товаров», в котором сообщается, что уничтожение товара запланировано на 10:00 17.11.2020 на территории расположенной в Республике Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, местность Ильмовая падь. Ответов на указанное письмо в адрес таможенного поста от ООО «Грин Лайн» не поступало.
17 ноября 2020 года таможенным органом проведены мероприятия по уничтожению товара, составлен Акт (протокол) об уничтожении запрещенной к ввозу продукции
№ 10718000/171120/У0008 (л.д.76).
18 ноября 2020 года в адрес ООО «Грин Лайн» направленно письмо от 18.11.2020
№ 18-01-29/02245 об уничтожении товара и направлена копия Акта уничтожения на электронную почту и оригинал по месту нахождения перевозчика (л.д.80).
ООО «Грин Лайн» считая незаконными действия Бурятской таможни по утилизации товара, обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения, оформленного актом об уничтожении запрещенной к ввозу продукции от 17.11.2020 № 10718000/171120/У0008.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действии (бездействия), а также устанавливает нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Согласно подпункта 1, пункта 1, статьи 46 Договора «О Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - договор) в торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования, одной из которых является - запрет ввоза и (или) вывоза товаров.
Государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением № 7 к настоящему Договору (статья 47 Договора).
Порядок введения нетарифных мер в одностороннем порядке государством - членом определен разделом X Протокола (приложение № 7 к Договору).
Согласно п. 50 раздела X Протокола (приложение № 7 к Договору) в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным разделами VII и VIII настоящего Протокола, государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры, в том числе по основаниям, отличным от указанных в разделах III и IV настоящего Протокола.
Согласно статье 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования (пункт 3).
В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения (пункт 5).
При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер (пункт 6).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (далее - Федеральный закон № 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 281-ФЗ).
Согласно подпункту «а» пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности", Президент Российской Федерации принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее – Указ №560) запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420, от 24 июня 2019 г. N 293 и от 21 ноября 2020 г. N 730" введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
В соответствии с Указом Президента РФ № 391 ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 6 августа 2015 года (пункт 1).
Таким образом, указанными выше нормативными актами установлены определенные экономические ограничения и запреты, а также определен круг субъектов, на которых распространяются такие ограничения и запреты.
Согласно пункту 1.1 Указа № 560 ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 настоящего Указа, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными.
Указом Президента РФ от 19.06.2020 N 401 внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» изменения, пункт 2 изложен в следующей редакции:
«2. Положения настоящего Указа не применяются в отношении:
а) товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования;
б) товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:
подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам;
действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки;
соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок.».
Таким образом, Указ Президента РФ № 391 (пункт 2) содержит в себе определенные условия, при соблюдении которых последствия, предусмотренные пунктом 1 Указа Президента РФ № 391, не наступают, а именно: в отношении товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:
подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам;
действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки;
соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок.».
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1877 утверждены Правила осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении указанных автомобильных и железнодорожных перевозок" (далее – Правила №1877).
Согласно пункту 3 Правил №1877, автомобильные и железнодорожные перевозки осуществляются при условии наложения на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств автомобильного транспорта и железнодорожного подвижного состава (далее - транспортные средства), их помещения, емкости, контейнеры и иные места, в которых находятся товары (далее - объекты пломбирования), электронных навигационных пломб.
Как следует из материалов дела, 05 ноября 2020 года на таможенный пост МАПП Кяхта Бурятской таможни по транзитной декларации № 11209103/251020/0379059 прибыло транспортное средство регистрационный номер <***>/<***> с товарами: «Слива замороженная, ягодная смесь замороженная (малина 10%, красная смородина 20%, черная смородина 30%, клубника 40%) (код товара 0811 90 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Клубника замороженная» (код товара 0811 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Вишня замороженная» (код товара 0811 90 750 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Черная смородина замороженная» (код товара 0811 20 390 0 ТН ВЭД ЕАЭС), «Овощная смесь замороженная (зеленый горошек 50%, морковь в кубиках 50%)» (код товара 0710900000 ТН ВЭД ЕАЭС), страна происхождения - Польша.
Указанные товары включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24 июня 2019 г. № 293».
Поскольку перевозимый товар включен в Перечень запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию продукцию, но прибыл на территорию Российской Федерации с целью транзитной международной перевозки, то при его перевозке требовалось соблюсти правила транзитной перевозки, а именно соблюсти условия обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы Глонасс, а также наличия у водителей транспортных средств, осуществляющих такие перевозки, учетных талонов.
В ходе проверки таможенным органом установлено не обеспечение обществом прослеживаемости осуществляемой транзитной перевозки с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, и отсутствие у водителя транспортного средства учетного талона.
Факт отсутствия электронной навигационной пломбы и отсутствия у водителя транспортного средства учетного талона обществом не оспаривается.
Как уже было указано, в силу Указа Президента РФ № 391 ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению с 6 августа 2015 г.
При этом данным Указом предусмотрены исключения, а именно, указано, что положения настоящего Указа не применяются в отношении товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:
подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам;
действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки;
соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок.
С учетом отсутствия у водителя учетного талона и не соблюдения обществом установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления автомобильных перевозок (Порядок №1877), в части отсутствия электронных навигационных пломб, перевозимый товар не подпадает под указанные исключения и Положения пункта 2 Указа Президента РФ № 391 и подлежит уничтожению.
Решение об изъятии товара, акт об уничтожении товара приняты и составлены таможенным органом по установленной форме, согласно Порядку, утвержденному приказом ФТС России от 08.12.2017 №1943.
В соответствии с пунктом 2 «Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31 декабря 2021 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 N 774, предусмотрено, что запрещенная к ввозу продукция подлежит незамедлительному изъятию и уничтожению после оформления акта (протокола) о факте изъятия.
Уничтожение запрещенной к ввозу продукции оформляется актом, который составляется уполномоченным должностным лицом, принявшим решение, с приложением материалов, полученных в результате видеозаписи, фото- и киносъемки в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил (пункт 5).
С учетом изложенного, решение таможенного органа, оформленное актом об уничтожении запрещенной к ввозу продукции от 17.11.2020 № 10718000/171120/У0008, является законными и обоснованными.
Приходя к указанному выводу, суд также учитывает позицию Федеральной таможенной службы, изложенную в письме от 09.07.2020 №01-07/37002 о том, что в дополнение к письму ФТС России от 25.03.2020 №04-33/17258 при выявлении нарушений, связанных с применением электронных навигационных пломб при осуществлении транзитных перевозок товаров отдельных категорий, перемещаемых в рамках реализации Указа №290 и Постановления №1877, предлагаем руководствоваться следующим: решение об уничтожении товаров в соответствии с Указом №391 следует принимать в случае выявления факта перевозки таких товаров, изначально осуществляемой с несоблюдением требований, установленных Указом №290 и Постановлением №1877, что и было установлено в настоящем случае.
Ссылка общества на пункт 27 Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1877 несостоятельна, поскольку, по мнению суда, указанное неприменимо в случае проведения завершающей стадии таможенной процедуры таможенного транзита. При этом в силу пункта 12 Правил N 1877, осуществление автомобильной и железнодорожной перевозки без передачи информации в полном объеме в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 10 настоящих Правил, об автомобильной или железнодорожной перевозке не допускается.
Суд, также считает заслуживающими внимания доводы таможенного органа о том, что общество, зная о принятых специальных экономических запретах, сознательно допустило нарушение национального законодательства Российской Федерации, в течение продолжительного времени осуществляло незаконное перемещение санкционного товара, в то время как должно было незамедлительно принять меры по вывозу товара самостоятельно, а не по требованию таможенного органа на завершающей стадии процедуры таможенного транзита.
Доводы общества об исправности пломб и соответствии товаросопроводительных документов судом отклоняются, поскольку Указом Президента РФ № 391 предусмотрено, что меры по уничтожению товара не применяются в случае одновременного выполнения всех условий, включая наличие учетного талона и электронной навигационной пломбы, а не только их части.
Доводы общества об осмотре сотрудниками Смоленской таможни транспортного средства и отсутствии замечаний к продукции судом не принимаются, поскольку факт отсутствия талона учета и электронной навигационной пломбы подтвержден. Кроме того, согласно пояснениям таможенного органа, информация об осмотре транспортного средства и разрешения на его въезд на территорию Российской Федерации сотрудниками Смоленской таможни, на таможенном посту МАПП Кяхта отсутствовала.
Правовая позиция, изложенная в определении № 307-ЭС19-12268 от 07.11.2019, судом не применяется ввиду ее формирования до внесения изменений в Указ Президента РФ № 560.
На основании изложенного, суд признает, что заявленное ООО «ГринЛайн» требование не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Н.А. Логинова Н.А. Логинова