ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6337/14 от 04.03.2015 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

10 марта 2015 года                                                                                      Дело № А10-6337/2014

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 10 марта 2015 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (ОГРН 1040302974755, ИНН 0326021246) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" (ОГРН 1080326008333, ИНН 0326478071, адрес (место нахождения): 670031, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 13А) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

от заявителя: Норбоевой О.О., представителя по доверенности от 3.03.2015, Маркакова А.С., представителя по доверенности от 3.03.2015,

от лица, привлекаемого к административной ответственности: Шабакова Н.Е., директора, Курбатовой М.С., представителя по доверенности от 3.03.2015,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (далее – Управление, административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" (далее – Общество, ООО «Фрегат») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

29 декабря 2014 года определением вышеуказанное заявление принято к производству с рассмотрением в упрощенном порядке.

24 февраля 2015 года определением  суд перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного производства.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования и пояснили, что 12 декабря 2014 года в результате мониторинга Единой информационной системы Управления было установлено, что оператор связи ООО «Фрегат» в период с 2 декабря 2014 года по 11 декабря 2014 года не осуществляло выгрузку информации из ЕАИС с целью ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В действиях Общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Ранее Общество привлекалось к ответственности по указанной статье и ему назначалось наказание в виде предупреждения.

Представители ООО «Фрегат» в судебном заседании заявленные требования не признали и пояснили, что в настоящее время Общество услуги связи не предоставляет, поскольку не имеет лицензии на передачу данных, не имеет абонентов. Обществом не предоставляет доступ к сайтам и не имеет возможности ограничить доступ к ним в связи с отсутствием лицензии на передачу данных. В удовлетворении заявленных требований просили отказать.

Как следует из материалов дела, ООО «Фрегат» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

28 ноября 2013 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ООО «Фрегат» была выдана лицензия №114648 на осуществление телематических услуг связи сроком действия до 28 ноября 2018 года (л.д.20-23)

Пунктом 5 Условий осуществления деятельности, являющихся неотъемлемой частью указанной выше лицензии, предусмотрено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

12 декабря 2014 года должностным лицом Управления произведен мониторинг Единой информационной системы, в результате которого было установлено, что ООО «Фрегат» в период с 2 декабря 2014 года по 11 декабря 2014 года не осуществляло выгрузку информации из ЕАИС с целью ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В этот же день уведомлением Управления назначено время, место (19 декабря 2014 года в 14 часов 00 минут) составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества (л.д.24). Копия вышеуказанного уведомления получена Обществом 15 декабря 2015 года вх.2.

19 декабря 2014 года ведущим специалистом – экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Маркаковым А.С. в отношении Общества по факту неосуществления Обществом ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, внесенной в Единый информационной системы в период с 2 декабря 2014 года по 11 декабря 2014 годасоставлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением. Протокол составлен в присутствии представителя Общества Курбатовой М.С. действующей по доверенности от 17.12.2014.

В соответствии со статьями 203, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Фрегат» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Следовательно, обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, должен доказать административный орган.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

В статье 3 обозначенного выше Закона даны определения следующим понятиям:

- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

- лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включена деятельность по оказанию услуг связи.

При этом пунктом 1 части 4 статьи 1 этого же Закона предусмотрено, что особенности лицензирования данного вида деятельности могут устанавливаться иными федеральными законами.

В Российской Федерации правовые основы деятельности в области связи, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи определены Федеральным законом  от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее – Закон о связи)

В статье 2 упомянутого выше Закона даны определения следующим понятиям:

- оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;

- сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи;

- услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;

- электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

На основании части 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи приведен в разделе XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 (далее – Перечень лицензионных условий).

Применительно к рассматриваемому случаю Управлением в качестве нарушений, условий, предусмотренных лицензией, Обществу вменяется нарушение в период с 2 декабря 2014 года по 11 декабря 2014 года требований:

-  части 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в части неосуществления ограничения доступа к сайтам в сети Интернет в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

- пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», в части неосуществления ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

-  подпункта  «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, в части оказания телематических услуг связи несоответствующих законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

- пункта 5 Раздела XVI Перечней лицензионных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией, в части оказания услуг связи несоответствующих Правилам оказания услуг связи, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 5 статьи 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации), а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Частью 10 этого же Закона установлено, что в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 утверждены "Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Пунктом 13 вышеуказанных Правил предусмотрено, что перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.

В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".

Приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 N 169 утвержден "Порядок получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Приказ Роскомнадзора от 21.02.2013 N 169).

Данный порядок определяет процедуру получения операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступа к содержащейся в Едином реестре информации.

Согласно пункту 5 Условий осуществления деятельности, являющихся неотъемлемой частью указанной выше лицензии, предусмотрено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Таким образом, из вышеприведенных положений следует, что оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В противном случае при неоказании тем или иным лицом услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обязанность по осуществлению ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует.

Как следует из обстоятельств дела, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности послужил вывод Управления о нарушении Обществом  вышеизложенных норм права, что было расценено им как нарушение лицензионных условий,  ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В то же время суд не может согласиться с таким выводом административного органа и полагает его преждевременным.

Согласно статьям 26.1 и 26.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.

Как установлено судом ООО «Фрегат» имеет лицензию №114648 на осуществление телематических услуг связи.

Пунктом 4 лицензионных требований в соответствии с вышеуказанной лицензией предусмотрено, что лицензиат обязан обеспечить предоставление абоненту, пользователю:

- доступа к сети связи лицензиата;

- доступа к информационным системам информационно – телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

- приема и передачи телематических электронных сообщений.

С учетом приведенных выше выводов обязанность по осуществлению ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеет место тогда, когда лицом фактически осуществляется предоставление доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно позиции заявителя ООО «Фрегат» не предоставляет абонентам доступа  к информационным системам информационно – телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет и не осуществляет прием и передачу электронных сообщений, поскольку у него отсутствует лицензия на передачу данных.

Названные доводы Общества в ходе рассмотрения настоящего дела не были опровергнуты административным органом, каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих о предоставлении  ООО «Фрегат» абонентам доступа к информационным системам информационно – телекоммуникационных сетей, к сети Интернет, а также осуществления им приема и передачи электронных сообщений к оценке суда не представлено.

В свою очередь непредоставление ООО «Фрегат» доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в силу приведенных выше выводов суда исключает у него обязанность по осуществлению ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"  и не позволяет согласиться с позицией Управления о необходимости привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении в области связи от 19 декабря 2014 года содержит лишь указание на то, что ООО «Фрегат» в период с 2 декабря 2014 года по 11 декабря 2014 года не осуществляло выгрузку информации из ЕАИС с целью ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В то же время каких-либо сведений о том, что осуществляет ли Общество предоставление абонентам доступа к информационным системам информационно – телекоммуникационных сетей, к сети Интернет, прием и передачу электронных сообщений и, как следствие, является ли субъектом, на которого в силу указанных выше правовых норм, возложена обязанность по ограничению и возобновлению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" данный протокол не содержит.

Иными словами упомянутой выше протокол не содержит достаточных данных (обстоятельств), на основании которых Управлением постановлен вывод о необходимости привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

При этом то обстоятельство, что ООО «Фрегат» не осуществляло выгрузку информации из ЕАИС безотносительно к факту оказания (неоказания) услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приема и передачи телематических электронных сообщений не свидетельствует о совершении Обществом правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как это ошибочно посчитало Управление.

С учетом изложенного в рассматриваемом случае привлечение лица к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как это полагает Управление, недопустимо, и к тому же не согласуется с положениями части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, из которых следует лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Данные обстоятельства административным органом не учтены, что подлежит исправлению судом и, как следствие, необходимости отказа в удовлетворении заявленных по делу требований.

 Каких-либо иных доказательств, позволяющих прийти к выводу обратному высказанному выше, материалы настоящего дела не содержат.

Таким образом, в рассматриваемом случае материалы дела не содержат необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В свою очередь на основании статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд не усматривает правовых оснований для привлечения ООО «Фрегат» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и, как следствие, отказывает в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований.

Частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении  требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (ОГРН 1040302974755, ИНН 0326021246 о привлечении  общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" (ОГРН 1080326008333, ИНН 0326478071, адрес (место нахождения): 670031, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 13А, офис 3)  к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.

        Апелляционная   жалоба подается в суд апелляционной  инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.

  Судья                                                                                                Г.Д.-С. Мархаева