АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ
15 февраля 2016 года Дело №А10-6041/2015
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Усиповой Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Башкуевым Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Республиканского агентства занятости населения
(ОГРН <***>, ИНН <***>) к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в лице главы ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 48 800 рублей – суммы субсидии, полученной на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства инвалида,
при участии в заседании представителей:
Республиканского агентства занятости населения - ФИО2 (доверенность от 11.01.2016, паспорт),
главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 - ФИО3 (доверенность от 01.10.2015, паспорт),
установил:
Республиканское агентство занятости населения (далее – истец, агентство занятости) обратилось в арбитражный суд с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в лице главы ФИО1 (далее – ответчик, глава КФХ ФИО1) о взыскании 48 800 рублей – суммы субсидии, полученной на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства инвалида.
Определением от 8 октября 2015 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 7 декабря 2015 года арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В обоснование иска представитель истца указал на то, что 23.12.2014 между агентством занятости и главой КФХ ФИО1 (получатель) заключен договор о представлении субсидии № 106. По указанному договору истец обязался предоставить ответчику субсидию в целях возмещения понесенных затрат на оснащение одного рабочего места для инвалидов II группы, а ответчик обязался трудоустроить на оснащенное рабочее место инвалида, направленного центром занятости. Во исполнение взятых на себя обязательств по договору Агентство занятости перечислило
ФИО1 48 800 рублей – субсидии.
17 августа 2015 года в ходе выездной проверки не проведен осмотр созданного рабочего места для трудоустройства инвалида в связи с отсутствием работодателя, не определено наличие или отсутствие закупленного по договору оборудования. Документы, подтверждающие трудоустройство инвалида также отсутствовали.
По итогам проверки составлен акт осмотра рабочего места для трудоустройства инвалида.
19 августа 2015 года в адрес главы КФХ ФИО1 направлено уведомление о добровольном возврате денежных средств в размере 48 800 рублей. До настоящего времени сумма субсидии ответчиком не возвращена.
Неисполнение ответчиком обязанности по возврату субсидии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Правовым основанием иска указана статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика исковые требования не признал в полном объеме по доводам, указанным в отзыве на иск и в письменных дополнениях к нему
(л.д. 69-70, 78-79). Пояснил, что денежные средства потрачены на оснащение рабочего места работника-инвалида, в настоящее время указанный работник продолжает работу в КФХ на основании приказа о приеме на работу от 24.12.2014 № 5, трудового договора от 24.12.2014 № 3 и дополнительного соглашения к трудовому договору от 23.12.2015 № 1 (л.д. 74-76).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения стороны, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 23.12.2014 на основании решения агентства занятости о предоставлении безвозмездной субсидии между истцом и ответчиком (получатель) заключен договор № 106 (л.д. 16-18).
В соответствии с пунктом 1.1 договора агентство занятости предоставляет на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств субсидию на реализацию дополнительного мероприятия в целях возмещения понесенных затрат на приобретение, монтаж, установку оборудования для оснащения рабочего места инвалида II группы, созданного получателем по адресу: Республика Бурятия, <...>.
Согласно пункту 2.3 предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована в целях, не предусмотренных пунктом 1.1 договора.
Пунктом 2.4 стороны согласовали условие о том, что получатель субсидии создает
1 рабочее место для трудоустройства безработного и ищущего работу инвалида. Характеристика рабочего места – советник (помощник руководителя).
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора агентство занятости в течение 5 рабочих дней со дня подписания договора обязуется перечислить на расчетный счет получателя субсидию в размере 48 800 рублей.
Пунктом 3.1.2 предусмотрена обязанность агентства занятости осуществлять контроль за целевым расходованием бюджетных средств получателем субсидии в форме проверок путем их посещения по адресу местонахождения созданных рабочих мест с составлением акта об исполнении договорных обязательств.
Согласно пункту 3.2.8 получатель субсидии в случае установления факта нецелевого использования субсидии обязан вернуть предоставленные ему денежные средства в добровольном порядке в течение 20 рабочих дней с даты получения об этом письменного уведомления.
Договор вступает в силу со дня подписания и действует до 22.12.2015 (пункт 5.1).
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и из местного бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991
№ 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения) Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Закона о занятости населения Правительством Республики Бурятия принято постановление от 28.02.2014 № 72 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на реализацию дополнительного мероприятия в сфере занятости населения Республики Бурятия».
Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям осуществляется Республиканским агентством занятости населения.
Согласно пункту 18 постановления Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 № 72 агентство занятости осуществляет контроль за целевым расходованием бюджетных средств и исполнением договорных обязательств получателями субсидий путем проведения проверок с составлением актов проверок.
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения условий договора, заключенного с агентством занятости, получатель обязан вернуть субсидию (пункт 19). В случае отказа получателя субсидии от ее возврата она подлежит взысканию в судебном порядке (пункт 22).
24 декабря 2014 года в целях реализации дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов агентством занятости издан приказ
№ 424 о перечислении субсидии главе КФХ ФИО1 в размере 48 000 рублей
(л.д. 29).
Указанные денежные средства перечислены ответчику, что подтверждается платежным поручением от 25.12.2014 № 15144 (л.д. 24).
17 августа 2015 года агентство занятости, реализуя полномочия по контролю за целевым использованием бюджетных средств, провело выездную проверку по месту нахождения созданного рабочего места, по адресу: Республика Бурятия, <...>.
По итогам выездной проверки составлен акт осмотра рабочего места для трудоустройства инвалида от 17.08.2015 № 41 (л.д. 21-22). Из указанного акта следует, что работодатель по вышеуказанному адресу отсутствует, в связи с чем невозможно определить наличие или отсутствие закупленного по договору оборудования. Документы, подтверждающие трудоустройство инвалида (например, табель учета рабочего времени, расчетные ведомости) отсутствуют.
По мнению истца, сумма субсидии использована ФИО1 не по целевому назначению.
В этой связи в адрес ответчика направлено уведомление от 19.08.2015 № 79-01-04-И2007/15 с требованием в течение 20 рабочих дней возвратить выплаченную субсидию в размере 48 800 рублей (л.д. 19-20).
В установленный срок ответчиком не возвращена сумма субсидии.
Вместе с тем, главой КФХ ФИО1 (работодатель) представлены в материалы дела приказ о приеме работника на работу от 24.12.2014 № 5, трудовой договор от 24.12.2014 № 3 с работником-инвалидом (л.д. 74-76).
Согласно пункту 1.1 трудового договора работодатель поручает, а работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности помощника руководителя на неполный рабочий день.
В пункте 1.3 указано, что местом работы является: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Ярикто, заимка «Мыжидма».
Пунктом 2.2 предусмотрено, что договор заключен сроком на 1 год и действует по 23.12.2015.
Дополнительным соглашением от 23.12.2015 № 1 работодатель и работник внесли изменения в трудовой договор, касающиеся места работы инвалида – <...>, заимка «Мыжидма», и срока действия договора - на неопределенный срок.
Как следует из пояснений представителя истца, членами комиссии Центра занятости Баргузинского района осуществлена выездная проверка с целью осмотра рабочего места трудоустроенного работника-инвалида, о чем составлен соответствующий акт от 04.02.2016 №1. Специалистами Центра занятости установлено, что рабочее место оборудовано в помещении, в котором находятся:
- шкаф для документов,
- стол рабочий,
- телефон сотовый с крупными кнопками артикул 21848,
- лупа увеличительная мод. М6 18145,
- трость,
- кресло,
- спец. одежда – куртка и брюки летний и зимний вариант.
Работник-инвалид находится на рабочем месте (аудиопротокол судебного заседания от 11 февраля 2016 года с 01 минуты по 02 минуту).
В качестве подтверждения несения расходов на приобретение указанного оборудования представлены товарные чеки от 02.12.2014 №511, 02.12.2014, 01.12.2014
№ 142 на общую сумму 49 300 рублей (л.д. 90-91).
Кроме того, в материалах дела имеются пояснения самого работника, в соответствии с которыми обязательства по трудовому договору ФИО1 исполняются добросовестно, претензий к работодателю не имеется (л.д. 73).
На основании изложенного, арбитражный суд полагает не доказанным факт нецелевого использования ответчиком полученной субсидии.
При указанных обстоятельствах исковые требования агентства занятости не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 181, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в Четвертый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд, принявший решение.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда первой инстанции, принятое по данному делу, также может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу, и только если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или, если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Кассационная жалоба подается в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Д.А. Усипова