ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6243/16 от 20.02.2017 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

28 февраля 2017 года Дело № А10-6243/2016

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному автономному учреждению культуры Республики Бурятия «Государственный архив Республики Бурятия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в принятии на хранение документов, изложенного в письме от 29 сентября 2016 года №01-25/302, возложении обязанности принять документы на хранение,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 09.01.2016 №7;

от ответчика: ФИО2 – директора;

от третьего лица: ФИО3 – представителя по доверенности от 05.12.2016,

установил:

Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному автономному учреждению культуры Республики Бурятия «Государственный архив Республики Бурятия» (далее – Учреждение) о признании незаконным отказа в принятии на хранение документов, изложенного в письме от 29 сентября 2016 года №01-25/302, возложении обязанности принять документы на хранение.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Республики Бурятия.

Представитель Управления в ходе судебного разбирательства уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным отказ Учреждения в принятии на хранение свидетельств о праве на землю, изложенный в письме от 29 сентября 2016 года №01-25/302, возложить обязанность принять их на хранение.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал уточненные требования и пояснил, что 13 сентября 2016 года заявитель направил в Учреждение письмо, которым просил принять на архивное хранение свидетельства о праве собственности на землю, выданные на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767, Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года №177, и являющиеся документами постоянного хранения. Письмом от 29 сентября 2016 года Учреждение сообщило о невозможности принятия их на хранение в связи с отсутствием свободных площадей. Согласно статьям 18, 20 и 23 Федерального закона «Об архивном деле» документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно - в государственных архивах, музеях, библиотеках и научных организациях, включенных в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. При ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив. Подлежащие передаче в архив документы образовались в результате деятельности Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия, правопреемником которого является заявитель. Отсутствие свободных архивных площадей не является основанием для отказа в приеме документов на хранение.

Представитель Учреждения возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что документы территориальных подразделений федеральных органов власти, к которым относится заявитель, считаются федеральной собственностью. Поэтому находящиеся свидетельства о праве собственности на землю должны быть приняты на хранение в федеральные архивы. В связи с этим требования к Учреждению предъявлены необоснованно как к ненадлежащему ответчику. Субсидий или субвенций Учреждению на содержание документов территориальных подразделений федеральных органов власти не выделялось. До 2025 года непереданные свидетельства должны храниться у заявителя. Управлением пропущен срок на подачу заявления.

Представитель третьего лица считает отказ в принятии документов на хранение законным. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Из материалов дела следует, что 10 января 2008 года государственное автономное учреждение культуры Республики Бурятия «Государственный архив Республики Бурятия» зарегистрировано в качестве юридического лица.

Согласно Уставу основным видом деятельности Учреждения является хранение и государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации (л.д.100-124).

13 сентября 2016 года Управление обратилось в Учреждение с письмом, в котором просило принять на постоянное хранение 27 397 свидетельств о праве собственности на землю, выданные на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767, Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года №177 (л.д.7-8).

Письмом от 29 сентября 2016 года №01-25/302 Учреждение сообщило заявителю о том, что не имеет возможности принять на государственное хранение документы в связи с отсутствием свободных архивных площадей (л.д.6).

Не согласившись с решением, выраженным в письме от 29 сентября 2016 года №01-25/302, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

В силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Суд отмечает, что возникший спор носит экономический характер, поскольку хранение документов, подлежащих передаче в государственный архив, требует от заявителя материальных и иных затрат, связанных с обеспечением их сохранности.

В связи с этим суд полагает, что настоящее дело подведомственно арбитражному суду.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым заявление удовлетворить.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: несоответствие его закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22 октября 2004 года №125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №125-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №125-ФЗ под государственным архивом понимается федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией (далее - федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации (далее - государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; под архивным делом в Российской Федерации - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 03 ноября 2006 года №174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Как видно из материалов дела Учреждение является автономным, созданным для осуществления государственных функций в области архивного дела.

Следовательно, оно является органом, осуществляющим публичные полномочия в названной сфере, в связи с чем его действия могут быть обжалованы в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона №125-ФЗ под архивным документом понимается - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства; под Архивным фондом Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Статьей 4 Федерального закона №125-ФЗ установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относится хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек; б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России); в) государственных внебюджетных фондов; д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации; е) государственных корпораций, государственных компаний.

В свою очередь к полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относится хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации; б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации; в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона №125-ФЗ к федеральной собственности относятся архивные документы: 1) хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность); 2) государственных органов и организаций, указанных в подпунктах "б", "в", "д" и "е" пункта 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона; 3) бывших неприятельских государств, перемещенные в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о перемещенных культурных ценностях; 4) отнесенные к федеральной собственности федеральными законами.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы: 1) хранящиеся в государственных архивах субъекта Российской Федерации, музеях и библиотеках субъекта Российской Федерации (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность); 2) государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 20 Федерального закона №125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.

В силу статьи 21 Федерального закона №125-ФЗ документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.

Как видно из материалов дела Управление просило Учреждение принять на архивное хранение 27 397 свидетельств о праве собственности на землю, выданные территориальными подразделениями Государственного земельного комитета Республики Бурятия на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 и Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года №177.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 января 1999 года N 5 утверждены Положения о Государственном земельном комитете Республики Бурятия, его районных (городских) комитетах.

Из указанного постановления следует, что земельный комитет в районах и городах (кроме городов районного подчинения), именуемый в дальнейшем райкомзем (горкомзем) является территориальным органом государственного управления в составе Государственного земельного комитета Республики Бурятия по осуществлению государственного регулирования и межотраслевой координации по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов.

Следовательно, указанные свидетельства как архивные документы относятся к собственности Республики Бурятия и подлежат передаче на хранение в архив, учреждаемый субъектом Российской Федерации.

Суд также учитывает правовую позицию, сформулированную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 октября 2016 года N 305-ЭС16-4927, согласно которой отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации. В такой ситуации, принимая во внимание положения статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, учитывая, что отношения в сфере организации хранения архивных документов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, проживающим по большей части на территории того субъекта Российской Федерации, где было расположено ликвидированное федеральное предприятие, в целях исключения условий для возложения обязанности по приему однородных документов по личному составу на публичные архивы разного уровня и различной компетенции, что существенно затрудняет поиск соответствующих сведений гражданами, судам следовало признать допустимым временное (до надлежащего разрешения соответствующих вопросов органами государственной власти Российской Федерации) возложение обязанности по приему и хранению данных документов на нефедеральный государственный архив исходя из территориального принципа (по месту нахождения ликвидируемой организации).

Свидетельства о государственной регистрации права собственности выданы в отношении земельных участков, расположенных на территории Республики Бурятия, следовательно, их хранение должно осуществляться в архиве Республике Бурятия с целью обеспечения прав заинтересованных лиц.

При таких обстоятельствах доводы Учреждения об отсутствии полномочий по принятию названных документов на хранение являются несостоятельными.

Обжалуемое решение мотивировано отсутствием свободных архивных площадей.

Вместе с тем законодательство об архивном деле не содержит подобного основания для отказа в принятии на хранение архивных документов. Статья 21 Закона устанавливает обязанность по передаче в государственный архив на постоянное хранение архивных документов.

С учетом этого суд считает, что оспариваемое решение противоречит приведенным выше нормам Закона и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку хранение документов, подлежащих передаче в государственный архив, требует от Управления материальных и иных затрат, связанных с обеспечением их сохранности.

Доводы Учреждения об истечении срока исковой давности суд считает необоснованными, поскольку спорные правовые отношения нормами гражданского законодательства не регламентируются.

Трехмесячный срок для обращения в суд, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса, Управлением не пропущен.

Утверждения Учреждения о том, что Управление обязано самостоятельно постоянно хранить спорные свидетельства, являются необоснованными, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для принятия обжалуемого решения. При этом названные свидетельства выданы территориальными подразделениями Государственного земельного комитета Республики Бурятия. Данные о том, что Управление является правопреемником указанного комитета, судом не установлены.

В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов Управление просило суд возложить на Учреждение обязанность принять на архивное хранение названные выше документы.

Вместе с тем суд считает необходимым возложить на Учреждение обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле по следующим причинам.

Статьей 23 Федерального закона №125-ФЗ установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18 января 2007 года N 19 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук.

Пунктом 4.4.1 Правил предусмотрено, что прием документов Архивного фонда Российской Федерации от источников комплектования осуществляется государственным и муниципальным архивами, организацией Российской академии наук в соответствии с планом-графиком, который утверждается руководством архива по согласованию с источниками комплектования. Внеплановый прием документов Архивного фонда Российской Федерации, а также архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, осуществляется в случае ликвидации источника комплектования или в случае угрозы сохранности архивных документов.

По просьбе источников комплектования и при наличии свободных площадей государственный и муниципальный архивы, организация Российской академии наук может осуществлять досрочный прием документов Архивного фонда Российской Федерации, а также временное хранение архивных документов на основе договора. Прием архивных документов на временное хранение оформляется также актом приема-передачи документов на хранение (приложение N 9) и производится по сдаточной описи.

Архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы и уникальные документы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств источников комплектования, передающих указанные документы.

При приеме архивных документов проводятся проверка их физического, санитарно-гигиенического, технического состояния, а также проверка страховых копий на особо ценные документы и уникальные документы и проверка комплектности учетных документов.

Документы Архивного фонда Российской Федерации принимаются в государственный и муниципальный архив, организацию Российской академии наук по утвержденным ЭПК описям дел, документов; документы по личному составу - по согласованным ЭПК описям дел, документов; архивные документы с неистекшими сроками временного хранения - по сдаточным описям.

Прием дел производится поединично; особо ценные дела принимаются с их полистной проверкой. На всех экземплярах описи дел, документов делаются отметки о приеме архивных документов в архив. При отсутствии единиц хранения, указанных в описи дел, документов, в ней делается новая итоговая запись. Номера отсутствующих единиц хранения и причины отсутствия оговариваются в акте приема-передачи документов на хранение и в прилагаемой к акту справке. Источник комплектования принимает меры по розыску не поступивших на хранение архивных документов. Утраченные подлинные архивные документы могут быть заменены их копиями.

Прием архивных документов оформляется актом приема-передачи документов на хранение (приложение N 9), составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр остается в архиве, другой - в источнике комплектования. Вместе с архивными документами в архив передаются три экземпляра описи дел, документов.

При первом приеме архивных документов от источника комплектования принимается также историческая справка о нем и его фонде, которая затем дополняется сведениями об изменениях в названии, функциях, структуре источника комплектования (фондообразователя).

Таким образом, архивные документы подлежат передаче в соответствующий архив в упорядоченном виде. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют достаточные данные, свидетельствующие о том, что документы Управлением упорядочены надлежащим образом как того требуют названные Правила, в связи с чем суд не может возложить обязанность принять их на архивное хранение.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ государственного автономного учреждения культуры Республики Бурятия «Государственный архив Республики Бурятия» в принятии на хранение документов, выраженный в письме от 29 сентября 2016 года №01-25/302, как противоречащий Федеральному закону от 22 октября 2004 года №125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"

Возложить на государственное автономное учреждение культуры Республики Бурятия «Государственный архив Республики Бурятия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Н.П. Кушнарева