АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ Дело №А10-605/2010
10 июня 2009 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 03 июня 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 10 июня 2010 года
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Степанова А.Н.
при ведении протокола секретарем Бадуевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (Минстрой РБ)
к Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район Республики Бурятия»
о взыскании бюджетных средств, использованных не по целевому назначению 6 470 689, 89 руб.
При участии в судебном заседании:
от истца- ФИО1- представитель по доверенности от 09.02.2010
от ответчика- ФИО2 -представитель по доверенности № 830 от 24.03.2010
от третьего лица ООО «Коммунальщик»: конкурсный управляющий ФИО3
от третьего лица МУП «Байкалкомсервис»: ФИО3, представитель по доверенности от 15.03.2010
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (Минстрой РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район Республики Бурятия» (далее МО «Северо-Байкальский район») о взыскании бюджетных средств, использованных не по целевому назначению в размере 4 120 087, 84 руб., в том числе 3 893 119, 00 руб. – бюджетные средства, использованные не по целевому назначению, 226 968, 84 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование иска истец указал, что Законом Республики Бурятия от 09.11.2007 № 2625-111 «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» предусмотрены субсидии местным бюджетам на компенсацию выпадающих доходов при оказании коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях во временных (инвентарных) домах, и в части дополнительных затрат, связанных с утеплением жилых помещений (субсидии). Главным распорядителем бюджетных средств является Минстрой РБ.
Распоряжениями Правительства РБ МО «Северо-Байкальский район» в 2008 г. распределена субсидия в общей сумме 14 668, 0 тыс. руб.
По состоянию на 15.01.2009 Минстроем РБ приняты отчеты по республиканскому бюджету на сумму 10 774 881 руб., в том числе денежные средства направлены на утепление временного (инвентарного) жилищного фонда, на компенсацию потерь из-за невозможности обеспечения нормативной температуры, финансирование предприятий из-за сверхлимитных потерь в тепловых сетях.
Субсидии в размере 837 719 руб. отчетами не подтверждены. Просит взыскать с ответчика 3 893 119, 00 руб. – бюджетные средства, использованные не по целевому назначению и 226 968, 84 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 23 марта 2010 г. производство по делу в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 226 968, 84 руб. прекращено, в связи с отказом истца от заявленного требования.
Ответчиком в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен отзыв на исковое заявление. Ответчик с иском не согласен по следующим основаниям. В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению производится в бесспорном порядке государственным органом в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 284.1Бюджетного кодекса Российской Федерации, органами, исполняющими бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), действующим законом предусмотрен внесудебный порядок изъятия бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Решение о приостановлении (сокращении) предоставления средств из республиканского бюджета бюджету соответствующего муниципального образования в Республике Бурятия принимает Министерство финансов Республики Бурятия. Недействительность сделки, послужившей основанием для передачи бюджетных средств, не может свидетельствовать об использовании их не по целевому назначению.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 мая 2010 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП «Байкалкомсервис», ООО «Коммунальщик», ООО «Теплоэнергетик».
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 октября 2009 года конкурсное производство в отношении ООО «Теплоэнергетик» завершено, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.06.2010 подтверждена его ликвидация.
Третьи лица отзыв на исковое заявление не представили.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, заявил об их увеличении до 6 470 689, 89 руб. Пояснил, что данная сумма использована ответчиком не по целевому назначению – на компенсацию потерь в тепловых сетях, компенсация потерь в тепловых сетях не предусмотрена Законом Республики Бурятия «О Республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года». Расходование денежных средств не по целевому назначению подтверждено сводными реестрами. Дополнительно пояснил, что возможность безакцептного списания денежных средств не исключает право истца обратиться с иском о взыскании денежных средств с ответчика.
Представитель ответчика с иском не согласился, пояснил, что деньги направлены ответчиком по целевому назначению, что подтверждается платежными поручениями. Снижение качества коммунальных услуг – это результат двух составляющих: потери тепла в домах по причине их ветхости и потерь в тепловых сетях, также по причине их ветхости. Тепловые сети и жилые дома обслуживались коммунальными организациями по договорам аренды, в связи с ветхостью домов и тепловых сетей у коммунальных организаций образовались выпадающие доходы. Денежные средства направлены на цели предусмотренные соглашением.
Представитель третьих лиц с иском не согласен, пояснил, что денежные средства использованы коммунальными организациями ООО «Коммунальщик», МУП «Байкалкомсервис» по целевому назначению, жилье в Северобайкальском районе ветхое, тепловые сети также ветхие, деньги в 2008 году использованы по целевому назначению.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, арбитражный суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
Между истцом («Главный распорядитель средств») и ответчиком (Распорядитель бюджетных средств») 10 июня 2008 года заключено соглашение № 33-ИЖ о предоставлении субсидий из республиканского бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование компенсации выпадающих доходов при оказании коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях во временных (инвентарных) домах, в части дополнительных затрат, связанных с утеплением жилых помещений
В соответствии с пунктом 1.1. соглашения Главный распорядитель средств обязуется предоставить Распорядителю бюджетных средств субсидию на софинансирование компенсации выпадающих доходов при оказании коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях во временных (инвентарных) домах, и части дополнительных затрат, связанных с утеплением жилых помещений, за счет средств Республиканского бюджета по кодам ГРБС 811, РЗ 11, ПР 02, ЦСР 521 01 07, ВР 010, КОСГУ 251, в размере 14 668 000, 00 руб., а Распорядитель бюджетных средств обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, обеспечить финансирование указанных затрат за счет средств бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» в размере 1 629 800, 00 руб., а также обеспечить выполнение условий настоящего Соглашения.
Финансирование осуществляется в соответствии с законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года». (п.1.2. Соглашения)
Распорядитель бюджетных средств производит расчет размера компенсируемых выпадающих доходов от оказания коммунальных услуг по теплоснабжению гражданам, связанных с производимыми перерасчетами из-за невозможности обеспечения нормативной температуры воздуха во временных (инвентарных) домах, в соответствии с п. 5.20.7. Методики расчета субсидий местным бюджетам на компенсацию выпадающих доходов при оказании коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях во временных (инвентарных) домах, и части дополнительных затрат, связанных с утеплением жилых помещений (п.2.2.2. Соглашения)
Распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль, целевое и эффективное использование бюджетных средств. (п.2.2.4. Соглашения)
Пунктом 1 и 3 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетом.
Данное Соглашение заключено сторонами во исполнение положений закона Республики Бурятия от 09.11.2007 г. № 2625-111 «О республиканском бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» (далее «Закон о республиканском бюджете») .
Приложением № 9 к Закону о республиканском бюджете предусмотрены субсидии местным бюджетам на компенсацию выпадающих доходов при оказании коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях во временных (инвентарных) домах, и части дополнительных затрат, связанных с утеплением жилых помещений.
Приложением 29 к Закону о республиканском бюджете принята методика предоставления и расходования субсидий из Республиканского Фонда софинасирования расходов.
На основании пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными условиями являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Суд считает, что в Соглашении № 33-ИЖ от 10.06.2008 года сторонами существенные условия договора согласованы, Соглашение является заключенным.
Распоряжениями Правительства Республики Бурятия от 09.10.2008 года № 524 МО «Северо-Байкальский район» распределена субсидия в размере 5 500, 0 тыс. руб., № 630-р от 24.11.2008 субсидия в размере 7 668, 0 тыс. руб., № 312-р субсидия в размере 1500, 00 тыс. руб.
Платежными поручениями № 667 от 26.06.2008 года, № 1094 от 13.10.2008 года, № 1396 от 26.11.2008 года сумма в размере 14 668 000, 00 руб. перечислена от истца ответчику.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 апреля 2009 года № 131, Минстрой РБ осуществляет полномочия получателя средств федерального бюджета, главного распорядителя, главного администратора средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию, возложенных на Министерство функций и обеспечение деятельности Министерства.
Одним из видов деятельности Минстроя РБ является обеспечение комплексного развития и устойчивого функционирования строительного и жилищно-коммунального комплексов (п. 3.18 Положения).
Истец просит взыскать с ответчика 6 470 689, 89 руб. – денежные средства, использованные не по целевому назначению на оплату потерь в тепловых сетях на основании статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов .
В соответствии со статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:
предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
блокировка расходов;
изъятие бюджетных средств;
приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
наложение штрафа;
начисление пени;
иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений учреждений о признании незаконными принятых государственными органами, уполномоченными в области применения мер принуждения, решений об изъятии бюджетных средств, использованных на цели, не соответствующие определенным сметой доходов и расходов условиям получения средств, судам необходимо исходить из следующего.
Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Данная мера не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вследствие чего при ее применении нормы этого Кодекса не применяются.
Порядок взыскания указанных бюджетных средств регулируется бюджетным законодательством. Взыскание производится в бесспорном порядке государственным органом в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 284.1 БК РФ, органами, исполняющими бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты).
Таким образом, предусмотрен специальный порядок изъятия бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
В материалы дела представлены платежные поручения о перечислении денежных средств Администрацией МО «Северо-Байкальский район Республики Бурятия» ООО «Теплоэнергетик» № 520 от 16.09.2008 в сумме 1649 800, 00 руб., ООО «Коммунальщик» № 638 от 23.10.2008 в сумме 912 291, 33 руб., № 765 от 05.12.2008 в сумме 1 268 594, 93 руб., МУП «Байкалкомсервис» № 639 в сумме 3 603 400, 04 руб., № 651 от 28.10.2008 в сумме 984 308, 63 руб., № 668 от 05.11.2008 в сумме 550 000 руб., № 766 от 05.12.2008 в сумме 2 974240, 80 руб., № 860 от 22.12.2008 в сумме 569 000, 00 руб., № 911 от 26.12.2008 в сумме 3 425 164, 27 руб. Итого оплачено: 15 936 800 руб.
В назначениях платежей в платежных поручениях указано: за ремонт ветхого жилья, субсидии на софинансирование выпадающих доходов на оплату коммунальных услуг.
Таким образом, полученные денежные средства перечислены организациям на цели, предусмотренные Соглашением № 33-ИЖ от 10.06.2008 года.
Акты выполненных работ содержат сведения о проведенных работах по утеплению ветхих инвентарных домов в п. Новый Уоян в 2008 году.
В акте проверки Северо-Байкальского района по финансированию и освоению субсидий местным бюджетам на компенсацию выпадающих доходов при оказании коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях во временных (инвентарных) домах, и части дополнительных затрат, связанных с утеплением жилых помещений, за 2007-2009 годы от 01.03.2010 указано, что в некоторых домах в п. Новый Уоян работы по утеплению не проводились, в том числе указаны дома, сведения по которым имеются в актах выполненных работ.
В данных документах содержатся противоречивые сведения о проведенных работах по утеплению домов в п. Новый Уоян.
Суд считает, что в совокупности представленные доказательства не подтверждают факт использования денежных средств не по целевому назначению, а также не устанавливают достоверно факт не проведения работ по утеплению ветхих инвентарных домов в пос. Новый Уоян.
Сводные реестры домов, по которым произведено снятие оплаты за отопление в связи ветхостью и аварийностью по Северобайкальскому району МУП «Байкалкомсервис», ООО «Коммунальщик» не позволяют суду сделать вывод о нецелевом использовании денежных средств ответчиком, поскольку не содержат сведений, о том, что поступившие от истца денежные средства в конкретном размере направлены на оплату потерь в теплосети теплоснабжающей организации.
Пунктом 5.20.7 Методики предоставления и расходования субсидий из Республиканского Фонда софинансирования расходов (Приложение № 29 к закону О республиканском бюджете) определено, что при расчете компенсируемых выпадающих доходов учитываются акты обследования жилых помещений во временных (инвентарных) домах, составленные в установленном порядке в результате ухудшения качества коммунальной услуги – отопления вследствие обстоятельств непреодолимой силы. В случае возникновения спорных вопросов при необходимости акты обследования подтверждаются Республиканской службой государственной жилищной инспекции.
З iтем = К пл х Д, где К пл – размер снижения платы граждан за услуги по отоплению в связи с не обеспечением нормативной температуры в жилом помещении, руб/день. Расчет размера снижения платы осуществляется исполнителем коммунальных услуг – теплоснабжающей организацией (управляющей компанией, организацией ЖКХ), с учетом фактической температуры в жилом утепленном помещении за каждый день в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Одной из причин пониженной температуры в жилом помещении могут быть потери в тепловых сетях теплоснабжающей организации.
Пунктом 2.1.3. Соглашения № 33-ИЖ стороны согласовали, что в целях осуществления контроля за целевым и эффективным использованием «Распорядителем бюджетных средств» средств республиканского бюджета вправе в любое время проводить проверки (выездные и камеральные) исполнения «Распорядителем бюджетных средств» условий настоящего Соглашения, а также контрольные мероприятия.
Суду не представлено доказательств проведения таких проверок и их результатов, подтверждающих нецелевое использование денежных средств ответчиком.
Кроме того, в соответствии с п.5.2. Соглашения истцу предоставлено право приостановить или прекратить перечислять субсидии в случаях нецелевого использования бюджетных средств.
Однако, субсидии перечислялись ответчику и после предоставления сводных реестров домов (отчетов).
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства.
На основании пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, доказательства, представленные сторонами в материалы дела, не позволяют суду прийти к выводу о нецелевом использовании денежных средств в сумме 6 470 689, 89 руб. и возможности их взыскания с ответчика.
Требование истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ :
В иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Судья А.Н. Степанова