ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5811/19 от 29.06.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru 

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ  30 июня 2020 года Дело № А10-5811/2019 

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2020 года.  Полный текст решения изготовлен 30 июня 2020 года. 

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении  протокола судебного заседания секретарем Хулугуровой К.Ю., рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью  "Кристальный Байкал" (ОГРН 1123801001136, ИНН 030102439460) к Управлению  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике  Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500) о признании незаконным отказа в  государственной регистрации договора аренды лесного участка для осуществления  рекреационной деятельности от 14.02.2019 № 12-19, заключенного между обществом с  ограниченной ответственностью "Кристальный Байкал" и Республиканским агентством  лесного хозяйства, изложенного в уведомлении № КУВД-001/2019-279260 от 24.06.2019, об  обязании устранить допущенное нарушение путем совершения действий, связанных с  государственной регистрацией договора аренды лесного участка для осуществления  рекреационной деятельности № 12-19 от 14.02.2019, 

при участии в заседании

от заявителя: Жарниковой Е.С., представителя по доверенности от 20.08.2019, диплом о  высшем юридическом образовании от 26.06.2004 № 1285, 

от ответчика: Эрдынеевой Э.Л., представителя по доверенности от 09.01.2019 № 002, диплом  о высшем юридическом образовании от 03.04.2009 № -12-662, 

от третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства: Александровой Е.Н.,  представителя по доверенности от 04.03.2019 № 260/2019, диплом о высшем юридическом  образовании от 02.11.2012 № 93428, 


установил: 

Общество с ограниченной ответственностью "Кристальный Байкал" (далее- заявитель,  общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее- ответчик, Росреестр,  регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации  договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от  14.02.2019 № 12-19, заключенного между обществом и Республиканским агентством лесного  хозяйства, изложенного в уведомлении № КУВД-001/2019-279260 от 24.06.2019, об обязании  устранить допущенное нарушение путем совершения действий, связанных с  государственной регистрацией договора аренды лесного участка для осуществления  рекреационной деятельности № 12-19 от 14.02.2019. 

Определением суда от 11.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Республиканское агентство лесного хозяйства. 

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела требование поддержал. Пояснил,  что 14.02.2019 между обществом и Республиканским агентством лесного хозяйства заключен  договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности № 12-19.  11.03.2019 обществом представлены в регистрирующий орган документы на  государственную регистрацию. Уведомлением от 24.06.2019 ответчик известил общество об  отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что договором аренды предусмотрено  право арендатора осуществлять на лесном участке строительство, реконструкцию и  эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, что не  соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от  30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной  экологической зоне Байкальской природной территории», устанавливающим запрет на  строительство зданий и сооружений. Общество не согласно с указанным выводом  регистратора. Во-первых, договор аренды лесного участка от 14.02.2019 заключен по  результатам торгов в форме открытого аукциона, форма договора является типовой и  утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации  от 20.12.2017 № 693. Во-вторых, подпункт «в» пункта 3.3 Договора аренды имеет  отсылочный характер, отсылая в части строительства и реконструкции к действующему  законодательству. Учитывая то, что действующим законодательством предусмотрен запрет  на строительство, реконструкцию зданий и сооружений (объектов капитального  строительство) на спорном лесном участке, условия договора аренды (пункт 3) нельзя  расценивать как предусматривающее право арендатора на строительство и реконструкцию 


объектов капитального строительства. Договором аренды предусмотрены ограничения прав  арендатора по использованию лесного участка, в том числе в части соблюдения  установленного режима особо охраняемой природной территории, особо защитных лесов.  Кроме того, приложением № 2 к договору предусмотрен запрет на строительство зданий и  сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием  особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических  зон туристко-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения  экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных  объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической  зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или  их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда,  водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек;  на размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских  стоянок, стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных  территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных  в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение  указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами  рекреационных зон. В- третьих, пунктом 1.2 договора аренды предусмотрено, что лесной  участок относится к категории защищенности: защитные леса, леса расположенные в  водоохранных зонах. Статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что  леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях  организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.  При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение  некапитальных строений. Сооружений на лесных участках и осуществление их  благоустройства. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 31.02.2012 № 62  утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.  Согласно пункту 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной  деятельности, имеют право: осуществлять использование лесов в соответствии с  документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного  участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное)  пользование. Создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации  лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое), возводить согласно части  2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные  постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство. Распоряжением  Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов, 


не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных  лесов, резервных лесов. Согласно указанному перечню, для осуществления рекреационной  деятельности допускается возведение форм малой архитектуры (некапитальные  нестационарные сооружений, включая беседки, веранды, дровницы, навесы, объекты  мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные  павильоны), площадки для игр (детские); элементов благоустройства лесного участка  (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления  озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер- мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина); линии  электропередачи воздушной, кабельной всех классов напряжений; подъездного пути.  Следовательно, на лесном участке, предоставленном для осуществления рекреационной  деятельности, не предусмотрен абсолютный запрет на возведение объектов. 

Ответчик с заявленным требованием не согласился. Пояснил, что деятельность  Управления по государственной регистрации прав регламентирована Федеральным законом  от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно статье  29 Закона «218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество включает в  себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления  государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на предмет  наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового  учета и государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственной  регистрации, предусмотренных статьями 26, 27 Закона № 218-ФЗ. По результатам экспертизы  документов общества, представленных на регистрацию, регистратором 22.03.2019 принято  решение о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 7 части 1  статьи 26 Закона № 218-ФЗ, содержание и (или) форма документа, представленного для  осуществления государственной регистрации, не соответствует требованиям  законодательства Российской Федерации. В связи с не устранением в течении срока  приостановления причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации  договора аренды, на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ 24.06.2019 Управлением принято  оспариваемое решение. Основанием для принятия государственным регистратором  отрицательного решения по заявлению общества послужили следующие обстоятельства.  Лесной участок относится к категории земель- земли лесного фонда, расположен в границах  водоохранной зоны озера Байкал, в прибрежной защитной полосе озера Байкал, в границах  Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Федеральным  законом от 01.05.199 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной  территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности в отношении ЦЭЗ 


БПТ- территории, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру  Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие  к озеру Байкал. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643  установлены виды деятельности, запрещенные в ЦЭЗ БПТ, в том числе строительство зданий  и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и  развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых  экономических зон туристско- рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и  обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и  рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в  центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство  зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая  земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и  впадающих в него рек. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013   № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной  инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов»  предусмотрено, что в лесах, расположенных в водоохранных зонах могут быть расположены  объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления  рекреационной деятельности: канатная дорога, комплекс открытых плоскостных  сооружений, комплекс физкультурных сооружений, подъездной путь. Указанное правовое  регулирование не предусматривает возможность размещения на спорном земельном участке  объектов, в том числе не являющихся капитальными, что свидетельствует о несоответствии  условий договора аренды лесного участка положениям, установленным Постановлением   № 643. Доводы об обязательности соблюдения при заключении договора типовой формы не  могут быть приняты во внимание, стороны свободны в заключении договора, условия  договора определяются сторонами и включаются в договор если соответствуют  императивным требованиям закона. Кроме того, договор аренды лесного участка, не  является публичным. 

Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства при  рассмотрении дела пояснил следующее. Агентством по результатам торгов в форме  открытого аукциона заключен с обществом договор аренды лесного участка для  осуществления рекреационной деятельности № 12-19. Форма договора является типовой,  утвержденной приказом Минприроды от 20.12.2017 № 693. Применение утвержденной  формы договора является обязательным, изменения в типовой договор не допустимы.  Указанное следует из разъяснений, направленных Федеральным агентством лесного  хозяйства. Ссылка ответчика на то, что договор аренды лесного участка не является 


публичным, несостоятельна. Приведенные судебные решения касаются договоров аренды  лесных участков, заключенных в соответствии с примерной формой до 21.09.2015, то есть до  утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003  типовой формы. Кроме того, предусмотренные законодательством запреты и ограничения  установлены договором аренды, представленным на регистрацию. Довод ответчика о том,  что фраза (подпункт «в» пункта 3.3 Договора) «в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации» отсылает к нормам, регулирующим порядок строительства  объектов, несостоятелен. Условия договора подлежат буквальному толкованию. Условия  договора в их совокупности ( в т.ч. подпункты «б», «е» пункта 3.4 Договора) возлагают на  арендатора обязанность использовать земельный участок по назначению в соответствии с  законодательством Российской Федерации, осуществлять установленный договором вид  использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом  освоения лесов и лесной декларацией. Считает, что предусмотренные законодательством  запреты и ограничения установлены договором аренды, представленным на регистрацию.  Дополнительно указал, что освоение лесов осуществляется в соответствии с проектом  освоения, подлежащим утверждению в установленном порядке, в том числе  предусматривающим раздел «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не  связанных с созданием лесной инфраструктуры». В случае указания в указанном разделе,  при его заполнении, проектируемого объекта, в отношении строительства которого  законодательством установлен запрет или ограничения, то по результатам государственной  экспертизы проекта освоения лесов будет утверждено отрицательное заключение. 

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил  следующее. 

Согласно пункту 1.2 Договора от 14.02.2019 предоставляемый лесной участок имеет  следующие характеристики: 

- площадь 0,27 га (2703 кв.м.),

- местоположение: Республика Бурятия, МО «Прибайкальский район», в границах  Байкальского лесничества, Горячинского участкового лесничества, квартал 63, часть выдела 


- лесной участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером  03:16:430102:400, 

- категория защищенности: защитные леса, леса расположенные в водоохранных зонах- 0,27  га., 

- вид разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности,

Пунктом 1.4 Договора предусмотрено, что характеристики лесного участка на день  заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра  приводятся в приложении № 2 к договору. 

Подпунктом «в» пункта 3.3 Договора предусмотрено право арендатора осуществлять  на лесном участке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,  строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной  инфраструктуры. 

Подпунктом «е» пункта 3.4 Договора предусмотрена обязанность арендатора  осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с  законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией. 

В приложении № 2 к договору, предусматривающем характеристики лесного участка,  содержится ссылка на права третьих лиц- лесной участок расположен в ЦЭЗ Байкальской  природной территории, а также на Перечень видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ  Байкальской природной территории, установленный Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.08.2001 № 643, в том числе запрет на строительство зданий и  сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием  особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических  зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения  экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных  объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической  зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или  их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда,  водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.   11 марта 2019 года ООО «Кристальный Байкал» обратилось в филиал ГБУ «МФЦ РБ»  по Прибайкальскому району с заявлением о регистрации сделки об ограничении  (обременении) права (регистрация договора аренды) на земельный участок, представив: 

- заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или)  государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 11.03.2019 № MFC-


- договор аренды от 14.02.2019 № 12-19, заключенный с Республиканским агентством  лесного хозяйства, 

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 21.03.2012   № 003354874, 

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения от 17.04.2015   № 003789339, 

- протокол о результатах аукциона в электронной форме от 01.02.2019,
- решение единственного участника ООО «Кристальный Байкал» от 17.04.2015,
- решение учредителя ООО «Кристальный Байкал» от 21.03.2012,
- платежное поручение от 11.03.2019.


лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и  впадающих в него рек. 

 Несогласие ООО «Кристальный Байкал» с отказом Управления Росреестра по  Республике Бурятия в государственной регистрации договор аренды лесного участка для  осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 № 12-19, явилось основанием для  обращения в суд с настоящим заявлением. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых  актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону  или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них  какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении заявления суд оценивает решения, действия (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц на соответствие законам и иным нормативным правовым актам. Обязанность  доказывания законности решений, действий (бездействия) возлагается на ответчика в  соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений  и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных  органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий  (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому  акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый  акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,  нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О  государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации 


недвижимости) государственной регистрации подлежат право собственности и другие  вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,  131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях,  установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат  возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти,  либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого  имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого  помещения. 

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о государственной регистрации  недвижимости государственная регистрация аренды недвижимого имущества  осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого  имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого  имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. 

В силу пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации  недвижимости основанием для осуществления государственной регистрации прав являются  договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в  соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого  имущества на момент совершения сделки. 

В соответствии со статьей 18 Закона о государственной регистрации недвижимости  заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и  прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке,  установленном органом нормативно-правового регулирования: 1) в форме документов на  бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к  уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через  многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового  отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением  о вручении (далее - почтовое отправление); 2) в форме электронных документов и (или)  электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной  подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием  информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети  "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг  (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой  системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной  форме). 


К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной  регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок  представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений,  следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия  представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы,  являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим  Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми  актами. 

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если  представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального  закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом  нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не  установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. 

Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации  недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в  случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не  соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. 

В силу статьи 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в  осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение  срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные  в статье 26 настоящего Федерального закона. 

Как следует из материалов дела, причиной приостановления государственной  регистрации, а впоследствии и отказа в государственной регистрации договора аренды  лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 N 12-19  послужило то обстоятельство, что представленный на государственную регистрацию  договор по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства,  поскольку предусматривает право арендатора осуществлять на лесном участке в порядке,  установленном законодательством Российской Федерации, строительство, реконструкцию и  эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, тогда как 


Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 установлен  запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных  территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные  полосы озера Байкал и впадающих в него рек. 

 Данный вывод постановлен государственным регистратором при проведении  правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной  регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом  от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оснований для  приостановления регистрации прав, в связи с установлением следующих обстоятельств: 

- в соответствии со сведениями ЕГРН категория указанного земельного участка- земли  лесного фонда, 

- согласно сведениям, полученным из отдела геодезии и картографии Управления Росреестра  по Республике Бурятия, земельный участок с КН 03:16:430102:400, расположен в границах  водоохранной зоны озера Байкал, утвержденных Постановлением Правительства Российской  Федерации от 26.03.2018 № 507-р «О внесении изменений в приложение к распоряжению  Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р», 

- согласно сведениям ЕГРН земельный участок расположен в границах прибрежной  защитной полосы озера Байкал. 

 Указанные фактические характеристики лесного участка, подтверждаются  представленными в материалы дела доказательствами и по существу лицами, участвующими  в деле, не оспариваются. 

В соответствии с преамбулой Закона N 94-ФЗ озеро Байкал является объектом  всемирного природного наследия. 

В состав Байкальской природной территории в силу статьи 2 Закона N 94-ФЗ входят  озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в  пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории,  прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до  200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1). 

При этом на Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в  том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию,  включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную  зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт  2). 


На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды  деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на  уникальную экологическую систему озера Байкал (пункт 1 статьи 6 Закона N 94-ФЗ). 

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне,  утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона N 94-ФЗ). 

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне  Байкальской природной территории, утвержден постановлением Правительства Российской  Федерации от 30.08.2001 N 643. 

 При таких обстоятельствах, суд признает, что лесной участок с КН 03:16:430102:400  расположен в границах ЦЭЗ Байкальской природной территории, следовательно, порядок его  использования не может противоречить ограничениям, установленным Постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643. 

Согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской  Федерации от 30.08.2001 N 643, в центральной экологической зоне Байкальской природной  территории запрещается строительство зданий и сооружений (или их частей),  функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых  природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско- рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической  безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с  осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне  Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их  частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда,  водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. 

Вместе с тем, указанный запрет не свидетельствует о наличии абсолютного запрета на  строительство в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. 

Пунктом 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса  могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации  отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. 

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение  некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их  благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской  Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого  освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и  эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на  соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, 


спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах,  расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в  соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных  территориях. (п. 2 ст. 41 Лесного кодекса РФ). 

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62 утверждены  Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. 

Согласно пункту 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной  деятельности, имеют право: 

- осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении  лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о  предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 

- создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную  инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое); 

- возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской  Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство. 

В соответствии с частью 7 статьи 21 Лесного Кодекса РФ перечень объектов, не  связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской  Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. 

Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов,  не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных  лесов, резервных лесов. 

Согласно пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной  инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, для  осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и  резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов допускается возведение  форм малой архитектуры (некапитальные нестационарные сооружения, включая беседки,  веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового  обслуживания и питания, остановочные павильоны), площадки для игр (детские); элементов  благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка,  устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный  (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная  туалетная кабина); линии электропередачи воздушной, кабельной всех классов напряжения;  подъездного пути. 

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране  озера Байкал" организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне 


осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно  допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне.  Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются  органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти  Иркутской области. 

Согласно Правилам организации мест массового отдыха в центральной экологической  зоне Байкальской природной территории Республики Бурятия, утвержденным  Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2008 N 475 (далее - Правила),  действовавшими в период заключения договора аренды, местом для организации массового  отдыха является земельный (лесной) участок, определенный для рекреационных целей и  выделенный для организации массового отдыха в центральной экологической зоне  Байкальской природной территории в соответствии с земельным, лесным и  градостроительным законодательством. 

В пункте 3.1 Правил указано, что при обустройстве мест массового отдыха возможно  размещение следующих наземных сооружений: павильоны для отдыха и торговли,  аттракционы, кабины-раздевалки, навесы, тенты, зонты, скамьи, столы, лежаки, помещения  для хранения пляжного инвентаря, помещение для хранения спортивного инвентаря (водных  велосипедов и пр.), спортивно-оздоровительные и игровые площадки, детские  малогабаритные игровые сооружения (качели, карусели, грибки и пр.), сигнальные и  осветительные мачты, контейнеры для сбора мусора, туалеты, автостоянки (на прилегающей  территории), пешеходные дорожки и медицинские пункты. 

В пункте 3.5 Правил указано, что в зоне обслуживания размещаются павильоны для  отдыха и торговли, кабины для переодевания, душевые установки, питьевые фонтанчики,  урны для сбора мусора в соответствии с санитарными правилами и нормами. 

Согласно пункту 3.8 Правил в местах массового отдыха и на прилегающей территории  не допускается скопление загрязняющих веществ и мусора. Для этого необходима установка  урн и контейнеров для сбора мусора и своевременная уборка места массового отдыха.  Контейнеры для сбора мусора должны располагаться на бетонированных площадках с  удобными подъездными путями. Вывоз отходов и мусора осуществляется юридическими  лицами и индивидуальными предпринимателями на основании заключенных договоров со  специализированным хозяйствующим субъектом. 

Согласно пункту 3.9 Правил места массового отдыха должны быть оборудованы  централизованной или локальной системами канализации с очисткой сточных вод до  нормативных требований, в исключительных случаях допускается установка биотуалетов. 


В результате анализа указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что в ЦЭЗ  Байкальской природной территории допускается возведение (размещение) наземных  сооружений (не капитальных строений), которые с учетом действующего правого  регулирования являются необходимыми мерами по благоустройству зон отдыха граждан при  организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне в целях осуществления  рекреационной деятельности, разрешенной в центральной экологической зоне Байкальской  природной территории. 

Доводы ответчика со ссылкой на понятие "незатронутые природные территории" судом  отклоняются, поскольку данная территория не является в чистом виде незатронутой.  Приходя к указанному выводу, суд принимает во внимание, пояснения специалиста  Волошина А.Л., привлеченного к участию в деле определением суда от 08.06.2020, согласно  которым указанный лесной участок затронут антропогенным воздействием. При этом,  значительное антропогенное воздействие на ландшафты рассматриваемого участка в ХХ-м  веке обусловлено его транзитной транспортной функцией (наличие грунтовой дороги), а  также близким расположением памятника природы озера Байкал- «Черепаха». Кроме того, о  наличии антропогенного воздействия на спорном участке свидетельствуют представленные в  материалы дела: акт натурного обследования участка лесного фонда от 22.05.2020, справка  участкового лесничего Байкальского лесничества Борисова О.П. 

Таким образом, выводы регистратора о несоответствии подпункта «в» пункта 3.3  договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от  14.02.2019 № 12-19 положениям Постановления Правительства Российской Федерации от  30.08.2001 N 643, не могут быть признаны обоснованными. 

Приходя к указанному выводу суд, отмечает обоснованность позиции Рослесхоза,  изложенной в письме от 21.05.2020 № АВ-06-27/9347 о том, что сведения о разрешенных  видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и  воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей  инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов содержаться в  проекте освоения лесов. Возможность размещения конкретных объектов определяется при  прохождении государственной и муниципальной экспертизы проектом освоения лесов в  соответствии со статьями 88-89 ЛК РФ. Виды разрешенного использования лесов и другие  разрешенные параметры использования, а также ограничения использования лесов и  требования по их охране, защите и воспроизводству, устанавливаются также  лесохозяйственным регламентом лесничества. Следовательно, возможность строительства  объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на указанном участке,  определяется не только договором аренды, но и проектом освоения лесов, одобрение 


которого возможно только при соблюдении ограничений и запретов, установленных  законодательством. 

Также суд отмечает, что подпунктом «е» пункта 3.4 Договора от 14.02.2019 № 12-19  предусмотрена обязанность арендатора осуществлять установленный договором вид  использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом  освоения лесов и лесной декларацией. При толковании условий договора от 14.02.2019 № 12- 19 в их совокупности, суд не усматривает согласование сторонами условия,  предусматривающего возможность осуществления на лесном участке строительства  капитального объекта. 

При таких обстоятельствах, оснований для приостановления государственной  регистрации, а впоследствии и отказа в государственной регистрации договора аренды  лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 14.02.2019 N 12-19, в  связи с несоответствием представленного на регистрацию договора положениям,  установленным Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 № 643, не имелось. 

Оспариваемый отказ в государственной регистрации договора аренды в отношении  земельного участка с кадастровым номером 03:16:430102:400, расположенного по адресу:  Республика Бурятия, Прибайкальский район, Байкальское лесничество, Горячинское  участковое лесничество, квартал 63, части выдела 1, изложенный Управлением Росреестра  по РБ в уведомлении от 24 июня 2019 года № КУВД-001/2019-2796260, не соответствует  положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации  недвижимости", нарушает права и законные интересы заявителя. 

 Во исполнение положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в качестве меры по устранению допущенных нарушений прав и  законных интересов заявителя, суд считает возможным возложить на Управление Росреестра  по Республике Бурятия обязанность осуществить государственную регистрацию  вышеуказанного договора, поскольку иных препятствий для осуществления государственной  регистрации судом не установлено. 

Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в силу статьи 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на  ответчика. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование удовлетворить полностью.

Признать недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной 


регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в государственной регистрации  договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от  14.02.2019 № 12-19, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью  "Кристальный Байкал" и Республиканским агентством лесного хозяйства, изложенный в  уведомлении № КУВД-001/2019-279260 от 24.06.2019. 

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав заявителя,  совершив действия связанные с государственной регистрацией договора аренды лесного  участка для осуществления рекреационной деятельности № 12-19 от 14.02.2019. 

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500) в пользу  общества с ограниченной ответственностью "Кристальный Байкал" (ОГРН 1123801001136,  ИНН 030102439460) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в  размере 3000 руб. 

 Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного  срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи  апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную  силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд  Республики Бурятия. 

Судья Н.А. Логинова