ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-620/2022 от 26.07.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

01 августа 2022 года                                                                                               Дело № А10-620/2022

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 01 августа 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Марактаевой И. Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Гавриловой О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Акционерного общества «Теплоэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Республике Бурятия в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 17 931 400 руб. 04 коп.,

при участии в заседании:

от истца:  ФИО1, представитель по доверенности от 30.04.2020 (посредством участия в онлайн-заседании), ФИО2, представитель по доверенности от 15.04.2022 (посредством участия в онлайн-заседании);

от ответчика: представитель не явился, был извещен под расписку в судебном заседании 17 06.2022,

установил:

Акционерное общество «Теплоэнерго» обратилось в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о взыскании 801 000 руб. – невыплаченную сумму субсидии за 2021 год на компенсацию выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии.

Определением от 10.03.2022 судом принято уточнение истцом  ответчика по настоящему делу – Республика Бурятия в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

Определением от 10.03.2022 судом  принято уточнение истцом размера исковых требований до 17 931 400 руб. 04 коп.,, убытков в виде неполученной субсидии на компенсацию выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в не выданной части.

В обоснование иска истец указал на неправомерный отказ ответчика в предоставлении субсидии по причине нелостаточности бюджетных ассигнований; на нарушение ответчиком порядка предоставления субсидии, причинившего истцу убытки в виде неполученной суммы субсидии.

Ответчик не признал иск.

В обоснование возражений пояснил, что в предоставлении истцу субсидии в сумме 17 931 400 руб. 04 коп. было отказано по причине недостаточности  выделенных бюджетных ассигнований из республиканского бюджета, поскольку средства на субсидии выделялись в порядке очередности исходя из даты и времени предоставления всеми претендентами заявлений и документов ответчику. По дате и времени регистрации заявления и документов истца, как подавшему позднее других претендентов, была выделена оставшаяся сумма из бюджета на субсидии.

В судебном заседание 26.07.2022 представитель ответчика не явился, был извещен надлежащим образом под расписку в предыдущем судебном заседании 17.06.2022.

На основании части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.

Заслушав пояснения представителя истца, пояснения представителей ответчика, данные в предыдущих судебных заседаниях, исследовав документы, представленные сторонами в дело, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказание услуг.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах  территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акта, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1)категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2)цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;

3)порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, изложена следующая правовая позиция.

«Исходя из взаимосвязанных положений ст. 69 и 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер – возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.

По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.

Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите».

Истец является теплоснабжающей организацией МО «город Северобайкальск», его деятельность по теплоснабжению является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения.

Одними из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение экономической обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 6, 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

 Частью 2 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и если концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации. В случае не подписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключенным.

Субъект Российской Федерации, участвующий в концессионном соглашении, несет следующие обязанности по концессионному соглашению, в том числе возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Между истцом, Муниципальным образованием «город Северобайкальск» в лице главы администрации, Республикой Бурятией в лице главы Республики Бурятия заключено концессионное соглашение от 15.09.2017 «в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящиеся в собственности муниципального образования «город Северобайкальск» (представлено истцом как приложение к исковому заявлению через «Мой арбитр» 09.02.2022).

Согласно пункту 1.1 соглашения истец (концессионер) обязался осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение населения и иных потребителей города Северобайкальск и осуществлять ремонт и реконструкцию теплогенерирующего оборудования.

Республика Бурятия (Субъект концессионного соглашения) принял обязательство о возмещениинедополученных доходов, экономически обоснованных расходов  истца (концессионера), подлежащих возмещению за счет средств республиканского бюджета (подпункт в) пункта 5.39, 5.43, 5.44  соглашения).

Возмещение недополученных доходов может осуществляться также в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Республики Бурятия.

            В целях компенсации выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального хозяйства, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения, Правительство Республики Бурятия утвердило постановлением от 25.12.2020 № 799 Порядок предоставления в 2020 и 2021 годах субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения (далее – Порядок).

Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее Министерство) (пункт 1.3 Порядка).

            Порядком предусмотрено, что субсидии предоставляются в порядке очередности поступления от организаций заявлений о предоставлении субсидий пределах бюджетных ассигнований.

            Одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии является недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на предоставление субсидии на текущий финансовый год (пп. «г». п. 2.6 Порядка).

            При  наличии лимитов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на очередной финансовый год Министерство принимает решение о предоставлении субсидии организациям, которым в текущем финансовом году было отказано в предоставлении субсидии на основании подпункта «г» пункта 2.6 настоящего Порядка, в порядке очередности исходя из даты и времени предоставления заявления и документов в Министерство (пункт 2.8 Порядка).

            Для получения субсидии организации до 26 декабря текущего финансового года представляют в Министерство заявление о предоставлении субсидии по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее – заявление) с приложением документов:

            а) копии учредительных документов организации;

            б) справка-расчет об объеме выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения.

            Заявление и прилагаемые к нему документы представляются заверенными подписью руководителя организации и печатью (при наличии) организации в прошитом виде.

            Министерство в день поступления регистрирует заявление в журнале регистрации в порядке очередности с указанием даты и времени поступления (пункт 2.2 Порядка).          

Истец обратился в Министерство с заявлением на предоставление субсидии в объеме 89 050 316, 61 руб. за 10 месяцев 2021 года из республиканского бюджета в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии отпуска в сфере теплоснабжения (представлено в электронном виде через «Мой арбитр» 31.05.2022).

            Указанное заявление истец датировал 17.11.2021 № 2283.

            К заявлению истец приложил документы на 330 листах.

            Министерство рассмотрело заявление истца от 17.11.2021 № 2282, по итогам рассмотрения приняло решение об отказе в предоставлении истцу субсидии на основании п.п. «г» п. 2.6 Порядка – недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидии на текущий финансовый года.

            О принятом решении Министерство указало в письме от 19.11.2021 № 06-06-07-И97715/21 (представлено в электронном виде через «Мой арбитр» 31.05.2022), в котором также указало, что при наличии бюджетных ассигнований на предоставление субсидии в 2021 году, будет принято решение о предоставлении субсидии в  в порядке очередности, исходя из даты и времени представления заявления и документов в Минстрой РБ, с учетом заключения Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия об объеме выпадающих доходов.

            Письмо о принятом решении подписано электронной цифровой подписью первого заместителя министра.

            В возражениях на исковое заявление (в электронном виде через «Мой арбитр» 06.04.2022) ответчик указал, что Законом Республики Бурятия от 25.12.2020 № 1292-VI «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии  в сфере теплоснабжения, в объеме на 2021 год 468 792, 4 тыс. руб., из них 368 792, 4 тыс. руб. учтены в соответствии с Законом Республики Бурятия от 20.12.2021 № 1929-VI «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

            Согласно информации, представленной ответчиком в электронном виде через систему «Мой арбитр» 02.06.2022, выделенные из бюджета средства в размере 368 792, 4 руб. были предоставлены организациям, подавшим заявления, как указано в информации, с 09.12.2021по 10.12.2021, последней организацией, получившей субсидию в размере 52 125 683 руб. значится истец АО «Теплоэнрего».

            Приказом Министерства от 22.12.2021 № 06-пр288 (в электронном виде через «Мой арбитр» 06.04.2022) принято решение о предоставлении субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам в очередности и суммах, указанных в представленной информации.

            В пункте 5 приказа Министерство приняло решение об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта «г» пункта 2.6 Порядка истцу в размере 17 931 400, 04 руб.

            Решение Министерства в части отказа в предоставлении истцу субсидии в указанном размере не соответствует пункту 2.8 Порядка.

Согласно  пункту 2.8 Порядка при  наличии лимитов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на очередной финансовый год Министерство принимает решение о предоставлении субсидии организациям, которым в текущем финансовом году было отказано в предоставлении субсидии на основании подпункта «г» пункта 2.6 настоящего Порядка, в порядке очередности исходя из даты и времени предоставления заявления и документов в Министерство.

Как следует из информации Министерства (от 02.06.2022 через «Мой арбитр»), дата заявления первой организации, которой была предоставлена субсидия из выделенных бюджетных средств 368 792, 4 тыс. руб. – 09.12.2021.

Вместе с тем заявление истца о предоставлении субсидии на сумму 89 050 316, 61 руб. было датировано 17.11.2021, решение об отказе в предоставлении по подпункт «г» пункта 2.6 Порядка было принято Министерством 19.11.2021.

В соответствии с пунктом 2.8 Порядка Министерство обязано было принять к рассмотрению заявление истца о предоставлении субсидии в размере 86 471 220, 21 руб. за 2021 год, как поданное ранее заявлений других организаций, в отношении которых Министерство предоставило информацию об их поступлении 09.12.2021.

В нарушение пункта 2.8 Порядка Министерство не рассмотрело заявление истца как поданное ранее других заявлений и незаконно отказало в возмещении субсидии в размере, установленном РСТ РБ

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Согласно пункту 2.5 Порядка  размер субсидии определяется на основании заключения Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия.

Согласно заключению Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (л. д. 26-27 том 1) размер объема субсидии для истца на компенсацию выпадающих доходов в связи с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска и в связи со сверхнормативными расходами топлива и электроэнергии в сфере теплоснабжения на 2021 год составил сумму 70 057 083, 04 руб.

При наличии выделенных средств из республиканского бюджета в размере 368 792 400 руб. по принципу очередности рассмотрения поданных заявлений организаций на получение субсидий, уставленной нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Бурятия, истцу полагалась субсидия в размере, установленным РСТ РБ – 70 057 083, 04, и должна быть предоставлена в полном объеме.

Таким образом, пункт 5 Приказа Министерства от 22.12.2021 № 06-пр288 об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта «г» пункта 2.6 Порядка истцу в размере 17 931 400, 04 руб. является недействительным как несоответствующее пункту 2. 8 Порядка, и нарушающее право истца на получение субсидии в размере заключения РСТ РБ.

Иск подлежит удовлетворению.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения арбитражный суд указывает о взыскании вреда за счет соответствующей казны.

Истец подал заявление истца о фальсификации ответчиком доказательства в виде журнала регистрации  № 1 заявлений на предоставление в 2021 году субсидий из республиканского бюджета  юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения.

Судом было предложено ответчику представить оригинал документа, подтверждающего регистрацию заявлений организаций на получение субсидий в 2021 году.

На предложение суда ответчик представил документ (л. д. 107-110 том 1), именуемый как «журнала регистрации  № 1 заявлений на предоставление в 2021 году субсидий из республиканского бюджета  юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения».

При этом представителями ответчика в судебном заседании 17.06.2022 были даны пояснения о том, что организации, претендующие на получение субсидий, подавали заявления вместе с приложенными к ним документами нарочно на бумажном носителе.

Указанные заявления не регистрировались как корреспонденция, входящая в Министерство, а подавались непосредственно в финансово-экономический отдел Министерства. В указанном отделе сведения о регистрации заявлений вносились в журнал, созданный в электронном виде только для этих заявлений.

Вместе с тем согласно пояснениям представителя ответчика в систему электронного документооборота Министерства не включен такой документ как «журнала регистрации  № 1 заявлений на предоставление в 2021 году субсидий из республиканского бюджета  юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения».

Ответчиком был распечатан файл документа на бумажный носитель и представлен суду.

Суд, заслушав указанные пояснения, приходит к выводу о том, что представленный ответчиком документ не является относимым и допустимым доказательством, который может быть проверен на предмет его фальсификации.

Согласно приказу Росархива от 22.05.2019 № 71 «Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления»:

3.10. Все поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления документы на бумажном носителе подлежат первичной обработке, включающей:

проверку правильности доставки документов;

проверку целостности упаковки (конвертов, пакетов);

вскрытие упаковки (за исключением конвертов, пакетов с пометкой "Лично" и грифами ограничения доступа к документу, не относящихся к обращениям граждан, организаций);

проверку целостности входящих документов, включая приложения;

уничтожение конвертов, пакетов или упаковки (за исключением обращений граждан, организаций и иных документов без указания даты, а также в случаях, если документ поступил позже указанного в тексте документа срока исполнения (даты мероприятия) или при большом расхождении между датами подписания и получения документов);

3.14. Документы, поступающие из других государственных органов, органов местного самоуправления, организаций непосредственно в структурные подразделения, но требующие рассмотрения руководства, передаются для регистрации и предварительного рассмотрения в Службу делопроизводства.

3.15. На всех поступивших документах, за исключением документов, поступивших в форме электронных документов, проставляется отметка о поступлении документа в государственный орган, орган местного самоуправления.

3.20. Первичная обработка документов завершается их распределением на регистрируемые и нерегистрируемые. К документам, не подлежащим регистрации, относятся документы, не требующие исполнения и не содержащие информации, которая может быть использована в справочных целях.

3.21. Регистрация входящих и исходящих документов осуществляется независимо от способа их доставки один раз: в Службе делопроизводства в СЭД, иной информационной системе или ином структурном подразделении государственного органа, органа местного самоуправления, если на него возложены обязанности по регистрации и организации работы с отдельными видами документов.

3.22. Регистрация входящих документов осуществляется в день их поступления или на следующий рабочий день, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

3.23. Сведения о входящем документе вносятся в ЭРК СЭД или регистрационно-учетную форму на бумажном носителе, а поступившему документу присваивается регистрационный номер.

3.24. Документы, поступившие на бумажном носителе, сканируются, электронная копия документа включается в СЭД и присоединяется к ЭРК документа.

3.25. В целях автоматизации присоединения электронной копии документа к ЭРК, а также для обеспечения быстрого поиска электронной копии документа в СЭД государственного органа может использоваться штриховое кодирование.

3.28. Документы, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления, подлежат предварительному рассмотрению в целях распределения документов на документы, требующие рассмотрения руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, заместителями руководителя государственного органа, органа местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, и документы, направляемые непосредственно в структурные подразделения. Состав документов, подлежащих предварительному рассмотрению в государственном органе, органе местного самоуправления, может быть конкретизирован в инструкции по делопроизводству. Документы, требующие срочного рассмотрения, а также телеграммы и телефонограммы передаются руководству на рассмотрение незамедлительно.

3.29. Результаты рассмотрения документа руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, его заместителями, руководителями подразделений оформляются в виде резолюций (поручений).

Сведения о резолюции (исполнитель, содержание поручения, срок исполнения) вносятся в ЭРК СЭД, после чего исполнители получают доступ к электронному документу (электронной копии документа).

3.30. Документы, поступающие на бумажном носителе, после их регистрации, включения в СЭД в виде электронных копий и рассмотрения руководством передаются в соответствующие структурные подразделения на исполнение (в случае назначения нескольких исполнителей - по месту нахождения ответственного исполнителя) или остаются в Службе делопроизводства и после исполнения включаются в дела в соответствии с номенклатурой дел государственного органа, органа местного самоуправления.

3.31. Структурные подразделения (работники) государственного органа, органа местного самоуправления, назначенные в качестве исполнителей по документу (поручению), получают доступ к документу и его ЭРК в СЭД государственного органа, органа местного самоуправления и организуют работу с документом.

Представленный ответчиком «журнал» как доказательство, содержащее сведения о регистрации заявлений организаций на получение субсидий на указанные цели с приложенными к ним документами, не соответствует требованиям названных пунктов приказа Росархива. Следовательно, не является допустимым и относимым к делу доказательством, которое может быть проверено как доказательство в порядке, предусмотренном статьей 161 АПК РФ.

В связи с данным выводом суд оставил заявление истца о фальсификации доказательства без рассмотрения.

Кроме того, на заявлениях организаций о получении субсидий (л. <...> том 1, л. <...>, 52-53, 76-77, 100-101 том 2), на заявлении истца о получении субсидии, нет отметок о поступлении документа в Министерство (пункт 3.15 приказа Росархива от 22.05.2019 № 71).

Следовательно, указанная ответчиком информация о дате и времени поступления в Министерство заявлений организаций на получение субсидий в 2021 году не доказана допустимыми и относимыми доказательствами.

Следовательно, ответчик не доказал также свой довод о том, что заявление ответчика от 09.12.2021 № 2452 на получение субсидии в размере 86 471 220, 21 руб. было подано позднее других заявлений организаций, указанных в информации ответчика, что явилось основанием для отказа в получения субсидии в полном размере.

Суд также рассмотрел довод ответчика о том, что ответчик принял решение об отказе в удовлетворении заявления ответчика о предоставлении субсидии от 17.11.2021 № 2283 в размере 89 050 316, 6 руб. на основании другого подпункта «д» пункта 2.6 Порядка.

В обоснование довода ответчик представил через систему «Мой арбитр» 16.06.2022 приказ Министерства от 22.12.2021 № 66-пр287.

Истец, опровергая довод ответчика, указал, что не получал от ответчика указанную копию приказа; высказал сомнение в его издании, так как принятое ранее ответчиком решение от 19.11.2021 № 06-06-07-И97715/21 на заявление истца от 17.11.2021 № 2283 об отказе в предоставлении субсидии на основании подпункта «г» пункта 2.6 Порядка не отменялось.

По ходатайству истца суд истребовал от ответчика предоставления оригинала приказа от 22.12.2021 № 66-пр287 (протокол судебного заседания от 17.06.2022 л. д. 131 том 2).

Ответчик не представил суду оригинал  приказа от 22.12.2021 № 66-пр287.

В соответствии  с частью 6 статьи 71 АПК РФ суд не может считать доказанным факт отказа ответчика в удовлетворении заявления истца от 17.11.2021 № 2283 в предоставлении субсидии в 2021 году по пункту «д» пункта 2.6 Порядка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Республики Бурятия в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны республики Бурятия в пользу Акционерного общества «Теплоэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 17 950 420 руб. 04 коп., в том числе 17 931 400 руб. 04 коп. – убытки, 19 020 руб. – судебные расходы по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                И.Г. Марактаева