ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5787/14 от 17.03.2015 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

24 марта 2015 года Дело № А10-5787/2014

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 24 марта 2015 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Виневич Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бизнес.Партнер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий, выразившихся в инициировании проверки в отношении ООО «Бизнес.Партнер», а также действий, совершенных в ходе проверки, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.11.2014 № 29 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 рублей,

при участии в заседании:

заявителя: не явились, извещены (телефонограмма от 13.03.2015),

ответчика: ФИО1 – представителя по доверенности от 13.02.2015 № 01-04-12/1/00785,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес.Партнер» (далее – ООО «Бизнес.Партнер», Общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Бурятия (далее – Межрайонная ИФНС России № 4 по РБ, налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в инициировании проверки в отношении ООО «Бизнес.Партнер», а также действий, совершенных в ходе проверки, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.11.2014 № 29 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 рублей.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (телефонограмма от 13.03.2015, а также информация, размещенная на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет).

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенного представителя заявителя.

ООО «Бизнес.Партнер» в заявлении, поданном в суд, а также в возражениях на отзыв ответчика, дополнениях к заявлению заявленные требования поддержало. В обоснование требований указали, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Суммы наличных расчетов 36 000 руб. и 35 235,28 руб. меньше установленных размеров (100 000 руб.). В постановлении зафиксировано, что все денежные средства были зачислены на расчетный счет ООО «Бизнес.Партнер». Налоговым органом дана неверная экономико-правовая оценка хозяйственным операциям между ООО «Бизнес.Партнер», ФИО2, ООО «Ангоянское ЖКХ» и ООО «Кичерское ЖКХ».

Считают, что проверка проведена с нарушением сроков давности, срок давности привлечения к ответственности по которым составляет 2 месяца.

Проведенная проверка не являлась налоговой, поскольку была проведена на основании Административного регламента исполнения федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н (далее – Административный регламент). В связи с чем, привлечение к ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ за нарушение пункта 4 статьи 346.11 НК РФ является неправомерным.

Административный регламент распространяет свое действие на организации, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт. Однако Общество расчеты наличными денежными средствами не производит. Считают, что у налогового органа отсутствовали основания для проведения проверки. В связи с чем, действия налогового органа по проведению проверки являются незаконными.

Кроме того, указали, что при проведении проверки на основании Административного регламента налоговый орган не имел права запрашивать выписку по расчетному счету ООО «Бизнес.Партнер», что является нарушением Административного регламента, пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ и статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности».

Просили удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика с доводами заявителя не согласилась, дала пояснения согласно отзыву на заявление, пояснениям на возражения. Указала, что согласно поручению от 22.10.2014 № 34 в отношении Общества проверка проведена по трем направлениям – соблюдение законодательства о применении ККТ, проверка полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью и соблюдение платежными агентами обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков денежных средств.

При этом при проведении проверки - по соблюдению платежными агентами обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных плательщиком денежных средств - налоговый орган имеет право истребовать выписку с банковского счета в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Указала, что в ходе проведения проверки по указанному направлению, налоговым органом не было установлено нарушений Обществом норм Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», о чем составлен Акт полноты зачисления наличных денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей на специальный банковский счет от 07.11.2014 № 42.

Указала, что Административным регламентом не установлен запрет на использование документов, имеющихся в налоговом органе, а именно выписки об операциях по расчетному счету Общества при проведении проверки полноты учета выручки.

По части 1 статьи 15.1 КоАП РФ Общество привлекли к ответственности за не ведение кассовых операций. Так, за период проверки с января 2014 года по октябрь 2014 года Обществом не выписаны приходные кассовые ордера и не оприходованы наличные денежные средства в сумме 35235,28 руб. и 36300 руб. в кассу ООО «Бизнес.Партнер», полученных наличными денежными средствами в сумме 35235,28 руб. - от ООО «Кичерское ЖКХ» и в сумме 36300 руб. - по Договору о совместной деятельности от 13.02.2014, а также не выписаны расходные кассовые ордера 28.05.2014 по квитанциям от 28.05.2014 № 13 в сумме 35235,28 руб. и от 23.05.2014 № 19 в сумме 36300 руб.

Следовательно, в нарушение п.п.1.7, 1.8 главы 1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком РФ 12.10.2011 № 373-П, кассовые операции, проводимые ООО «Бизнес.Партнер», не оформлены приходными и расходными кассовыми ордерами. По поступлению денежной наличности срок для привлечения к ответственности истек. Вместе с тем, ООО «Бизнес.Партнер» привлекли по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в том числе и за не ведение книги учета доходов и расходов.

Считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав объяснения представителя налогового органа, изучив материалы дела, установил следующее:

Как следует из материалов дела, в период с 22 октября 2014 года по 07 ноября 2014 года должностными лицами Инспекции на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Бурятия от 22.10.2014 № 34 в отношении ООО «Бизнес.Партнер» проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, соблюдения платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей за период с 30.01.2014 по 22.10.2014.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что за период проверки с 30.01.2014 по 22.10.2014:

- по факту получения наличных денежных средств представителем ООО «Бизнес.Партнер» ФИО3 в сумме 35235,28 руб. от ООО «Кичерское ЖКХ» и в сумме 36300 руб. по договору о совместной деятельности от 13.02.2014 № 1/2014 не выписаны приходные кассовые ордера и не оприходованы данные наличные денежные средства в сумме 35235,28 руб. и 36300 руб. в кассу ООО «Бизнес.Партнер»,

- по факту зачисления представителем ФИО3 28.05.2014 на расчетный счет ООО «Бизнес.Партнер» не выписаны расходные кассовые ордера 28.05.2014 по квитанциям от 28.05.2014 № 13 в сумме 35 235,28 руб. и от 28.05.2014 № 19 в сумме 36300 руб.,

- кассовые документы не велись, кассовая книга отсутствует и не заведена, приходные и расходные кассовые ордера не оформлялись,

что является нарушением пунктов 1.7, 1.8 главы 1 Положения о порядке ведения кассовых операции с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком РФ 12.10.2011 № 373-П, пункта 4.1 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», пункта 4 статьи 346.11 НК РФ.

По результатам проверки составлен акт проверки полноты учета выручки от 07.11.2014 № 41 (т.1 л.д.124-131). Копия акта проверки полноты учета выручки от 07.11.2014 № 41 вручена директору Общества лично 10.11.2014, о чем имеется его подпись.

Уведомлениями от 05.11.2014 №№ 42, 43 директор Общества ФИО4 уведомлен 05.11.2014 о необходимости явки для составления протокола проверки полноты учета выручки, а также с целью вручения акта проверки полноты учета выручки на 07 ноября 2014 года в 16 час. 20 мин. (т.1 л.д.72,73).

07 ноября 2014 года должностным лицом налогового органа в отсутствие представителя Общества составлен протокол № 30 об административном правонарушении по факту нарушения пунктов 1.7, 1.8 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком РФ 12.10.2011 № 373-П, пункта 4.1 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», пункта 4 статьи 346.11 НК РФ, за не ведение кассовых операций и книги учета доходов и расходов, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Копия протокола вручена директору Общества ФИО4 10 ноября 2014 года (т.1 л.д.76-85).

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10 ноября 2014 года директор Общества ФИО4 уведомлен о необходимости явки для рассмотрения дела об административном правонарушении на 12 ноября 2014 года в 14 час. 00 мин. (т.1 л.д.107).

12 ноября 2014 года и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по РБ в отсутствии законного представителя Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 29, которым ООО «Бизнес.Партнер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб. Копия постановления вручена генерального директору Общества ФИО4 13.11.2014 (т.1 л.д.96-102).

Не согласившись с постановлением налогового органа, а также с действиями налогового органа в инициировании проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.

Сроки совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 № 71 при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ) необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Как следует из материалов дела, постановление по делу об административном правонарушении от 12.11.2014 № 29 получено директором Общества ФИО4 13 ноября 2014 года (т.1 л.д.96-102). Общество обратилось в суд с настоящим заявлением 27 ноября 2014 года.

Таким образом, срок, предусмотренный частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, частью 2 статьи 208 АПК РФ на подачу заявления, Обществом соблюден.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Диспозицией части 1 статьи 15.1 КоАП РФ является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляет нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которое выразилось:

- в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

- в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;

- в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;

- в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Как следует из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 12.11.2014 № 29, Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, за не ведение кассовых операций и книги учета доходов и расходов. Таким образом, из содержания оспариваемого постановления следует, что Обществу вменяется нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу наличных денег.

По мнению налогового органа, Общество нарушило пункты 1.7, 1.8 главы 1 Положения о порядке ведения кассовых операции с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком РФ 12.10.2011 № 373-П, пункт 4.1 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», пункт 4 статьи 346.11 НК РФ.

Статья 15.1 КоАП Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций был установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П). Положение № 373-П утратило силу с 1 июня 2014 года в связи с изданием Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее – Указания № 3210-У).

В связи с чем, при принятии решения налоговый орган руководствовался положением, действующим на момент возникновения спорных правоотношений: за период с 30.01.2014 по 31.05.2014 - Положением № 373-П, за период с 01.06.2014 по 22.10.2014 – Указаниями № 3210-У, что соответствует положениям части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Положение № 373-П распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (пункт 1.1 Положения № 373-П).

ООО «Бизнес.Партнер» использует упрощенную систему налогообложения.

Согласно пункту 1.7 Положения № 373-П цифровые коды форм документов, приведенные в настоящем Положении, соответствуют Общероссийскому классификатору управленческой документации ОК 011-93.

Пунктом 1.8 Положения № 373-П предусмотрено, что кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).

Согласно пункту 5.1 Положения № 373-П для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.

При этом пунктом 6.1 Положения № 373-П установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе:

внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег);

недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения;

хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения.

Из буквального толкования пункта 6.1 Положения № 373-П следует, что под полным оприходованием в кассу наличных денег понимается внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002.

Соответственно, невнесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002, означает неоприходование (неполное оприходование) наличных денег в кассу.

Пунктом 4.1 Указаний № 3210-У предусмотрено, что кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).

На основании пункта 5 Указаний № 3210-У прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.

В пункте 4 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации также указано, что для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций.

Следовательно, ООО «Бизнес.Партнер» обязано соблюдать порядок ведения кассовых операций, в том числе требования Положения № 373-П.

Как следует из материалов дела, представителем ООО «Бизнес.Партнер» ФИО3 в период проверки с 30.01.2014 по 22.10.2014 не выписаны приходные кассовые ордера и не оприходованы данные наличные денежные в сумме 35235,28 руб. и 36300 руб. в кассу ООО «Бизнес.Партнер», полученные наличными денежными средствами в сумме 35235,28 руб. от ООО «Кичерское ЖКХ» и в сумме 36300 руб. по договору о совместной деятельности от 13.02.2014 № 1/2014. Кроме того, установлено, что представителем ФИО3 28.05.2014 на расчетный счет ООО «Бизнес.Партнер» не выписаны расходные кассовые ордера по квитанциям от 28.05.2014 № 13 в сумме 35 235,28 руб. и от 28.05.2014 № 19 в сумме 36300 руб. Таким образом, установлено, что Обществом кассовые документы не велись, кассовая книга отсутствует и не заведена, приходные и расходные кассовые ордера не оформлялись.

С учетом изложенного, исходя из приведенного выше толкования пункта 6.1 Положения № 373-П, суд соглашается с выводом налогового органа о том, Общество, не ведя кассовую книгу, не обеспечивало тем самым полное оприходование наличных денег в кассу.

Иными словами, подобное бездействие свидетельствует о нарушении требований Положения № 373-П и неоприходовании (неполном оприходовании) наличных денег в кассу (по смыслу пункта 6.1 этого Положения) и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП Российской Федерации.

Факт неоприходования ООО «Бизнес.Партнер» в кассу наличных денежных средств в день их поступления за указанный период судом установлен и подтверждается имеющимися материалами дела, в том числе, протоколом допроса представителя Общества ФИО2 от 29.10.2014, актом проверки полноты учета выручки от 07.11.2014 № 41, протоколом об административном правонарушении от 07.11.2014 № 30, постановлением по делу об административном правонарушении от 12.11.2014 № 29.

На основании изложенного следует вывод о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом порядка ведения кассовых операций в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии вины ООО «Бизнес.Партнер» в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

Как было указано выше, требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

В абзаце втором пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.

Каждый факт неоприходования денежной наличности образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять по каждому эпизоду (факту неоприходования).

Из материалов дела усматривается, в ходе проведения проверки налоговым органом установлены нарушения Обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании в кассу денежной наличности ООО «Бизнес.Партнер» по квитанциям от 28.05.2014 № 13 в сумме 35 235,28 руб. и от 28.05.2014 № 19 в сумме 36300 руб.

Оспариваемое постановление вынесено налоговым органом 12 ноября 2014 года.

В связи с чем, учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, принимая во внимание обстоятельства дела, у Инспекции отсутствовали основания для привлечения ООО «Бизнес.Партнер» к административной ответственности за нарушения Обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в неоприходовании в кассу денежной наличности по квитанциям от 28.05.2014 № 13 и от 28.05.2014 № 19, в связи с истечением на момент вынесения оспариваемого постановления (12.11.2014) установленного статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения Общества к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку этот срок не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 07.10.2008 № 5196/08.

Из оспариваемого постановления от 12.11.2014 № 29 также следует, что Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, (помимо неведения кассовых операций) в том числе за не ведение книги учета доходов и расходов. Вместе с тем, не ведение книги учета доходов и расходов не образует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, постановление Межрайонной ИФНС России № 4 по РБ от 12 ноября 2014 года № 29 о признании ООО «Бизнес.Партнер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, вынесено незаконно и подлежит отмене.

Кроме того, ООО «Бизнес.Партнер» заявлено требование о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в инициировании проверки в отношении ООО «Бизнес.Партнер», а также действий, совершенных в ходе проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные правомочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Соответствующий порядок проведения проверок при исполнении государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей определен Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н (далее – Административный регламент).

В силу пункта 1 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (далее - ККТ), порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

На основании пункта 6 Административного регламента к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, или их уполномоченные представители (далее - проверяемые объекты).

На основании пункта 7 Административного регламента специалисты Инспекции при исполнении Государственной функции имеют право:

1) на беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств;

3) проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;

4) получать информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

5) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;

6) получать пароли контрольно-кассовой техники, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

7) взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации;

8) привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и в порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Пунктом 23 указанного Административного регламента установлено, что специалисты Инспекции предоставляют проверяемому объекту, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю (надзору), поручение на исполнение Государственной функции и служебные удостоверения. Факт предъявления поручения на исполнение Государственной функции фиксируется подписью проверяемого объекта, с указанием должности и даты предъявления в поручении на исполнение Государственной функции. Отсутствие либо уклонение проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения на исполнение Государственной функции отражается специалистами Инспекции в поручении на исполнение Государственной функции.

Судом установлено, что 30 сентября 2014 года заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Бурятия утвержден План-график проведения проверок соблюдения законодательства о применении ККТ на октябрь 2014 года, согласно которому в отношении ООО «Бизнес.Партнер» планировалось в октябре месяце 2014 года провести проверку по трем направлениям: полнота учета выручки, проверка порядка работы с денежной наличностью, соблюдения платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию, применение ККТ.

22 октября 2014 года заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Бурятия выдано Поручение № 34 о проведении в отношении ООО «Бизнес.Партнер» проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, соблюдения платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей.

На основании поручения от 22.10.2014 № 34 в отношении ООО «Бизнес.Партнер» в период с 22 октября 2014 года по 07 ноября 2014 года должностными лицами Инспекции проведена указанная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, соблюдения платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей за период с 30.01.2014 по 22.10.2014. С поручением ознакомлен лично директор Общества ФИО4 22.10.2014, о чем свидетельствует его подпись.

Пункт 1 Административного регламента устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также порядок взаимодействия инспекций ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и инспекций ФНС России межрайонного уровня (далее - инспекции) с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции.

В соответствии с пунктом 2 Административного регламента наименование государственной функции - государственная функция по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - государственная функция).

Государственную функцию исполняет ФНС России (пункт 3 Административного регламента).

Пунктом 5 Административного регламента предусмотрено, что предметом государственного контроля (надзора) является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Положения Административного регламента не распространяются на кредитные организации.

В пункте 58 Административного регламента установлено, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливаются руководителем (заместителем руководителя) управления.

Согласно официальной позиции ФНС России, отраженной в Письме от 12.09.2012 № АС-4-2/15195, действующими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не ограничена.

Заявитель указал, что при проведении проверки на основании Административного регламента налоговый орган не имел права запрашивать выписку по расчетному счету организации.

Вместе с тем, согласно поручению налогового органа от 22.10.2014 № 34 в отношении Общества проводилась проверка, в том числе и по соблюдению платежными агентами обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных плательщиком денежных средств.

Как пояснила в судебном заседании представитель налогового органа, в ходе проведения проверки по указанному направлению (по соблюдению платежными агентами обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных плательщиком денежных средств) налоговым органом в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ был направлен запрос от 23.10.2014 № 2872 в отделение № 8601 Сбербанка России о предоставлении выписки. Указала, что в ходе проведения проверки по указанному направлению, налоговым органом не было установлено нарушений Обществом норм Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», о чем составлен акт полноты зачисления наличных денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей на специальный банковский счет от 07.11.2014 № 42.

Так, часть 8 статьи 14 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» во взаимосвязи с частью 7 и в рамках реализации налоговыми органами своего права по осуществлению контроля содержит требование к оператору по переводу денежных средств, который обязан выдавать налоговым органам справки о наличии у него специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. При этом справки о наличии специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, а также выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами) у такого оператора по переводу денежных средств, могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного ч.7 комментируемой статьи, в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами).

Суд приходит к выводу, что налоговый орган обоснованно ссылается на то, что Административным регламентом не установлен запрет на использование документов, имеющихся в налоговом органе, а именно выписки об операциях по расчетному счету Общества при проведении проверки полноты учета выручки.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что существенных нарушений порядка проведения проверки налоговым органом не допущено.

В связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований в части требований заявителя о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в инициировании проверки в отношении ООО «Бизнес.Партнер», а также действий, совершенных в ходе проверки.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Бурятия от 12 ноября 2014 года № 29 о признании общества с ограниченной ответственностью «Бизнес.Партнер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес.Партнер» требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья А.Т.Пунцукова