ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6344/19 от 27.11.2019 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

02 декабря 2019 года                                                                                  Дело № А10-6344/2019

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 02 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Путинцевой Н.Г. при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Батодамбаевой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085)

к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892)

третье лицо, без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Леонюк Александра Кирилловна

о взыскании 1 859 009,70 руб.,

при участии в заседании

от истца: Зубкова Екатерина Юрьевна – представитель по доверенности №40 от 07.10.2019, диплом ВСА 0579001;

от ответчика: Селина Елена Викторовна – представитель по доверенности №01-01-12/01 от 09.01.2019, диплом ДВС 1227865;

от третьего лица: не явился, извещен (информация о движении  дела   размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия: http://buryatia.arbitr.ru),

установил:

Администрация города Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия о взыскании за счет казны Республики Бурятия 1 859 009,70 руб.

Определением от 07.10.2019 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечена Леонюк Александра Кирилловна.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, согласно которому именно на администрации, как собственника муниципального имущества, лежит обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений взамен аварийных.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они указаны в исковом заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они указаны в отзыве на исковое заявление. 

Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Суд на основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08.06.2016 по делу № 2-2117/2016 на администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Леонюк А.К. на состав семьи 5 человек жилое помещение во внеочередном порядке взамен непригодного для проживания.

Определением Советского районного суда города Улан-Удэ от 14.10.2016 по делу №2-2117/16 изменен способ исполнения решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08.06.2016 на взыскание с Администрации г. Улан-Удэ в пользу Леонюк А.К. на приобретение жилого помещения денежных средств в размере 1 859 009,70 руб.

Денежные средства в размере 1 859 009,70 руб. платежным поручением №800 от 28.12.2016 были перечислены в пользу Леонюк А.К.

Полагая, что обеспечение такой категории граждан жилыми помещениями не относится к расходным обязательствам муниципального образования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 14 и в пункте 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Как следует из материалов дела, жилое помещение общей площадью 42,1 кв.м., по адресу: г. Улан-Удэ, Советский район, ст. Дивизионная, 1 участок, дом №2, квартира 4, было передано в бессрочное владение и пользование нанимателю Леонюк А.К. с членами семьи в количестве 5 человек: Григорьев А.В., внук; Леонюк Л.А., дочь; Григорьев Д.А., правнук; Федотова Г.П., жена внука; Федотова А.А., правнучка, согласно договора социального найма №30 от 06.05.2014 и дополнительного соглашения к нему №30/1 от 06.05.2014.

В части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в том числе граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания), жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен в статье 57 названного Кодекса, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет; жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления; решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

В силу частей 1, 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем; договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма" на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08.06.2016 по делу № 2-2117/2016 установлено, что Леонюк А.К. состоит в Администрации Советского района г. Улан-Удэ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания» с 31.05.2012. Члены семьи нанимателя Леонюк А.К. – внук Григорьев А.В. состоит в Администрации Советского района г. Улан-Удэ на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие» с 10.07.2012, жена внука Федотова Г.П. с правнуком Федотовым А.А. состоит в Администрации Советского района г. Улан-Удэ на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие» с 12.02.2016, на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания» с 15.01.2016.

В соответствии с заключением от 28.03.2012 №4 межведомственной комиссии, все жилые помещения в жилом доме по адресу: г. Улан-Удэ, Советский район, ст. Дивизионная, 1 участок, дом №2, признаны непригодными для проживания.

Дом, расположенный по адресу : г. Улан-Удэ, Советский район, ст. Дивизионная, 1 участок, дом №2, в перечень домов, подлежащих расселению согласно Республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия, в 2013-2017 годах» (утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 № 332), не вошел.

Факты признания жилого дома №2, 1 участок, ст. Дивизионная г. Улан-Удэ непригодным для проживания сторонами не оспариваются.

В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, признано непригодным для проживания.

Порядок предоставления гражданам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, регламентирован статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что законодатель возлагает обязанность по предоставлению жилого помещения на наймодателя.

При этом гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, благоустроенное жилье предоставляется вне очереди (статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

С учетом вышеприведенных положений жилищного законодательства, именно на администрации, как собственнике муниципального имущества, лежит обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений взамен аварийных и признанных непригодными к проживанию.

Указанная правовая позиции соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2017 года № 66-КГ16-14, от 24.06.2019 №302-ЭС19-8825.

Довод ответчика о том, что Законом № 1732-III предусмотрено обеспечение граждан жильем за счет государственного жилищного фонда, основаны на неправильном толковании норм права.

Принятый субъектом Российской Федерации Закон N 1732-III устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Между тем, вопросы возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов регулируются жилищным законодательством, в настоящем случае статьями 57, 85, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, правовых оснований для отнесения расходов муниципального образования, понесенных в связи с предоставлением жилья Леонюк А.К. и членам ее семьи, к расходным обязательствам Республики Бурятия не имеется.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                             Н.Г. Путинцева